рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Анализ хозяйственной деятельности МП "ТИСТ"

Для развития ОХД необходимы материальные, трудовые и управленческие ресурсы, но самыми главными и дефицитными остаются финансовые ресурсы. Главная проблема, которую сегодня решают каждый день руководители – это проблема дефицита платежных средств. В связи с этим остро стоит вопрос эффективного планирования и использования средств, выделяемых на развитие ОХД. При этом план в форме директивных заданий и показателей, привычный для большинства руководителей, мало полезен сегодня для управления экономикой и финансами ОХД, он не дает представления о состоянии ОХД, сбалансированности его структуры и о возможном его изменении вследствие тех или иных событий.

Планируя ресурсы и затраты на развитие, ОХД обязан учитывать текущую ситуацию на рынке производимого и реализуемого товара и ожидаемое ее развитие. Количество товара, которое предполагается реализовать в будущем, определяет тот объем продукции, который необходимо произвести, а это в свою очередь устанавливает плановые материально-технические показатели. При этом очень важна точность в определении размеров будущих объемов реализации (рыночной доли ОХД), поскольку ошибка в прогнозах может привести к серьезным убыткам. Так, если реальная рыночная доля ОХД окажется меньше прогнозируемой, то ОХД потеряет средства, вложенные в модернизацию ОХД и изготовление лишнего объема продукции, в противном случае ОХД несет потери в размере недополученной прибыли.

Для планирования устойчивого развития ОХД, функционирующего в условиях конкурентной борьбы, необходимо решать следующие задачи:

1) выбор рыночной стратегии развития ОХД и определение необходимого объема фонда развития;

2) определение эффективной стратегии использования выделенного фонда развития.

Выбор рыночной стратегии и определение размера фонда развития происходит в условиях высокой степени неопределенности, обусловленной отсутствием информации о ситуации, которая сложится на рынке в будущем периоде функционирования. Рыночная ситуация складывается в результате реализации потребителями рассматриваемого товара своих предпочтений. В свою очередь предпочтения потребителей складываются под воздействием множества социальных, экономических, политических и других факторов, но в определяющей степени на выбор потребителями продукции того или иного производителя оказывает привлекательность товара и товаропроизводителя. Следовательно рыночная ситуация в будущем периоде определяется привлекательностью ОХД и их продукции, а также стратегиями по повышению этих показателей.

На этапе стратегического планирования не известны рыночные стратегии остальных ОХД, поскольку условия конкурентной борьбы не предполагают сообщения такой информации, однако, основываясь на информации прошлых этапов функционирования и предполагая рациональное поведение конкурентов, можно сделать предположения об их поведении на рынке, а, следовательно, и о ситуации, которая может сложиться на рынке в будущем периоде.

ОХД, функционирующий в условиях конкурентной борьбы, с одной стороны представляет собой открытую систему, внутреннее состояние которой изучается в рамках микроэкономики, а с другой стороны – это часть сложной рыночной системы, элементами которой являются конкурирующие предприятия, потребители товаров и услуг, корректирующие органы государственной власти. Поэтому, планируя свою деятельность, ОХД необходимо учитывать воздействующие параметры внешней среды. Все возрастающая сложность рыночных взаимоотношений ведет к тому, что органам планирования и управления ОХД в своей работе, для решения вышеперечисленных задач необходимо использовать средства моделирования. Эти средства должны учитывать неопределенность и изменчивость внешней среды, решать вопросы, связанные с оценкой эффективности управленческих решений при различном развитии рыночной ситуации, и, что самое главное, учитывать рыночные стратегии конкурентов, в частности конкурентоспособность остальных ОХД-участников рассматриваемого рынка и их действия по повышению конкурентоспособности. Сложность задач развития на порядок выше задач функционирования, так как необходимо учитывать множество факторов и принимать решения при отсутствии полных данных о ситуациях и вариантах действий. Эти задачи относятся к классу так называемых открытых, законченной теории которых пока еще нет. Есть и еще множество нерешенных вопросов, о чем было сказано ранее.

Таким образом, видим, что “Управление развитием систем” требует дальнейшего развития. И здесь важны  и теоретические обобщения и дополнения теории и практическая реализация положений. Причем, с нашей точки зрения, целесообразно как развитие теоретического базиса, разработка математических моделей, разработка методологии управления развитием, так и соответствующих прогрессивных информационных технологий и внедрение их в практику.

Обобщенно задачи управления устойчивым развитием сводятся к следующим:

1. Разработка методов и средств идентификации финансово-экономического и технического состояния ОХД и прогноза их развития (система взаимосвязанных индексов).

2. Идентификация текущего состояния и тенденций развития (прогноз) всех аспектов внешней среды (прежде всего оценка рисков).

3. Оценка возможного фонда развития ОХД.

4. Разработка и оптимизация сценария устойчивого с учетом рисков и неопределенности развития ОХД на различные горизонты планирования, который включает: изменение организационной структуры, технологий, номенклатуры продукции, кадровой политики и т.д.

5. Управление реализацией сценария устойчивого развития (оперативный аспект, контроль, коррекция отклонений и т.д.)


1.2 Координационное управление в системе управления развитием ОХД


Поскольку устойчивое развитие может быть обеспечено только в случае целенаправленного процесса внесения скоординированных необходимых изменений в характеристике системы [3, 5] это требует дальнейшего изучения, исследования и пересмотра смысла понятия «координация», рассмотрения и изучения его в более широком понимании. Это и включения координации как компоненты теории сложных систем, это и скоординированное управление, это координация организационного управления, координация целей и т.п.

Напомним определение сложной системы.

Сложная система − это целенаправленная система с взаимозависимыми функциональными элементами (подсистемами управления, объектами управления, подсистемами высшего уровня и т.д.), распределенными по уровням, между которыми в определенном смысле установлены отношения соподчиненности.

Процесс управления развитием сложной системы характеризуется следующими этапами: 1) выделением проблемы (П); 2) определением цели функционирования (Ц); 3) выбором и определением критериев для сравнения вариантов (КР); 4) формализацией процессов и задач на математическом уровне (Ф); 5) декомпозицией целого на части с возможным сохранением свойств целого (ДК); 6) модернизацией и разработкой компонент (РК); 7) композицией частей в целое без изменения свойств частей (К).

Этап №6 характеризуется тем, что только здесь требуется решение задач координации.

Классический индуктивный подход (рис.1.5) состоит в строго последовательном выполнении этих этапов и простом суммировании компонентов на этапе композиции [259]. Такая разобщенность решения задач при решении задач развития недопустима, поскольку приводит к значительным затратам ресурсов и не позволяет достигнуть поставленных целей. Этим же может быть объяснена и недостаточная развитость моделей координации.

С появлением системного подхода изменяется концепция управления Развитием. Системный подход состоит в совместном и взаимосвязанном решении всех этапов развития системы и опирается на следующие принципы.

1) взаимосвязь и развитие, зависимость и автономность, качественное различие целого и части;

2) иерархичность исследования: собственный уровень – изучение самой системы; вышестоящий уровень – изучение системы как элемента более широкой системы (метасистемы); нижестоящий уровень – изучение системы во взаимосвязи с компонентами;

3) интеграция исследования: изучение общих свойств и закономерностей системы, раскрытие принципов объединения в целое;

4) формализация исследования: создание методов, нацеленных на получение количественных характеристик.

При управлении развитием системы (ОХД) необходимо руководствоваться следующими положениями, вытекающими из системного подхода: пропорционально-последовательное продвижение по этапам развития системы; координация (согласование) целей, информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик; правильное соотношение отдельных уровней иерархии в системе; целостность отдельных обособленных стадий развития.

При этом должен реализовываться главный принцип – обеспечение максимальной эффективности от системы в результате развития.

При использовании системного подхода координация «пронизывает» процесс развития ОХД от начальной стадии до конечной, что в свою очередь требует необходимости развития методов и моделей координации в сложных системах для формирования концепции развития с учетом координации. Появление и развитие системного подхода обусловило необходимость развития методов и концепции координации в сложных системах. Однако, не смотря на более, чем тридцатилетнюю историю после обоснования системного подхода, количество работ по координации все еще недостаточно.

Решение задач координации начинает осуществляться с самого верхнего уровня системы и заключается это в достижении такого состояния системы (ОХД), чтобы интересы всех компонентов (звеньев) системы были скоординированы, т.е. согласованы.

Важнейшим моментом теории сложных систем являются, по мнению автора, вопросы декомпозиции и, вследствие этого, координации целей, функций, решений, подсистем, систем. Необходимость и важность принципа координации вытекает из принципа декомпозиции. Разделение системы на компоненты вызывает необходимость координации действий этих компонентов. Действительно, сложные комплексы управления необходимы для решения задач большой размерности, с большим числом переменных по управлению сложными «большими» системами. Обычно одна центральная задача большой размерности заменяется последовательностью задач значительно меньшей размерности и осуществляется координация их решений в единую целостную систему, направленную на эффективное решение исходной задачи системы.

Приведенная аргументация выглядит столь естественной и разумной, что вряд ли вызовет у кого-нибудь возражения. Более того, любой человек очень часто использует этот метод решения стоящих перед ним задач, при этом не догадываясь об имеющемся для него (метода) названия.

В результате декомпозиции общая задача управления разбивается на иерархические подзадачи таким образом, что некоторые подзадачи могут быть решены, не требуя информации от других подзадач, зависящих от их решения. Сохраняется лишь информативный поток, помогающий вышестоящим уровням выбирать соответствующую подзадачу в зависимости от ситуации на объектах путем анализа допустимости принятых аппроксимаций и упрощений и посредством этого улучшать работу иерархической системе управления. В зависимости от сложности алгоритма поток информации может меняться от информации о классифицировании ситуации до полной информации, замеряемой этим уровнем [9].

Сама декомпозиция заключается в замене задачи на эквивалентную совокупность подзадач. Декомпозиция проводится через ряд последовательных стадий, в которых формулируются промежуточные задачи.

Следует выделить следующие основные типы декомпозиции в решении проблемы управления сложными распределенными системами [257]:

1. Функциональная декомпозиция, при которой задача управления заменяется на совокупность взаимосвязанных или отдельных подзадач с учетом функций, выполняемых отдельными подсистемами. Так, например, для системы с распределенными параметрами система дифференциальных уравнений в частных производных декомпозируется в несколько дифференциальных уравнений в частных производных.

2. Пространственная декомпозиция, которая расчленяет пространственную область на несколько подобластей и получает соответствующую математическую декомпозицию. После проведения функциональной декомпозиции каждая подзадача может быть далее декомпозирована с привлечением пространственной декомпозиции для получения численного решения.

3. Декомпозиция по времени, в результате которой для каждого иерархического уровня определяется периодичность решения соответствующих подзадач, опроса датчиков и ЭВМ каждого уровня управления. Определение периодичности решения задач и опроса датчиков может быть осуществлено как на основе теоремы Котельникова, так и в виде адаптивного автоматизированного метода дискретизации, основанного на минимизации интегрального квадратического критерия ошибки [9].

Для успешной работы сложной системы необходимо, чтобы цели (задачи) ее подсистем были скоординированы между собой и с глобальной целью всей системы. Каждая подсистема оптимизирует свою целевую функцию, а верхний уровень координирует решение нижестоящих подсистем таким образом, чтобы достигался оптимум глобальной целевой функции.

Координация (от лат. co – совместно и ordinate - упорядочение) взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие. Любая целенаправленная деятельность человека, начиная от простой бытовой и оканчивая профессиональной представляет непрерывную цепь различного рода согласований (временных, ресурсных, финансовых и т.п.). Это же справедливо и для животного мира. В технических, экономических, социальных системах также постоянно производятся различного рода согласования и координация имеет повсеместное распространение.

Следовательно, мы можем утверждать, что координация является всеобъемлющим и повсеместно распространенным понятием и имеет такую частоту и широту использования как и «управление», и «принятие решений».

Следует подчеркнуть, что в некоторых опубликованных ранее работах, например в [5], подчеркивалось на необходимость координации взаимодействия компонентов системы.

Отметим, что в основе теории сложных систем лежат принципы: декомпозиции, координации, двойственности управления, агрегации и дизагрегации, специализации, оптимизации, оптимального выбора решений, реализации принятых решений.

Принцип координации предписывает функциональным элементам сложной системы (объектам управления, системам управления объектами и системе управления верхнего уровня) координировать определенным образом свои действия и решения. Подсистемы как компоненты сложной системы согласовывают между собой индивидуальные задания и их решения. Верхний уровень управления согласовывает решения подсистем управления с решением глобальной задачи всей системы и внешней средой. Системы имеют следующую иерархическую структуру координации: подсистем управления каждого уровня между собой; междууровневые; согласования между верхним уровнем управления и глобальной задачей всей системы. Ввиду важности принципа координации в сложных системах нами предлагается его реализация в особой системе – подсистеме координаций, которая должна обеспечить решение всей совокупности задач координации в сложной системе.

Верхний уровень системы осуществляет такую координацию локальных задач подсистем управления, чтобы их решения обеспечивали бы одновременно и решение глобальной задачи системы в целом. Для определения указанных координаций верхний уровень преобразует сначала глобальную задачу системы из исходного пространства управлений в пространство координаций, используя для этого согласованные между собой решения локальных задач подсистем управления, а затем решает глобальную задачу всей системы в пространстве координации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.