рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Билеты и ответы по мировой экономике

Билеты и ответы по мировой экономике

 ВОПРОС 1

Современные тенденции развития международного разделе­ния труда и мировой торговли.

ОТВЕТ

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА (МРТ) представляет собой закрепление за определенными стра­нами производства отдельных видов товаров, работ, ус­луг.

МРТ обусловливает:

• обмен товарами и услугами между странами;

• движение капитала между странами;

• миграцию рабочей силы;

• интеграцию.

Специализация, связанная с производством товаров и услуг, повышает конкурентоспособность. В результате МРТ развивается синергический эффект, необходимый при объединении разрозненных экономических объектов.

Для развития МРТ  важное значение имеют:

сравнительные преимущества, которые возникают из-за более высокой конкурентоспособности на внут­реннем рынке (способность производить товар с бо­лее низкой стоимостью);

государственная политика, в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

концентрация производства — создание крупной про­мышленности, развитие массового производства (со­здавая производство, страна должна ориентировать­ся на внешний рынок);

растущий импорт страны — развитие массового по­требления сырья, топлива. В мировом сообществе массовое производство обычно не совпадает с место­рождениями ресурсов — страны организуют ресурс­ный импорт;

развитие транспортной инфраструктуры.


Основные тенденции развития мировой торговли:


• в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распрост­ранением МРТ, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного произ­водства;

динамика мировой торговли постоянно колеблется. Это значит, что в кризисные годы темпы роста миро­вой торговли резко падают, а после кризиса сокраща­ются и абсолютные размеры торговли;

• происходит быстрое обновление товарной номенкла­туры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров — продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;

• НТР дает новый толчок для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает об­мен деталями, узлами и компонентами, которые изго­тавливаются на предприятиях различных стран. Ко­нечный продукт является результатом кооперации и внешней торговли;

• развитие мировой торговли в рамках НТР привело к снижению энергоемкого и металлоемкого производ­ства, к внедрению более прогрессивных методов обра­ботки первичных материалов, появлению ресурсосбе-регающих технологий;

• основное место в современной мировой торговле зани­мает торговля услугами (невидимая торговля), особен­но распространен обмен технологиями (товар + услу­ги). Крупнейшие импортеры технологий — Япония, Италия, Германия. Крупнейшие экспортеры — США, Германия, Франция, Япония;

• возросла роль транснациональных корпораций.


Транснациональные корпорации (ТНК) — корпора­ции, капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны, а сферой деятельности является мировое эко­номическое сообщество.


ТНК — это корпорация, национальная по собственности и международная по сфере деятельности.

Многонациональные корпорации (МНК) — капитал данных корпораций является многонациональным как по составу, так и по сфере функционирования.

Для отнесения корпораций к ТНК или к МНК нужно рассматривать два критерия:

• уровень прямых вложений иностранного капитала в ТНК;

• уровень товарооборота корпорации на внешнем рын­ке.

На долю ТНК приходится:

• 50% производства, исключая страны с переходной экономикой;

• 60% внешней торговли;

• 90% прямых зарубежных инвестиций;

• 80% технологических разработок.

Объем производства ТНК в год в несколько раз выше объемов производства таких стран, как Дания, Норвегия, Финляндия, вместе взятых.

ТНК осуществляют производственную кооперацию, по­этому торговлю в основном ведут с филиалами, чему спо­собствует существование трансфертных цен. Это объясня­ется стремлением ТНК получить максимум дохода на выходе товаров на мировой рынок.

ТНК — средство, предохраняющее предприятия от рас­пада, так как филиалы не могут существовать обособлен­но.

ТНК способствуют развитию торговли, росту конкурен­тоспособности товаров.

Основной принцип ТНК — нет различных национально­стей, есть только «гражданство» корпораций.

В настоящее время ТНК для проникновения на иност­ранные рынки предпочитают экспорт капитала, т. е. явля­ются основными инвесторами в экономику различных стран.

Можно выделить несколько этапов проникновения ТНК на иностранный рынок:

• открытие представительства;

• экспорт товаров;

• производство продукции на местном рынке;

• продажа лицензий.


 

ВОПРОС 2

Открытость национальной экономики. Экономическая безо­пасность.

ОТВЕТ

Увеличение открытости, т. е. степени вовлеченности стра­ны в мировые торговые отношения, есть следствие увеличе­ния уровня обобществления производства по мере разви­тия производственных сил.  Существует два крайних типа хозяйства:

  1. АВТАРКИЯ (полностью замкнутое хозяйство) — В экономическое образование, действующее по принци­пу самообеспеченности.
  2.  ОТКРЫТАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА (полностью открытое хозяйство) — экономика, нахо­дящаяся в состоянии взаимодействия с внешним ми­ром.

Открытая национальная экономика — это экономика торгующая, осуществляющая платежи, ввоз и вывоз капи­тала.

Критерий открытости экономики: наличие влияния внешней среды на динамику основных показателей экономического развития, а именно объем и темпы роста произ­водства, состояние внутренних товарных рынков, занятос­ти населения.

Показатель, характеризующий степень вовлеченности страны в МРТ посредством экспорта:

I = (объем экспорта за год / величина годового валового продукта) х 100% (экспортная квота).

Показатель, характеризующий степень вовлеченности страны в МРТ посредством импорта:

I = (объем импорта за год / величина годового валового продукта) х 100% (импортная квота).

Итак, индекс открытости национальной экономики:

  iotkр = ((объем экспорта за год + объем импорта за год) / величина годового валового продукта) х 100 % (внешнетор­говая квота).


            Факторы, влияющие на степень открытости экономики:

            • величина годового валового продукта;

            • емкость внутреннего рынка;

            • транснационализация экономики;

            • развитие производственной кооперации;

            • обеспеченность национальной экономики природны­  ми и земельными ресурсами;

            • государственная политика.

Когда национальная экономика открывается внешнему миру, наступает зависимость от внешнего рынка, что обу­словливает ее уязвимость. Национальная экономика всту­пает в финансовые связи с внешним рынком и подвергает опасности занятость, состояние национальной валюты и т. д. — возникает состояние экономической безопасности.

Открытость => Зависимость => Уязвимость => Эконо­мическая безопасность.

Экономическая безопасность связана с влиянием внеш­неэкономических факторов на:

• динамику национальной экономики;

• темпы роста валового продукта;

• состояние отдельных отраслей;

• уровень занятости;

• состояние национальной валюты;

• размер валютно-финансовых резервов и т. д.

Социально-экономические издержки открытой экономики:

• увеличение зависимости от экспортно-импортных операций;

• увеличение зависимости от внешних финансовых ис­точников;

• ухудшение положения предприятий национальной экономики;

• сокращение занятости и рост безработицы.


Вопрос 3

Классические теории международной торговли (А. Смит, Д. Рикардо).

ОТВЕТ

1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Страны экс­портируют те товары, производство которых требует мень­ших издержек (абсолютное преимущество) и импортируют те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).

Тогда международная торговля станет выгодна в том случае, если две страны будут торговать теми товарами, ко­торые они производят с меньшими издержками, чем их партнер, т. е. в производстве которых они будут иметь абсо­лютное преимущество.

Рассмотрим следующий пример:

Допустим, что страны А и В производят только два това­ра: Си D. В стране А для производства одной единицы това­ра требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D — 6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D 4 единицы.


Товар/страна

А

В

С

D

2

6

12

4


Страна А имеет абсолютное преимущество в производ­стве товара С, поскольку для производства одной его едини­цы требуется лишь 2 единицы затрат по сравнению с 12 в стране В. Производители страны В также имеют абсолют­ное преимущество в производстве товара D, поскольку все­го 4 единицы затрат идет на производство одной единицы товара D по сравнению с 6 в стране А.

Предположим, что производителям товара С в стране А надо купить товар D, а производителям товара D в стране В —товар С. Существует два варианта: купить этот товар у себя в стране, либо купить его за границей.

Производитель товара С страны А при покупке товара D у себя в стране сможет обменять одну единицу товара С на 2/6 = 1/3 единицы товара D. Если же он покупает этот то­вар в стране В, то он сможет получить уже 2/4 = 1/2 едини­цы товара D.

Производитель товара D страны В, покупая товар С в стране В, получит за одну единицу своего товара 4/12= 1/3 единицы товара С. В случае импорта товара С из страны А он получает значительно больше — 4/2 = 2 единицы това­ра С.

Поэтому производителям товара С страны А выгоднее купить товар D в стране В, а производителям товара D страны В выгоднее купить товар С в стране А, чем покупать эти товары у отечественных производителей.

Преимущество теории: теория абсолютных преиму­ществ основана на трудовой теории стоимости и показыва­ет явные преимущества разделения труда уже на междуна­родном уровне.

Недостаток теории: теория абсолютных преимуществ не дает ответа на вопрос — почему страны торгуют между собой даже при отсутствии абсолютного преимущества в производстве тех или иных товаров.


2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория сравнительных преимуществ использует поня­тие альтернативной цены — рабочее время, необходимое на производство единицы одного товара, выраженное через рабочее время, необходимое для производства единицы дру­гого товара.

Теория сравнительных (относительных) преимуществ — если страны специализируются на производстве тех това­ров, которые они могут производить с относительно более низкими издержками в сравнении с другими странами, то торговля будет взаимовыгодной для обеих стран, независи­мо от того, имеют они или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

Рассмотрим следующий пример:

 

Допустим, что страны А и В производят только два това­ра С и D. В стране А для производства одной единицы това­ра С требуется 2 единицы затрат, а для производства одной единицы товара D—6 единиц. В стране В для производства одной единицы товара С требуется 12 единиц затрат, а для производства одной единицы товара D — 10 единиц.

Товар/страна

А

В

С

D

2

 6

12

10


Страна А имеет абсолютное преимущество при произ­водстве обоих видов товаров. Согласно теории абсолютных преимуществ страна А должна экспортировать эти товары в страну В, а страна В может только импортировать — для экспорта у нее нет возможности. Если же страна А не может торговать со страной В, то на единицу затрат в стране А бу­дет приходиться 1/б единиц товара D и 1/2 единиц товара С. В стране же В на единицу затрат будет приходиться 1/10 единиц товара D и 1/12 единиц товара С.

Относительная цена единицы товара D в стране А, вы­раженная через стоимость единицы товара С, составляет 6/2 = 3 единицы товара С, а в стране В меньше — 10/12 еди­ницы товара С. Это означает, что производителю товара С страны А покупать товар D на внутреннем рынке не выгод­но, поскольку за единицу товара D он будет должен отдать 3 единицы своего товара, в то время как в стране В — только 10/12 единиц товара С. Выигрыш составит: 3 — 10/12 = 26/12 единиц товара С. Поэтому страна А будет импортировать товар D из страны В, поскольку это относительно дешевле.

Относительная цена единицы товара С в стране В, выра­женная через стоимость единицы товара D, составляет 12/10 = 6/5 единицы товара D, а в стране А меньше — 2/6  =1/3 единицы товара С. Это означает, что производителю товара D страны В покупать товар С на внутреннем рынке не выгодно, поскольку за единицу товара С он будет должен отдать 12/10  единицы своего товара, в то время как в стране А только 1/3 единиц товара D. Выигрыш составит: 6/5 - 1/3  = 13/15 единиц товара С. Поэтому страна В будет им­портировать товар С из страны А, поскольку это относи­тельно дешевле.

Следует отметить, что если на мировой рынок выходят страны, равные по уровню экономического развития, то вы­годы у них будут равными; если же на мировой рынок выхо­дят страны с неравным уровнем экономического развития, то более развитая страна выигрывает от торговли в мень­шей степени, поскольку менее развитая страна не может полностью удовлетворить потребности более развитой и мировая цена всегда будет близкой к автаркической цене более развитой страны.

Условия внешней торговли — это отношение экспортных цен данной страны к ее импортным ценам.

Чаще всего, когда речь идет о более широкой номенкла­туре товаров, используются индексы экспортных и импорт­ных цен.

1. Индекс, отражающий движение экспортных цен для данной страны:

Рх = ∑Хi Pi

i

где, х, — доля i-го товара в суммарном экспорте в базовом году;

р, — отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.