• тенденции на одних товарных рынках нельзя механически
переносить на другие (даже смежные);
• необходимость постоянного наблюдения за конкретным товарным
рынком. Работа над изучением конъюнктуры должна носить постоянный характер,
должны учитываться как социальные, так и политические факторы.
Этапы изучения конъюнктуры
1. Предварительный — исследование основных черт и особенностей
конкретного товарного рынка.
2. Сбор и накопление конъюнктурной информации.
3. Экономический прогноз конъюнктуры. Следует выявлять
тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих
на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру
конкретного товарного рынка.
Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности.
1. Анализ производства — исследование не только конкретного
производства, но и исследование по конкретным видам товаров:
• определение удельного веса стран, фирм-производителей;
• определение мощностей;
• определение степени загрузки мощностей;
• выяснение перспективы ввода новых мощностей;
• выявление конъюнктурообразующих факторов.
2. Анализ спроса и
потребления представляет собой:
• выяснение
основных причин изменения емкости данного рынка;
• исследование новых
отраслей на предмет потенциального потребления данного товара;
• изучение факторов,
влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;
• исследование
динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и
дистрибьюторов.
3. При анализе
мировой торговли исследуется:
• динамика мирового
экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;
• изменение удельного
веса ведущих стран-импортеров и экспортеров;
• роль корпораций на
рынке;
• роль государства;
• каналы
распределения;
• политика и роль
посредников.
- Анализ цен позволяет выявить основные тенденции в
движении цен и определить основные факторы, послужившие причиной
изменения цен (рост или сокращение издержек, роль корпораций,
государства, политические факторы и т.д.).
ВОПРОС
33
Цены в мировой
экономике.
ОТВЕТ
Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок,
заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества
различных отраслевых рынков товаров и услуг, множественность цен. На практике
цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может существенно
различаться. Поэтому при обосновании, определении и согласовании
внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки,
диктующей особенность «отбора» цены:
• использование цен раздельных экспортных и импортных операций;
• цены в условиях оплаты наличными;
• цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Основные виды мировых цен:
1) публичные цены;
2) расчетные цены;
3) контрактные цены;
4) базисные цены.
Среди публичных цен можно выделить следующие:
• справочные цены — это цены продавца,
публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической
литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг
товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые
сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы,
удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены несколько завышены.
Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие- либо
политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма
специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и
тенденции их изменения;
биржевые цены — это цены на товары, торговля которыми
производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают
все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту
или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках.
Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами
сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не
отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия
поставки, платежа и т. д.
В международной
внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных,
хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой
квалификации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся
котировками и продажами зерновых, или Нью-йоркская биржа хлопка;
цены аукционов — показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены,
отражающие спрос и предложение в данный временной период;
статистические
внешнеторговые цены — публикуются в различных национальных и
международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в
подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на
объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную
цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны
для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для
статистических
расчетов,
используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен
экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на
рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они
могут пойти.
P = Qi*Pi/ ∑Qi|
где Р, — цена по
каждой экспортной сделке;
Q, — объем товара.
Реальная цена
формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней
торговли известно большое количество различных скидок.
Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта.
Размеры скидок определяются
отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются
между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и
более существенные скидки.
По оценкам
специалистов, существует около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К
наиболее распространенным относятся следующие:
• скидка
продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за
устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости
от ситуации на конкретном рынке, которая может достигать 20-30% от
первоначальной цены;
• скидка для
эксклюзивного импортера. Фирма-импортер является единственным
поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для
продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке
данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в
условиях рынка монопольной конкуренции;
• скидка
«сконто» используется в случае осуществления импортером предоплаты,
полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка
предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении
товарных накладных;
• скидка
традиционному партнеру (бонусная), как правило, предоставляется
импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером.
Экспортер уверен в своем партнере-покупателе с точки зрения правильного и
своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется,
как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для
рынка совершенной конкуренции;
• скидка за
покупку внесезонного товара предоставляется на рынках
сельхозпродукции, одежды, обуви и др.
• дилерская
скидка предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и
посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и
обеспечивать им определенный размер прибыли;
• скрытые
скидки предоставляются продавцом покупателю в виде льготного кредита,
например скидка при оплате транспортных услуг — фрахт;
• скидки за
возврат ранее купленного у этой фирмы товара при покупке нового могут
достигать 20-30% от цены нового товара. Эта практика применяется в случае,
если товаром является дорогостоящее оборудование, рынок которого избыточен;
• закрытые
скидки, действующие внутри крупных корпораций, могут достигать
50%.
Расчетные цены применяются при заключении контрактов на
поставку нестандартного оборудования, где нет возможности ориентироваться на
налог, следовательно, цену нужно рассчитать.
Контрактные
цены устанавливаются в
процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен
различаются по степени их фиксации:
• твердая цена
— устанавливается на дату подписания контракта и не подлежит изменению до
окончания его исполнения. Применяется обычно при условии, что не наблюдается
колебаний цен на предмет заключения контракта и срок его исполнения небольшой;
• твердая
фиксированная цена с возможностью последующей корректировки (подвижная цена)
— цена фиксируется на момент подписания контракта, однако если в период
исполнения она изменяется более чем на 5% в какую-либо из сторон, то
оговариваются возможность и условия корректировки цены;
• цена с
последующей фиксацией — устанавливается принцип определения цены
сторонами, а также источник ценовой информации и дата, на которую она
фиксируется;
• скользящая
цена — состоит из двух частей. Первая — базисная цена, которая
аналогична фиксированной цене. Вторая — основная часть — ресурсная модель,
которая отражает отношение долей основных ресурсов на производство. Очень
важно оценить тот элемент ресурсной модели, который подвержен изменениям. В
момент исполнения контракта расчет цены производится с учетом изменений,
произошедших с ресурсами. Такие цены используются для уникальных машин с
большим сроком изготовления;
• смешанная
цена — состоит из двух частей. Первая — твердая фиксированная
цена; вторая — скользящая цена.
Контракты, заключенные между сторонами, должны включать издержки не
только производства, но и продвижения товара от производителя к потребителю. Базисные
условия поставки (цены) договоров купли-продажи систематизированы
Международной Торговой Палатой в ее издании «Инкотермс». «Инкотермс»
представляет бой свод правил, носящих факультативный, необязательный характер.
Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в
контракте не предусмотрено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс»
сгруппированы в четыре различные базисные категории.
1. Группа «Е»
включает условия EXW, согласно которым покупатель получает готовый к отправке товар на
складе (заводе продавца).
• EXW—
покупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с
предприятия продавца к месту назначения.
2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец
обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (FCA,
FAS, FOB).
• FCA —
франко-перевозчик — продавец обязан поставить товар, прошедший таможенную
очистку для ввоза;
• FAS —
свободно вдоль борта судна — продавец обязан разместить товар вдоль борта
судна на причале в согласованном пункте. Таможенную очистку осуществляет
покупатель;
• FOB
— свободно на борту —
продавец обязан разместить товар на борту. Таможенную очистку осуществляет
покупатель.
3. В группу «С»
входят условия, предусматривающие, что продавец должен заключить договор
перевозки, однако не несет риска потери или повреждения товаров и
дополнительных расходов, связанных с событиями, возникшими после отгрузки или
отправки товаров (CFR, CIF, СРТ, CIP).
• CFR
— стоимость и фрахт —
продавец оплачивает расходы и фрахт и осуществляет таможенную очистку товара,
но не несет риска утраты или повреждения товара;
• CIF
— стоимость, страхование и
фрахт — у продавца обязанности те же, что и при CFR, а также он обеспечивает
морское страхование от риска гибели или повреждения товара. Продавец заключает
договор страхования и выплачивает страховщику премию;
• СРТ —
перевозка оплачена до... — продавец оплачивает фрахт за перевозку товара до
указанного
места назначения.
Когда товар передан в распоряжение перевозчика, все риски переходят к покупателю.
Продавец осуществляет таможенную очистку товара;
• CIP
— перевозная плата и
страхование оплачены до... — продавец несет все те же обязанности, что и при СРТ,
а также он должен обеспечить транспортное страхование рисков во время
перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачивает премию.
4. В группу «D» входят условия, согласно которым продавец
несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения (DAF,
DES, DEQ, DDU, DDP).
• DAF
— поставка до границы —
продавец обязан поставить товар, очищенный от таможенных пошлин, в указанный
пункт на границе;
• DES —
поставка с судна — продавец обязан доставить товар, неочищенный от таможенных
пошлин в согласованный порт назначения, а также он несет риски по доставке
товара в указанный пункт;
• DEQ —
поставка с пристани — продавец несет все расходы и риски, включая уплату
налогов, пошлин и иных сборов по доставке товара на причал в согласованном
порту назначения;
• DD U
— поставка без оплаты пошлины
— продавец несет расходы и риски, связанные с доставкой товара в согласованный
пункт в стране ввоза (исключая уплату налогов при ввозе товара), а также
расходы и риски, связанные с выполнением таможенных формальностей;
• DDP —
поставка с оплатой пошлины — продавец несет все риски и расходы, связанные с
ввозом товара, включая оплату налогов, пошлин и иных сборов, взимаемых при
ввозе товара. Продавец доставляет товар в указанный пункт в стране ввоза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|