• обычные расходы,
понесенные в РФ на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные
работы.
5. Метод на основе сложения стоимости. Основа для определения
таможенной стоимости товара - цена, рассчитанная путем сложения:
• стоимости
материалов и издержек, понесенных изготовителем в связи с производством
оцениваемого товара
• общих затрат, характерных для продажи в РФ из| страны вывоза товаров
того же вида, в том числе расходов на транспортировку, погрузочные и разгрузочные
работы, страхование до места пересечения таможенной границы-РФ и др.;
• прибыли, обычно получаемой экспортером в результате поставки в РФ
таких товаров.
6. Резервный метод.
Если не работают
вышеуказанные методы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с
учетом мировой практики. В качестве основы по резервному методу не могут быть
использованы:
• цена на внутреннем
рынке РФ;
• цена товара,
поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;
• цена на внутреннем рынке на товары отечественного происхождения;
• произвольно установленная цена.
Определение страны происхождения товара
Определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер
регулирования ввоза товара на таможенную территорию РФ и его вывоза.
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был
полностью произведен или подвергнут значительной переработке.
Товары безусловного определения страны происхождения (полностью
произведенные):
• полезные ископаемые;
• растительная продукция;
• продукция, получаемая от животных;
• продукция охотничьего, рыболовного промыслов;
• вторичное сырье и отходы;
• продукция высоких технологий, полученная на территории данной
страны.
Тарифные льготы
ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА —
льгота в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты
пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на
преференциальный ввоз (вывоз) товара.
От пошлины
освобождаются такие товары, как:
• валюта РФ,
иностранная валюта, ценные бумаги;
• товары, подлежащие
обращению в собственность государства;
• товары,
вводимые в качестве безвозмездной или гума нитарной помощи;
• товары,
перемещаемые в режиме транзита.
Предоставление
тарифных преференций возможно
в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону
свободной торговли или таможенный союз; происходящих из развивающихся стран,
пользующихся национальной системой преференций.
ВОПРОС
11
Нетарифные методы
регулирования внешней торговли.
ОТВЕТ
Нетарифные методы
регулирования имеют ряд преимуществ по сравнению с тарифными методами. Основа
преимущества — ограниченная возможность тарифного регулирования,
однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно
разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.
Существует несколько типов
нетарифных ограничений:
1. Количественные ограничения импорта и экспорта.
• Контингентирование
(квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения
ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством
или суммой на установленный период времени. Эмбарго — полный запрет
ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике
устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разрешаются квоты
на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например,
текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных
товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:
— глобальные —
на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость
товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны
импортера/экспортера. Используется редко, поскольку существует опасность
потерять рынки импортеров;
— индивидуальные —
устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение,
учитывающее доли импортеров в предыдущем
году или
обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних
соглашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е.
вводятся на определенный промежуток времени (например, в осенние периоды,
когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия —
ограничение предложения, увеличение роста доходов национального
производителя.
Лицензирование может быть как составной частью квотирования,
так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае — это
всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах
получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм
лицензирования:
— индивидуальная
лицензия — разовое разрешение
на импорт/экспорт товара. Выдается государственным органом власти
импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);
— открытая
индивидуальная лицензия — разрешение на импорт/экспорт товара без ограничения
количества;
— генеральная
лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без
ограничений как по количеству, так и по времени;
лицензия является
безличной;
— автоматическая
лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт
товара (упрощенная форма получения лицензии).
Квотная рента — специфический доход при введении квоты,
проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права
ввоза товара на внутренний рынок. Ее получателями могут быть различные
субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:
— аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как
правило, равна квотньй ренте, идет государству);
— бесплатная передача — рента идет национальному субъекту —
импортеру;
— передача лицензии стране-производителю — добровольное
количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межправительственного
или неофициального соглашения об установлении льгот.
Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что:
•
цена на импортные товары возрастает;
• доходы национальных производителей возрастают.
Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого
товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза
товаров.
2. Государственные субсидии и финансовые льготы. Субсидии —
денежная выплата правительством национальным производителям с целью их
поддержки и дискриминации импорта.
Субсидии по характеру выплат делятся на:
• прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения
им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю
при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение
достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;
• косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по
уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь
в структурной перестройке и т. д.
Субсидии предоставляются как производителям товаров, конкурирующих с
импортом, так и производителям экспортных товаров.
Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий
бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на
иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который
импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер
этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно.
Это своеобразный кредит, который импортер дает государству, но не получает за
него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге
издержки импортера растут.
Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями
товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то, что
эти товары могут быть дороже импортных.
5. Валютное регулирование:
• внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля
между странами на основе взаимозачетов);
• ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;
• механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление
различного курса для определенных торговых сделок);
• девальвация — понижение курса национальной валюты;
• ревальвация — повышение курса национальной валюты.
6. Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того,
что национальные технические, административные и другие нормы и правила
построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например,
стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.
Нетарифное регулирование в РФ
В РФ применяются следующие виды нетарифного регулирования:
• квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.;
• квоты на ввоз текстиля;
• субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;
• система государственных закупок;
• разветвленная система технических барьеров;
• в 1993 году применялся импортный депозит на спиртное и табак.
ВОПРОС 12
Международная
торговая политика. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли.
ОТВЕТ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА - согласованная политика государств в
целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния
на рост отдельных стран и мирового сообщества.
Главным объектом либерализации остается международная торговая организация ГАТТ/ВТО.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947
г.
ГАТТ—
международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной
торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.
ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:
• торговля должна быть недискриминационная (применение РНБ);
• национальная промышленность должна быть защищена только с помощью
таможенных тарифов, использование количественных ограничений не допускается,
все меры количественного ограничения должны трансформироваться в тарифные
пошлины;
• тарифы должны сокращаться посредством мировых переговоров и не могут
быть впоследствии повышены;
• страны-участницы при принятии решений должны проводить обязательные
консультации между собой, обеспечивая тем самым недопустимость односторонних
действий.
По взаимной договоренности стран, подписавших текст Соглашения, был
создан организационный механизм (секретариат), предназначенный для реализации
на практике международной торговли основных принципов ГАТТ.
Секретариат ГАТТ разместился в Женеве (Швейцария). Деятельность этого
органа осуществлялась в рамках конференций-сессий. Как правило, сессии
начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после чего проходили
переговоры, получившие название раундов.
Раунд —
период переговорного процесса, завершающийся принятием какого-либо решения.
Следует особо выделить три последних раунда:
• 1964-1967 гг. — Кеннеди-раунд (снижение тарифов, разработка
антидемпингового кодекса);
• 1973-1979 гг. — Токийский раунд (снижение тарифов, разработка
кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров);
• 1983-1994 гг. —
Уругвайский раунд (снижение таможенных барьеров, совершенствование механизма
ГАТТ, соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), разработка
Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)).
В последние годы
обсуждалась либерализация рынка международных услуг.
С 1 января 1995 г.
начала свою деятельность ВТО.
Высший руководящий
орган ВТО — конференция министров.
Всемирная торговая
организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений,
заключенных под эгидой ГАТТ, в том числе соглашений, заключенных по результатам
Уругвайского раунда.
Членство в ВТО
означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в
полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь
ГАТТ, точнее его преемник ВТО, значительно расширяет сферу своей компетенции,
превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных
экономических связей.
Страны, желающие
вступить в ВТО, должны:
• начать процесс
сближения со странами-членами ВТО, что занимает значительный промежуток
времени (необходимо несколько этапов);
• пойти на
торговые уступки;
• выполнять уставы
ВТО (особенно принцип недискриминации).
Региональная
торговая либерализация
Существует два вида
соглашений, либерализирующих региональную торговлю.
1. Зоны свободной
торговли — несколько стран подписывают договор, условиями которого
является смягчение таможенных барьеров на пути взаимной торговли при
сохранении собственных национальных внешнеторговых режимов, с третьими
странами.
2. Таможенный союз
— страны подписывают соглашение об образовании единой таможенной территории,
на которой действует единый таможенный режим.
Практическое
осуществление торговой политики
1. Режим,
созданный для наиболее благоприятствуемой на-ции (РНБ) — это обязательство
страны устанавливать на поставляемые импортируемые товары пошлины не выше те,
которые были установлены по отношению к любой другой стране.
В соответствии с этим режимом страны, заключившие между собой договор,
автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые
на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной защиты, т.
е. ставок таможенных пошлин. Под
любым
преимуществом, привилегией, льготой подразумевается операция с таможенными
средствами защиты.
На практике РНБ характеризуется следующим: путем двусторонних консультаций и переговоров
страны договариваются о предоставлении таможенных уступок в торговле товарами.
Как только соответствующее соглашение по данному вопросу заключено, оно
немедленно распространяется на все другие страны; теперь действия стран
строятся по принципу недискриминации, в соответствии с которым
любая страна, участвующая в ГАТТ, не может быть поставлена в худшие условия.
Например, для России режим наибольшего
благоприятствования заключается в применении единого тарифа по отношению
ко всему объему- импортированного конкретного однородного товара вне
зависимости от того, из какой страны о н ввозится, и использовании
единой системы оценки базисной стоимости товара.
Сущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов
является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение
производится в одностороннем порядке.
Так, в ГАТТ закреплены официально допускаемые исключения из режима
наибольшего благоприятствования. Важнейшие из них следующие:
• разрешается
продолжать использовать преференции, существовавшие на момент образования
ГАТТ;
• из сферы действия
РНБ исключаются уступки в области таможенной политики, предоставленные при
образовании таможенного союза или в рамках соглашений о приграничной торговле;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|