рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Билеты и ответы по мировой экономике

2. Индекс, отражающий движение импортных цен для данной страны:

Pm =∑MiPi

i

где, m, — доля i-го товара в суммарном импорте в базовом году;

р, — отношение текущей цены на данный товар к цене i-го товара в базовом году.

3. Условия внешней торговли:

 

T = Рх/Рm

Динамика этих показателей указывает на улучшение или ухудшение условий торговли для данной страны.


ВОПРОС 4

Теория сравнительной обеспеченности факторами производ­ства Э.Хекшера-Б. Олина. Теорема Рыбчинского. «Парадокс В.Леонтьева».


ОТВЕТ

Каждая страна обладает факторами производства в различ­ной степени насыщенности или наделенности. В одной стра­не существует относительно избыточное количество капи­тала, в другой — трудовых ресурсов, в третьей — земель (станок/1 чел. — наделенность капиталом, чел./1 станок — насыщенность трудовыми ресурсами).

Суть теории Хекшера-Олина заключается в том, что каждая из стран должна специализироваться в производ­стве тех товаров, создание которых требует относительно больше факторов производства, которыми она располагает.

Избыток ресурса всегда означает дешевизну. Если в стране большое количество земель, то эта страна специализируется на земледелии; если в стране относи­тельный избыток рабочей силы — страна специализирует­ся в трудоемких отраслях и т. д.

Свое развитие теория Хекшера-Олина получила в тео­реме Рыбчинского: если при неизменных ценах и наличии только двух факторов производства происходит рост одно­го из факторов производства, то это неизбежно ведет к уве­личению производства того товара, который является более емким по отношению к избыточному фактору и, соответ­ственно, сокращается производство в отрасли, менее емкой к данному фактору.



«Парадокс В. Леонтьева»

В. Леонтьев путем нескольких эмпирических исследований доказал, что условия теории Хекшера-Олина на практике не соблюдаются.

В 50-е гг. он изучил внешнюю торговлю США. В то вре­мя США обладали избыточным капиталом по отношению к трудовым ресурсам.

Согласно теории Хекшера-Олина, в США должна была быть следующая структура: США — импортер трудоемких изделий и экспортер капиталоемких. Однако в США все было наоборот: США — экспортер трудоемких изделий и импортер капиталоемких.

Появился новый фактор — наукоемкость, который и сыграл решающую роль. Это объяснялось тем, что труд американских работников являлся более сложным, чем труд работников других стран, и они экспортировали товары более высокой степени сложности — высокотехнологичес-кие товары.

Парадокс Леонтьева — трудонасыщенные страны экс­портируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные — трудоемкую.


ВОПРОС 5

Альтернативные (современные) теории мировой торговли.


ОТВЕТ

1. Теория, связанная с действием «эффекта масштаба». «Эф­фект масштаба» способствует снижению издержек произ­водства и повышению трудоспособности. Происходит рост объемов производства, страна наталкивается на узкий внутренний рынок — возникает избыток, не поглощенный внутренним рынком, следовательно, появляется необходи­мость выхода на внешний рынок.

Рост объема производства ==> Узкий внутренний рынок ==> Избыток ==> Выход на внешний рынок.

2. Теория жизненного цикла товара. Эта теория позво­ляет объяснить, почему страна, прежде экспортирующая товар, отказывается от производства и начинает его импор­тировать. Согласно этой теории, товар в своем развитии проходит четыре стадии:

• рождение;

• рост;

• зрелость;

• умирание (спад).

1 стадия — товар появляется в одной из нескольких стран.

2 стадия — страна начинает его экспортировать, по­скольку он завоевывает поклонников как в стране-создате­ле, так и за рубежом.



Рис. 1. Жизненный цикл товара

 

3 стадия — период насыщения, стандартизации; товар  уже не является новинкой и требуется поддерживать произ­водство этого товара со снижением издержек (товар уже могут производить работники средней квалификации). Производство переносится из страны-экспортера в страну-потребитель, где используется фактор дешевизны рабочей силы.

4 стадия — чаще всего появляется новый товар, который заменяет данный товар.

3. Теория технологического разрыва. Если страны занимают различные ступени в техническом прогрессе (су­ществует лидер и отстающие от него страны) и эти отно­шения устойчивы, то в этих странах складываются следу­ющие торговые отношения: из преуспевающей страны в отстающую идет поток товаров. Как правило, экспортиру­ется устаревший товар, который вышел из обращения в стране-лидере.

4. Теория предпочтения сходства. Набор и ассортимент товаров, производимых в данной стране, не совпадает с пе­речнем товаров, необходимых населению этой страны.

Страны, в основном, торгуют со странами, близкими по экономическому уровню. Страна специализируется на про­изводстве лишь нескольких наименований того или иного товара, остальные она импортирует из других стран. Если же страна ниже по уровню развития, следовательно, у нее не будет широкого ассортимента экспортируемых товаров.

5. Внутриотраслевая торговля. Страны импортируют и экспортируют товары одного и того же вида, поскольку существует глубокая дифференциация продукта.


Вопрос 6

Взаимодействие предложения и спроса в международной торговле.

ОТВЕТ

1. Влияние изменения спроса  на международную торговлю.

Закон Энгеля: при неизменных ценах и демографических составляющих увеличение дохода приводит к тому, что в суммарном спросе доля спроса на продовольственные това­ры уменьшается, а на услуги и товары обрабатывающей промышленности — растет.

С увеличением доходов на душу населения растет спрос на предметы роскоши. Это означает, что в стране создается стимул к развитию производства предметов роскоши и уменьшается стимул к производству товаров питания (про­изводство растет, но меньшими темпами), следовательно, значительная часть факторов производства перетекает в производство предметов роскоши, что приводит к их отно­сительному удешевлению.

Страна начинает экспортировать предметы роскоши, положение производителей продовольствия ухудшается, в мировом сообществе все больше увеличивается рост стран, производящих предметы роскоши.

2. Влияние изменения предложения на международную торговлю.

Возможны два варианта роста производства на основе предложения:

• нейтральный рост;

• несбалансированный рост.

При нейтральном росте все факторы производства рас­тут одинаковыми темпами. Сохраняется существующая структура взаимоотношений между странами и не меняется существующая структура товарных потоков, ценовые про­порции. Меняются только абсолютные величины торговли.

При несбалансированномросте темпы роста различных факторов производства не совпадают, а также не совпада­ют темпы развития отдельных стран.


 Существует два варианта несбалансированного роста:

• импортозамещающий рост;

• экспорторасширяющий рост.

Импортозамещающий рост — увеличение производства того товара, который страна импортирует, которое ведет к улучшению условий торговли страны по отношению к ее торговым партнерам.

Складывается следующая ситуация: увеличение в каж­дой из стран производства товаров, конкурирующих с им­портом. Соответственно, это приводит к росту относитель­ных цен экспорта и падению относительных цен импорта, так как страна все меньше и меньше нуждается в тради­ционно импортных товарах, поскольку производит их сама. В результате падает спрос на импортные товары и, следо­вательно, цены на них. В итоге улучшаются условия тор­говли в данной стране и ухудшаются в других странах — торговых партнерах.

Экспорторасширяющий рост — увеличение производ­ства экспортного товара, ведущее к ухудшению условий торговли в стране.

Складывается ситуация, при которой увеличивается производство товаров экспорта в каждой из стран. Рост предложения этих товаров приводит к снижению относи­тельных цен, поскольку страна должна предлагать все больше своих экспортных товаров (относительная цена па­дает), чтобы покупать прежнее количество импортных то­варов (относительная цена растет). В результате ухудша­ются условия торговли данной страны и улучшаются у торговых партнеров.

Последствием экспорторасширяющего роста может быть так называемая «голландская болезнь» — деиндустриализация (перераспределение ресурсов из других отраслей в обрабатывающую промышленность).


ВОПРОС

Теория конкурентных преимуществ Портера.

ОТВЕТ

КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО - системный подход, основанный на многостороннем анализе, включаю­щий и маркетинговые исследования.

Факторы, обусловившие появление теории конкурент­ных преимуществ:

1) произошли реальные изменения в мировой экономи­ке и международной конкуренции, в силу чего пре­жняя классическая теория не способна была охарак­теризовать конкурентные преимущества;

2) произошли изменения в технологиях;

3) появились новые индустриальные страны;

4) произошла интернационализация производства (фир­мы стали использовать преимущества не только той страны, в которой они базируются, но и тех стран, где находятся их финансы).

В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба — детер­минанты конкурентных преимуществ (см. рис. 2).

Страна располагает конкурентным преимуществом только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба.

Основные детерминанты конкурентных преимуществ:

I. Факторные условия — наделенность страны (фир­мы) следующими факторами производства:

* людские ресурсы — количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика;

физические ресурсы — количество и качество по­лезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики и т. д., • географическое положение и климатические усло­вия страны;


 

                    — основные детерминанты,                        —       особые детерминанты

Рис. 2. Детерминанты конкурентных преимуществ


инфраструктура — транспортная система, систе­ма связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения и т. д.;

ресурс знаний — ресурсы, которые концентриру­ются в институтах и университетах, а также в на­учно-исследовательских институтах, банках дан­ных;

денежные ресурсы — капитал, который может быть направлен в производство.

Факторы можно в свою очередь разделить по степени развитости и специализации.

По степени развитости факторы делятся на:

основные — это некая данность, которая не имеет су­щественного значения для завоевания конкурентного преимущества, они создают конкурентные преимуще­ства низкого ранга (например, природные ресурсы, климатические условия, географическое положение, неквалифицированный и полуквалифицированный труд, дебетовый капитал и т. д.);

развитые — это факторы, которые создают устойчи­вые конкурентные преимущества высокого ранга (например, современная инфраструктура, обмен ин­формацией, высококвалифицированные кадры, ис­следовательские отделы учреждений и т. д.).

По степени специализации факторы делятся на:

общие — универсальные факторы (например, систе­ма транспортных коммуникаций, персонал с высшим образованием, дебетовый капитал и т. д.);

специализированные — узкоквалифицированный персонал, инфраструктура специализированных отраслей, базы данных узкой специализации. При­чем развитые факторы могут эволюционировать в специализированные.


II. Условия спроса представлены тремя составляющими:

1) структура внутреннего спроса;

2) величина и характер роста внутреннего спроса;

3) интернационализация спроса. На структуру внутреннего спроса, в свою очередь, воз­действуют следующие факторы:

сегментная структура рынка—структура населения по возрастному, половому признаку, месту прожива­ния, удельному доходу и т. д.;

требовательность и разборчивость потребителей — чем более требователен потребитель, тем более раз­вита товарная структура;

предполагаемые потребности покупателей — если в одной стране потребность в каком-нибудь товаре опе­режает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентным пре­имуществом, поскольку фирма должна уловить по­требность в этом новом товаре. Влияние величины и характера роста внутреннего спро­са определяется по следующим показателям:

• . емкий рынок — позволяет использовать эффект масш­таба:

расширение рынка — дает возможность для развития технологий;

насыщение рынка — подвигает фирмы на экспорт, сти­мулирует обновление товара.

Интернационализация спроса является важным факто­ром при завоевании конкурентного преимущества, по­скольку:

мобильные покупатели, то есть граждане данной стра­ны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства;

развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешний рынок, а также дает возможность использовать миро­вой опыт;

влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, жи­вущие продолжительный период времени в данной стране, «тянут» за собой спрос на те товары, к кото­рым они привыкли на родине.

Имеет также важное значение так называемый эффект демонстрации — фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентное преимущество, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т. д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмар­ки, распространение буклетов, каталогов.

III. Родственные и поддерживающие отрасли — высо­кое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные пре­имущества, в конечном итоге, складываются у кластеров смежных отраслей.

Поддерживающие отрасли — это отрасли-поставщики, т. е. отрасли, имеющие связи с производителями при по­ставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т. д.

Следовательно, если поставщики будут также динамич­ны, как и потребители их товаров, если они будут вести ис­следования, стремиться к прогрессивному изменению структуры производства, выпуску современной продукции, то это будет давать результаты и для фирмы-потребителя. Соответственно, это оказывает положительное воздействие на конкурентные преимущества фирмы-производителя.

Родственные отрасли — это отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процес­се формирования цепочки ценностей, а также отрасли, име­ющие дело с взаимодополняющими технологиями (напри­мер, производство фотоаппаратов и пленок, производство компьютеров и программного обеспечения).

IV. Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты — наличие мотивации и эффективной структуры делает воз­можным создание и удержание конкурентного преимуще­ства, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшеству­ющие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует нацио­нальному менталитету.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.