Принципы организации бюджетного процесса: единство,
самостоятельность, балансовый метод.
Этапы бюджетного процесса. БП
должен начинаться за 1.5 года (реально за 0.5 года).
1.
Приблизительно
15 августа выходит распоряжение правительства о разработке бюджета.
2.
В
течение 2-х месяцев Министерство экономики разрабатывает прогноз экономического
и социального развития России. Министерство финансов рассылает классификации
расходов и доходов бюджета и нормативы по сферам деятельности, которых следует
придерживаться при разработке смет.
Министерство
финансов взаимодействует с министерствами и республиками по поводу дотаций из
бюджета. Эти органы представляют свои предложения в виде росписи доходов и
расходов и свои бюджеты.
3.
15
октября Министр финансов представляет в правительство проект бюджета.
4.
Правительство
вносит проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы.
Одновременно с проектом бюджета представляются следующие документы:
·
предварительные итоги социально-экономического
развития РФ за истекший период;
·
прогноз социально-экономического развития на
предстоящий год;
·
прогноз Сводного финансового баланса по территории
РФ на предстоящий год;
·
прогноз консолидированного бюджета на предстоящий
год;
·
основные направления бюджетной и налоговой
политики;
·
основные принципы и расчеты по взаимоотношениям
федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ;
·
федеральные целевые программы и программы развития
регионов, предусмотренные к финансированию из федерального бюджета ;
·
федеральная инвестиционная программа;
·
оценка ожидаемого исполнения ФБ за текущий год;
·
поквартальное распределение доходов и расходов ФБ
на предшествующий год .
Проект Федерального Бюджета и документы, полученные Думой, направляются
в Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам для заключения.
Комитет представляет проект ФБ на рассмотрение в Государственную Думу.
Принятый Думой Федеральный Закон “О Федеральном бюджете на предстоящий
год” в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение в Совет
Федераций. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более
половины общего числа членов, или если он в течение 14 дней не был рассмотрен. В
случае отклонения Закона Советом Федерации создается согласительная комиссия.
В случае несогласия ГД с решением СФ закон о бюджете считается
принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее 2/3
общего числа членов Думы.
Принятый Федеральный Закон в течении 5 дней направляется на подпись
президенту. На подписание закона ему отводится 14 дней и на обнародование
закона — 7 дней.
Если до начала финансового года Федеральный бюджет не будет принят, то
ГД принимает Федеральный закон о финансировании государственных расходов из
федерального бюджета в 1 квартале текущего года.
Это работа по обеспечению полного и своевременного поступления налогов
и других платежей, доходов в целом и по каждому источнику, а также
финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение
финансового года.
Эта работа возложена на Минфин РФ, Государственную налоговую службу,
Государственный таможенный комитет и их подразделения на местах.
Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи доходов и
расходов — основному оперативному плану распределения доходов–расходов по
подразделениям бюджетной классификации, в котором проставлены сроки
поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств.
Организация исполнения бюджетов возложена на Федеральное казначейство
РФ (ФК) — структуру МФ, которое осуществляет с единого (главного) счета
Федерального казначейства все операции со всеми государственными федеральными
ресурсами. Все остальные счета, открытые казначейством в учреждениях
банковской системы служат для транзитного перемещения бюджетных средств на
счеты субъектов, финансируемых за счет федерального бюджета. Казначейство
информирует о результатах исполнения ФБ министра финансов – ежедневно, а высшие
органы государственной власти — ежемесячно.
Главное управление Федерального казначейства МФ РФ:
·
организует бюджетное и финансовое исполнение ФБ и
государственных внебюджетных фондов;
·
доводит до территориальных органов ФК размеры бюджетных
ассигнований;
·
ведет сводный реестр распорядителей средств ФБ;
·
организует распределение в установленных размерах
доходов между ФБ и бюджетами субъектов РФ;
·
осуществляют управление доходами и расходами ФБ и
иными централизованными ресурсами;
·
регулируют финансовые отношения между ФБ и
государственными внебюджетными фондами;
·
организует и осуществляет ведение операций по учету
государственной казны РФ и другие мероприятия по исполнению ФБ.
На уровне бюджетной единицы прослеживаются следующие этапы процесса
исполнения бюджета :
·
доведение объема бюджетных ассигнований;
·
доведение гарантированных лимитов финансирования, в
пределах которых распорядитель бюджетных средств может принимать на себя
финансовые обязательства;
·
объем фактически заключенных соглашений;
·
сумма счетов, предъявленных к оплате;
·
сумма фактического перечисления бюджетных средств
со счетов.
Правительство ежемесячно предоставляет в ГД информацию о ходе
исполнения ФБ и ежеквартально — отчет.
Составлением отчета занимается Министерство финансов, Государственная
налоговая служба и Государственный таможенный комитет. Отчет докладывается
Федеральному собранию, которое его утверждает.
Контроль за исполнением ФБ осуществляет Счетная палата.
|