рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Финансы, денежное обращение и кредит (лекции)


Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Наметились два основных подхода: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика - это:

n         регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм;

n         снижение государственных расходов;

n         повышение процентных ставок за кредит;

n         усиление налогового бремени;

n         ограничение денежной массы;

n         конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения налогового бремени;

n          Политика доходов - это:

n         контроль за ценами;

n         контроль за заработной платой путем ее замораживания или установления пределов роста;

n         индексация полная или частичная;

n         компенсация расходов


Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия.

Шоковая терапия — стимулирование развития рыночных отношений, свободное ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие - снижение жизненного уровня населения.


 

3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

 

3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Производство®Распределение®Обмен®Потребление ------Производство"

 



                                             Производственное       Личное


Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме. Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости (в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.

А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.

Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

Деньги первичны - финансы вторичны.

Примерами финансовых отношений являются:

n         - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной платы, выдача дивидендов, материальные санкции);

n         - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями (наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;

n         - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов, совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов, взыскание санкций за нарушение договоров);

n         - отношения между предприятием и государством (платежи налогов, финансирование из бюджета отдельных затрат);

n         - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

n         - отношения между государством и населением (уплата налогов о сборов, финансирование государством части социально - культурных потребностей населения, приобретение облигаций государственных займов);

n         - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

n         - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.

 

 

3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

n         - выполнения финансовых обязательств;

n         - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

n         - материальному поощрению работников.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Финансовые ресурсы складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).

Децентрализованные ресурсы классифицируются на:

n         - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);

n         - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур;

n         - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).


3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Выделяют две основные функции -распределительную и  контрольную.

Распределительная функция финансов заключается:

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.



Схема распределения национального дохода

Национальный

  доход (V+M)

 
(C+V+M) - совокупный общественный продукт

                 

Первичное      

распределение

 
               

Заработная пла-

та работников 

 материального

   производства

 

НДС

 
 


 

 

 

 

начисления

на зарплату

 
 


                                             

Бюджет

 
                                              

Фонды предприятий

 
                                  

 

 



 


 


 



                                                                     и т.д.

Контрольная функция финансов

Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования , при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Функция содержания государства

Функции финансов осуществляются:

n         - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном, территориальном, местном);

n         - во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

n         - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном - финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные фонды).


3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ

3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ

Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия - финансы. Если финансы - это экономические отношения по поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.

Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.

Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.

В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных направлений науки, техники, производства .

Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели служат :

госзаймы

n         в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн руб.;

n         в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;












 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.