Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый механизм.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм,
видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы
организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги,
государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация
бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не
затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление только
основных правил.
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей
финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей
финансовой системы.
Органы управления финансами
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его
палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
n
- рассмотрение и утверждение федерального бюджета
России и утверждение отчета о его исполнении;
n
- рассмотрение законов о налогах, сборах и
обязательных платежах;
n
- установление предельного размера государственного
внутреннего и внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
Министерство финансов организует и обеспечивает:
n
- разработку и реализацию стратегических
направлений финансовой политики;
n
- составление проекта и исполнение федерального
бюджета;
n
- разработку предложений по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы, страховой деятельности, формированию и
развитию рынка ценных бумаг;
n
- осуществляет выпуск государственных внутренних и
внешних займов;
n
- осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
n
- разрабатывает методологическое обеспечение
финансовой отчетности в стране;
n
- финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих
задач:
n
- бюджетный департамент (составляет проект
федерального бюджета);
n
-отраслевые департаменты финансирования
промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и
связи, сельского хозяйства и т.д.;
n
- департамент иностранных кредитов и внешнего
долга;
n
- департамент налоговых реформ;
n
- департамент государственных ценных бумаг и
финансового рынка;
n
- Главное управление федерального казначейства
(отвечает за кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов
в бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по
совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную
налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.
Предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений,
оперативно - розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового
законодательства, а также обеспечением безопасности деятельности налоговых
инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых органах
занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами
границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин ответственность
несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного
управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится
финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и
службы предприятий.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административными
методами. К экономическим относятся:
n
фискальная политика;
n
финансовое планирование;
n
координация финансовых ресурсов;
n
финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по
изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с целью
воздействия на экономику для изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение
доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных средств.
На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как бюджетное
планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый план
предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне
осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и
посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации
использования финансовых ресурсов.
К другим методам следует отнести:
n
- систему амортизационных отчислений;
n
- систему финансовых санкций.
Исключительно важное значение в условиях рынка имеет финансовый
менеджмент.
Его задачами является:
n
планирование и прогнозирование финансовой стороны
деятельности предприятия;
n
принятие обоснованных решений по инвестированию
средств;
n
координация финансовой деятельности всех
подразделений;
n
проведение операций на финансовом рынке с целью
мобилизации финансовых ресурсов.
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за финансовой
деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах
общественного производства, является многоуровневым и всесторонним,
сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления
финансовых результатов.
1. Классификация видов финансового контроля
1.1. По времени проведения:
n
предварительный (составление бюджетов, финансовых
планов и смет, кредитных и кассовых заявок, договоров);
n
текущий;
n
последующий.
1.2. По субъектам контроля:
n
президентский;
n
органов представительной власти и местного
самоуправления;
n
органов исполнительной власти;
n
финансово - кредитных органов;
n
ведомственный;
n
внутрихозяйственный;
n
аудиторский.
1.3. По сферам финансовой деятельности:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный,
контроль за денежной массой.
1.4. По форме проведения:
n
обязательный (внешний);
n
инициативный (внутренний).
1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности,
наблюдение (мониторинг), ревизии.
При Представительных органах власти (Совет Федерации и
Государственная Дума) действуют:
n
Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам,
банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
n
Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме
председателя и его замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального
собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные органы
созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за
федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным
внутренним и внешним долгом, деятельностью ЦБ, эффективностью использования
иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия:
n
предписание;
n
предписание, обязательное для исполнения;
n
приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34
|