На основании прогноза развития, сводного финансового
баланса финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной и
налоговой политики на очередной финансовый год. На федеральном уровне бюджетная
политика составляет суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному
собранию, которое направляется не позднее марта года, предшествующего
очередному финансовому году. С бюджетного послания и начинается
непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Таким образом,
составление бюджета основывается на:
·
Бюджетном послании
Президента РФ;
·
Прогнозе
социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной
финансовый год;
·
Основных направлений
бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной
финансовый год;
·
Прогнозе сводного
финансового баланса;
·
Плане развития
государственного или муниципального сектора экономики соответствующей
территории на очередной финансовый год;
В прогнозе социально-экономического развития территории приводятся
следующие основные индикаторы:
·
Валовой внутренний продукт
(объем промышленной продукции, инвестиции в основной капитал, продукция
сельского хозяйства, грузооборот предприятий транспорта, розничный
товарооборот, объем платных услуг населению, внешнеторговый оборот, в том числе
экспорт товаров, импорт товаров);
·
Реальные располагаемые
денежные доходы населения (начисленная среднемесячная заработная плата одного
работника, в том числе номинальная, реальная; численность населения с денежными
доходами ниже прожиточного минимума; общая численность безработных);
·
Индекс потребительских
цен;
·
Индекс цен производителей;
Выработка и согласование проекта федерального бюджета
на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля года,
предшествующего планируемому году.
Одновременно с проектом бюджета на очередной
финансовый год составляются:
·
прогноз консолидированного
бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год;
·
адресная инвестиционная
программа на очередной финансовый год;
·
структура государственного
или муниципального долга и программа внутренних и внешних заимствований,
предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета;
·
программа предоставления
государственных или муниципальных гарантий на очередной финансовый год;
·
оценка потерь бюджета от
предоставления налоговых льгот и ожидаемого исполнения бюджета за текущий
финансовый год.
После того, как Государственной думой был принят
федеральный закон «О федеральном бюджете на ... год» в соответствии со ст.105
Конституции РФ в течение пяти дней со дня его принятия передается Совету
Федерации, где рассматривается в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Рассмотрение федерального закона «О федеральном бюджете на … год» Президентом
РФ осуществляется в соответствии со ст.107 Конституции РФ.
Сам же Закон вступает в силу после подписания
Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой
информации. В случае если федеральный закон «О федеральном бюджете на … год» не
вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право
производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам, подразделам,
видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации
расходов федерального бюджета ежемесячно в размере одной двенадцатой от сумм
фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год.
Теперь рассмотрим ситуацию в нашей стране. В феврале
текущего года в средствах массовой информации было озвучено, что бюджетную
комиссию в 2005 году возглавит премьер-министр РФ Михаил Фрадков. По мнению министра
финансов А.Кудрина, участие премьер-министра в работе этой комиссии
означает, что решения, которые будут приняты на заседаниях правительства
"уже обсуждаться не будут, обжалованью подлежать тоже не будут".
"Решения на заседании правительства пойдут с высокой долей их утверждения. В этой связи я вижу плюс", -
отметил министр финансов. А.Кудрин считает, что М.Фрадкову придется работать
в оперативном режиме и более подробно вникать во все детали бюджета.
"Это тоже плюс для министерства финансов, но это займет больше времени у
председателя правительства. В данном случае он такой выбор сделал сам", -
подчеркнул глава Минфина. Решение Фрадкова бесспорно правильное. Другое дело,
сможет ли премьер-министр отследить весь ход исполнения бюджета. Но сам факт
того, что за бюджетом будет следить второе лицо в государстве дает некоторую
уверенность в том, что государственный бюджет на 2005 год будет полностью исполнен,
поэтому я думаю, что это решение Фрадкова носит принципиальный характер. Делая
резюме первой главы курсовой работы, мне хотелось бы отметить некоторые важные
моменты, на которых основана первая часть моей работы:
·
государственный бюджет
должен быть утвержден до начала финансового года, так как именно он является
документом, на основании которого заключаются договоры и производится
финансирование расходов.
·
определяющие параметры
бюджета формируются на основе принципиальных положений социально-экономической
и финансовой политики на следующий год.
·
основные параметры,
которые должен содержать закон о бюджете и финансовые нормативы, которые
необходимо соблюдать, закреплены в Бюджетном кодексе РФ и являются
обязательными для бюджетов всех уровней бюджетной системы.
II.
Бюджетное устройство РФ
2.1 Основные черты бюджетного устройства и
бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы
ее построения. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджетное устройство – это
построение и организация бюджетов и межбюджетных отношений. Бюджетное
устройство определяется государственным устройством. По форме государственного устройства
страны подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (федерация).
В современном мире большинство государств являются унитарными, например
Великобритания, Франция, Италия, Китай, Япония и другие. Как правило, крупные
страны являются федерациями – Российская Федерация, США, Германия, Бразилия,
Индия, Пакистан. В унитарных государствах существует два уровня бюджета –
государственный и местные бюджеты; в федеративных – три уровня и более:
государственный бюджет, региональные и местные бюджеты (причем здесь
присутствует несколько уровней местных бюджетов). Бюджетные полномочия местных
бюджетов в унитарных государствах ограничены рамками, которые устанавливает
центральное правительство, налоговые полномочия незначительны и также находятся
под контролем центра. В федерации каждый уровень власти имеет собственные права
и полномочия, органы управления являются выборными. Региональные власти имеют
право устанавливать налоги и их ставки и распределять свои бюджетные средства в
зависимости от выбранных приоритетов. Что же качается России, то в настоящее
время у нас в стране реализуются реформы системы организации местного
самоуправления и бюджетного устройства РФ, нашедшие свое отражение в
Федеральных законах от 60.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ» и от 04.07.2003 № 95-ФЗ «Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти
субъектов РФ», а также законопроектов «О внесении изменений и дополнений в
Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» и «О внесении
изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу Закона
РФ «Об основах налоговой системы в РФ».
Теперь подробнее выясним, что представляет собой
бюджетная система в России. В Бюджетном кодексе РФ дается следующее определение
бюджетной системы РФ: бюджетная система1
РФ – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ,
регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ, местных бюджетов государственных внебюджетных фондов. В основе
устройства бюджетной системы РФ лежит административно-территориальное
деление. Звеньями же бюджетной системы являются: федеральных бюджет;
региональные бюджеты субъектов РФ – республиканские бюджеты республик в составе
РФ, краевые и областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов
Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных
образований - районные бюджеты сельских районов, городские бюджеты городов (кроме
Москвы и Санкт-Петербурга), бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.
Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ на соответствующий год. Этот бюджет используется для
свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы, а
также при установлении нормативов отчислений от налогов в нижестоящие бюджеты.
Консолидированный бюджет не утверждается законодательным органом власти.
Структура консолидированного бюджета РФ представлена ниже.
Рис. 8 Структура консолидированного бюджета РФ
Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций,
отнесенных к предметам ведения Российской Федерации. Федеральный бюджет играет
определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой
Правительством РФ. Регулируя параметры федерального бюджета, государство
управляет темпами экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.
Федеральный бюджет используется для перераспределения средств между регионами.
Действующая система финансовой помощи в России (да и не только у нас) направлена
на то, чтобы за счет средств обеспеченных регионов оказывать помощь нуждающимся
регионам, смягчая при этом для населения различия в экономической и социальной
сферах. В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохраняет свою
ведущую роль, меняются лишь методы его воздействия на общественное производство
и режим расходования бюджетных средств. Осуществляется переход с бюджетного
финансирования и дотирования на экономические методы воздействия на
производство, переход к финансовому регулированию экономики.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных
средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к
предметам ведения субъекта РФ. В консолидированном бюджете субъекта РФ находят
отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в
регионе.
Местный бюджет (бюджет муниципального
образования) – форма
образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения
задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Консолидированный
бюджет муниципального района – свод бюджета муниципального района
(районного бюджета) и бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав
муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов). В РФ построение
бюджетной системы базируется на следующих принципах:
|
|
ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|
|