Информационная служба фирмы
Содержание:
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Информационные службы
на предприятиях………………..стр.4
1.1. История создания информационных служб на предприятиях….стр.4
1.2. Информационная служба в фирме. Современное состояние…...стр.7
Глава 2. Принципы работы информационной
службы……………….стр.13
2.1.
Функции и задачи информационной службы
.………………...стр.13
2.2.
Структура информационной службы…………………………..стр.16
Глава 3. Методы работы информационной
службы…………………. стр.21
3.1. Информационное обеспечение……………………………………стр.21
3.2. Обработка документов…………………………………………….стр.31
3.3. Экономическая разведка…………………………………………...стр.39
3.4. Конфиденциальность и защита коммерческой
информации……стр.48
3.5. Источники информации………………………………………….стр.54
Заключение………………………………………………………………стр.62
Список использованной литературы…………………………………стр.64
Приложения……………………………………………………………...стр.70
Введение
Тема: Информационная служба фирмы.
Актуальность: Эффективное развитие
рыночных отношений тесно взаимосвязано с организацией информационных служб на
предприятиях, т.к. успешная деятельность предприятия невозможна без
информационного обеспечения. Информация позволяет ориентироваться в общей
обстановке, уменьшить финансовый риск, следить за внешней средой, рынком,
оценивать свою деятельность, вырабатывать и корректировать стратегию
предприятия.
Новизна: Существует много работ,
посвященных теме: Информационное обеспечение коммерческой деятельности. Следует
выделить специалистов, работающих в данной области. Это Бакланов М., Яновский
А.М., Шкардун В.Д., Новикова О.А. и другие. Но конкретно по деятельности
информационных служб фирмы информация рассеяна по различным источникам.
Цель: Комплексирование информации об
организации и методах работы информационной службы в фирме.
Задачи:
1) Проанализировать литературу
по теме
2) рассмотреть историю создания
информационных служб на предприятиях
3) рассмотреть принципы, функции
и задачи работы информационной службы
4) рассмотреть методы работы
информационной службы.
Объект: Информационная служба на предприятиях
Предмет: Функции, задачи и методы
работы информационной служб
Методы исследования: анализ
специальной литературы.
База исследования: фонды РНБ,
Публичной библиотеки имени Маяковского.
I. Информационные службы на
предприятиях
1.1. История создания
информационных служб на предприятиях
В СССР задачи обеспечения
научной и технической информацией решались в рамках созданной в период
1952-1985 годов Государственной системы научной и технической информации
(ГСНТИ), которая условно разделялась на систему открытой гражданской информации
и систему информации в оборонных отраслях. В связи с распадом Советского Союза
ГСНТИ, отражающая характерные для прежнего строя ведомственные структуры
управления экономикой, тоже распалась. В рамках ГСНТИ была создана сеть
информационных органов, имеющих статус всесоюзных, отраслевых, территориальных,
республиканских и низовых на предприятиях (14).
В советское время активно
создавались на крупных предприятиях специальные библиотеки или информационные
отделы. Они вели многогранную справочно-информационную работу. Информационное
обслуживание специалистов осуществлялось на базе укомплектованного книжного
фонда. Фонд включал справочный аппарат, состоящий из системы каталогов и
картотек. В своей работе информационные службы и технические библиотеки
использовали традиционные методы информационного обслуживания. Это обслуживание
в системе МБА, режиме «запрос-ответ», в системе ИРИ (избирательное
распределение информации) и ДОР, проведение «Дней информации» и «Дней специалиста»
(11).
ИРИ включает в себя следующие
обязательные элементы: адресную (алфавитную) картотеку абонентов, предметную
картотеку информационных запросов, картотеку источников информации, картотеку
карт обратной связи, картотеку заказов МБА для удовлетворения абонентов ИРИ
запрашиваемыми документами. Преимущество ИРИ – наличие обратной связи.
Обеспечение специалистов в режиме ИРИ способствует внедрению на предприятиях
новых методов труда, передовой техники и прогрессивных технологий. До доведения
информации до цехов были организованы Доски информации, на которых вывешивался
список новых поступлений.
Специальные библиотеки при
заводах изучали информационные потребности специалистов по следующим группам:
1) руководящий состав завода
2) рядовой состав ИТР
3) рабочие массовых профессий
На основании собранных анкет и
выявленных в беседе запросов составляется на год тематика информационного
обеспечения ведущих специалистов завода. Основными источниками для обеспечения
информационных потребностей специалистов являлись – журналы, издания отраслевых
информационных институтов, книги, библиографические пособия.
Большое значение придавалось
выставкам, посвященным различным социалистическим соревнованиям. Для выставок
библиотеки подбирали литературу, посвященным лучшим людям завода, новаторам,
передовикам. На выставках широко представлялись и сами книги в помощь
соревнованию, и определенные номера газет и журналов, папки с подобранными по
тем или иным проблемам соревнования вырезками из периодических изданий.
Для рабочих проводились Дни
информации, где много уделялось вопросам системы подготовки и повышения
квалификации рабочих кадров.
Основные направления работы библиотек
в советское время:
-
пропаганда
внутренней и внешней политики КПСС
-
целенаправленная
помощь в решении социально-экономических и научно-технических задач, стоящих
перед производственными коллективами
-
пропаганда
достижений в области науки, техники, прогрессивной технологии, содействие
внедрению передового производственного опыта трудовых починов, развитию
технического творчества
-
содействие
системе профессиональной подготовки и повышению профессионального уровня кадров
-
популяризация
научно-технических знаний.
Библиотеки
работали в тесном содружестве с профсоюзными комитетами (10, 27,29).
Т.о., в советское время информационным
обеспечением специалистов занимались специализированные библиотеки и
информационные центры на предприятиях. Можно сказать, что информационная
инфраструктура была хорошо развита (правда, только в отношении НТИ), однако, в
последние годы он был в значительной степени утерян, так как в условиях
экономического кризиса отделы информации и научно-технические библиотеки
государственных предприятий и учреждений стали первыми кандидатами для
ликвидации. Вместе с тем, в последние годы такие службы стали вновь
создаваться в рамках коммерческих структур, и некоторые банки и финансовые
компании в настоящее время уже имеют весьма мощные собственные информационные
службы. Вновь была осознана важность высококачественного информационного обеспечения
для успеха во всех сферах деятельности, и во многих западных компаниях
появилась должность «управляющий знаниями», он должен выполнять те же работы,
что в 60-70-х годах предполагались для советских информационных работников
отделов НТИ на предприятиях и организациях. Это говорит о том, что в советское
время информационные отделы всегда обеспечивали высокое качество услуг и несли
за это ответственность за счет тщательного отбора, оценки, редактирования
информации.
1.2.
Информационная служба в фирме. Современное состояние.
За последние несколько лет
информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и
коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом
причин. Переход к рыночной экономике возможен только при условии возрождения
предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того объема
информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Генри Форд говорил:
«Основа успеха в бизнесе – своевременно полученная, правильно понятая и умело
использованная информация». Важно не просто получить информацию, но и иметь ее
в таком виде, который бы обеспечивал ее однозначную интерпретацию и был
нагляден для восприятия. На первый взгляд, информации в окружающем мире
настолько много, что, кажется, недостатка в ней не испытывает никто. Однако
нынешнее состояние экономики в значительной степени связано с острой
информационной недостаточностью. Для принятия адекватных ситуации решений на
всех уровнях управления нужна оперативная, доступная и качественная информация.
Информация должна поступать к руководителю в тщательно обработанном и
подготовленном для анализа виде. Таким образом, возникает задача установки
некоего «информационного фильтра» на нескольких ветвях информационной
«магистрали». Частично данная задача решается за счет наличия в фирме
референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может
просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из него
наиболее важные моменты, другая же часть информационного потока остается
невостребованной. О каком-либо оперативном получении дополнительных сведений,
разнообразном анализе, планировании и прогнозировании здесь не может быть и
речи. Кроме этого референт ориентирован только на высшее руководство, и при этом
совершенно не учитывается заинтересованность рядового сотрудника в оперативном
получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров»
выступает информационная служба.
Сегодня все
крупные и процветающие коммерческие структуры развитых государств имеют в
своем штате подразделения, которые занимаются информационной
деятельностью. В одних фирмах - это информационно-аналитический отдел, в
других - отдел маркетинга, на который руководство фирмы наряду с другими
возлагает и информационно - аналитические задачи, в третьих – отдел
коммерческой разведки. Часто все зависит от степени понимания руководством
фирмы степени важности информационно - аналитической работы для безопасности
всех сторон деятельности любой коммерческой структуры (18).
Вся
поступающая в информационную службу информация может рассматриваться как
маркетинговая, поскольку она отбирается в интересах предприятия. Задача
информационной службы – квалифицированно обработать ее и распределить по
потребителям, то есть обслужить внутренний рынок информационной продукции и
услуг на предприятии. При этом происходит специфический переход информационной
службы из состояния участника маркетинга продукции предприятия, его
информационных аспектов, в производителя информации, осуществляющего маркетинг
информационной продукции и услуг.
Основная цель
– это обеспечение оперативного получения руководителем и другими службами
максимального объема качественной и конкретной информации, необходимой им для
принятия более обоснованных и взвешенных решений, адекватного реагирования на
происходящие события, а также получения своевременных рекомендаций и
предложений. Наличие качественной информации у руководства помогает не только
при принятии каких-либо решений, но может сыграть в его пользу при проведении
переговоров или дискуссий (9).
В качестве
основных аспектов информационной деятельности и новых задач информационной
службы предприятия могут быть представлены:
-
проведение
исследований рынка сбыта продукции предприятия или участие в такой работе
-
проведение
и организация рекламной кампании
-
проведение
маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии в интересах
маркетинга его продукции.
Как и в
маркетинге любых товаров, важным является повышение качества информационной
продукции и услуг и снижение издержек информационного производства,
предоставление специалистам предприятия возможности выгодного сотрудничества с
информационной службой, предпочтительного по сравнению с другими каналами
коммуникации.
Поэтому
маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии должен преследовать,
как минимум, две цели:
1) реализация задач маркетинга
продукции предприятия в части его информационных аспектов
2) обеспечение эффективной
деятельности информационной службы предприятия в условиях рыночной экономики.
Для достижения
первой цели необходимо:
-
создать и
вести информационную базу, включающую информацию о сильных и слабых сторонах
своего предприятия и его продукции, а также сведения о конкурентах
-
обеспечить
поступление на предприятие необходимой научно-технической и
конъюктурно-экономической информации
-
обеспечить
переработку и распределение этой информации «по принадлежности» между
подразделениями предприятия
-
создать
коммуникации для свободной циркуляции идей всех участников маркетинга до
потребителя с целью координации усилий в создании продукции, удовлетворяющей
потребности данного сегмента рынка.
Для достижения
второй цели необходимо провести:
-
определение
возможностей информационной службы и номенклатуры выполняемых работ и услуг
-
исследование
и сегментацию рынка информационной продукции и услуг на предприятии
-
рекламу
информационных работ и услуг, мероприятия по стимулированию сбыта
-
мероприятия
по уменьшению издержек информационного производства
-
оценку
эффективности мероприятий маркетинга информационной продукции и услуг на
предприятии с последующей корректировкой плана маркетинга.
Весьма важно,
чтобы наряду с количественными оценками в информации содержались также
качественные характеристики. Особенно ценны сведения прогнозного характера,
дающие представление о намечающихся структурных изменениях и новых тенденциях и
имеющие принципиальное значение для выработки стратегий маркетинга.
Участие
информационной службы в маркетинговых исследованиях может осуществляться
посредством решения двух равнозначных задач:
-
создания
и ведения фактографических баз данных, содержащих количественную информацию
(списки поставщиков, данные о фирмах, продукции и т.д.)
-
проведение
на этой базе обзорно-аналитической деятельности, результатом которой является
получение прогнозных оценок состояния рынка продукции предприятия.
Решение данных
задач возможно на основе создания автоматизированных банков данных в рамках
информационной службы предприятия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|