В противоборстве конкурентов в условиях рыночных отношений субъекты бизнеса
вынуждены одновременно принимать меры как прямого действия (как можно больше
узнать о конкурентах и с максимальной отдачей использовать эти знания), так и
обратного действия (максимально защитить свою конфиденциальную информацию и
тем самым минимизировать возможный успех от ее использования конкурентами) (25,
62).
Т.о.,
именно целенаправленная обработка и анализ информации о деятельности,
намерениях и возможностях конкурентов являются основными побудительными
мотивами для принятия решений стратегической и тактической коррекции
деятельности фирмы.
В
настоящее время этот метод работы очень важен для продуктивного ведения
хозяйственной деятельности предприятия.
3.4. Конфиденциальность и
защита коммерческой информации
Реально функционирование системы
коммерческой информации на предприятии проявляется в создании информационной
среды, поддерживаемой упорядоченным движением потоков информации.
В модели предусмотрено, что все
информационные массивы данных по основным видам коммерческой деятельности
формируются на основе:
-
данных
маркетинговых исследований
-
данных
внутрифирменного управленческого учета (сведений об объемах товарооборота, величине
производственных и товарных запасов, единовременных и текущих затратах, прибыли
предприятия и др.)
-
данных
внешней статистики, конъюнктурных обзоров рынков, публикуемых в специальных
изданиях и средствах массовой информации
-
экспертных
оценок.
Важнейшим
элементом построения системы информирования является обеспечение границ доступа
к информации. Мера доступности определяется степенью конфиденциальности –
доверительности (или секретности) сведений.
На практике границы доступа
обеспечиваются защитой информации в режиме коммерческой тайны – принятия мер по
ее секретному использованию.
Понятием коммерческой тайны
обобщаются преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические
интересы предприятия, сведения о различных сферах его предпринимательской
деятельности (производственной, коммерческой, инновационной и т.д.) и
относительно организации управления, необходимость защиты которых
обусловливается задачами конкуренции и угрозами потери экономической
безопасности. По общим правилам коммерческая тайна вводится относительно тех
сведений, который представляют интерес для коммерции.
Режим коммерческой тайны
определяется законодательным путем. В России он устанавливается ст.139
Гражданского кодекса РФ, согласно которой информация составляет коммерческую
тайну, если имеет действительную или потенциальную ценность в силу
неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном
основании, а обладатель информации принимает необходимые меры к охране ее
конфиденциальности. Гражданским кодексом (ст.139), наряду с коммерческой тайной
вводится понятие служебной тайны. Однако какие-либо различия между ними не
проводятся. Служебная тайна по законодательству так же, как и коммерческая
тайна, должна иметь коммерческую ценность, и меры по их охране должны быть
одинаковы.
Перечень
сведений, которые составляют предмет коммерческой тайны, и порядок обеспечения
их сохранности определяются руководством предприятия. Наиболее общие правила
состоят в следующем.
Основополагающим
является принцип равновесия между обеспечением экономической выгоды и
поддержанием экономической безопасности. Предельно допустимые границы
устанавливаются с учетом того, что часть коммерческой информации должна
оставаться открытой. В основном это информация рекламного характера, касающаяся
производимой продукции и услуг, товарных знаков и т.д. Сокрытие ее
противоестественно, так как привести к потере рынков, потребителей, а значит, и
прибылей. С другой стороны, излишне подробные сведения относительно выпускаемой
продукции, особенно в части описания технико-экономических особенностей, вполне
могут стать объектом наживы для конкурентов, активно использующих методы
производственного шпионажа.
В
безусловном порядке засекречиванию подлежат сведения из области коммерческих
ноу-хау. Они касаются в основном организации материально-технического
обеспечения и сбыта, поскольку именно эта функция в управлении коммерческой
деятельностью предприятия является наименее формализованной среди прочих
функций и с точки зрения процедур принятия решений, и сточки зрения самого
содержания управленческих решений. К категории коммерческих ноу-хау относятся
сведения по организации каналов сбыта (дилерских, дистрибьюторских сетей)
предприятия, методов продвижения товаров на рынок, ведение коммерческих
переговоров и т.д. Особую часть коммерческих ноу-хау составляют методики
выполнения маркетинговых исследований. Все эти сведения интересны для
конкурентов и по аналогии с производственным шпионажем вполне могут стать
объектом шпионажа коммерческого.
Особой
защите подлежат договоры, заключаемые предприятием при организации
материально-технического обеспечения и сбыта. Более того, в определенных
ситуациях конфиденциальными считаются не только сведенья, относящиеся к
содержанию договора, но и сам факт его заключения. Логика этой позиции
достаточно ясна: вся коммерческая деятельность представляется в виде
совокупности логических цепочек, построенных на хозяйственных связях между
поставщиками, потребителями и посредниками, правовым основанием для
осуществления которых служит договор. Именно договор является тем цементирующим
звеном, знание которого и основанные на этом знании активные действия со
стороны конкурентов подорвать коммерческую деятельность предприятия.
Масштабы
применения режима коммерческой тайны в России регулируются постановлением
Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять
коммерческую тайну» от 15 Декабря 1991 года № 35. В составе этого
ограничительного перечня предусмотрены следующие документы и сведения, прямо
или косвенно относящиеся к сфере коммерческой деятельности предприятия:
-
учредительные документы (решения о создании
предприятия или договор учредителей) и устав;
-
документы, дающие право на занятие
предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, патенты,
лицензии);
-
сведенья по установленным формам отчетности о
финансово-хозяйственной деятельности предприятия и иные сведенья, необходимые
для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных
платежей в бюджет России;
-
документы о платежеспособности;
-
информация о численности, составе работающих, их
заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
-
справки об уплате налогов и обязательных платежах;
-
данные о нарушениях антимонопольного
законодательства, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а
также о других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом
ущерба;
-
сведения об участии должностных лиц предприятия в
кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах и других
организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Из
соотношения целесообразного и допустимого определяется следующий примерный
перечень сведений из сферы коммерческой деятельности, которые должны составлять
коммерческую тайну предприятия:
-
организация и размеры товарного оборота, включая
данные об издержках производства и обращения, цене продукции и услуг;
-
состоянии рынков сбыта и рынков закупок;
-
планы сбыта материально-технического обеспечения;
-
сведения о поставщиках потребителях и посредниках;
-
сведения о финансовых операциях;
-
списки персонала коммерческих служб,
организационные схемы управления;
-
информационное обеспечение, схемы документооборота
и др.
Конкретный
содержательный состав сведений, подлежащих защите в режиме коммерческой тайны,
определяется каждым предприятием самостоятельно. При установлении режима
коммерческой тайны, помимо самого состава сведений и «срока жизни» секретов,
выявляются источники и места накопления информации, реальные пользователи и те,
кто потенциально заинтересован в ее получении, в том числе среди партнеров по
коммерческой деятельности и конкурентов, определяются возможные каналы утечки
информации, прорабатываются способы перекрытия каналов утечки.
Защита
строится комплексно, путем создания специальной системы обеспечения
безопасности, в рамках которой проводятся следующие мероприятия:
-
защита коммерческой тайны при заключении контрактов
и трудовых соглашений, работа с персоналом – соответствующие беседы при приеме,
инструктаж вновь принятых по правилам секретного использования информации,
обучение сохранению конфиденциальности сведений, работа с сотрудниками,
подозреваемыми в хищении секретной информации, пропаганда мер административной
и экономической ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, а также
форм материального и морального поощрения за работу с секретной информацией и
т.п.;
-
организация работы с конфиденциальными документами,
представленными на бумажных носителях, - ведение порядка делопроизводства,
контроль за прохождением секретных документов по маршруту пользования
информацией, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана
секретов партнеров по коммерческой деятельности. Конфиденциальные документы,
составленные на бумажных носителях, наделяются обычно тем или иным грифом
секретности – «конфиденциально», «строго конфиденциально», «конфиденциально,
только адресату», - которым, по существу, и определяются границы доступа к
информации для отдельных категорий лиц. Правило состоит в том, что каждый
сотрудник службы сбыта или материально-технического обеспечения (гистической
службы предприятия) должен иметь доступ только к той информации, которая
необходима ему для выполнения прямых должностных обязанностей;
-
организация работы с конфиденциальными документами,
представленными на машинных носителях, то есть в электронной форме. Порядок, в
принципе, аналогичен тому, что применяется в работе с документами на бумажных
носителях, с той лишь разницей, что гриф секретности заменяется электронными
паролями, известными ограниченному кругу лиц, допущенных к пользованию
информацией;
-
контроль помещения и оборудования – обеспечение
безопасности служебных помещений, охрана множительной техники, контроль за
посетителями, применение средств сигнализации в случае обнаружения
несанкционированного доступа и т.п.
Ответственность
за сохранность коммерческой тайны на предприятии в целом несет его
руководитель. Он должен предусмотреть условия конфиденциальности в коллективном
договоре, правила внутреннего трудового распорядка, контрактах и трудовых соглашениях
с работниками, договорах с партнерами. С лиц, допущенных к работе с
конфиденциальной информацией, целесообразно взять специальные обязательства о
ее неразглашении.
Для
практического осуществления режима коммерческой тайны на предприятии считается
целесообразным назначение специального уполномоченного, а на крупных – создание
специального подразделения безопасности (37).
3.5. Источники информации
Наиболее важной информацией для
предпринимательской деятельности является:
-
оперативная
информация об общей экономической конъюнктуре в виде биржевых котировок, курсов
валют, кредитных ставок
-
экономическая
и демографическая статистическая информация, которая пока выступает
единственной основой для объективного экономического анализа и прогнозирования
долгосрочных тенденций
-
коммерческая
информация об участниках рынка – предприятиях и о
продукции
-
деловые
новости о событиях, происходящих на рынке
-
информация
о перспективах развития науки и техники и их возможных результатах
-
информация
о правовых условиях хозяйственной деятельности.
Существуют внутренние и внешние
источники информации.
Внутренними источниками служат отчеты
компании, беседы с сотрудниками отдела сбыта и другими руководителями и
сотрудниками, маркетинговая информационная система, бухгалтерские и финансовые
отчеты, отчеты руководителей на собраниях акционеров, сообщения торгового
персонала, отчеты о командировках, обзоры жалоб и рекламаций потребителей,
благодарственные письма, планы производства, протоколы заседаний руководства,
деловая корреспонденция фирмы и т.д.
Внешними источниками являются
данные международных организаций (Международный валютный фонд, Европейская
организация по сотрудничеству и развитию, ООН), законы, указы, постановления
государственных органов, выступления государственных, политических и
общественных деятелей, данные официальной статистики, периодической печати,
результаты научных исследований и т.п.
Если об этом говорить более
конкретно, то здесь в первую очередь следует выделить: статистические ежегодники,
каталоги различных фирм, годовые финансовые отчеты фирм, информация отраслей,
бирж, банков, таблицы курсов акций, судебные решения.
Кардинальные изменения в
экономике страны 90-х годов существенно повлияли на развитие и использование ее
документальных потоков. Документальный поток стал мобильно отвечать на текущий
спрос в области экономического знания, но вместе с тем возросла степень его
хаотичности – дублирования, фрагментарности и рассеивания полезной информации.
Одновременно в потоке формируются
новые подструктуры, вводятся новые каналы доведения и средства хранения больших
массивов значимой для экономистов информации – сетевой доступ к удаленным
источникам данных, электронные версии изданий, компактные оптические диски (CD-ROM, DVD-ROM), полнотекстовые базы данных с
гипертекстовой технологией и др.
В мире все шире распространяется
тенденция комплексного представления информации об экономических объектах. Как
правило, основу базы данных составляют полные тексты и рефераты публикаций из
периодики, полные тексты других материалов открытой печати. В результате в
рамках одной программной оболочки аккумулируются полнотекстовые,
библиографические, фактографические и прогнозно-аналитические ресурсы
экономики. Наиболее известной из них является база данных PROMT. В России комплексные БД создаются в
отдельных информационных фирмах. Примером может быть БД о Северо-Западном
регионе России компании «Nsинформ+».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|