-
разноаспектный
поиск первичных источников и информационный поиск, в том числе
библиографический и фактографический поиск
-
организация
и контроль (сохранение) зафиксированной информации
-
использование
конкретных программно-методических продуктов
-
динамичное
чтение (скоротечное) текстовой информации
-
многофакторный
анализ:
библиографическое
описание
реферирование
индексирование
организация и
ведение баз данных
информационный
мониторинг
-
применение
машиночитаемых носителей информации (кассеты, диски, дискеты)
-
владение
микропроцессорной техникой (компьютерная грамотность), прогрессивными
средствами связи (электронная почта, телефакс, видеотекст, сотовая телефонная
связь и др.), копировально-множительными аппаратами
-
маркетинг
и бизнес планирование, оценка эффективности информационной деятельности
-
деловое
общение
-
организационно-правовое
оформление экономических отношений предприятия с партнерами (юридическими и
физическими лицами) (65).
III. Методы работы информационной
службы:
3.1. Информационное обеспечение
Успешная деятельность предприятия в современных условиях невозможна без
информационного обеспечения по вопросам, относящимся как непосредственно к
деятельности предприятия, так и к общей экономической и политической ситуации
в стране. Под информационным обеспечением понимают:
1) Совокупность процессов по
подготовке и доведению до потребителей информации для решения управленческих, научно-технических
задач в соответствии с этапами их выполнения
2) Совокупность единой системы
классификации и кодирования информации и единой системы документации,
используемых в автоматизированной ИПС; совокупность методов и средств
организации машинных массивов информации
Информация позволяет ориентироваться
в общей обстановке, уменьшить финансовый риск, следить за внешней средой,
рынком и изменениями рыночной конъюнктуры, оценивать свою деятельность,
вырабатывать и корректировать стратегию предприятия.
Информация не только становится
особым товаром во всех сферах деятельности, но и приводит в движение иные
ресурсы – материальные, денежные, кадровые. Информационные ресурсы преодолевают
ограниченность природных ресурсов, приводят к колоссальной экономии живого
труда, увеличивают совокупность мощность материально-вещественных факторов
производства.
Согласно Федеральному закону
«Об информации, информатизации и защите информации» от 22 февраля 1995 года:
«Информационные ресурсы – это отдельные документы и массивы документов, которые
могут являться составной частью информационной системы, базы данных» (1).
Информационные ресурсы – множество
профессионально-значимых источников информации, необходимых для развития
определенной сферы деятельности в каждый конкретный период времени. Информация
– основное условие конкурентной способности организации (16).
Любое предприятие можно
представить погруженным в поток информации, поступающей от внешней среды,
которое включает государство, общественные организации, поставщиков,
конкурентов, инфраструктуру рынка и т.п. Информационные органы предприятия
отфильтровывают из этого потока информацию, необходимую для жизнедеятельности
предприятия и преобразуют ее в удобную для выработки управляющих решений форму.
Хотя приемников маркетинговой
информации на предприятии может быть множество (вплоть до отдельных
сотрудников, получающих важную информацию в служебных командировках, на
конференциях и т.п.), центр ее обработки и первичного анализа должен быть един,
что исключит «разрывы» и дублирование в информационных потоках. Логично
представить таким центром службу информации, являющейся главным «нервным узлом»
информационной системы предприятия (44).
Информационная служба должна обеспечивать
информацией любую возникающую ситуацию в условиях рыночной экономики и это
достаточно сложно, поскольку среда в каждой конкретной фирме всегда имеет
различия, вполне специфична и зависит от многих мотивов. Важнейшими являются
пять признаков:
-
организационно-правовая
структура: государственные и муниципальные предприятия (бюджетные), смешанные
предприятия, частные фирмы и кооперативы
-
функциональная
деятельность фирм: инновация, проектирование, конструирование, технология,
маркетинг, менеджмент, консультирование, консалтинг и т.д.
-
отраслевая
направленность работы фирм: комплекс отраслей (лесохимический,
топливно-энергетический, машиностроительный комплекс и т.д.), отрасли
здравоохранения, культуры, сельского хозяйства и их узкоотраслевые направления
-
региональная
направленность работы фирм: район Санкт-Петербурга, весь город, весь
Северо-Запад или другие области и республики России, СНГ, зарубежные страны
-
личностно-профессиональные
особенности руководства и сотрудников фирм (базовое образование, профиль,
специализация, стаж и опыт работы, уровень знания иностранных языков,
компьютерной подготовки и т.д.).
Информационное обеспечение,
представленное в виде процесса, предполагает выполнение следующих операций:
-
сбор
данных
-
обработка
данных и формирование информационных банков пользователей
-
хранение
информации
-
поиск
информации
-
преобразование
информации
-
передача
информации
Исходной и главной операцией
считается сбор данных. От качества выполнения ее зависит соблюдение требование
полноты, достоверности и оперативности, предъявляемых не только к самим
сведениям, но и в отношении всего процесса информационного обеспечения.
Сбор данных происходит в форме
приема сообщений, каждое из которых представляет собой совокупность данных,
содержащих какие-либо сведения, предназначенные для передачи по каналу связи
от источника к пользователю информации. Технически эта операция
совершается с помощью специальных средств передачи (приема) данных – модемов,
факсов, телефонов и т.п.
Возникающий в ходе разнообразной
предпринимательской деятельности информационный дефицит (недостаток или
нехватка информации, перебои с информированием) предопределяет необходимость
поиска информации, которая была бы способна его удовлетворить. Иными словами,
поиску информации всегда предшествует появление информационного дефицита.
В наши дни, как и прежде, информационный дефицит
необычайно разнообразен, но наиболее частыми являются три разновидности
информационного дефицита:
-
фактографический
дефицит
-
концептографический
дефицит
-
документальный
дефицит.
Фактографический информационный дефицит предполагает
нахождение и предоставление специалисту реально существующего факта (сведения,
события), максимально соответствующего потребности. В настоящее время чаще
других требуются факты адресные, статистические, ценовые и отраслевые
(тематические), касающиеся в первую очередь профессиональной деятельности
предпринимателей.
Обычно считается, что найти адрес просто. Но на самом
деле далеко не всегда удается установить точный, достоверный адрес организации,
предприятия, объединения. Даже в пределах нашего города поиск не всегда успешен
по разным и подчас весьма неожиданным причинам. Например, фирма не
заинтересована в рекламе, нет необходимости сообщать свои адресные сведения в
силу желания изменить свой профиль деятельности или предполагается поменять
адресные сведения, закрыть фирму, открыть новую и т.д. И в такой ситуации даже
простейший информационный дефицит остается неудовлетворенным.
Другой пример – поиск статистических сведений
может оказаться еще более длительным, особенно если необходимы конкретные
факты. Выполнить и тем более оперативно такой поиск далеко не всегда удается,
если и вообще возможно. И не потому, что специалист не знает источников
информирования или профессионально безграмотен, а по вполне объективным причинам
– задержка выпуска статистических изданий и трудности доступа к компьютерной
информации или простое отсутствие конкретных статистических данных в
информационных сетях. Совсем нелегко найти объективные сведения о цене продукта
или услуги. Предприниматель многократно сталкивается с указанием цен прежних,
не соответствующих определенному периоду, региону, продукту, и источники
информации далеко не всегда удовлетворяют этот фактографический информационный
дефицит.
Для удовлетворения четвертого направления фактографического
информационного дефицита требуются весьма разнообразные источники отраслевого
(тематического) профиля: справочники и даже другие типы первичных документов
(монографии, практические пособия, имеющие в фирме официальные документы).
Для удовлетворения этих видов фактографического
информационного дефицита могут быть использованы разные пути и варианты
фактических сведений. Опытный менеджер информационной фирмы должен выбрать
самый правильный вариант.
Получить ответ на возникший концептографический
информационный дефицит еще труднее, тем более что число источников информации,
дающих ответ в виде готовой концепции весьма ограниченно особенно после 1991
года, а сами объекты концептографического дефицита являются всегда сложными.
Нередко подобный дефицит требует глубокого поиска источников, обеспечивающих
обобщенными сведениями концептуального и конъюнктурного характера, или
проведения собственных разработок.
Документальный информационный дефицит – третий
возникающий в настоящее время дефицит, для удовлетворения которого необходимы
документ или комплекс документов.
Необходим поиск и таких документов, которые по
разным причинам далеко не сразу публикуются или вообще сообщения о них
отсутствуют. В первую очередь это касается ведомственных, особенно внутренних
документов. Поэтому удовлетворение даже такого простейшего как документальный
информационный дефицит требует достаточного знания путей поиска, времени на их
нахождение и предоставление в реальном режиме.
Предпринимательская идея - понимание, предчувствие ,
смутное знание предпринимателя о том, что он ощущает наметившиеся изменения в
области своего профессионального интереса необычайно важны в условиях рыночной
экономики. Для реализации идеи предприниматель собирает информацию и
анализирует ее исходя их информационного дефицита.
Можно назвать 4 группы изменений, которые по существу
являются их индикаторами в пределах фирм и даже отраслевых и региональных
направоений деятельности:
-
неожиданные
события;
-
несоответствия,
несовпадение с тем, что должно быть и что реально происходит;
-
насущная
потребность, проявление негативных симптомов, которые могут быть и должны быть
устранены внутри предприятий;
-
внешнее давление
на фирмы вследствие внезапных изменений в отрасли или регионе;
В сферах внешней деловой среды тоже
проявляются и создаются условия для новых возможных изменений. Таких ситуаций
три:
- последствия демографических изменений;
- культурные изменения, вызывающие трансформации
восприятий, настроений и ценностей жизни;
-
научно-информационные
изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира.
Усилия информационной службы должны быть направлены на
обеспечение и удовлетворение информационного дефицита.
Таким образом, цель информирования в фирме – полное и
быстрое удовлетворение информационного дефицита фирмы в целом и конкретной
предпринимательской идеи ( 17).
Специальным средством информационного обеспечения коммерческой
деятельности выступает технология электронного обмена деловой документацией по
стандарту ООН-ЭДИФАКТ. Он представляет собой набор принципов обмена деловыми
данными между различными участниками хозяйственных связей в сфере коммерческой
деятельности – производственными предприятиями, торгово-посредническими организациями,
банками, страховыми компаниями и т.д., - принципов, выработанных на базе
информационной логистики.
ЭДИФАКТ – это особый структурированный язык данных, связанных с описанием
фактически всех видов коммерческой деятельности. Технологию ЭДИФАКТ можно
сравнить с кубиком Рубика. Постоянная сцепка его составляющих позволяет, не
разрушая формы куба, создавать из одних и тех же элементов при вращении в
разных плоскостях все новые и новые зрительские (суть – аналитические)
комбинации. По этим же принципам формируется ЭДИФАКТ-сообщение.
Язык позволяет с помощью элементов, стандартных информационных сообщений
составлять описание любого распространенного в коммерческой практике документа,
сформулировать его электронную версию и транслировать в открытых телекоммуникационных
сетях без опасения перехвата конфиденциальной коммерческой информации. При
этом, будучи, например, составленным на русском языке, счет или накладная может
быть успешно транслирован как для российских получателей, так и для зарубежных
партнеров на всех основных европейских языках. В месте получения
закодированного документа с помощью специальных программных средств,
настроенных только на систему получателя, ЭДИФАКТ-сообщение разворачивается в
обычную читаемую форму, которая превращается в стандартный бумажный документ.
Одновременно такое сообщение, передаваемое в сетях, оборудованных запоминающими
устройствами – серверами, частично выполняет и роль автоматизированной системы
делового администрирования, которая не позволяет какому- либо партнеру по
обмену документами в ЭДИФАКТ уйти от ответственности за свои послания.
Технология ЭДИФАКТ внедряется в России уже несколько лет – факт чрезвычайно
важный в связи с переходом ЕвроСоюза с 1 января 1995 года на обязательное
использование электронного языка ЭДИФАКТ при обмене документацией и информацией
между государственными ведомствами ЕС, работающими на английском, французском и
немецком языках. Промедление с внедрением ЭДИФАКТ в России означало бы
появление нетарифного барьера в торговле между Востоком и Западом. Ведущими
организациями по распространению технологии изначально выступили: В\О
«ИНФОРМВЭС», Роскоинформ, ЦБ России, Государственный таможенный комитет,
Минтранс, Российская академия наук, Торгово-промышленная палата России. Крупнейшими
центрами распространения технологии ЭДИФАКТ в Европе являются СИТПРО в Англии,
ЕДИФРАНС во Франции, ДЕНИШПРО в Дании и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|