рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Информационная служба фирмы

     Эффективность стратегии маркетинга, реализация его целей зависят от качества информации, на основе которой эта стратегия развивается. Поэтому основной задачей участия информационной службы в маркетинге продукции предприятия является создание и поддержание системы информации, обеспечивающее оперативное поступление достоверных сведений, необходимых для успешной маркетинговой деятельности предприятия. Эта информация должна освещать спрос на определенные товары и услуги, содержать характеристики возможных конкурентов, а также внешних условий, в которых протекает маркетинговая деятельность предприятия (инфраструктура, уровень развития, правовые и экономические требования и т.д.) (12).


Т.О., целесообразно рекомендовать хозяйствующим объектам иметь в своей структуре специальное подразделение, ответственное за подготовку условий успешного развития предприятия – информационную службу. Предприятие, стремящееся к успешному выходу на рынок, закреплению на нем, усилению конкурентных позиций, а в перспективе – к лидерству, должно в первую очередь обладать как можно более полной информацией о состоянии и динамике внешней среды – о конъюнктуре, объеме и структуре рынков, а также о состоянии внутрифирменной среды – о производственных и интеллектуальных возможностях реализации практических и стратегических задач.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Принципы работы информационной службы:


2.1. Функции и задачи информационной службы


     В условиях рыночной экономики существует взаимосвязь между службой информации и службой маркетинга, которая в состоянии взять на себя всю маркетинговую работу, включая планирование. Если предприятие маленькое, то все маркетинговые обязанности  могут быть возложены на одного человека. Если предприятие крупное, необходимо создать новое подразделение, структура которого должна быть ориентирована на выполнение трех основных функций:

-         сбор информации, анализ и прогнозирование

-         формирование производственной программы

-         осуществление рекламы и маркетинга.

Это подразделение может называться службой маркетинга или информационно-аналитическим отделом.

Информационно-аналитическая служба является основным центром, в котором концентрируется, обрабатывается и анализируется самая разнообразная внешняя информация. То же справедливо и по отношению к внутренней информации, но с некоторыми оговорками. Большая часть внутренней информации попадает в нее из других подразделений фирмы и в основном представлена в уже обработанном (стандартные формы статической отчетности), подготовленном для анализа виде. Таким образом, обозначаются основные задачи, стоящие перед информационной службой:

1)     сбор, обработка и анализ внешней информации

2)     сбор, обработка и анализ внутренней информации

3)     на основе проводимого анализа выработка соответствующих рекомендаций и предложений

4)     оперативное, полное наглядное предоставление результатов анализа, соответствующих выводов и выработанных рекомендаций

5)     долговременное хранение всей собранной информации для последующего ее использования в работе

6)     решение нестандартных задач анализа деятельности фирмы

    Иногда бытует мнение, что ИС и экономическая служба дублируют друг                друга.  Экономическая служба ориентирована, прежде всего, на решение стандартных задач внутреннего учета. Одной из основных задач ИС является сбор, обработка и анализ самой разнообразной внешней информации. Экономической службой решаются задачи анализа и планирования текущей деятельности фирмы и ее подразделений, а также стратегического планирования. Здесь находится первая точка пересечения интересов ИС и экономической службы. ИС не решает стандартных задач  учета – она является пользователем информации, полученной в результате решения данных задач другими подразделениями (экономической службой). И, наоборот, другие подразделения, в частности экономическая служба, являются пользователями информации, предоставленной ИС. Здесь вторая точка пересечения интересов. Деятельность экономической службы строго ориентирована на руководство фирмы и контролирующие инстанции. Деятельность ИС ориентирована как на руководство, так и на рядового сотрудника. Данные службы не дублируют, они взаимодополняют друг друга.

     Исходя из задач, стоящих перед службой, можно обозначить ее функциональную структуру, обеспечивающую наиболее эффективное ее функционирование. Функционально ИС подразделяется на 3 направления – аналитическое, информационное и техническое. Аналитическое и информационное направления являются основными. Основные задачи аналитического – это пункты 1,2,3 и 6 из выше перечисленного списка. Аналитическое подразделение разделяется на две составляющие. Одна из них ориентирована на решение стратегических задач (выявление тенденций, прогнозирование, стратегическое планирование), вторая – мониторинг текущих событий и решение тактических задач. Основными задачами информационного направления являются 4 и 5, а также часть от задач 1 и 2 – сбор и обработка информации. Техническое подразделение является вспомогательным. Оно занимается решением технических вопросов, связанных с пунктами 4 и 5, и оказывает соответствующую помощь при решении задач 1,2,3 и 6 (18).

     Систематизируем и обобщим основные проблемы и трудности, характерные для деятельности информационной службы:

-         информационные отдел получает большие объемы информации из самых различных источников. Это приводит к невозможности одному человеку качественно обработать материал

-         как правило, основная масса информации представлена на бумажных носителях и имеет самую разнообразную форму представления. Это существенно затрудняет и замедляет ее предварительную обработку

-         на этапе обработки и преобразования данных в электронный вид возникает вероятность появления ошибок и ввода неправильной информации, что иногда может привести к искажению ситуации и выработки неверных рекомендаций

-         основная масса информации поступает на бумажных носителях. С течением времени скапливаются большие объемы разнообразных печатных изданий, а также ксерокопий. Когда возникает потребность в каких-либо материалах, их поиск занимает слишком много времени

-         отдельно следует выделить проблему представления информации. Информация, которая предлагается конечному пользователю, должна быть лаконичной, конкретной, легко читаемой.

Предлагаются следующие шаги для их решения:

1)     разграничение обязанностей между специалистами службы

2)     внедрение современных компьютерных и информационных технологий работы с информацией.

Это не что иное, как информационная система. Создание ИС призвано решить следующий спектр задач:

-         создание единого информационного пространства фирмы

-         повышение эффективности деятельности информационной службы

-         обеспечение оперативного доступа любого сотрудника со своего рабочего места к необходимой ему в данный момент информации

-         повысить уровень профессиональной подготовки каждого сотрудника фирмы.

Информационным наполнением ИС служит самая разнообразная внешняя и внутренняя информация (18).


2.2. Структура службы информации


     Руководителю, заинтересованному в развитии предприятия и завоевании новых рынков сбыта своей продукции с минимальным риском потерь, задавшемуся целью создать полноценную службу информации, необходимо ясно представить себе цели, которые следует поставить перед этой службой, и структуру, которая позволит их реализовать. Лишь грамотно организованная, хорошо оснащенная, с квалифицированным персоналом служба сможет решить весь комплекс задач. Только для такой службы целесообразно разрабатывать и применять критерии эффективности при оценке ее функционирования. Успешная деятельность службы информации предприятия возможна при условии ее опоры и ориентации на реальные интеллектуальные, научные, технические и производственные возможности предприятия, его финансовый потенциал и реальные перспективы развития (48).

     Данная модель информационно-аналитической службы предприятия может быть полезной, в первую очередь, для крупных предприятий рыночной ориентации, имеющих обширную номенклатуру выполняемых работ (Приложение №1).

Рассмотрим функции каждой группы.

Группа маркетинга:

-         мониторинг динамики рынка и конъюнктуры

-         формирование модели потребительских ожиданий

-         формирование «идеальной» модели продукции

-         все о фирмах конкурентах и товарах-аналогах

-         разработка бизнес-планов

-         реклама

-         предложения по совершенствованию продукции и ее ассортимента

-         динамика объемов производства и организация системы товародвижения

-         предложения по сервисному обеспечению пользователей.

Патентно-правовая группа:

-         патентно-правовая защита промышленной и интеллектуальной собственности

-         рекомендации по организации конкурентной борьбы на рынках продукции (услуг) предприятия

-         рекомендации по безопасному вывозу новой продукции на рынок.

Группа сбора и обработки информации:

-         поиск, обработка, систематизация, классификация и первичное преобразование (свертывание) информации

-         формирование, ведение и совершенствование баз данных

-         подготовка дифференцированной информации для руководителей и лиц, принимающих решения.

Группа экспертов:

-         поиск новых источников информации, потенциальных инвесторов

-         отбор «нужной» информации (порог избыточности, достоверности)

-         определение структуры и объема информации, необходимой и достаточной для информационного обеспечения деятельности и развития предприятия

Группа анализа и синтеза информации:

-         подготовка аналитической информации для обеспечения хозяйственной деятельности предприятия

-         подготовка информации о деятельности предприятия для передачи во внешнюю среду.

     Следует отметить, что в данной работе модель информационной службы представлена в самом общем виде. В каждой конкретной области существует своя специфика (49).

     Сотрудники информационной службы должны обладать следующими качествами:

-         аналитическое, ассоциативное мышление

-         способность идентифицировать и концептуализировать проблемы (темы, запросы)

-         умение анализировать исходные документальные массивы (информацию)

-         обостренное чувство нового

-         мобильность сознания, восприимчивость к инновациям

-         целеустремленность и последовательность действий

-         коммуникабельность

В круг профессиональных знаний сотрудников должны входить:

-         теория и практика коммуникации, информатизации, библиотечно-информационной деятельности

-         менеджмент и маркетинг библиотечно-информационных ресурсов, услуг, продукции

-         экономика библиотечно-информационной деятельности

-         теория конъюнктуры

-         стандартизация библиотечно-информационной деятельности

-         авторское право смежные права на интеллектуальную собственность

-         хозяйственно-договорное (контрактное) право

-         порядок лицензирования видов деятельности

-         экспертные системы оценки потоков информации

-         логическое моделирование

-         справочно-информационное источниковедение (бизнес-информ-ресурсы)

-         характеристики и свойства нетрадиционных носителей информации

-         принципы подготовки и характерные особенности метаинформации

-         основы реферирования документной информации

-         информационные потребности малого и среднего бизнеса

-         поведение потребителей информации

-         методика социологических исследований

-         теория факторного анализа

-         технология автоматизированной обработки, организации (систематизации), управления, поиска и передачи информации

-         методика работы с компьютером и современными средствами связи, копировально-множительной техникой

-         свободное владение минимум одним межгосударственным языком (прежде всего английским как интернациональным языком бизнеса, дополнительными языками могут быть немецкий, французский и испанский).

Основные практические навыки:

-         экспертиза информационных потоков

-         целевой отбор документальных материалов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.