Компания «Томас Кук» существенно расширила ареал
деятельности, став крупным финансовым институтом, она стала выпускать дорожные
чеки travellers cheque для путешественников. Это по существу изобретение века —
безопасные деньги[4].
Сегодня компания «Томас Кук»
владеет 12000-ми туристскими агентствами во всех странах мира и обслуживает
более 20 млн. туристов. С Россией у «Томаса Кука» отношения сложные. К
сожалению, ни «Томас Кук», ни «Американ Экспресс» интенсивной туристкой
деятельности на территории России не осуществляют и до наших дней[5].
Туризм – массовое явление и
феномен XX века. Туризм как массовое явление получил начало развития в силу
политико-экономической ситуации в развитом обществе в середине XIX в. люди, в
большинстве своем – трудящиеся по найму, повсеместно получили законное право на
ежегодный оплачиваемый отпуск для отдыха, ставший катализатором развития
туризма. Длительный период катаклизмов двух мировых войн и передела мира
затормозил развитие туризма, однако в период после Второй мировой войны
значительная часть человечества живет спокойно. Люди, в большинстве своем,
обустроились, в отдельных странах стали жить в достатке, позволяющем без особого
напряжения выделять из своего бюджета (или получать дотационные) определенные
средства на отдых и краткосрочные путешествия в целях отдыха[6].
Развитые транспортные средства,
открывшие эру трансконтинентальных полетов на воздушных судах, предоставили им
вполне доступную возможность посещения практически любых уголков мира.
Значительная часть цивилизованного общества приняла концепцию туризма и законы,
способствующие его развитию.
Так, российский классик туризма
Михаил Михайлович Маринин и Дж. Блейле предлагают вполне понятную формулу
развития общества в Европе, способствующую интенсивному развитию туризма в
послевоенные годы. В ходе экономического возрождения после Второй мировой войны
европейцы пережили сначала волну «Вдоволь поесть», затем — «Нормально одеться»,
потом — «Построить свой дом и купить автомобиль» и, наконец, —
«Туристскую волну». За последнее десятилетие некий процент населения России
быстро проходит эти этапы. Сюда следует добавить, что после 70-летнего жития в
закрытом от внешнего мира советском обществе для многих россиян естествен не
простой, а именно ажиотажный спрос на зарубежные туристские поездки. Даже не
имеющий большого дохода человек будет стараться сэкономить на всем, лишь бы
хоть в первый раз в своей жизни съездить за границу.
Значительная зависимость туризма
от состоятельности (платежеспособного спроса) населения, ярко проявилась в
России в период финансового кризиса осени 1998 года. Как только рубль утратил
стабильность по отношению к доллару, а валютный курс резко изменился, цены на
импортные товары и продовольствие по всей стране поднялись в три раза в течение
буквально нескольких дней, многие тысячи представителей именно среднего класса
утратили работу, платежеспособный спрос на туристские услуги резко упал. Туристские
фирмы, ранее отправлявшие за рубеж до трёхсот туристов в неделю, стали
обслуживать от трех до пяти человек в этот же срок.
Волна банкротств и сокращений
персонала прокатились по туристской отрасли. Выездной туризм сократился на
300%, а внутренний прекратился вовсе. Въездной туризм в Россию сократился
незначительно, поскольку часть туристов и организаторов туризма почему – то
восприняла дефолт, как повод к удешевлению туристских услуг (адекватно
возрастанию курса доллара к рублю), чего не произошло, поскольку цены на
экспорт (а туризм в части приема иностранных туристов и считается экспортом
услуг) регулируются внешним рынком, а не внутренним.
По прошествию времени экономика в
России стабилизировалась. Поэтому следует правильно воспринимать показатели
выездного туризма. Когда говорят, что после дефолта положение
стабилизировалось, и показатели выездного потока достигли уровня первой
половины 1998 года, то это не численность граждан, вошедших в число
состоятельных, а количество туристских прибытий (или выбытий) россиян. На деле
в результате дефолта богатые «русские» - стали чаще ездить на курорты за рубеж
в два-три раза, чем раньше, увеличивая показатели туристских прибытий из
России, а бедные – еще беднее, им – не до туризма.
Туризм в настоящем — уникальное
явление, порожденное современной цивилизацией на последних этапах развития и
становления социально-экономических и общественных отношений. Туризм
насчитывает свою историю не глубже, чем 150 лет со времен деловой активности
первого деятеля туристского бизнеса — англичанина Томаса Кука[7]. Это естественное следствие
влияния научно-технического прогресса и глубокой эволюции
социально-экономических отношений в мировом обществе, в первую очередь, в
развитых странах. При этом стремительное развитие туризм получил во второй
половине XX века одновременно с началом
интенсивного развития научно-технического прогресса, в том числе средств
перемещения и перевозки, что существенно расширило ареал услуг в этой сфере,
изменило их природу и содержание, а главное сократило время на преодоление
расстояний и сделало доступными многие дестинации.
Юридическая и экономическая
природа туризма также претерпела трансформацию сообразно времени, принципы
туризма нашли свое четкое выражение и стали во многом определяющими в
формировании существования мирового сообщества. К рубежу третьего тысячелетия
туризм прочно занял свое лидирующее место в мировой экономике.
1.2.
Особенности сферы современного международного туризма
В соответствии с ст. 1
Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ туризм характеризуется как, временные выезды
(путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без
гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия
оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания; туристская
деятельность, как деятельность туроператора и турагенты по организации
туристского путешествия[8].
Туристическая деятельность по
своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках
которой организатор путешествия – туроператор как субъект предпринимательской
деятельности формирует в единый пакет туристские услуги, большинство из которых
для него покупные. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором
по установленным международным правилам, занимается только турагент, т. е.
права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы.
Туризм как товар реализуется в
форме услуг. Услуга туризма, как услуга вообще, есть действие определенной
потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который
удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть
оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования
самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и
два вида самих услуг: материальные (производственные), опосредованные вещью, и
нематериальные (непроизводственные), не связанные с материальными продуктами,
производство которых неотъемлемо от их потребления[9].
Кроме услуг, туристы могут
покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров
туристского назначения образуют понятие «туристский продукт». Турпродукт
включает:
Ø
туры,
объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);
Ø
туристско-экскурсионные
услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);
Ø
товары
туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).
Туризм можно импортировать в
страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов
представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Расходы
иностранцев в туристских целях представляют собой для принимающей стороны туристский
экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят
с собой незабываемые впечатления от поездки. Деньги иностранных туристов,
потраченные в принимающей стране, являются туримпортом для экономики выезжающей
стороны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с
направлением потока туристов. Объемы туристских потоков характеризуются
следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя
продолжительность пребываний туристов в стране (регионе).
В настоящее время старое понятие
«отрасль» постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько
развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных
межотраслевых комплексов. Так как в туризме производится и предметы потребления
(пища), и услуги (размещение в гостинице), то можно сделать вывод, что туризм –
это диверсифицированный межотраслевой комплекс социально-бытовой
инфраструктуры, который имеет производственные и непроизводственные функции и
представляет собой туристскую индустрию, то есть совокупность гостиниц и иных
средств размещения, средств транспорта, предприятий общественного питания,
средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного и
другого назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагенскую
деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги
гидов-переводчиков (Приложение А). Хозяйственный процесс, протекающий в отрасли
туризма, является производственно-обслуживающим процессом.
К специфике туризма следует
отнести фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящей от
экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия
развитой инфраструктуры и индустрии туризма[10].
Необходимо обеспечить
предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее
развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится
поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что
и является одной из задач экономической науки.
Экономика туризма представляет
собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства,
распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности.
Экономика туристской фирмы выступает в качестве совокупности факторов
производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли),
полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных
других услуг.
Стоимостная оценка активов и
доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы её развития.
Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между пользуемыми
ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной
стороны, и объёмом реализации турпродукта и прибылью от его реализации – с
другой[11].
Таким образом, туризм, выступает
важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции
с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной
особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие
других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи,
бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет
собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном
платежеспособном спросе
1.3. Туристский рынок как
сфера проявления экономических отношений
Туристский рынок представляет
собой систему мирохозяйственных связей, в которых совершается процесс
превращения туристско-экскурсионных услуг в деньги и обратного превращения.
Рынок выполняет многочисленные
функции: информационную, посредническую, регулирующую, ценообразующую,
стимулирующую, созидательно-разрушительную, дифференцирующую. Но в качестве
основополагающих функций туристского рынка можно выделить следующие:
Ø
реализация
стоимости и потребительской стоимости, заключенных в туристском продукте;
Ø
организация
процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста);
Ø
экономическое
обеспечение материальных стимулов к труду.
В процессе выполнения туристским
рынком первой функции происходит движение стоимости, которое отражается
посредством обмена: деньги – туристский продукт.
Завершение этого обмена означает
законченность акта товарно-денежных отношений, реализацию стоимости,
заключенной в туристском продукте, и общественное признание его потребительской
стоимости. В результате обеспечивается нормальный ход общественного
воспроизводства, появляются и накапливаются денежные средства для развития
туристской индустрии.
Функция организации процесса
доведения туристского продукта до потребителя осуществляется через создание
сети турагентов и туроператоров по его реализации.
Функция экономического
обеспечения материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе
обмена «деньги – туристский продукт» на туристском рынке распределение как
необходимая фаза воспроизводства предстает в завершенном виде. У работников
туристской фирмы, получающих за свой труд денежное вознаграждение, создаются
материальные стимулы к повышению качества и увеличению количества туристского
продукта, производству его в соответствии с запросами потребителей.
Туристский рынок характеризуется
наличием субъектов, т. е. юридических и физических лиц, которые являются
производителями и потребителями туристского продукта. Можно выделить три
субъекта туристского рынка, а именно: самих туристов (потребителей
турпродукта), туроператоров и турагентов.
Туристская организация, как
правило, занимается разработкой туристских маршрутов и комплектацией туров,
обеспечивает их функционирование, организует рекламу, рассчитывает в
соответствии с действующими нормативами и утверждает в установленном порядке
цены на туры по этим маршрутам, продает туры турагентам для выпуска и
реализации путевок по своим лицензиям. А турагент (хозяйствующий субъект или
индивидуальный предприниматель) приобретает туры по туристским маршрутам,
разработанным туроператором, выпускает по ним путевки и реализует эти путевки
непосредственно туристам.
Туристский рынок характеризуется
емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условием реализации
туристского продукта. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса
населения, уровня цен размеров туристского предложения. На туристском рынке
сталкиваются спрос и туристский продукт, который предъявляет турист, и
предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.
Функционирование туристского
рынка можно представить схемой, приведенной в приложении Б, которая показывает,
что спрос на услуги туризма обусловлен пожеланиями и вкусами туристов. На
туристском рынке происходит непрерывное движение оттоков денег и туристского
продукта, которые движутся не встречу друг другу, создавая туристский
кругооборот[12].
Туристический кругооборот
осуществляется по следующей схеме:
1. турист платит деньги турфирме
за турпутевку;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|