В 2004 году (по предварительной оценке) удельный вес строительства
составил: в ВВП — 7,3%, в инвестициях в основной капитал — 3,1%, в численности
занятых — 4,9%, в основных фондах — 2,0%.
В 2004 году получили продолжение позитивные тенденции развития
инвестиционно-строительной деятельности. Так, по данным Госкомстата России, в
2004 году объем инвестиций в развитие экономики и социальной сферы составил
2183,3 млрд рублей, что на 12,5%больше, чем в 2003 гoду.
Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2004 году
составил 1164,8 млрд рублей, или 114,4% к уровню 2003 года. В 2004 году
наибольший прирост объемов работ, выполняемых по договорам строительного
подряда, был в Дальневосточном федеральном округе (133,9%), Сибирском
федеральном округе (118,4%), Уральском федеральном округе (115,5%). Снижение
объемов работ в этот период наблюдалось в Северо-Западном федеральном округе
(99%).
В 2004 г. было введено около 125 тыс. зданий. Из числа введенных в
эксплуатацию зданий 95,2% — здания жилого назначения, общий строительный объем
которых составляет 83 % объема всех введенных зданий, или 87,2% общей площади
всех введенных зданий.
В 2004 году сохранилась тенденция к росту объемов жилищного
строительства. Организациями всех форм собственности введено в действие 363 млн
кв. метров общей площади жилых домов, или 107,2 % к уровню 2003 года. По данным
Госкомстата России, населением за свой счет и с помощью кредитов построено 15,2
млн кв. метров жилья, что составило 41,8 % общего объема введенного жилья в
2004 году.
В 55 субъектах Российской Федерации объемы жилищного строительства
превысили уровень 2003 года. Среди них наиболее высокие темпы жилищного
строительства достигнуты в Мурманской, Магаданской, Омской, Курской,
Смоленской, Ярославской, Пермской, Астраханской, Свердловской областях,
Приморском крае, Республике Ингушетия, Эвенкийском, Ненецком, Агинском
Бурятском автономных округах.
В ряде регионов было допущено снижение объемов жилищного строительства
к уровню 2003 года: в Уральском федеральном округе — 94,3%, Южном федеральном
округе — 95,6%. В Архангельской области данный показатель составил 79,5%,
Республике Калмыкия — 75,9%, Кировской области — 77,4%, Республике Алтай —
76,2%, , Иркутской области — 79,9%, Еврейской автономной области — 62,5%,
Республике Адыгея — 45,8%, Республике Тыва — 43,9%.
В 2004 году организациями, осуществляющими проектирование и инженерные
изыскания для строительства, выполнено работ и услуг на 45,5 млрд рублей, из
них проектно-изыскательских работ — на 41,6 млрд рублей.
В Российской Федерации сохраняется устойчивая тенденция роста числа
подрядных конкурсов и обеспечения эффективности их проведения. Однако на
сегодня на условиях подрядных конкурсов размещается не более 40% общего числа
заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.
Госстрой России в 2004 году выполнял функции государственного заказчика
по 437 стройкам и объектам в рамках 7 федеральных целевых программ и 9
подпрограмм и федеральной адресной инвестиционной программы. Общий объем
государственных капитальных вложений по Госстрою России составил 5,8 млрд
рублей.
За счет указанных средств в 2004 году полностью профинансированы
важнейшие стройки и объекты 2004 года: исторический центр Санкт-Петербурга —
576,3 млн рублей; защитные сооружения от наводнений Санкт-Петербурга — 250 млн
рублей; введено в эксплуатацию 15 объектов зоны затопления Бурейской и
Богучанской ГЭС; объекты в рамках федеральной целевой программы “Восстановление
экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2003 и последующие годы)” —
1,8 млрд рублей, а также по подпрограмме «Переселение граждан Российской
Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда» — 1,348 млрд рублей; по
подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса
Российской Федерации» — 557,9 млн рублей; на мероприятия по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан — 203,7 млн рублей.
В настоящее время государственные капитальные вложения полностью
распределены по стройкам и объектам федеральной адресной инвестиционной
программы на 2005 год.
Госстрой России осуществлял свою деятельность совместно с субъектами
Российской Федерации в соответствии с принятой Программой действий Госстроя
России на 2004 год, в которой определены основные приоритетные направления в
области строительства, архитектуры, градостроительства.
Решающее значение для устойчивого развития как строительного сектора,
так и промышленности строительных материалов, а также привлечения
заинтересованных инвесторов имеет наличие в субъектах Российской Федерации
перспективных долгосрочных научно обоснованных планов развития городов и
населенных пунктов, застройки жилых районов и территорий, а также прогнозные
расчеты по объемам и структуре жилищного строительства для разработки
региональных балансов спроса и предложения по строительным материалам, изделиям
и конструкциям.
Наличие таких региональных прогнозов, а также градостроительной
стратегии развития в целом по России и по субъектам Российской Федерации
придаст уверенности предприятиям и инвесторам в планировании развития и
организации производства конкретных материалов, конструкций и деталей.
Реконструкция существующих и строительство новых объектов
недвижимости являются целью и результатом деятельности инвесторов и
застройщиков. Она затрагивает имущественные, земельные, градостроительные,
историко-культурные, экологические и иные отношения, в которых участвуют органы
государственной власти, органы местного самоуправления, граждане и юридические
лица.
Эти отношения регулируются на федеральном уровне законами Российской
Федерации, Указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства,
министерств и ведомств России. Нормативную правовую базу дополняет развитая
система нормативно-технических документов – государственных стандартов, норм и
правил, обязательных для соблюдения всеми субъектами инвестиционно-строительной
деятельности.
В Санкт-Петербурге как субъекте Российской Федерации, помимо
федерального законодательства, инвестиционно-строительная деятельность
регулируется также законодательством Санкт-Петербурга, которое составляют
законы Санкт-Петербурга и нормативные правовые акты администрации
Санкт-Петербурга. Согласно Конституции Российской Федерации, Санкт-Петербург
вправе издавать собственные нормативные правовые акты только по вопросам,
отнесенным к предметам ведения Санкт-Петербурга и предметам совместного ведения
Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В городе также приняты и действуют
территориальные строительные, санитарные и иные нормы и правила.
Гражданским законодательством Российской Федерации регулируются
имущественные отношения, связанные с созданием и перемещением материальных
благ, которые основаны на равенстве, автономии воли и имущественной
самостоятельности их участников. Согласно Конституции Российской Федерации,
гражданское законодательство относится к исключительным предметам ведения
Российской Федерации. Это означает, что нормы гражданского права, устанавливают
только федеральные органы власти.
Наиболее высокой юридической силой среди актов гражданского
законодательства обладает Гражданский кодекс РФ,. иные законы и правовые акты
РФ, содержащие нормы гражданского права, должны соответствовать Гражданскому
кодексу РФ.
Существенным положением Гражданского кодекса РФ является то, что
гражданский оборот земли осуществляется в соответствии с нормами не только
гражданского, но и земельного законодательства. Это означает, что земельное
законодательство может содержать нормы, ограничивающие права владения и
пользования земельными участками по сравнению с тем, как общие нормы
гражданского оборота определены в Гражданском кодексе.
Также существенное значение для инвестиционно-строительной
деятельности имеют: Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в
Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», Федеральный
закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с
ним», Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости»)».
Недвижимое имущество может находиться в собственности
граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципальных образований. Поскольку Российская Федерация и Санкт-Петербург
продолжают оставаться крупнейшими собственниками недвижимости, и прежде всего
незастроенных земельных участков, они являются важнейшими субъектами
инвестиционного процесса. На территории Санкт-Петербурга подавляющее
большинство сделок, связанных с инвестициями в новое строительство и
реконструкцию, совершается в отношении объектов недвижимости, находящихся в
государственной собственности Санкт-Петербурга, и одной из сторон по таким
сделкам выступает уполномоченный орган государственной власти Санкт-Петербурга.
В Санкт-Петербурге таким уполномоченным органом является КУГИ.
Однако совершение юридических действий по распоряжению
государственным имуществом Санкт-Петербурга может осуществляться только в порядке
и на основаниях, установленных законодательством Российской Федерации и
Санкт-Петербурга. Это означает, что для совершения гражданско-правовой сделки в
отношении государственного имущества необходимо принятие в установленном
порядке соответствующего административного акта, содержащего решение о
заключении такой сделки. Без этого решения у уполномоченного органа не будет
оснований для ее заключения. Порядок издания соответствующих административных
актов, государственные органы, уполномоченные их принимать, обязательные
требования к инвесторам, в том числе относительно условий заключаемых сделок,
регулируются уже не гражданским, а административным законодательством
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В Санкт-Петербурге основным законодательным актом,
определяющим условия, порядок предоставления недвижимого имущества,
находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга, является Закон
Санкт-Петербурга “Об инвестициях в недвижимость Санкт-Петербурга”. Порядок
предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на них на
инвестиционных условиях, порядок разработки и согласования
ивестиционно-тендерной документации, порядок проведения торгов, компетенция
отдельных органов Администрации Санкт-Петербурга в вопросах инвестиционной
деятельности регламентируются распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 03.06.94
№585-р “О порядке предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на
них на инвестиционных условиях”, распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от
04.04.97 №283-р “Об упорядочивании предоставления объектов недвижимости и
имущественных прав на них на инвестиционных условиях”, от 08.09.97 №678-р “Об
утверждении Регламента подготовки и согласования инвестиционно-тендерной
документации для предоставления объектов недвижимости и имущественных прав на
них на инвестиционных условиях”, от 24.07.98 №726-р “О подготовке
инвестиционно-тендерной документации для предоставления объектов недвижимости и
имущественных прав на них на инвестиционных условиях”,. Распоряжением КУГИ от
30.05.96 № 292-р утверждена форма типового договора об инвестиционной
деятельности и от 12 марта 2002 г. N 442-р "Об утверждении формы
примерного договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях".
Также установлены иные примерные формы договоров.
В отношении земли российское законодательство следует мировой
традиции, согласно которой ограничения гражданского оборота земли
устанавливаются специальным законодательством в зависимости от категории
земель. Основным законодательным актом в сфере регулирования земельных
отношений является Земельный кодекс РФ, устанавливающий принципы
государственного управления в области использования и охраны земель,
разграничить в этой области полномочия органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации
Земельного кодекса играет главенствующую роль в установлении правового
режима земель, основ ведения государственного земельного кадастра,
землеустройства, контроля в области использования и охраны земель, мониторинга
земель, регулирует вопросы порядка предоставления и изъятия земельных участков
для хозяйственной деятельности. Земельный кодекс РФ вводит новое понятие
"формирование земельного участка" и закрепляет 2-х ступенчатое предоставление
земельного участка. В РФ действует принцип платного землепользования..
Земельные платежи регулируются Федеральным законом “О плате за землю” и
принимаемыми в соответствии с ним законами и иными правовыми актами Российской
Федерации и ее субъектов.
В Санкт-Петербурге существующее деление территории на зоны
градостроительной ценности и дифференциация средних ставок земельного налога
устанавливаются Законом Санкт-Петербурга “О ставках земельного налога в
Санкт-Петербурге”. Расчет арендной платы в Санкт-Петербурге осуществляется в
соответствии с методикой, утвержденной распоряжением губернатора
Санкт-Петербурга от 22.05.97 №450-р “О методике определения арендной платы за
земельные участки”.
Ведение государственного земельного кадастра осуществляется в
соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре»,
федеральная целевой программой "Создание автоматизированной системы
ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов
недвижимости (2002 – 2007 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от
25 октября 2001 г. N 745. В Санкт-Петербурге кадастровый учет и оформление
границ землепользования осуществляется в соответствии с распоряжением мэра
Санкт-Петербурга “ "О государственном учете недвижимости на территории
Санкт-Петербурга"”, Инструкцией по утверждению границ земельных участков,
ограничений и сервитутов, устанавливаемых в отношении земельных участков,
фактически используемых юридическими лицами в Санкт-Петербурге, утвержденной
распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 18.09.95 №1010-р “Об оформлении
правоустанавливающих документов на землю юридическим лицам, фактически
использующим земельные участки, находящиеся в государственной собственности в
Санкт-Петербурге и на подчиненных территориях” и приказами КЗРиЗ.
Законодательство о градостроительстве, архитектуре и
капитальном строительстве регулирует общественные отношения, возникающие между
органами государственной власти, органами местного самоуправления, с одной
стороны, и гражданами, юридическими лицами, с другой стороны, в процессе
строительства (реконструкции) и иных преобразований объектов недвижимости. В
нем содержатся обязательные для исполнения требования со стороны органов
государственной власти, органов местного самоуправления к инвесторам,
застройщикам, а также порядок осуществления ими действий при реализации
намерений в отношении объектов недвижимости. При этом обязательные требования в
части охраны земель, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны
окружающей и природной среды, охраны памятников истории и культуры, пожарной
безопасности содержатся в иных отраслях законодательства.
Основными законодательными актами Российской Федерации в сфере
градостроительства и архитектуры являются Градостроительный кодекс РФ,
Федеральный закон «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», КоАП.
На федеральном уровне утверждены также обязательные
нормативно-технические документы – градостроительные и строительные нормы и
правила:
по организации, управлению и экономике, производству и приемке
работ в строительстве, нормы проектирования (СНиП, СН, ВСН);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|