рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Промышленные отрасли естественных монополий

прибыли. Оптимальной является ситуация, при которой в качестве входных параметров графиков берутся бухгалтерские отчетные данные, сформированные по заданному методу. Кроме того, на предприятии в обязательном порядке должны рассчитываться условно - постоянные и условно - переменные затраты, а также организован их учет, позволяющий достаточно точно относить их как на товарную продукцию, так и на конкретные изделия (услуги).

Целесообразность использования изложенного выше метода регулирования естественных монополий заключается также  в том, что в этом случае местным органом власти и управления значительно проще решать вопросы  о дотирования деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов. В процессе построения графика безубыточности реализации продукции с обеспечением целевой прибыли имеется возможность в сравнительно простой и наглядной форме определять эффективность деятельности предприятий в отчетном периоде, а также их перспективы в условиях действия предлагаемой им цены (тарифа). И если при этом будет установлено, что стоимость товара (услуги) в целях обеспечения доступности его для юридических и физических лиц заведомо занижена, то эффективное функционирование данного предприятия вряд ли может быть достигнуто без выделения ему дотации, обеспечивающей полное покрытие экономически обоснованных издержек. Механизма дотирования субъектов естественных монополий, равно как и методов регулирования всех других видов их деятельности на региональном уровне, то, как показывает практика, все это должным образом не подкреплено соответствующей нормативно - правовой базой и поэтому теоретические наработки по созданию такой базы вощли в число проблем, требующих к себе самого пристального внимания.

Одновременно с порядком определения справедливой цены, представленным в таблице 14, и вышеизложенным порядком определения балансовой прибыли для теоретического осмысления и практического применения основ регулирования тарифной политики естественных монополий, автором предлагается определение тенденций изменения тарифов в сопоставлении с индексом инфляции потребительских цен на товары и услуги (JИПЦ) или индексом цен на промышленную продукцию (JИЦ,ПРОМ) путем решения системы линейных уравнений, совмещающей отображение функциональных зависимостей с графическим  изображением анализируемых функций:

                                                JИ = f1 (t)

                                                 Jt  = f2 (t),                                (5)

где Jи- индекс инфляции потребительских цен на товары и услуги (JИПЦ) или     индекс цен на промышленную продукцию (JИЦ.ПРОМ);

     Jt  - индекс тарифа;

      t   - временной интервал (месяцы). 

Предлагаемая графо-аналитическая методика контроля и регулирования цен в сферах естественных монополий с использованием индексов позволяет, анализировать сопоставимые цены на товары, реализуемые субъектами естественных монополий, в том числе потребительские и промышленные товары. Эти относительные цены вполне сопоставимы, если имеется общая база сравнения. С целью элиминирования влияние инфляции предлагается в качестве общей базы использовать цены по состоянию на 01.01.92г. В отдельных случаях, вызываемых конкретной экономической ситуацией, автор рекомендует использование в качестве базы 01.01.91г., что обеспечивает оценку реальной покупательной способности денег как меры стоимости  сопоставимых товаров. О правомерности такого подхода свидетельствует проведенный автором анализ (рисунки 7 и 8) динамик фактических индексов роста тарифов (цен) на теплоэнергию, издержек на ее производство и реализацию, а также некоторых составляющих затрат с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индексами инфляции цен на продукцию производственно-технического назначения и индексом потребительских цен.

Некорректность выбора в качестве базы 1995 года очевидна. Однако без сравнительного анализа динамики индексов инфляции (рисунки 7 и 8) можно сделать ошибочный вывод превалирования в данной экономической ситуации инфляции, вызванной нарушением механизма предложения и, как следствие, - необходимости пересмотра действующих тарифов еще в 1995 году.

В зависимости от продукции (товара, работы, услуги), на которую регулируется цена (тариф), предлагаемая методика рассматривает четыре наиболее часто встречающихся варианта решения этой задачи. В первом варианте (рис. 11) имеет место опережающий рост тарифов по сравнению с изменением индексов инфляции. Во втором варианте (рис.12) регулирование тарифов осуществляется уже в условиях опережающей инфляции, описанной функцией (JИ=f1(t)). Третий и четвертый варианты регулирования тарифов (рис.13) предполагают регулирование в пределах диапазона регулирования, заключенного между кривыми:

                                      J’И=К1f1(t)

                                      J’И=К2f1(t)                               (6)

Величина коэффициента диапазона регулирования (К) во многом зависит от уровня инфляции, сложившегося в экономике страны, и косвенно определяется на основе решений Федерации об организации роста цен (тарифов) на продукцию естественных монополий. периодически принимаемых Правительством Российской. С учетом коэффициентов диапазона регулирования (К1 > 1 и К2 < 1) строятся  кривые роста индексов инфляции (рис. 13), на которых представлены варианты регулирования тарифов по третьему и четвертому вариантам. Причем, если в третьем варианте такое регулирование осуществляется а пределах диапазона, образуемого данными кривыми с уравнением (6), а кривая индексов инфляции JИ = f1 (t) является кривой сплошного временного ряда  кривой тарифов J’И=f2(t), то по четвертому варианту используется в качестве кривой сглаженного временного ряда тарифов кривая роста индексов инфляции с уравнением 

                                     JИ= kf1 (t).                                                  (7),

где k – коэффициент смещения кривой инфляции сглаженного ряда.

Информационной базой при формировании тарифов с использованием вышеуказанной системы линейных уравнений являются формы статистической отчетности о себестоимости вышеуказанной продукции за соответствующие периоды, данные первичного бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта, действующего в условиях естественной  монополии, помесячные индикаторы, характеризующие экономические и социальные процессы в регионе.

Расчетной базой являются прогнозируемые объемы выработки и реализации продукции и прогнозируемые издержки (топливо, электроэнергия, вода, заработная плата и т.д.), а также фактические объемы вырабатываемой и полезно отпущенной продукции субъекта промышленной естественной монополии, имеющего коммуникационную инфраструктуру.

По данным информационной и расчетной баз проектируются временные ряды индексов инфляции с итогом, как правило, один месяц. При этом для удобства вычислений начало координат переносится из базового (1990г.) в год расчетного периода, а временные ряды оформляются в виде таблицы.

Уравнение кривой роста индексов инфляции (первое уравнение из системы уравнений (6)) конструируется, как правило, одним из наиболее простых методов прогнозирования – способом наименьших квадратов. Оно примет вид:

                                       JИ = f1 (t) = at + в                           (8).

Линейная функция действующего тарифа в системе координат индексы–время представлена формулой:

                                         JИ=f2 (t) = А,                                  (9),

 где А – числовое значение инфляции тарифа.

Решением системы уравнений:

                                          JИ = at + в

                                          JИ = А                                      (10),

находится точка пересечения кривых тарифов, что ставит вопрос об очередном пересмотре тарифа.

Коэффициент диапазона регулирования «К» и коэффициент смещения кривой инфляции сглаженного временного ряда тарифов «к», вводимые в аргументацию аналитиками, дают возможность определить не только время пересечения индексов тарифа и индексов инфляции, но и время введения новых тарифов.

Выбор варианта регулирования цен (тарифов) представляет весьма сложную проблему и во многом зависит от особенностей функционирования товарных рынков, особенностей производства товаров и оказываемых услуг, а также от решений, принимаемых Правительством Российской Федерации по регулированию деятельности тех или иных отраслей. При этом у контролирующего органа может возникнуть и такая трудноразрешимая проблема, как установление справедливой цены (тарифа) при наличии так называемого перекрестного субсидирования, связанного прежде всего с выходом субъекта естественной монополии с нетрадиционной (побочной) продукцией на нерегулируемый (конкурентный) рынок. На таком рынке, естественным монополиям противопоставляется четкий механизм формирования свободной (рыночной) цены.

 

Заключение.

 

 

 

Проведенное исследование дает основание утверждать, что регулирование сфер естественных монополий является одной из острейших проблем как для экономики переходного периода, так и для нормально действующей рыночной экономики. В процессе радикальных экономических преобразований в результате воздействия многочисленных внутренних и внешних факторов, таких как: приватизация государственного имущества, либерализация цен, открытие внутреннего рынка для международной конкуренции, осуществление процедур банкротства и санации убыточных предприятий и других, - происходит кардинальное изменение структуры товарных рынков, характера и уровня монополизации российской экономики. Вместе с  тем сферы естественных монополий, от функционирования которых во многом зависит не только бесперебойная работа всех без исключения субъектов рыночных отношений, но и надежное обеспечение потребителей социально значимыми товарами и услугами,  во многом продолжают оставаться непоколебимыми в ходе экономических реформ.

С одной стороны, их нельзя ликвидировать, не разрушив окончательно инфраструктуру производства, а с другой, - невмешательство в их  деятельность со стороны государства значительно ослабляет позиции потребителей на рынке промышленных услуг.

Во многом такое положение , сложившееся в отраслях естественных монополий, происходит из-за отсутствия практического опыта и профессиональных навыков регулирования их деятельности в период проведения рыночных реформ, отсутствия научных разработок и теоретических обоснований процессов регулирования в этих жизнеобеспечивающих секторах экономики, отсутствия научно обоснованного отнесения отдельных видов деятельности к сферам регулируемых естественных монополий, разграничения уровней регулирования, дифференциация субъектного состава. Субъекты промышленных естественных монополий, осуществляя производство своей продукции и ее реализацию, с использованием присущей им коммуникационной инфраструктуры в условиях естественной монополии, как правило, определяют экономику всех остальных отраслей и регионов.

В странах с развитой рыночной экономикой деятельность субъектов естественных монополий также остается вне конкуренции, а, следовательно, вне рыночного механизма хозяйствования. В данной работе проанализированы наиболее часто применяемые пути воздействия на естественные монополии со стороны государства в странах с развитой рыночной экономикой,  дана типология систем регулирования. Делается вывод, что прямое заимствование зарубежного опыта в области регулирования деятельности естественных монополий невозможно.

Практика осуществления структурной перестройки региональной экономики, ориентированной на рыночный механизм хозяйствования, со всей очевидностью показывает, что переход в режим рыночного регулирования промышленных естественных монополий с их сетью коммуникационных инфраструктур ни в настоящее время, ни в ближайшей перспективе невозможен в силу того, что:

-сектора экономики, где функционируют естественные монополии, закрыты для конкуренции (уровень монополизации сто процентов);

-искусственное дробление действующих технологических систем нецелесообразно ни с технической, ни с экономической точек зрения и может привести к неблагоприятным технологическим последствиям.

 При сложившейся в российской экономике ситуации, когда бесперебойное функционирование большинства субъектов естественных монополий фактически ставится под сомнение, предлагаемый в данной диссертации механизм контроля и регулирования их деятельности направлен на процесс формирования соответствующих органов регулирования и создание условий выживания этих хозяйствующих субъектов.

Следует отметить, что в процессе анализа ситуации, сложившейся на товарных рынках области, была подтверждена реальная возможность использовать субъектами естественных монополий жесткие условия свободного рынка для взвинчивания тарифов на свои услуги. В этой связи предложенная автором диссертации методика установления справедливых цен на услуги естественных монополий значительно ослабит давление на широкий круг потребителей и заставит производителей услуг улучшать свое финансовое положение только за счет повышения эффективности производственно - хозяйственной деятельности. Если при этом речь идет о социально значимом товаре (услуге), который должен доходить до потребителя по минимальной  цене, то в этом случае немаловажным является определение правильной величины дотации, позволяющей компенсировать убытки монополистов, связанные с вмешательством государства в их процесс ценообразования. Приведенная в диссертации методика проведения исследования производственно-хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии поможет аналитикам устанавливать разумную величину дотации, а также порядок определения финансового положения и платежеспособности субъекта.

Важно подчеркнуть, что вмешательство территориального органа регулирования в «правила игры» естественных монополий в период проведения в области радикальных экономических реформ вне всякого сомнения должно быть соответствующим образом подкреплено законодательно. С этой целью, кроме действующих в России ряда законов и нормативных правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации по регулированию естественных монополий, для отраслей экономики, функционирующих в пределах региона, областному законодательному органу необходимо принять целый ряд своих нормативных документов и прежде всего Закон « О местных естественных монополиях», основные положения которого в настоящей работе коротко изложены. Что же касается этого закона в целом, то проект его автором диссертации разработан, включен в план законодательных инициатив обладминистрации и будет внесен в законодательный орган региона в установленном порядке.

Предложенные в диссертации основные направления методического и правового обеспечения регулирования субъектов естественных монополий в вертикально интегрированных промышленных отраслях, имеющих коммуникационную инфраструктуру, несомненно послужат взаимодействию и взаимопониманию их с потребителями всех категорий, повысят эффективность использования имеющихся в регионе ресурсов, будут способствовать уменьшению бремени субсидий для федерального  и местного бюджетов, а также позволят разрешить многие другие проблемы экономической политики в рассматриваемых сферах экономики. И если в результате применения в регионе представленного выше механизма регулирования естественных монополий значительно будут ослаблены еще и социально - политические проблемы, то цели, поставленные перед диссертантом, можно будет считать достигнутыми.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.