рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Разработка предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия

1. Получение денежного платежа.

2. Отступное, т.е. уплата денег, передача имущества, пакета акций в обмен на уступки со стороны кредиторов.

3. Зачет встречных требований, который может быть как двусторонний, так и многосторонний.

4. Новация – замена первоначального обязательства другим между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения.

5. Прощение долга.

6. Невозможность исполнения долга, если это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

7. Издание акта государственного органа, в результате чего исполнение обязательств становится невозможным полностью или частично.

8. Ликвидация юридического лица как должника, так и кредитора.

9. Выкуп должником требований к его кредитору со скидкой с последующим взаимозачетом на полную стоимость выкупленных требований.

10. Оформление дебиторской задолженности векселем, который можно продать, заложить или рассчитаться им с другими кредиторами.

11. Оплата дебиторской задолженности банковским векселем.


                        В условиях инфляции всякая отсрочка платежа приводит к тому, что предприятие реально получает лишь часть стоимости проданной продукции. Поэтому возникает необходимость оценить возможность оценить возможность скидки при досрочной оплате. Техника анализа будет следующей.

            Падение покупательной способности денег за период характеризуется коэффициентом Кi, обратным индексу цен. Если установленная договором сумма к получению составляет S, а динамика цен характеризуется индексом цен Iц, то реальная сумма денег с учетом их покупательной способности в момент оплаты составит S : Iц.        Допустим, что за период цены выросли на 5%, тогда Iц = 1,05. Соответственно выплата 100руб. в этот момент равнозначна уплате 952руб. (1000:1,05) в реальном измерении. Тогда реальная потеря выручки в связи с инфляцией составит 48руб. (1000 – 952). В пределах этой величины скидка с договорной цены, предоставляемая при условии досрочной оплаты, позволила бы снизить потери предприятия от обесценения денег.

            Для анализируемого предприятия годовая выручка, по данным формы №2 (Приложение 2), составила 520 922 тыс.руб. Известно, что на начало периода 63% выручки от  продажи продукции (425 318 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности). На конец года уже 82% выручки от продажи продукции (427 156 тыс.руб.) было получено на условиях последующей оплаты (с образованием дебиторской задолженности).

            По данным таблицы 3.4. мы определили, что средний период погашения дебиторской задолженности на предприятии к концу отчетного периода составил 45 дней. Допустим, что ежемесячный темп инфляции равен 1,083% ( при ставке рефинансирования ~13%), тогда индекс цен Iц = 1,01083. Таким образом, в результате месячной отсрочки платежа предприятие получит реально лишь  98,93% (1 : 1,01083*100) договорной стоимости продукции. Для сложившегося на предприятии периода погашения дебиторской задолженности, равного примерно 1,5 месяцам, индекс цен составит в среднем 1,02.

            Тогда коэффициент падения покупательной способности денег будет равен 0,98 (1:1,02). Иначе говоря, при среднем сроке возврата дебиторской задолженности, равном 1,5 месяца, предприятие реально получает лишь 98% стоимости договора, потеряв с каждой тысячи рублей ~2%, т.е. 19,60руб.

            Можно сказать, что от годовой выручки за продукцию, продаваемую на условиях последующей оплаты, предприятие получило реально лишь 510 503,56 тыс.руб. (520 922*0,98). Следовательно, 10 418,44 тыс.руб. (520 922тыс.руб. –  510 503,56тыс.руб.)составляют скрытые потери от инфляции. В этой связи для предприятия было бы целесообразно установить некоторую скидку с договорной цены при условии досрочной оплаты по договору.

            Следующим аргументом в пользу предоставления скидок покупателям в случае досрочной оплаты является тот факт, что предприятие при этом получает возможность сократить не только дебиторскую задолженность, но и объем финансирования, иначе говоря, объем необходимого капитала. Дело в том, что помимо прямых потерь от инфляции предприятие несет потери, связанные с необходимостью обслуживания долга, а также с упущенной выгодой от возможного использования временно свободных денежных средств.

            Если средний срок оплаты дебиторской задолженности составляет 45 дней, а предприятие предоставляет покупателям 2%-ную скидку за оплату в срок не позднее 1 дня с момента отгрузки, то такая скидка для предприятия будет сопоставима с получением кредита по ставке  17,38% [2*365 / (45-3)]. Если предприятие привлекает заемные средства под 18% годовых, то такие условия будут для него выгодными.

            В то же время для покупателя, размещающего средства в депозитах  под 11% годовых, такая скидка также будет привлекательной. Если покупатель будет заранее проинформирован о том, какой выигрыш он получит от досрочной оплаты, вполне вероятно, что он примет решение ускорить расчеты.


            Варианты альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками приведены в таблице 3.5.


               Анализ альтернативных способов расчетов с покупателями и заказчиками.

                                                                                                                                 Таблица 3.5.

Показатели

Вариант I (срок оплаты 3 дня при условии 2%-ной скидки)

Вариант III (срок оплаты 45 дней), просроченные платежи – ср.срок оборачиваемости ДЗ на предприятии на конец периода

Отклонения (+,-)

1. Индекс цен (Iц)

1

1,02

+ 0,02

2. Коэффициент падения покупательной способности денег (Кi)

1

1 : 1,02 = 0,9804

- 0,0196

3. Потери от инфляции с каждой тысячи рублей договорной цены, руб.

-

1000 – (1000*0,9804) = 19,6

+ 19,6

4. Потери от уплаты процентов за пользование кредитами при ставке 17% годовых

(1000 * 3 * 17) / (365 * 100) = 1,40

(1000 * 45 * 17) / (365 * 100) = 20,96

+ 19,56

5. Потери от предоставления 2%-ной скидки с каждой тысячи рублей договорной цены, руб.

1000*0,03 = 30

-

- 30

6. Результат политики предоставления скидки с цены при сокращении срока оплаты (стр.3 + стр.4 + стр.5)

31,40

19,6 + 20,96 = 40,56

+ 9,16


           

            Таким образом, предоставление 2%-ной скидки с договорной цены при условии уменьшения срока оплаты позволяет предприятию сократить потери от инфляции, а также расходы, связанные с привлечением финансовых ресурсов, в размере 9,16руб. с каждой тысячи рублей, что при объеме продаж в кредит 427 156 тыс.руб. составило бы (427 156 * 9,16)  391,27тыс.руб. на конец отчетного периода.

            Итак, результатом предложенных мероприятий по альтернативному способу расчета с покупателями и заказчиками стала реальная экономия (высвобождение) денежных средств в размере  391,27 тыс.руб. при сохранении прежнего объема продаж и  предоставлении 2%-ной скидки.

            Использование системы скидок за ускорение расчетов дает возможность организации сократить расходы по контролю и взысканию дебиторской задолженности и, кроме того, получить информацию о платежеспособности и финансовой устойчивости покупателя. Вероятно, что отказ от выгодной сделки свидетельствует о наличии у него финансовых затруднений.

            Другим способом воздействия на ускорение расчетов с покупателями является введение в расчет штрафных санкций за задержку платежа. Несмотря на то, что внешне механизм санкций равноценен скидкам, в большинстве случаев он менее выгоден продавцу и покупателю. Это связано с системой налогообложения организаций. Так, штрафы, полученные от контрагентов, входят в состав внереализационных доходов организации и, следовательно, увеличивают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Кроме того, согласно требованиям Налогового кодекса РФ (часть вторая) сумма полученных штрафов в полном объеме является базой по расчету налога на добавленную стоимость.

           

            Далее целесообразно было бы рассмотреть связь дебиторской задолженность и ее оборачиваемость с кредиторской задолженностью предприятия. Деятельность любого предприятия связана с приобретением материалов, продукции. Если расчеты за продукцию производятся на условиях последующей оплаты, как у рассматриваемого предприятия, можно говорить о получении предприятием коммерческого кредита о своих поставщиков. Само предприятие выступает кредитором своих покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под предстоящую поставку продукции. Поэтому от того, насколько сроки, на которые предприятию предоставляется коммерческий кредит, соответствуют общим условиям его производственной и финансовой деятельности, зависит финансовое благополучие предприятия.

            Для сравнения условий получения и предоставления кредита могут быть использованы формулы погашения дебиторской и кредиторской задолженности.

            Как уже говорилось ранее, срок погашения дебиторской задолженности в течение отчетного года увеличился с 26 до 45 дней. Рассмотрим срок погашения кредиторской задолженности, сложившийся на анализируемом предприятии:

           

            Коэффициент среднего срока оборота кредиторской задолженности

Кскз = (N*КЗ) / В,

Где N – количество дней в периоде,

        КЗ – кредиторская задолженность,

        В – выручка.

На начало года Кскз = 67,12 дней,

На конец года Кскз = 111,28 дней.


            Анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности позволяет управлять ликвидностью предприятия. Для наглядности представим результаты расчетов в таблице 3.6.


    Сравнительная оценка периода предоставления и получения кредита на предприятии.

                                                                                                                                 Таблица 3.6.

Дебиторская задолженность

Средний срок погашения, дни

Кредиторская задолженность

Средний срок погашения, дни

На начало года

На конец года

На начало года

На конец года

Задолженность покупателей за продукцию

47 134*365 / 675 108 = 25,48

61 262*365 / 520 922 = 42,93

Задолженность перед поставщиками за продукцию

119 176*365 / 675 108 = 64,43

146 612*365 / 520 922 = 102,73

Задолженность поставщиков по авансам выданным

2 594*365 / 675108 = 1,40

3 013*365 /

520 922 = 2,11

Задолженность перед покупателями по авансам полученным

4 338*365 / 675108 = 2,34

11 4003*365 / 520 922 = 7,99


            Как следует из данных таблицы 3.6., изменения периода имели одинаковую направленность: на 37 дней увеличился срок кредитования предприятия его поставщиками, на 17 дней увеличился период погашения дебиторской задолженности покупателей и заказчиков. Изменения в части авансов полученных и выданных характеризовались общим увеличением периода кредитования. Однако поскольку время пребывания средств в авансах, выданных поставщикам, увеличивает длительность операционного цикла, а время использования средств покупателей сокращает общий период оборота, можно заключить, что и в части расчетов на условиях предварительной оплаты изменения были не в пользу предприятия.

            Следует иметь в виду, что длительность периода погашения дебиторской и кредиторской задолженности не может оцениваться  равнозначно. Период от момента получения продукции от поставщиков до перечисления им денежных средств должен сопоставляться с полным временем, необходимым для однократного оборота средств на предприятия, т.е. длительностью операционного цикла. Так как рассматриваемое предприятие является торговым, то в нашем случае речь идет о сроке товарооборота.

            Рассчитаем этот показатель на начало и на конец анализируемого периода.

            То =Д*А2 / В,

            То – срок товарооборота, дни,

             А2 – оборотные активы предприятия,

             В – выручка.

            То начало года = 365 * 160 644 / 675 108 = 86,85 дней.

           То конец года =  365 * 204 187 / 520 922 = 143,07 дней.

            При этом срок погашения товарного кредита составляет на начало года – 64,43 дня,

на конец года – 102,73 дня.

            Интерпретируя результаты расчетов, можно заключить, что, получая кредит от поставщиков на 64 дня, предприятие использует его таким образом, что имеет возможность погасить задолженность по нему лишь через 86 дней. Тот факт, что кредиторская задолженность на предприятии погашается ранее указанного срока, свидетельствует о том, что был использован собственный оборотный капитал, а при его недостаточности привлекались дополнительные финансовые ресурсы со стороны. В нашем примере – краткосрочные ссуды банка.

            В процессе анализа кредиторской задолженности выявляется тот факт, что цена коммерческого кредита может быть сопоставима с ценой кредитов и займов, а в отдельных случаях значительно превышает стоимость финансовых обязательств предприятия. При этом, как показывает опыт, стоимость коммерческого кредита возрастает, как правило, в тех случаях, когда вмененные издержки, связанные с использованием средств кредиторов, игнорируются.

            Рассмотрим предложения поставщиков по оплате предоставляемых услуг и продукции:

Вариант 1. Оплата через 20 дней с момента поставки – предоставляется 3%-ная скидка;

Вариант 2. Оплата через 30 дней с момента поставки – оплата производится по цене договора;

Вариант 3. Оплата через 60 дней с момента поставки - оплата производится по цене договора плюс 3%;

Вариант 4. Оплата через 100 дней с момента поставки - оплата производится по цене договора плюс 6%;

                                                                                                                           

            Для определения цены коммерческого кредита, предоставляемого поставщиками, воспользуемся формулой:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.