рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Разработка предложения по повышению финансовой устойчивости предприятия


            Анализ движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее увеличение в основном произошло из-за расчетов с покупателями и заказчиками за товары. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на 14 128 тыс.руб. и составила 31 262 тыс.руб. на конец года. Обнаруженная тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров.

            Далее анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления  динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.

            Независимо  от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью и расчетными операциями.

            Одним из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 3.2.)


                        Типы политики коммерческого кредитования предприятия.

                                                                                                                                 Таблица 3.2.

Тип политики

Цель

Направление деятельности

Возможные последствия

1. Консервативная или жесткая.

Риск – минимальный.

Платежеспо-собность и рентабельность на заданном уровне

1.Отсрочка платежа только надежным покупателям.

2. Жесткие условия отсрочки платежа: минимальный размер и сроки, высокая стоимость.

3.Жесткий контроль за дебиторской задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.

2.   

Положительные: стабильность объемов, финансового состояния и результатов до определенного момента


Отрицательные:

Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение платежеспособности, ликвидности и рентабельности через

2. Умеренный.

Риск – умеренный.

Надежность и стабильность финансовой деятельности

Традиционная финансовая политика

Стабильность финансового состояния в течение длительного времени

3. Агрессивная или мягкая. Риск – большой.

Расширение объема продаж, завоевание рынка

1. Максимальное расширение отсрочки платежа и предоставления скидки.

2. Льготные условия отсрочки платежа: увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность пролонгирования

Положительные:

Рост объема реализации, завоевание рынков, создание потенциальных возможностей роста прибыли


Отрицательные:

Значительное отвлечение оборотных средств, снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и операционного циклов.


            Учитывая проблемы с платежеспособностью, которые возникли у предприятия, как было выяснено в предыдущей главе, а также учитывая рост дебиторской задолженности в течение анализируемого периода можно сделать вывод о том, что предприятие проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая политика).

            В дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в течение длительного времени.

            Условия отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают следующее:

  • Сроки отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и покупателям способствует повышению спроса на продукцию;
  • Размеры коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;
  • Размеры скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;
  • Механизм и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции покупателями; определяется прежде всего положениями Гражданского кодекса РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды потерь предприятия;
  • Доля отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется прежде всего вексельной политикой предприятия;
  • Меры, принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на безнадежные долги.

            Учитывая факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам, составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим группам:

  • Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);
  • Просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
  • Просрочка от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);
  • Просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
  • Просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
  • Просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

            К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

            Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

                        В таблице 3.3. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам оплаты счетов покупателями.


                        Анализ состояния дебиторской задолженности.

                                                                                                                                 Таблица 3.3.

Статьи дебиторской задолженности

Остаток на начало года

Остаток на конец года

В том числе по срокам образования

Срок оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки)

Просрочка от 1 до 30 дней

Просрочка от 31 до 90 дней

Просрочка от 91 до 180 дней

Просрочка от 181 до 360 дней

Просрочка более 1 года

Дебиторская задолженность:

49 728

64 275

24 424,50

19282,50

9641,25

5784,75

3856,50

1285,50

В % к итогу

100

100

38%

30%

15%

9%

6%

2%

- просроченная

30 150,50

38 950,50

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

60,60 %

62,00 %

-

-

-

-

-

-

В том числе:

- не реальная ко взысканию

983,5

1 285,50

-

-

-

-

-

-

- в % к итогу

1,98  %

2,00 %

-

-

-

-

-

-



            Приведенные данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по сравнению с прошлым годом ухудшились: общая сумма неоплаченных счетов покупателями увеличилась на 14 547 тыс.руб., или на 0,47% в валюте баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности возросла на 8 800 тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. Вследствие опережающих темпов роста просроченной дебиторской задолженности ее доля по сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,40 процентных пункта и составила на конец отчетного года 62% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,02 процентных пункта и составила 2% всей дебиторской задолженности.

            Анализ возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину  состояния расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

            Тенденция роста сомнительной задолженности свидетельствует о снижении ликвидности баланса, ухудшении финансового устойчивости предприятия. Об этом же свидетельствует  и увеличение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 26 дней на начало года до 45 дней на конец года, т.е. на 19 дней.

            Ксдз = (N * ДЗ<1) / В,

            Где – Ксдз – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней,

                     В – выручка-нетто от продаж,

                    ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года,

                    N – количество дней в периоде

Ксдз нач.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 100 / 1000 = 26,89

Ксдз кон.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 250 / 1500 = 45,03.


Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, кол-во раз в год:

            Кодз = В / ДЗ<1,

            Где    В – выручка-нетто от продаж,

                    ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года.

            На начало года Кодз = 13,58

            На конец года Кодз =  8,10.


            Расчет показателей, характеризующих дебиторскую задолженность анализируемого предприятия, приведен в таблице 3.4.




            Показатели, характеризующие дебиторскую задолженность предприятия.

                                                                                                                                 Таблица 3.4.

Показатели

На начало отчетного периода

На конец отчетного периода

Изменения

1. Оборачиваемость дебиторской задолженности, кол-во раз (Кодз)

13,58

8,10

- 5,48

2. Период погашения дебиторской задолженности, дни (Ксдз)

26,89

45,03

+ 19,40

3. Доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов, %

30,96

31,48

+ 0,52

4.Доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме задолженности, %

60,60

62,00

+ 1,40



            Как следует из таблицы 3.3., состояние расчетов с покупателями к концу периода по сравнению с показателями на начало периода ухудшилось. На 19 дней увеличился средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 45 дней. Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 1,4% и составила 62% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду, что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 31,48% в общем объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.

            В целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может использовать следующие меры:

  • Выяснение , насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова степень платежеспособности плательщика в данный момент;
  • Извещение должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо произвести с указанием предельной даты, подписание акта сверки с должником;
  • Ведение переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
  • Предупреждение должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также могут быть применены другие санкции;
  • Прекращение поставки продукции неплательщику;
  • Обращение в компанию, которая занимается взысканием долгов;
  • Продажа долга, в том числе векселей;
  • Обращение в арбитражный суд с просьбой или о взыскании долга, или о начале процедур банкротства.

      Основные способы получения дебиторской задолженности описаны в Гражданском Кодексе РФ (гл. 26) «Прекращение обязательств». К таким способам можно отнести следующие:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.