Анализ
движения дебиторской задолженности по составу позволил установить, что ее
увеличение в основном произошло из-за расчетов с покупателями и заказчиками за
товары. Сумма неоплаченных счетов покупателями и заказчиками увеличилась на
14 128 тыс.руб. и составила 31 262 тыс.руб. на конец года. Обнаруженная
тенденция ставит предприятие в зависимость от финансового состояния партнеров.
Далее
анализируется качественное состояние дебиторской задолженности для выявления
динамики абсолютного и относительного размера неоправданной задолженности.
Независимо
от контролирующих мер со стороны предприятия с целью избежать продажи продукции
неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий
журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На
основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты
счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления
дебиторской задолженностью и расчетными операциями.
Одним
из направлений управления дебиторской задолженностью является выработка
политики коммерческого кредитования предприятия, т.е. предоставления отсрочки
платежа. Коммерческий кредит предоставляется поставщиком покупателю в виде
отсрочки платежа. Существуют три типа такой политики (таблица 3.2.)
Типы
политики коммерческого кредитования предприятия.
Таблица
3.2.
Тип
политики
|
Цель
|
Направление
деятельности
|
Возможные
последствия
|
1. Консервативная или жесткая.
Риск – минимальный.
|
Платежеспо-собность и рентабельность на
заданном уровне
|
1.Отсрочка платежа только надежным
покупателям.
2. Жесткие условия отсрочки платежа:
минимальный размер и сроки, высокая стоимость.
3.Жесткий контроль за дебиторской
задолженностью, ее сроками, порядком взыскания.
2.
|
Положительные: стабильность объемов,
финансового состояния и результатов до определенного момента
Отрицательные:
Потеря рынков, отставание от конкурентов, снижение
платежеспособности, ликвидности и рентабельности через
|
2. Умеренный.
Риск – умеренный.
|
Надежность и
стабильность финансовой деятельности
|
Традиционная
финансовая политика
|
Стабильность
финансового состояния в течение длительного времени
|
3. Агрессивная
или мягкая. Риск – большой.
|
Расширение объема
продаж, завоевание рынка
|
1. Максимальное расширение отсрочки платежа
и предоставления скидки.
2. Льготные условия отсрочки платежа:
увеличение срока, размера, снижение стоимости кредита, возможность
пролонгирования
|
Положительные:
Рост объема реализации, завоевание рынков,
создание потенциальных возможностей роста прибыли
Отрицательные:
Значительное отвлечение оборотных средств,
снижение ликвидности и платежеспособности, увеличение затрат на взыскание
долгов, снижение эффективности активов, увеличение длительности финансового и
операционного циклов.
|
Учитывая
проблемы с платежеспособностью, которые возникли у предприятия, как было
выяснено в предыдущей главе, а также учитывая рост дебиторской задолженности в
течение анализируемого периода можно сделать вывод о том, что предприятие
проводило 3 тип политики коммерческого кредитования (агрессивная или мягкая
политика).
В
дальнейшем предприятию рекомендовано следовать направлениям деятельности
согласно описанному выше второму типу политики (умеренный тип), что поможет
предприятию достичь стабильности финансового состояния и сохранить его в
течение длительного времени.
Условия
отсрочки платежа определяются типом принятой предприятием политик и включают
следующее:
- Сроки
отсрочки платежа покупателям. Дифференциация сроков по периодам и
покупателям способствует повышению спроса на продукцию;
- Размеры
коммерческого кредита, предоставляемого различным покупателям;
- Размеры
скидок при оплате продукции покупателям в первые дни после ее отгрузки;
- Механизм
и размеры штрафных санкций при несвоевременной оплате продукции
покупателями; определяется прежде всего положениями Гражданского кодекса
РФ, учитывает покупателей и виды продукции, должен возмещать все виды
потерь предприятия;
- Доля
отсрочек платежа, оформляемая векселями, и условия векселей; определяется
прежде всего вексельной политикой предприятия;
- Меры,
принимаемые для взыскания просроченной задолженности; от них зависит сумма
средств, которые будут использоваться на эти цели, в том числе и на
безнадежные долги.
Учитывая
факт, что согласно политике фирмы в области управления дебиторской
задолженностью максимальная отсрочка, предоставляемая покупателям и заказчикам,
составляет 30 дней, все счета к получению классифицируются по следующим
группам:
- Срок
оплаты не наступил (до 30 дней с момента отгрузки);
- Просрочка
от 1 до 30 дней (до 1 месяца);
- Просрочка
от 31 до 90 дней ( от 1 до 3 месяцев);
- Просрочка
от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);
- Просрочка
от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);
- Просрочка
от 360 дней и более (более 1 года).
К
оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или
составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная
задолженность покупателей и заказчиков. Чем длительнее срок просрочки, тем
вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает
реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его
баланса.
Счета,
которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными)
долгами. Безнадежные долги означают, что с каждого рубля, вложенного в
дебиторскую задолженность, не будет возвращена определенная часть средств.
Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о
несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями.
Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер,
необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых
дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По
долгам, не реальным ко взысканию, в установленном порядке формируется резерв по
сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются
путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по
которой истек срок исковой давности.
В
таблице 3.3. представлен анализ состояния расчетов с дебиторами по срокам
оплаты счетов покупателями.
Анализ состояния дебиторской задолженности.
Таблица 3.3.
Статьи дебиторской
задолженности
|
Остаток на начало года
|
Остаток на конец года
|
В том числе по срокам
образования
|
Срок оплаты не наступил (до
30 дней с момента отгрузки)
|
Просрочка от 1 до 30 дней
|
Просрочка от 31 до 90 дней
|
Просрочка от 91 до 180 дней
|
Просрочка от 181 до 360
дней
|
Просрочка более 1 года
|
Дебиторская
задолженность:
|
49 728
|
64 275
|
24 424,50
|
19282,50
|
9641,25
|
5784,75
|
3856,50
|
1285,50
|
В
% к итогу
|
100
|
100
|
38%
|
30%
|
15%
|
9%
|
6%
|
2%
|
-
просроченная
|
30 150,50
|
38 950,50
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
в % к итогу
|
60,60 %
|
62,00 %
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В том числе:
- не реальная ко
взысканию
|
983,5
|
1 285,50
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
в % к итогу
|
1,98 %
|
2,00 %
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Приведенные
данные показывают, что состояние расчетов с покупателями в отчетном году по
сравнению с прошлым годом ухудшились: общая сумма неоплаченных счетов
покупателями увеличилась на 14 547 тыс.руб., или на 0,47% в валюте
баланса, причем сумма неоправданной (просроченной) задолженности возросла на 8 800
тыс.руб., или на 29,1% в составе дебиторской задолженности. Вследствие
опережающих темпов роста просроченной дебиторской задолженности ее доля по
сравнению с прошлым годом увеличилась на 1,40 процентных пункта и составила на
конец отчетного года 62% всей суммы долга покупателей. Доля не реальной к
взысканию (безнадежной, с просроченным сроком исковой давности) задолженности
по сравнению с прошлым годом также увеличилась на 0,02 процентных пункта и
составила 2% всей дебиторской задолженности.
Анализ
возрастной структуры дебиторской задолженности дает четкую картину состояния
расчетов с покупателями и позволяет выявить просроченную задолженность. Кроме
того, такой анализ позволяет оставить прогноз поступлений средств, выявить
дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату
долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.
Тенденция
роста сомнительной задолженности свидетельствует о снижении ликвидности
баланса, ухудшении финансового устойчивости предприятия. Об этом же свидетельствует
и увеличение среднего срока инкассирования дебиторской задолженности с 26 дней
на начало года до 45 дней на конец года, т.е. на 19 дней.
Ксдз
= (N * ДЗ<1) / В,
Где
– Ксдз – оборачиваемость дебиторской задолженности, дней,
В – выручка-нетто от продаж,
ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года,
N – количество дней в периоде
Ксдз
нач.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 100 / 1000 = 26,89
Ксдз
кон.пер. = N * ДЗ<1 / В = 365 * 250 / 1500 = 45,03.
Коэффициент
оборачиваемости дебиторской задолженности, кол-во раз в год:
Кодз
= В / ДЗ<1,
Где
В – выручка-нетто от продаж,
ДЗ<1 – дебиторская задолженность менее 1 года.
На
начало года Кодз = 13,58
На
конец года Кодз = 8,10.
Расчет
показателей, характеризующих дебиторскую задолженность анализируемого
предприятия, приведен в таблице 3.4.
Показатели,
характеризующие дебиторскую задолженность предприятия.
Таблица
3.4.
Показатели
|
На
начало отчетного периода
|
На
конец отчетного периода
|
Изменения
|
1. Оборачиваемость дебиторской
задолженности, кол-во раз (Кодз)
|
13,58
|
8,10
|
-
5,48
|
2. Период погашения дебиторской
задолженности, дни (Ксдз)
|
26,89
|
45,03
|
+
19,40
|
3. Доля дебиторской задолженности в общем
объеме оборотных активов, %
|
30,96
|
31,48
|
+ 0,52
|
4.Доля сомнительной дебиторской
задолженности в общем объеме задолженности, %
|
60,60
|
62,00
|
+
1,40
|
Как
следует из таблицы 3.3., состояние расчетов с покупателями к концу периода по
сравнению с показателями на начало периода ухудшилось. На 19 дней увеличился
средний срок погашения дебиторской задолженности, который составил 45 дней.
Особое внимание следует обратить на снижение качества задолженности. По
сравнению с прошлым годом доля сомнительной дебиторской задолженности выросла
на 1,4% и составила 62% общей величины дебиторской задолженности. Имея в виду,
что доля дебиторской задолженности к концу периода составляла 31,48% в общем
объеме оборотных активов, можно сделать вывод о снижении ликвидности оборотных
активов в целом и, следовательно, ухудшении финансового положения предприятия.
В
целях получения просроченной дебиторской задолженности предприятие может
использовать следующие меры:
- Выяснение
, насколько причина неплатежа является уважительной, а также какова
степень платежеспособности плательщика в данный момент;
- Извещение
должника письменно или лично о том, что платеж просрочен и его надо
произвести с указанием предельной даты, подписание акта сверки с
должником;
- Ведение
переговоров с должником о выборе способа погашения долга;
- Предупреждение
должника о том, что дело может быть передано в арбитражный суд, а также
могут быть применены другие санкции;
- Прекращение
поставки продукции неплательщику;
- Обращение
в компанию, которая занимается взысканием долгов;
- Продажа
долга, в том числе векселей;
- Обращение
в арбитражный суд с просьбой или о взыскании долга, или о начале процедур
банкротства.
Основные способы получения дебиторской задолженности
описаны в Гражданском Кодексе РФ (гл. 26) «Прекращение обязательств». К таким
способам можно отнести следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|