рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

Процесс анализа с помощью тестовых таб­лиц завершается оценкой общего положения и разработкой, с учетом корректировок, концепции модели, которая является выражением целей и задач организации на перспективу.

Тесты для самоконтроля предназначены для заказчика, но при его согласии, ответы на них мо­гут служить ценной информацией для консульта­тивной фирмы при разработке плана исследова­ний и поиска вторичной информации из внешних источников. Ответы также могут показать, на­сколько серьезны намерения заказчика и насколь­ко соответствует концепция модели реальным возможностям. Тесты для самоконтроля заполня­ются по желанию, но любой результат: отказ от их заполнения, формальное заполнение, заполнение с последующей корректировкой первоначального варианта плана развития и заполнение с переда­чей ответов консультативной фирме является нуж­ным и полезным для анализа специалистами кон­сультативной фирмы.

Ответы на вопросы в тестовых таблицах для самоконтроля предполагают для простоты оценки два варианта ответа "да" и "нет". Анализ результа­тов тестирования можно сделать самостоятельно, ориентируясь на комментарии в конце каждого теста и посчитав количество положительных и от­рицательных ответов на вопросы, которые имеют соответствующую направленность и служат для того, чтобы дать оценку личной мотивации.

Следующая основная группа вопросов и тестов используется консультативной фирмой для получения исходной информации.

Тестовые таблицы для разработки бизнес-плана представляют собой набор вопросов, сгруп­пированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяет­ся указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного отражения эко­номической деятельности предприятия. Вопросы должны быть простыми, точными, свободными от двусмысленности. Вопросы в тестовых таблицах делятся на две группы:

Ø      первая (тестовая) группа позволяет со­брать исходную информацию о проекте и параллельно определить предполагаемую стратегию реализации поставленных целей, взгляд руководителя на концепцию развития организации, провести диагностику суще­ствующего положения дел на предприятии (при управленческом консультировании) и анализ инвестиционного проекта. В этом случае на поставленные вопросы предпола­гается ответ в форме "да", "нет" или по оце­ночной шкале:

1. - "совсем неверно";

2. - "в некоторой степени";

3. - "в существенной степени";

4. - "чаще всего";

5. - "совершенно верно";

6. - "не знаю",

Ес­ли требуются длинные ответы, то необходи­мо приложить список возможных ответов.

В зависимости от ответа предлагаются ва­рианты решения вопроса с учетом получе­ния наибольшей эффективности.

Ø      вторая группа используется с целью полу­чения информации при разработке бизнес-плана и анализе инвестиционного проекта. Помимо вопросов предусматриваются таб­лицы для заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного ба­ланса активов и пассивов, определения точки са­моокупаемости, а также оценки технических харак­теристик товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по группам, суммы возможного убытка.

Исходные данные используются также для расчета показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности.

Приводимые в методике формы входной информации соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из принятых систем моделирования инвестиционных проектов.

Вся полученная информация проходит об­работку, анализ и оценку  в рамках схемы, рас­смотренной выше при описании общей схемы бизнес-планирования.

Техника использования тестовых таблиц при разработке бизнес-плана состоит в следующем:

Текст-шаблон является как бы скелетом бизнес-плана, который обрастает в процессе разработки бизнес-плана откорректи­рованной информацией, расчетами, таблицами и графиками. В процессе работы в определенных местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых таблиц, прошед­шие экспертную оценку и корректировку. Выде­ленные места, вопросы в тестовых таблицах и от­веты на них имеют одни и те же соответствующие номера. Таким образом, достигается максималь­ное упрощение работы над текстовой частью биз­нес-плана.

При проведении диагностики отдельных на­правлений деятельности организации тестовые таблицы можно использовать для оказания экс­пертной помощи в решении проблем. С их помо­щью производится диагностика организации (проводятся диагностические интервью 30 - 40 человек, в которые входят представители различ­ных уровней руководства организации, включая представителей рабочих). С помощью ответов на тесты консультант получает представление о про­блемах организации, составляет проблемное по­ле, определяет сильные и слабые стороны с тем. чтобы определить точки развития - те направле­ния, которые называет сам персонал.

Анализ инвестиционных проектов с помо­щью тестовых таблиц предусматривает также опреде­ление источников неопределенности. Под неопре­деленностью понимается неполнота или неточ­ность информации об условиях реализации проек­та. в том числе - о связанных с ними затратах и ре­зультатах. Неопределенность, связанная с воз­можностью возникновения в ходе реализации про­екта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

При анализе инвестиционных проектов не­обходимо определить, насколько полно учтены не­определенности и риски. Ответы на вопросы тестовых таблиц в срав­нении с имеющимся бизнес-планом покажут, ка­кие вопросы, связанные с неопределенностями и рисками, не нашли отражения (умышленно или случайно) в бизнес-плане.

В представленной методике можно выделить некоторые преимущества по сравнению с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план) благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по которой, указывают на сколько заказчик был честен перед консультантом и перед самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности, процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй, только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с необходимостью бизнес-планирования.



Общая характеристика содержания бизнес-плана


Как было уже отмечено, наибольшую популярность в России приобрела методика, которая была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством, давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы разумным  также придерживаться рекомендаций указанных организаций.

С этих позиций основными разделами бизнес-плана являются следующие:

1.      Краткое описание.

2.      Бизнес и его стратегия

3.      Рынок и маркетинговая стратегия (план-маркетинг)

4.      Производство и эксплуатация

5.      Управление и процесс принятия решений

6.      Финансы (финансовый план)

7.      Факторы риска


1. Краткое описание

Этот раздел, к сожалению, часто недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов плана, так как может вызвать (или нет) интерес читателя - потенциального инвестора.

Контрольный список вопросов для составления краткого описания.

Бизнес

-         краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста

-         краткое описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется

-         краткое описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в принятии стратегических решений

-         краткое описание целей бизнеса (например, указания о добавленной  стоимости продукции при переработке и маркетинге)

-         описание того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может привести компанию

Продукция

краткое описание того, что делает продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности поставок сырья

Рынок

-         существующая емкость рынка, рост

-         внутренний и/или международный

-         каналы распределения

-         прогнозируемый рост

-         предполагаемая доля рынка (по подтвержденным оценкам)

Руководство и персонал

-         насколько укомплектован штат

-         каков образовательный уровень

-         какой уровень безработицы в данной области бизнеса

-         краткое описание имеющегося опыта (подчеркнуть сильные стороны)


Финансирование

-         описание точных целей требуемого финансирования

-         прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года

-         проектирование начала поступления прибыли


2. Бизнес и его общая стратегия

Этот раздел представляет собой тщательное описание компании. Обычно он не превышает 5-ти страниц.

Контрольный список вопросов для описания бизнеса и его общей стратегии:

-         описание организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и высокопрофессионального персонала

-         описание целей бизнеса

-         какими  представляются экономические преимущества

-         будет ли являться добавленная стоимость производства продукции или услуг, характеристикой процесса переработки и маркетинга

-         описание стратегии бизнеса

-         на какой стадии находится бизнес в настоящее время

-         какие стадии роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет

-         описание основных характеристик продукции и услуг:

-         цены и качества

-         стоимости в сравнении с конкурентами

-         любых негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или устранены

-         правил и положений, и как их следует соблюдать

-         описание стратегии управления и стратегии маркетинга, которым необходимо следовать, например, для сокращения расходов, получения более высокой добавленной стоимости, приобретения лидерской позиции по качеству продукции

-         общее описание рынка:

-         к какому рынку необходимо стремиться

-         создает ли данный бизнес новый спрос или удовлетворяет уже существующий спрос

-         каков потенциальный рост рынка

-         чем является продукция для покупателя

-         кто является покупателями (например, оптовые закупщики, экспортеры)

-         кто является конкурентами и какова их доля на рынке, их сильные и слабые стороны

3. Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия

а) Маркетинговый анализ

Предприниматель должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования рынка к своей продукции. В этом разделе будет оцениваться предполагаемый доход бизнеса.


Этот раздел должен состоять из:

анализа сектора промышленности

структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса

анализа нужд потребителей

бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками продукции, и/или конечные пользователи.

анализа конкурентов

рыночная экономика -это конкуренция. Чтобы выжить и иметь успех, необходимо знать, кто является конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха.

анализа Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз

с учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен анализ ССВУ, основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ бизнеса.


Контрольный список вопросов для анализа рынка:

Анализ сектора промышленности

-         каков общий объем продаж по данному сектору

-         каков общий объем продаж продукции, рассматриваемой в бизнес-плане

-         какую часть продукции необходимо продавать на региональном, национальном и международном рынках

-         каковы тенденции (прогнозы) продаж продукции на внутреннем и международном рынках

-         какова обычная величина валовой прибыли

-         каковы сегменты рынка (географические, промышленные, оптовые торговцы, и т.д.) в секторе промышленности, который представляет данный бизнес

-         какова средняя прибыльность соответствующей продукции

-         каковы ограничения по продажам продукции данного бизнеса, и как предполагается их преодолевать

Оценка нужд потребителей

Посредник:

-         Какая необходима упаковка продукции?

-         Каков срок хранения продукции?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.