Процесс анализа с помощью тестовых таблиц завершается
оценкой общего положения и разработкой, с учетом корректировок, концепции
модели, которая является выражением целей и задач организации на перспективу.
Тесты для самоконтроля предназначены для заказчика, но
при его согласии, ответы на них могут служить ценной информацией для консультативной
фирмы при разработке плана исследований и поиска вторичной информации из
внешних источников. Ответы также могут показать, насколько серьезны намерения
заказчика и насколько соответствует концепция модели реальным возможностям.
Тесты для самоконтроля заполняются по желанию, но любой результат: отказ от их
заполнения, формальное заполнение, заполнение с последующей корректировкой
первоначального варианта плана развития и заполнение с передачей ответов
консультативной фирме является нужным и полезным для анализа специалистами консультативной
фирмы.
Ответы на вопросы в тестовых таблицах для самоконтроля
предполагают для простоты оценки два варианта ответа "да" и "нет".
Анализ результатов тестирования можно сделать самостоятельно, ориентируясь на
комментарии в конце каждого теста и посчитав количество положительных и отрицательных
ответов на вопросы, которые имеют соответствующую направленность и служат для
того, чтобы дать оценку личной мотивации.
Следующая основная группа вопросов и тестов
используется консультативной фирмой для получения исходной информации.
Тестовые таблицы для разработки бизнес-плана представляют собой набор
вопросов, сгруппированных по разделам бизнес-плана. В каждом разделе вопросы
группируются исходя из порядка изложения раздела. Объем вопросов определяется
указанными выше нормами и рекомендациями, а также необходимостью полного
отражения экономической деятельности предприятия. Вопросы должны быть
простыми, точными, свободными от двусмысленности. Вопросы в тестовых таблицах
делятся на две группы:
Ø первая (тестовая) группа
позволяет собрать исходную информацию о проекте и параллельно определить
предполагаемую стратегию реализации поставленных целей, взгляд руководителя на
концепцию развития организации, провести диагностику существующего положения
дел на предприятии (при управленческом консультировании) и анализ
инвестиционного проекта. В этом случае на поставленные вопросы предполагается
ответ в форме "да", "нет" или по оценочной шкале:
1. - "совсем неверно";
2. - "в некоторой степени";
3. - "в существенной степени";
4. - "чаще всего";
5. - "совершенно верно";
6. - "не знаю",
Если требуются
длинные ответы, то необходимо приложить список возможных ответов.
В зависимости от ответа предлагаются варианты решения
вопроса с учетом получения наибольшей эффективности.
Ø вторая группа используется с
целью получения информации при разработке бизнес-плана и анализе
инвестиционного проекта. Помимо вопросов предусматриваются таблицы для
заполнения их исходными данными. Эти данные используются при составлении
таблицы доходов и затрат, денежных потоков, сводного баланса активов и
пассивов, определения точки самоокупаемости, а также оценки технических характеристик
товаров, анализа степени устойчивости товара на рынке, вероятности рисков по
группам, суммы возможного убытка.
Исходные данные используются также для расчета
показателей коммерческой, бюджетной и экономической эффективности.
Приводимые в методике формы входной информации
соответствуют методике ЮНИДО и, в основном, пригодны при использовании любой из
принятых систем моделирования инвестиционных проектов.
Вся полученная информация проходит обработку,
анализ и оценку в рамках схемы, рассмотренной выше при описании общей схемы
бизнес-планирования.
Техника использования тестовых таблиц при разработке
бизнес-плана
состоит в следующем:
Текст-шаблон является как бы скелетом бизнес-плана,
который обрастает в процессе разработки бизнес-плана откорректированной
информацией, расчетами, таблицами и графиками. В процессе работы в определенных
местах, выделенных в тексте, необходимо вносить ответы на вопросы из тестовых
таблиц, прошедшие экспертную оценку и корректировку. Выделенные места,
вопросы в тестовых таблицах и ответы на них имеют одни и те же соответствующие
номера. Таким образом, достигается максимальное упрощение работы над текстовой
частью бизнес-плана.
При проведении диагностики отдельных направлений деятельности
организации тестовые таблицы можно использовать для оказания экспертной помощи
в решении проблем. С их помощью производится диагностика организации
(проводятся диагностические интервью 30 - 40 человек, в которые входят
представители различных уровней руководства организации, включая
представителей рабочих). С помощью ответов на тесты консультант получает
представление о проблемах организации, составляет проблемное поле, определяет
сильные и слабые стороны с тем. чтобы определить точки развития - те направления,
которые называет сам персонал.
Анализ инвестиционных проектов с помощью тестовых таблиц
предусматривает также определение источников неопределенности. Под неопределенностью
понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта.
в том числе - о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность,
связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта
неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.
При анализе инвестиционных проектов необходимо определить,
насколько полно учтены неопределенности и риски. Ответы на вопросы тестовых
таблиц в сравнении с имеющимся бизнес-планом покажут, какие вопросы,
связанные с неопределенностями и рисками, не нашли отражения (умышленно или
случайно) в бизнес-плане.
В представленной методике можно выделить некоторые
преимущества по сравнению с общепринятым подходом: ввиду отсутствия четкой
структуризации по разделам (план-маркетинг, план производства, финансовый план)
благодаря применению системы взаимосвязанных тестов практически полностью
исключается вероятность завышения показателей и данных предпринимателем. Кроме
того, в тесты внесены вопросы так называемой «шкалы лжи», набранные баллы по
которой, указывают на сколько заказчик был честен перед консультантом и перед
самим собой. Данная методика также не лишена и недостатков. В частности,
процесс подготовки тестовых таблиц безусловно трудоемок, а от поставленных
вопросов зависит качество и полнота охвата бизнес-планирования. В связи с этим
необходимо отметить, что воспользоваться данной методикой смогут, пожалуй,
только консультационные фирмы, либо предприятия, постоянно сталкивающиеся с
необходимостью бизнес-планирования.
Как было уже отмечено, наибольшую
популярность в России приобрела методика, которая была разработана под эгидой UNIDO, а также Tacis. Требованиям этих организаций были
также подчинены популярные в России пакеты разработки бизнес-планов COMFAR (UNIDO) и Project Expert (UNIDO, Tacis). В связи с этим обстоятельством,
давая характеристику содержания бизнес-плана, было бы разумным также
придерживаться рекомендаций указанных организаций.
С этих позиций основными разделами
бизнес-плана являются следующие:
1. Краткое описание.
2. Бизнес и его стратегия
3. Рынок и маркетинговая
стратегия (план-маркетинг)
4. Производство и эксплуатация
5. Управление и процесс принятия
решений
6. Финансы (финансовый план)
7. Факторы риска
1. Краткое описание
Этот раздел, к сожалению, часто
недооценивается разработчиками. Хотя он является одним из самых важных разделов
плана, так как может вызвать (или нет) интерес
читателя - потенциального инвестора.
Контрольный список вопросов для
составления краткого описания.
Бизнес
-
краткая
история бизнеса, описывающая период его создания и роста
-
краткое
описание существующей стадии развития бизнеса и среды, в которой он ведется
-
краткое
описание распределения акций, ответственности и т.д., и участия руководства в
принятии стратегических решений
-
краткое
описание целей бизнеса (например, указания о
добавленной стоимости продукции при переработке и маркетинге)
-
описание
того, как было решено осуществлять предлагаемый бизнес-план и куда это может
привести компанию
Продукция
краткое описание того, что делает
продукцию уникальной и тех отличительных особенностей, которые ставят ее вне
конкуренции в отношении ценообразования и/или качества и/или продолжительности
поставок сырья
Рынок
-
существующая
емкость рынка, рост
-
внутренний
и/или международный
-
каналы
распределения
-
прогнозируемый
рост
-
предполагаемая
доля рынка (по подтвержденным оценкам)
Руководство и персонал
-
насколько
укомплектован штат
-
каков
образовательный уровень
-
какой
уровень безработицы в данной области бизнеса
-
краткое
описание имеющегося опыта (подчеркнуть сильные стороны)
Финансирование
-
описание
точных целей требуемого финансирования
-
прогнозирование
доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года
-
проектирование
начала поступления прибыли
2. Бизнес и его общая стратегия
Этот
раздел представляет собой тщательное описание компании. Обычно он не превышает
5-ти страниц.
Контрольный список вопросов для
описания бизнеса и его общей стратегии:
-
описание
организации бизнеса, форм участия в нем, совета директоров, схемы управления и
высокопрофессионального персонала
-
описание
целей бизнеса
-
какими
представляются экономические преимущества
-
будет ли
являться добавленная стоимость производства продукции или услуг,
характеристикой процесса переработки и маркетинга
-
описание
стратегии бизнеса
-
на какой
стадии находится бизнес в настоящее время
-
какие стадии
роста могут быть предсказаны на следующие 3-5 лет
-
описание
основных характеристик продукции и услуг:
-
цены и
качества
-
стоимости
в сравнении с конкурентами
-
любых
негативных характеристик бизнеса, и как они могут быть скорректированы или
устранены
-
правил и
положений, и как их следует соблюдать
-
описание
стратегии управления и стратегии маркетинга, которым необходимо следовать,
например, для сокращения расходов, получения более высокой добавленной
стоимости, приобретения лидерской позиции по качеству продукции
-
общее
описание рынка:
-
к какому
рынку необходимо стремиться
-
создает
ли данный бизнес новый спрос или удовлетворяет уже существующий спрос
-
каков
потенциальный рост рынка
-
чем
является продукция для покупателя
-
кто
является покупателями (например, оптовые закупщики, экспортеры)
-
кто
является конкурентами и какова их доля на рынке, их сильные и слабые стороны
3. Маркетинговый анализ и
маркетинговая стратегия
а) Маркетинговый анализ
Предприниматель должен показать, что
он хорошо понимает рынок и требования рынка к своей продукции. В этом разделе
будет оцениваться предполагаемый доход бизнеса.
Этот раздел должен состоять из:
анализа сектора промышленности
структура данного сектора имеет
большое влияние на успех бизнеса
анализа нужд потребителей
бизнес должен удовлетворять ожиданиям
потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, являющиеся
собственниками магазинов или переработчиками продукции, и/или конечные
пользователи.
анализа конкурентов
рыночная экономика -это конкуренция.
Чтобы выжить и иметь успех, необходимо знать, кто является конкурентами, как
они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха.
анализа Сильных и Слабых сторон,
Возможностей и Угроз
с
учетом всех аспектов, описанных ранее, может быть проведен анализ ССВУ,
основанный на исследовании действительного и потенциального рынков. Данный
анализ служит средством выявления сравнительных преимуществ бизнеса.
Контрольный список вопросов для
анализа рынка:
Анализ сектора промышленности
-
каков
общий объем продаж по данному сектору
-
каков
общий объем продаж продукции, рассматриваемой в бизнес-плане
-
какую
часть продукции необходимо продавать на региональном, национальном и
международном рынках
-
каковы
тенденции (прогнозы) продаж продукции на внутреннем и международном рынках
-
какова
обычная величина валовой прибыли
-
каковы сегменты рынка
(географические, промышленные, оптовые торговцы, и т.д.) в секторе
промышленности, который представляет данный бизнес
-
какова
средняя прибыльность соответствующей продукции
-
каковы
ограничения по продажам продукции данного бизнеса, и как предполагается их
преодолевать
Оценка нужд потребителей
Посредник:
-
Какая
необходима упаковка продукции?
-
Каков
срок хранения продукции?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|