рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль и место бизнес-планирования в управлении предприятием

стратегический партнер (инвестор)

Таблица 4. Морфологическая карта целей проекта

6

7

8

9

10

11

другое

попасть в первую десятку

подняться на 1-2 ранга

обогнать частного конкурента (не лидера)

удержание позиций

только выживание

другое

другое

другое

отступление

другое

рыночное насыщение

стагнация или отраслевое падение

другое

вертикальная интеграция

диверсификация

повышение квалификации персонала

получение дополнительной прибыли (портфель проектов)

поддерживаю-щий проект (доступ к новым возможностям)

другое

новый (диверсифика-ция)

исследователь-ский (прикладная НИР и т.п.)

исследователь-ский (фундаменталь-ная НИР и т.д.)

другое

неудовлетворительное решение

требуется уточнение

разработка детальных планов

подготовка конечных документов

другое

факторинг

другое

облигации (выпуск)

конвертируемые облигации

лизинг

другое





Как правило, сразу после формулировки целей и точки зрения анализа/исследования формируется перечень ограничений и критериев принятия решений (с учетом предварительно собранной информации).

Ограничения позволяют сузить поле поиска альтернатив (возможных конкретных решений), а наличие критериев — получить стандарт, по которому предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Число ограничений и критериев зависит от размера и типа организации, важности и сложности проблемы и др. факторов. Как правило, для крупной организации существует меньше ограничений, чем для небольшой или испытывающей множество трудностей (находящихся в кризисном состоянии).

Примерный перечень возможных критериев, используемых для оценки инвестиционных проектов приведен в таблице 7.

Состав и вид ограничений, в основном, определяется наличием/отсутствием соответствующих ресурсов и навыков. Классификация основных доступных для большинства предприятий ресурсов приведена в таблице 8 («Классификация ресурсов организации»). Для выявления ограничений требуется установить список необходимых для преодоления проблемы (для реализации проекта) ресурсов и их наличие или отсутствие в достаточном объеме.

Одним из определяющих весь дальнейший процесс бизнес-планирования факторов является характеристика среды принятия решений. Решения следует принимать и воплощать в жизнь пока информация и допущения, на которых они основаны, остаются релевантными и точными. Ввиду этого особое значение приобретает допустимое время на принятие решений, а также степень изменчивости ситуации. Для решений, принимаемых в быстроменяющейся обстановке характерны малый срок, отпущенный на их принятие, и высокая степень неопределенности — т.е. невозможность оценить вероятность потенциальных результатов.

Следует отметить, что не следует стремиться к максимальному увеличению количества информации, это необязательно повышает качество решения и почти всегда — к большому расходу ресурсов. Часто руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации.

Сбору и анализу подвергается внешняя и внутренняя информация (см. рис.10 «Факторы, учитываемые при оценке внешней и внутренней среды предприятия») [8].

Сбор информации по проблеме заканчивается ее обработкой и структуризацией. Во-первых, определяется релевантная информация (relevant — относящийся к делу). Во-вторых, выделяется качественная и количественная информация (т.к., несмотря на то, что важна и та и другая, для правильного анализа методы их обработки весьма различаются). Исследуется качество информации и ее достоверность. Сама информация, и ее характеристики используются в последующем анализе, определяя, в том числе, возможность использования тех или иных инструментов анализа и точность получаемых расчетов.




Таблица 7.

Перечень критериев для оценки инвестиционных проектов предприятиями.

1. Цели компании, стратегия, политика, ценности.

1.1. Совместимость проекта с текущей стратегией компании и долгосрочным планом.

1.2. Оправданность изменений в стратегии фирмы (в случае, если этого требует принятие проекта).

1.3. Возможное изменение места и значения фирмы в случае успеха проекта.

1.4. Стратегическое соответствие предлагаемого проекта уже принятым проектам.

1.5. Соответствие проекта представлениям руководства о компании.

1.6. Соответствие проекта отношению компании к риску.

1.7. Соответствие проекта отношению компании к нововведениям.

1.8. Соответствие проекта требованиям компании с учетом временного аспекта (долгосрочный или краткосрочный проект).

1.9. Наличие необходимых для осуществления проекта навыков управления и опыта предпринимателей.

1.10. Наличие специалистов в области маркетинга.

1.11. Наличие у фирмы финансовых навыков, необходимых для успешного осуществления проекта.

1.12. Наличие необходимых компетентности и связей у менеджеров фирмы.

1.13. Соответствие проекта потенциалу роста фирмы.

1.14. Устойчивость положения фирмы.

1.15. Степень диверсификации фирмы (т.е. количество отраслей, не имеющих производственной связи с основной отраслью, в которой осуществляет свою деятельность фирма, и их доля в общем объеме ее производства), влияющая на устойчивость ее положения.

1.16. Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в фирме.

1.17. Влияние возможного отклонения времени, затрат и исполнения задач от запланированных, а также влияние неудачи проекта на состояние дел в фирме.

2. Рыночные критерии.

2.1. Наличие четко определенных потребностей рынка (наличие спроса) и соответствие им проекта.

2.2. Оценка общей емкости рынка для предлагаемого проектом продукта (услуги, технологии).

2.3. Оценка доли рынка в случае успеха.

2.4. Наличие потенциала роста данного рынка.

2.5. Наличие "рыночной ниши" (т.е. наличие на определенных локальных рынках,

2.6. Оценка периода выпуска продукта (срок жизни проекта).

2.7. Вероятность коммерческого успеха.

2.8. Ценообразование и восприятие потребителем (главное — зависимость цены на данный продукт от изменения спроса на него, т.е. эластичность цены).

2.9. Вероятный объем продаж (на базе оценок пп. 1—8).

2.10. Временной аспект рыночного плана (изменение продаж по годам).

2.11. Скорость выхода на установленный объем продаж.

2.12. Положение фирмы на рынке (является ли она лидером, насколько шатки ее позиции и т.п.).

2.13. Необходимость маркетинга для продвижения на рынок предлагаемого проектом продукта (услуги, технологии).

2.14. Позиция фирмы в конкурентной борьбе. Защищенность от конкурентов (в т.ч. наличие патента; в случае, если предлагается новый продукт — оценка срока, через который появятся новые конкуренты).

2.15. Наличие препятствий для проникновения на рынок.

2.16. Соответствие проекта существующим каналам сбыта (наличие уже готовой сбытовой сети).

2.17. Ожидаемый характер конкуренции (ценовая, в области качества изделия, в сфере обслуживания и др.).

2.18. Зависимость цены от объема сбыта и конкуренции.

2.19. Защищенность от устаревания продукции.

2.20. Воздействие нового продукта (технологии) на уже существующие продукты.

3. Финансовые критерии.

3.1. Размер инвестиций (вложения в производство, вложения в маркетинг, для проектов НИОКР — затраты на проведение исследования и стоимость развития, если исследование успешно).

3.2. Потенциальный годовой размер прибыли.

3.3. Ожидаемая норма чистой прибыли (отношение прибыли за вычетом налогов к объему инвестиций).

3.4. Соответствие проекта критериям экономической эффективности капитальных вложений, принятым в компании.

3.5. Стартовые затраты на осуществление проекта.

3.6. Предполагаемое время, по истечении которого данный проект начнет приносить прибыль, и максимальное отрицательное значение кумулятивной оценки расходов и доходов.

3.7. Наличие финансов в нужные моменты времени.

3.8. Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств.

3.9. Необходимость привлечения заемного капитала (кредитов) для финансирования проектов, и его доля в инвестициях.

3.10. Финансовый риск, связанный с осуществлением проекта.

3.11. Стабильность поступления доходов от проекта (обеспечивает ли проект устойчивое повышение темпов роста доходов фирмы, или доход год от года будет колебаться).

3.12. Период времени, через который начнется выпуск продукции (услуг), а следовательно, возмещение капитальных затрат.

3.13. Возможности использования налогового законодательства (налоговых льгот).

3.14. Фондоотдача, т.е. отношение среднего годового валового дохода, полученного от проекта, к капитальным затратам (чем выше уровень фондоотдачи, тем ниже в общих расходах предприятия доля постоянных издержек, не меняющихся при изменении производственных мощностей, а следовательно, тем меньше будут убытки в случае ухудшения экономической конъюнктуры; если уровень фондоотдачи на данном предприятии ниже среднеотраслевого, в случае кризиса у него больше шансов разориться одним из первых).

3.15. Оптимальность структуры затрат на продукт, заложенный в проекте (использование наиболее дешевых и легко доступных производственных ресурсов).

4. Научно-технические критерии (для проектов НИОКР).

4.1. Вероятность технического успеха.

4.2. Патентная чистота (не нарушено ли патентное право какого-либо из патентодержателей).

4.3. Уникальность продукции (отсутствие аналогов).

4.4. Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта.

4.5. Соответствие проекта стратегии НИОКР в компании.

4.6. Оправдывает ли потенциал проекта изменения в стратегии НИОКР.

4.7. Стоимость и время разработки.

4.8. Возможные будущие разработки продукта и будущие применения новой генерируемой технологии.

4.9. Воздействие на другие проекты.

4.10. Наличие технических навыков, необходимых для осуществления проекта.

4.11. Патентоспособность (возможна ли защита проекта патентом).

4.12. Потребности в услугах консультативных фирм или размещении внешних заказов на НИОКР.

4.13. Удовлетворение требованиям техники безопасности.

5. Производственные критерии.

5.1. Необходимость технических нововведений для осуществления проекта.

5.2. Соответствие имеющимся производственным мощностям (будет ли поддерживаться высокий уровень использования имеющихся в наличии производственных мощностей или с принятием проекта резко возрастут накладные расходы).

5.3. Наличие производственного персонала (по численности и квалификации).

5.4. Величина издержек производства, сравнение ее с величиной издержек у конкурентов.

5.5. Наличие сырья и материалов и их цена; возможность использования отходов производства.

5.6. Потребность в дополнительных производственных мощностях (дополнительном оборудовании).

6. Внешние и экологические критерии.

6.1. Возможное вредное воздействие продуктов и производственных процессов.

6.2. Правовое обеспечение проекта, его непротиворечивость законодательству.

6.3. Возможное влияние перспективного законодательства на проект.

6.4. Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта.

6.5. Воздействие проекта на уровень

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.