Все это стало причиной значительного роста цен на
ценные бумаги , развития рыночной торговли ими. Не имея опыта , вкладчики
покупали акции без разбора , не задумываясь о видах деятельности компаний
и их доходности. Это , а также несколько крупных банкротств привели к тому ,
что в 1836 году в России разразился первый в истории рынка капиталов биржевой
крах. Доверие к акциям сменилось полным к ним отвращением .
Однако все это послужило толчком к более активной разработке
государственных актов , призванных регулировать порядок создания
акционерных компаний , выпуск и торговлю ценными бумагами, деятельность
фондовых бирж. И надо отметить , что Россия приступила к решению этих задач
одной из первых в мире. В Пруссии это было сделано в 1843 году , в Англии - в
1844 , во Франции - в 1856 году. В США подобные законы были приняты только
после 1933 года .
Принятие Положения о компаниях на акциях ,
подписанного 6 декабря 1836 года , преследовало цель , как говорилось в
указе Николая I Сенату , "...всем вообще ветвям промышленности...
доставить , с одной стороны , сколь можно более свободы в ее движении и
развитии , а с другой стороны - оградить ее по возможности от последствий
легкомыслия и необдуманной предприимчивости ".
Только с 1857 года возобновился активный процесс
создания акционерных компаний. До 1914 года в России было несколько периодов
спада и подъема акционерного учредительства. Но в целом происходил рост
акционерного капитала. К 1914 году по величине общего оборота ценных бумаг в
Фондовом отделе Петербургская биржа вышла на пятое место в мире - вслед за
фондовыми биржами Лондона , Парижа , Нью-Йорка и Рима .
Эти и другие данные свидетельствуют о том , что в
нашем Отечестве имелись хорошие традиции. И нам необходимо их вспомнить
восстановить и развивать .
В настоящее время происходит мучительный процесс
создания структуры фондового рынка , который отвечал бы международным
стандартам. Рынок ценных бумаг начал складываться после выхода постановления
Совета Министров СССР 1195 от 15 октября 1988 года "О выпуске
предприятиями и организациями ценных бумаг" , в котором были определены
процедуры , связанные с изготовлением , реализацией и приобретением акций
работникам предприятий. С достаточной четкостью постановка бухгалтерского
учета была определена в указаниях Министерства финансов СССР от 31 июля 1991
года "О бухгалтерском учете ценных бумаг" .
Формирование рынка ценных бумаг в России в
значительной степени связано с темпами приватизации в стране и созданием класса
собственников. Важное место в этом процессе отводится также становлению
единого экономического пространства между бывшими союзными республиками , в
том числе странами СНГ .
Приватизация означает преобразование государственной
собственности в собственность граждан или юридических лиц. В нашей стране
основным документом , определяющим практические вопросы приватизации
является Государственная программа приватизации государственных и
муниципальных предприятий в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от
24 декабря 1993г. N 2284 ).
В самом начале проведения приватизации в стране не
было устойчивой нормативной базы для проведения сделок с ценными бумагами ,
поэтому стало возможным возникновение финансовых пирамид , а затем и крах таких
финансовых компаний как МММ , Русский Дом Селенга и других , в результате
которых были обмануты миллионы вкладчиков и подорвано доверие к фондовому рынку
со стороны населения . Как мы уже видели , такая ситуация уже складывалась на
рынке ценных бумаг еще в середине XXI века . Тогда прошло немало времени для
того , чтобы вкладчики вновь поверили в ценные бумаги , поэтому можно ожидать ,
что пока в нашей стране не сформируется стабильная нормативная база на рынке
ценных бумаг , бурного развития фондового рынка не произойдет , а без этого
невозможно привлечение инвестиций для развития производства и следовательно
невозможна стабилизация экономики страны [23].
С принятием Положения о Федеральной комиссии по
ценным бумагам и фондовому рынку , Федерального закона от 22.04.96г. N 39 “О
рынке ценных бумаг” и введением с 1.01.95 года запрета на работу без лицензии
на рынке ценных бумаг формирующийся фондовый рынок должен приобрести более
цивилизованные черты , что позволит инвесторам избежать финансовых потерь от
поведения недобросовестных эмитентов , и в конечном итоге стабилизировать
экономическую ситуацию в стране .
Сформирована и уже успешно функционирует
инфраструктура фондового рынка , как в целом по России , так и в Кировской
области [15].
Сегодня в нашем регионе действуют 765 акционерных
обществ , 4 инвестиционных фонда , 3 специализированных регистратора , 5
инвестиционных компаний , 11 банков , 12 финансовых консультантов и финансовых
брокеров. 384 специалиста имеют квалификационные аттестаты.
Однако большинство данных профессиональных участников
фондового рынка были созданы в период начальной приватизации государственных
предприятий и их деятельность на рынке ценных бумаг в период с 1992 по 1996
годы сводилась в основном к купле-продаже ЦБ, то есть фактически просто к
перераспределению собственности.
Поэтому для решения таких острых проблем ,
существующих в настоящее время в России , как : нехватка инвестиционных
ресурсов и оборотных средств в промышленности , многомесячная задолженность
бюджетов по заработной плате и пенсиям , резко возрастающие взаимные
неплатежи , неплатежи в бюджет и др. , необходимо в настоящее время разработать
стратегические и тактические шаги по приоритетным направлениям развития
рынка ценных бумаг.
Для решения этой задачи комиссия по ЦБ и фондовому
рынку при администрации Кировской области разработала Концепцию формирования
и развития рынка ценных бумаг в Кировской области на период с 1997 по 2000
годы.
В настоящее время в России остро встала проблема
низкой инвестиционной активности субъектов предпринимательской деятельности.
Это произошло по нескольким причинам. Во-первых это
связано с общим неудовлетворительным состоянием российской экономики и с
низкими инвестиционными способностями частного сектора. Во -вторых проблема
низкой инвестиционной активности усугубляется острым кризисом неплатежей.
В-третьих на состояние инвестиционной деятельности большое влияние оказывает
завышенная относительно инфляции цена кредитных ресурсов , делающая
их недоступными реальному сектору (хотя в 1996 году произошло снижение
ставки процента со 180 до 80%).
Пока потенциальные инвесторы предпочитают вкладывать
средства в существенно более доходные и надежные финансовые активы , в том
числе - в государственные ценные бумаги. Сохраняющаяся на протяжении
длительного времени высокая доходность государственных долговых инструментов
привела к значительному разрыву прибыльности инвестирования в реальном и финансовом
секторах рынка. Это напрямую способствует оттоку капитала их производства.
В 1996 году конкурентные преимущества рынка госдолга еще более усилились -
компенсация недобора налогов в бюджет вызвала необходимость значительного по
сравнению с прошлым годом увеличения масштабов заимствования на внутреннем
рынке и роста доходности государственных ценных бумаг , что еще более
обострило проблему дефицита средств для инвестирования [9].
Принято рассматривать инвестиционный рынок как
совокупность следующих элементов :
рынок инвестиционных проектов;
рынок строительных материально-технических ресурсов;
рынок трудовых ресурсов в строительстве;
фондовый рынок (рынок ценных бумаг);
рынок финансово-кредитных инвестиционных ресурсов.
Значительный потенциал финансовых ресурсов для
инвестирования формируется на рынке ценных бумаг и прежде всего в секторе
корпоративных ценных бумаг. Масштабы привлечения инвестиций через механизм
рынка ценных бумаг во многом определяется вовлечением в фондовый оборот продаваемых
на аукционах и инвестиционных конкурсах крупных пакетов акций , в том числе
государственных ,участием в фондовых операциях как крупных институциональных
инвесторов , так и значительных масс населения через систему инвестиционных
фондов , инвестиционных и страховых компаний .
Существенные положительные сдвиги произошли в развитии
законодательной базы рынка ценных бумаг. Приняты законы от 26 декабря 1996
года N208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 22 апреля 1996 года
N39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" , соответствующие разделы включены
в Гражданский кодекс Российской Федерации , а также в проект Налогового
кодекса ( в части дивидендов и процентов ).
Утверждена Указом Президента Российской Федерации
от 1 июля 1996г. N1008 Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской
Федерации .
Вместе с тем , несмотря на позитивные сдвиги в
развитии рынка ценных бумаг , значительные эмиссии акций промышленных
предприятий по отдельным акционерным обществам , вторичная их эмиссия и объемы
капитальных вложений , финансируемых за счет нее , пока в целом недостаточны.
Отсутствие интереса к вложению средств в корпоративные ценные бумаги
обусловлено сохраняющейся до недавнего времени высокой стоимостью
государственных заимствований (ГКО,ОФЗ) при низком уровне доходности и
ликвидности акций. В результате , несмотря на значительный рост предложений и
выход на рынок акций ряда наиболее интересных российских предприятий ,
приток денежных средств на российский фондовый рынок резко сократился .
Из-за низкого доверия к корпоративным бумагам не
удалось привлечь и временно свободные средства населения , к моменту
проведения специализированных денежных аукционов у населения появился
альтернативный инструмент для их вложения - облигации государственного
сберегательного займа [9].
Работа рынка ценных бумаг в США
В настоящее время в развитых западных странах
различают две модели фондовых рынков : американскую и европейскую .
Более эффективной и глубоко продуманной считается
американская модель , к созданию которой стремится большинство стран , еще
только формирующих свои фондовые рынки . Американская модель отличается от
европейской прежде всего глубоким вмешательством государства в регулирование
рынком ценных бумаг [20].
Начало государственного регулирования рынка ценных
бумаг в США относится к периоду “Великой депрессии” 1929-1933 гг. , и вот уже
больше 60 лет является предметом пристального внимания правительственной
администрации .
Федеральное законодательство о ценных бумагах
представляет собой шесть основных законодательных актов, принятых между 1933 и
1940 годами и систематически дополнявшихся в последующие годы . Это закон о
ценных бумагах (1933г.) ; Закон о ценных бумагах и биржах (1934г.) ; Закон о холдинговых
компаниях по коммунальному обслуживанию (1935г.) ; Закон о контрактах между
держателями акций и компаниями-эмитентами (1939г.) ; Закон об инвестиционных
компаниях (1940г.) ; Закон о предоставлении консультаций по инвестированию
(1940г.) .В 1970 году к ним прибавили еще ряд законов , в том числе Закон о
защите интересов инвесторов на рынке ценных бумаг .
Основная цель Акта о ценных бумагах 1933 года состояла
в обеспечении всех участников фондового рынка полной и достоверной информацией
позволяющей обоснованно принимать инвестиционные решения. Для этого требовалось
, чтобы любая ценная бумага до ее выпуска на рынок проходила государственную
регистрацию. Первоначально регистрация поручалась Федеральной комиссии по
торговле , а с 1934 г. - Комиссии по ценным бумагам и биржам . Закон об
обязательной регистрации действует и в настоящее время .
В США существует типовая форма регистрационного
документа .В нем содержатся сведения об эмитенте : его имя , название фирмы ,
вид бизнеса , информация о его имуществе и условиях выпуска ценных бумаг .
Обязательно представляется финансовая отчетность : баланс эмитента ,
составленный не ранее , чем за три месяца до предполагаемого выпуска ценных
бумаг , и такого же рода сводный отчет за истекшее пятилетие . Проверкой правдивости
этой информации занимаются специальные аудиторы . Они контролируют составление
регистрационных документов , проводят сравнительный анализ результатов
деятельности различных фирм как за текущий , так и за предыдущие годы .
Закон 1933 года предусматривает ответственность за
дачу ложных сведений , виновные подвергаются либо административному
расследованию , либо судебному разбирательству . Вместе с тем каждый эмитент
ценных бумаг имеет право обжаловать решение регистрационного органа и
обратиться в Апелляционный суд США .
Принятие в США в 1934г. “Закона о ценных бумагах и
биржах” сопровождалось созданием при Конгрессе “Комиссии по ценным бумагам и
биржам”(КЦББ) .Она несет основную ответственность за применение и соблюдение
федеральных законов о ценных бумагах .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|