рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

Существует настоятельная потребность в более тесной интеграции экономических, социальных и экологических подходов при совмещении долгосрочных тенденций выгод и издержек с выбором приоритетов текущих инвестиций.

Любое разрушение социальной среды происходит, как правило, постепенно и воздействует на определенные группы людей больше, чем на другие. Такое разрушение может принять форму растущей незащищенности, более высокой вероятности стать жертвой антисоциальных проявлений, например, преступности, усложнения возможностей общения и снижения уровня индивидуального благосостояния. Некоторые из этих разрушений могут даже поначалу быть совершенно незаметны.

Социальная сплоченность может мобилизовать энергию населения на выполнение каких-то дел. Есть мнение[12], что социальное расслоение может ослабить возможность экономики реагировать на негативные экономические шоки. Растущее разделение между высококвалифицированными и низкоквалифицированными работниками может подорвать социальную сплоченность. Человеческий и социальный капитал могут сыграть важную роль в управлении эффективным использованием навыков, обменом информацией и смягчением конфликтов. Ряд исследователей[13] отмечают, что «сила социальных и демократических институтов не позволяет сводить экономические решения, имеющие серьезные долгосрочные последствия, к простому экономическому расчету, основанному лишь на сопоставлении выгод и издержек. Для принятия любых экономических решений, направленных на достижение экономического роста, необходимо социальное одобрение гражданских институтов».


1.2. Основы концепции человеческого капитала.

Изменения экономических и социальных условий придало знаниям и навыкам – человеческому капиталу – центральное значение в достижении экономического успеха как для отдельных личностей, так и для стран и народов. Информационные и компьютерные технологии, глобализация экономической активности и тенденция к  большей индивидуальной ответственности и автономии изменили требования к обучению. Ключевая роль знаний и компетенций в обеспечении экономического роста получила широкое признание экономистов и политиков.

Неэкономическая отдача от образования в форме улучшения индивидуального благосостояния и роста социальной сплоченности многими специалистами рассматриваются как столь же важные явления, как увеличение заработков на рынке труда и экономический рост. Эти индивидуальные и социальные цели образования не обязательно находятся в противоречии с целями экономического развития, хотя бы в том смысле, что всесторонне развитые, гибкие, адаптивные работники, готовые к продолжению обучения в течение всей жизни необходимы для реализации экономических целей образования.

В данном разделе предпринята попытка определить и охарактеризовать человеческий капитал и исследовать его отношение к ряду ключевых политических вопросов, включая:

·       Какие факторы способствуют эффективности и результативности обучения.

·       Каково влияние различных типов обучения (уровень, навыки или тип) на рост ВВП.

·       Существует ли недоинвестирование в человеческий капитал из-за того, что некоторые социальные выгоды  не получаются индивидуумами, осуществляющими инвестиции

·       Влияние обучения и образования на благосостояние.


1.2.1. Понятие «человеческий капитал»

Экономисты традиционно разделяют три фактора производства: землю, труд и физический капитал. Начиная с 1960-х гг., усиленное внимание было обращено на качество труда, в частности уровень образования и профессиональной подготовки рабочей силы. Возникла концепция человеческого капитала, воплощающего знания, навыки и другие свойства людей, которые дают индивидуальную экономическую и социальную выгоду. Навыки и компетенции приобретаются преимущественно посредством обучения и трудового опыта, но могут определяться и природными способностями. Некоторые аспекты мотивации и поведения человека, а также присущее ему физическое, эмоциональное и душевное здоровье также рассматривают как человеческий капитал. Определение человеческого капитала, используемое в данном докладе, следующее:

Знания, навыки, компетенции и свойства индивидуумов, которые способствуют созданию личного, социального и экономического благосостояния.

Модели теории человеческого капитала позволяют оценить на теоретическом уровне эффективность инвестиций в человеческий капитал с точки зрения улучшения благосостояния в будущем. Предполагается, что и затраты, и отдача от таких вложений существуют в разных видах. Непосредственные затраты – книги, плата за обучение, оплата займов и ссуд; косвенные затраты – упущенный доход, который можно было получить за время обучения.

Прямая отдача – это дополнительный поток  заработной  платы  в будущем, больший, чем у работника без высшего образования.  Косвенная отдача – это дополнительные неденежные выгоды, получаемые квалифицированным работником, такие как улучшенные условия труда, карьерные перспективы, социальное обеспечение, более высокий социальный и общественный статус и т.д. Человеческий капитал, накопленный в ходе обучения, а также навыки, приобретенные в ходе работы,  представляет собой ценность для потенциального роста  заработков  в  будущем или получения более престижной работы.

Теория человеческого капитала предполагает, что различия в уровне заработков отражают разницу в производительности различных  работников. Опытные работники  имеют более высокую предельную производительность и зарабатывают больше. Аксиомой теории  человеческого капитала является положение о том, что большие инвестиции на получение образования  целесообразны только в том случае, если обеспечивают  большую величину заработков. 

Доход или заработная плата,  получаемые специалистом с высшим образованием есть «капитализированная прибыль» на инвестиции в высшее образование, отложенная  и  накопленная за весь период обучения в вузе с учетом ставки процента. Таким образом, можно говорить о том, что заработная плата специалиста складывается из двух частей. Основная заработная плата - это вознаграждение специалисту за затраты труда,  сделанные  в  этом году. Дополнительная  заработная плата - это вознаграждение за затраты учебного труда, осуществленные в прошлом.

Как правило, «человеческий капитал» определяют и измеряют на основе лишь приобретенных навыков и знаний, в то время как более широкое понятие человеческого капитала, включающее природные свойства и характеристики человека, более адекватно показывает, как разнообразные неосознанные навыки и другие свойства участвуют в создании благосостояния и сами могут видоизменяться под влиянием окружающей среды, включая обучение. Человеческий капитал развивается в специфической культурной среде.

Обучение и приобретение навыков и знаний имеет место от рождения до смерти. Концепция непрерывного обучения в течение всей жизни не просто подчеркивает важность обучения и профессиональной подготовки взрослых, но подразумевает обучение на всех стадиях жизни, включая «обучение обучению», имея ввиду  школы и другие институты формального образования, охватывающие жизнь человека и на всем ее протяжении и во всем ее объеме. Человеческий капитал развивается в контексте, включающем:

·        Обучение в семье в период раннего детства.

·        Формальное образование и профессиональную подготовку, включая раннее детство, школьное обязательное образование, профессиональное или общее образование сверх обязательного уровня, высшее образование, профессиональное образование на рынке труда, обучение взрослых и т.д.

·        Профессиональную подготовку на рабочем месте, а также информационное обучение на работе посредством специфической деятельности, такой, как исследования и инновации или участие в различных профессиональных объединениях.

·        Неформальное информационное обучение на рабочем месте и в повседневной жизни и гражданской деятельности.

Такой расширенный подход помогает противостоять упрекам в том, что понятие человеческий капитал дегуманизирует человека, принижая его до уровня примитивного механизма. Напротив, в докладе ОЭСР о человеческом капитале 1998 г. утверждается, что концепция человеческого капитала убедительно подчеркивает роль и значение человека в экономике, основанной на знаниях и компетенциях.

Человеческий капитал многообразен по своей природе. Навыки и компетенции могут быть общими (например, способность читать, писать и говорить) или высоко специфическими и более или менее пригодными для разных обстоятельств и ситуаций. Специфические для фирмы знания и навыки приобретаются на рабочем месте или путем обучения, организованного фирмой. Большая часть знаний и навыков являются скрытыми, а не зафиксированными и документально подтвержденными. Это происходит либо из-за сложности и отсутствия документальных стандартных форм подтверждения, либо из-за того, что подтверждение не было проведено. Чем более скрытыми и неявными являются знания и навыки, тем более сложно обмениваться ими и их распространять. Lundvall и Johnson (1994)[14] классифицировали знания по четырем категориям:

1.      Знать-что: относится к знаниям фактов.

2.      Знать-почему: относится к знанию принципов и законов природы, человеческого сознания и общества.

3.      Знать-как: относится к навыкам (то есть способностям делать что-то).

4.      Знать-кто: относится к социальной способности ко взаимодействию и сотрудничеству с различными типами людей.

В отличие от физического капитала, человеческий капитал воплощен в людях. Аналогия с физическим капиталом заключается в том, что имеют место: 1) разрыв во времени между инвестированием и получением выгод; 2)упущенные краткосрочные выгоды. Однако отличие от физического капитала заключается в том, что неприменимы обычные правила отчуждения и потребительской независимости, когда потребители могут покупать и владеть каким-либо благом. По определению, человеческий капитал воплощен в индивидууме, на рынке может быть продана его услуга, но, строго говоря, владение человеческим капиталом не может быть продано или передано, кроме как в случае рабства.

Человеческий капитал растет с применением и опытом, как в процессе трудовой деятельности, так и вне ее, с помощью формального и неформального обучения, но человеческий капитал также имеет тенденцию к обесцениванию, если мало используется. Некоторые навыки утрачиваются с возрастом и старение частично объясняет наблюдаемое сокращение человеческого капитала (или, по крайней мере, связанных с этим капиталом заработков для работников любого образовательного уровня) по достижении определенного возраста (Mincer, 1974)[15]. Следовательно, человеческий капитал не может быть определен как однородный и устойчивый набор навыков и знаний, приобретенных индивидуумом раз и навсегда. Некоторые ключевые знания и личные качества, относящиеся к человеческому капиталу, могут быть структурированы следующим образом:

1.      Коммуникации (включая владение иностранными языками по каждому из последующих пунктов)

-                     Понимание речи

-                     Умение говорить

-                     Чтение

-                     Письмо

2.      Счет

3.      Внутриличностные навыки

-                     Мотивация/настойчивость

-                     «Обучение учению» и самодисциплина (включая саморегулируемые стратегии обучения)

-                     Способность делать выводы на основе соответствующего набора этических ценностей и целей жизни

4.      Межличностные навыки

-                     Работа в команде

-                     Лидерство

5.      Прочие навыки и свойства (относящиеся ко многим вышеперечисленным областям)

-                     Способность к применению информационных и компьютерных технологий

-                     Скрытые знания

-                     Умение решать проблемы (отчасти воплощается в других типах навыков)

-                     Физические качества и сноровка

Fukuyama (1995)[16] отмечал, что вся экономическая деятельность осуществляется не индивидуумами, а организациями, что требует высокой степени социальной кооперации. «Организационный капитал» отражает распространение знаний, работу в команде, а также нормы поведения и взаимоотношений внутри организации; это по существу социальный капитал на уровне организации. Leana и Van Buren (1999)[17] определяли организационный капитал как ресурс, отражающий характер социальных отношений внутри фирмы. Он развивается посредством ориентированности всех участников организации на единые цели и взаимного доверия, что способствует успешной деятельности организации как коллектива. Исследователи (напр. Axelrod, 1984[18]) считают также, что коллективные усилия стимулируются, когда организационные факторы препятствуют оппортунизму, укрепляют доверие, поддерживают коммуникации и способствуют установлению общих целей и ценностей.

Признается, что управление знаниями и разделение знаний занимают центральное место в так называемой новой экономике, основанной на фундаментально новых организационных и технологических условиях (Lesser, 2000[19]). Роль знаний, гибкости, доверия и взаимосвязей приобретает особую важность в поиске новых идей и практических приемов деятельности в условиях быстро меняющейся экономической среды. Многие исследователи связывают концепцию «новой экономики» с «обучающейся экономикой», где способности сетей, организаций и индивидуумов обучаться, меняться и применять знания приобретают качественно новое значение[20].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.