рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Социальный и человеческий капитал как факторы благосостояния и развития

 Идея социального капитала была заложена в работах Alexis de Tocqueville[59], Emile Durkheim[60], и Max Weber[61]. Первое известное упоминание “социального капитала” в современном значении  было связано с образованием и местным сообществом[62]. С тех пор социальный капитал изучался Jacobs (1961)[63]  в ходе анализа соседских отношений в городах (социальный капитал определялся как сеть соседских отношений); Loury (1987)[64]  при исследовании рынка труда; Coleman (1988)[65], который подчеркивал взаимодополнение человеческого и социального капитала; Putnam (1993)[66] и Fukuyama (1995)[67], которые применили концепцию на уровне государства и региона, причем Putnam подчеркивал роль гражданской вовлеченности в развитии демократии и социального единства. Bourdieu (1979) и Bourdieu and Passeron (1970)[68] применяли очень близкую по содержанию концепцию “культурного капитала” .

Структурировать исследования капитала и показать место теории социального капитала в этих исследованиях позволяет  Табл.

Табл. Теории капитала[69]


Определение

Капитал

Уровень анализа

Классическая теория (К.Маркс)

Социальные отношения

Эксплуатация капиталистами (буржуазией) пролетариата

А.Часть прибавочной стоимости продукта между потребительской стоимостью (на рынке потребления) и стоимостью обмена (на рынке производства)

Б. Инвестиции в производство и оборот товаров

Структурный (классовоый)

Неоклассические теории




Человеческий капитал (Schultz, Becker)

Накопление прибавочной стоимости работником

Инвестиции в знания и профессиональные навыки

Индивидуальный

Культурный капитал (Bourdieu)

Воспроизводство доминирующих символов и значений (ценностей)

Интернализация или непризнание доминирующих ценностей

Индивидуальный/классовый

Социальный капитал

Социальные отношения



(Lin, Burt, Marsden, Flap, Coleman)

Доступность и использование ресурсов, заключенных в социальных взаимосвязях

Инвестиции в социальные взаимосвязи

Индивидуальный

(Bourdieu, Coleman, Putnam)

Солидарность и воспроизводство группы

Инвестиции во взаимное признание и причастность к группе

Группа/индивидуум


Единого определения социального капитала не существует. Можно выделить по крайней мере четыре основных подхода к концепции:

1.      Антропологическая литература является источником представлений о природных инстинктах человеческих существ к объединению. Например, Fukuyama (1999)[70] подчеркивал биологическую основу социального порядка и обнаруживал корни социального капитала в человеческой природе.

2.      Социологическая литература описывает социальные нормы и источники мотивации человеческого поведения. Особое внимание уделяется таким чертам социальной организации, как доверие, взаимная ответственность, сеть гражданской вовлеченности.

3.      Экономическая литература вводит предпосылку о том, что люди при взаимодействии друг с другом стремятся к максимизации индивидуальной полезности и используют ресурсы социального капитала при осуществлении различных типов деятельности[71]. При таком подходе акценты сосредоточены на инвестиционных стратегиях индивидуума в условиях альтернативных возможностей использования времени.

4.      В политологической литературе подчеркивается роль институтов, политических и социальных норм в формировании человеческого поведения. Определение социального капитала, применяемое в работах Мирового Банка, заключается в том, что он относится к институтам, отношениям и нормам, которые формируют количество и качество социальных взаимодействий в обществе. Все новые данные подтверждают, что социальное единство является важнейшим фактором экономического процветания и устойчивого развития. Социальный капитал – это не просто набор институтов, которые действуют в обществе, это клей, который удерживает их вместе.

Один подход связывает концепцию социального капитала с широкими макроинституциональными вопросами, которые некоторые экономисты называют «социальными возможностями»[72]. Другие[73] предпочитают  более узкое по смыслу определение, которое сводится к социальным связям и нормам взаимной ответственности или доверия. Доверие в свою очередь может рассматриваться как результат социального капитала (который в таком случае определяется как связи и ассоциативные нормы) или как компонент разделенных ценностей и норм, которые и составляют социальный капитал.

В данной работе предлагается следующее определение социального капитала: это связи, а также признанные нормы, ценности и понимание, что способствует взаимодействию внутри или между группами. Связи относятся к объективному поведению акторов, которые включаются в ассоциированную деятельность. признанные нормы, ценности и понимание относятся к субъективному положению и взаимоотношениям индивидуумов и групп, так же как общепризнанные санкции и правила, определяющие поведение людей. Культурный контекст, в котором признанные взгляды, ценности и знания передаются из поколения в поколение, важен для понимания индивидуального и группового выбора в отношении сотрудничества и взаимодействия. Признанные нормы и ценности позволяют людям общаться и извлекать пользу из совместного опыта, равно как и отклонения от некоторых норм и ценностей. Различные системы ценностей могут сосуществовать наряду с признанными, не препятствуя сотрудничеству, если господствует обстановка терпимости. Таким образом, диалог и взаимопонимание, основанные на взаимном терпении различных культур или верований являются необходимым атрибутом социального единства и способствуют развитию социального капитала.

Доверие может рассматриваться и как источник, и как результат социального капитала, а также служить очень точным обобщенным показателем многих норм, взглядов и ценностей, которые лежат в основе социального сотрудничества. Следует проводить различие между тем, доверяют ли люди другим и заслуживают ли люди доверия, то есть являются ли они надежными, верными. Доверие может быть хорошим показателем надежности (с учетом временных лагов), но надежность описывает поведение, которое является результатом множества факторов, включая взаимосвязи и признанные ценности и нормы. Следует различать три типа доверия:

·        Межличностное доверие между знакомыми (семья, близкие сослуживцы и соседи);

·        Межличностное доверие между «незнакомыми»; и

·        Доверие к общественным и частным институтам.

Социальный капитал позволяет индивидам, группам и сообществам проще решать коллективные проблемы. Нормы взаимной ответственности и взаимосвязи помогают обеспечить соответствующее требованиям коллектива поведение. В отсутствие доверия и взаимосвязей, обеспечивающих взаимные уступки, индивиды не станут сотрудничать, потому что не будет уверенности в аналогичном поведении других участников. Социальный капитал может быть побочным продуктом различных видов деятельности, осуществляемой без намерения усилить социальный капитал. Стал уже классическим пример того, что участники фабричной хоровой студии посещают ее, потому что любят петь, а не потому что стремятся к укреплению социальных связей. Как и в случае человеческого капитала социальный капитал создает «положительные экстерналии», то есть многие люди выигрывают от инвестиций отдельного индивида или группы в социальный капитал. Отсюда возникает риск недоинвестирования, поскольку участники действия не получают и не осознают в полной мере своих выгод. Как отмечал Coleman, «в результате в обществе складывается дисбаланс между инвестициями в организации, которые производят товары на рынок и в организации (обычно добровольные ассоциации), которые выгоды не приносят»[74]. Однако доступ к информации и влияние через социальные связи могут приносить частную выгоду индивидуумам и в некоторых случаях могут быть использованы индивидуумами или группами для исключения посторонних и усиления своего господства и своих привилегий.

Таким образом, в основе понятия «социальный капитал» заложена идея об ожидаемой отдаче от инвестиций в социальные отношения. Индивидуумы вступают в социальные отношения и включаются в определенные сети для получения прибыли. Основой прибыли могут стать, как минимум, четыре важнейших ресурса, которые возникают или усиливаются именно благодаря социальным связям и позволяют повысить эффективность экономической деятельности. Во-первых, доступ к информации. Для обычных рыночных отношений характерно несовершенство информации, то есть ее закрытость, недоступность, односторонность и, соответственно, высокие издержки на получение полной, достоверной и объективной информации. Социальные связи в определенной среде и на определенных иерархических уровнях (располагающих наиболее полной информацией о текущих потребностях и перспективах развития рынка) предоставляют индивидууму полезные сведения, не доступные из других источников, о возможностях и вариантах наиболее выгодного поведения на рынке. Аналогичным образом, социальные связи могут предоставить информацию (как на потребительском, так и на производственном рынке) организации, агентам или даже сообществу о характеристиках и свойствах индивида, который в противном случае остался бы незамеченным. Такая информация позволяет фирме снижать трансакционные издержки при найме наилучшего с точки зрения квалификации, профессиональной и общей подготовки работника, а работнику найти фирму, где его знания и опыт получат наиболее полное применение и высокую оценку.

Во-вторых, социальные связи могут оказывать влияние на менеджеров по персоналу или руководителей фирмы, то есть лиц, принимающих важные кадровые решения о найме, увольнении, продвижении работника. Субъективность оценок работника остается весьма значительной, особенно если речь идет не о конкретных результатах уже завершенной деятельности, а о потенциальных возможностях человека на новом рабочем месте, о его способностях как организатора, лидера, руководителя. Сила влияния социальных связей в этом случае будет зависеть от стратегического уровня связей и статусных позиций человека, способного при принятии решения «замолвить словечко». Социальные связи с теми, кто располагает ресурсами и реальной властью, способствуют решению вопросов трудоустройства и развития карьеры не меньше, чем накопленные знания и опыт.

В-третьих, социальные связи индивида могут восприниматься организацией как некие сертификаты или социальные гарантии, обеспечивающие доступ к определенным социальным ресурсам. Социальные связи, «стоящие за» человеком, говорят о том, что помимо индивидуального человеческого капитала (знаний и опыта) он располагает дополнительными ресурсами, на которые, или хотя бы на часть из которых, может рассчитывать фирма, нанимая этого работника.

И, наконец, в-четвертых, социальные связи усиливают и ускоряют процесс признания и адаптации нового работника на предприятии. Принадлежность к определенной социальной группе автоматически подразумевает разделение ее интересов и ценностей, что в свою очередь, обеспечивает не только эмоциональную поддержку, но и высокую степень доверия к новичку в коллективе. Таким образом, социальные связи поддерживают душевное спокойствие работника и открывают ему доступ к ресурсам.


1.3.2. Формы социального капитала.

Различают три основные формы социального капитала: связи-«оковы», связи-«мосты» и связи-«звенья».[75] Связи-«оковы» относятся обычно к отношениям внутри семьи и в этнических группах, связи-«мосты» характеризуют отношения с не очень близкими друзьями, знакомыми и коллегами по работе, связи-«звенья» определяют отношения между различными социальными слоями в иерархии, где власть, социальный статус и благополучие доступны лишь определенным группам. К последней форме относят, например, способность индивидуумов или групп использовать ресурсы, идеи или информацию формальных институтов, не являющихся непосредственно элементом группы.

Хотя сильные «связи-оковы» дают определенным обществам или группам чувство единства и общей цели, без «связей-мостов», которые преодолевают различные социальные деления (например, религиозный, этнический, социально-экономический статус), «связи-оковы» могут стать основой реализации очень узких интересов и отторжения всех аутсайдеров. Относительно однородные группы могут характеризоваться очень высоким доверием и кооперацией внутри группы, ни низким доверием и кооперацией с остальным обществом. Тогда «связи-оковы» становятся барьером для социального единства и личного развития, то есть имеют место сильные «оковы» и слабые «мосты».

Ограниченный радиус доверия внутри тесно сплетенной группы, например, членов семьи или узкого круга друзей, способствует социальному взаимодействию, направленному вовнутрь этой группы и в меньшей степени ориентированному на доверие и сотрудничество в широком сообществе[76]. Такая сосредоточенность на интересах группы в ущерб общественным интересам может провоцировать социально деструктивную деятельность[77]. В трудовых коллективах слишком прочные отношения доверия и взаимных обязательств могут блокировать любую информацию извне и препятствовать инновациям[78].

Хотя этнические связи безусловно помогают адаптации, когда иммигранты впервые прибывают в новую страну, связи исключительно в иммигрантской среде препятствуют расширению общения за пределы этой среды. Соответственно важность социального капитала как источника «связей-мостов» особенно подчеркивается, когда речь идет о множестве сосуществующих этнических групп. Вместе с тем, справедливости ради следует отметить положительную роль семейного и этнического капитала в вопросах поддержания здоровья и особенно в решении проблемы поиска работы, что косвенным образом позитивно влияет на ситуацию в обществе в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.