Объем производства характеризует количество и номенклатуру
выпускаемой на предприятии продукции в планируемом периоде времени. При
определении объемов выпуска конкретной продукции и включении ее в годовой план
производства необходимо учитывать величину существующего спроса, темпы его
роста, уровень рыночных цен, размеры получаемой прибыли, степень риска, влияние
конкуренции, издержки производства, возможность снижения себестоимости единицы
продукции и другие факторы и условия производства и сбыта изделий. Планируемая
номенклатура выпускаемой продукции должна в целом обеспечивать равновесие
спроса и предложения, а также сбалансированность годового объема выпуска с
производственной мощностью соответствующего подразделения или всего
предприятия. Поэтому в процессе составления производственного плана необходимо
правильно выбрать используемые в расчетах измерители продукции.
Применение натуральных измерителей основано на
использовании физико-технических свойств предметов и процессов. Хлебная
продукция может быть измерена в массовых единицах — килограммах или тоннах.
Преимущество натуральных измерителей состоит в
том, что они дают наглядное представление о физическом объеме учитываемого
объекта. Но у них есть и большой недостаток: натуральные измерители
ограничивают возможность обобщения разных объектов учета. Натуральные
показатели можно суммировать только по вполне однородным объектам (операциям).
По разнородным объектам суммирование невозможно, а, следовательно, невозможно
дать обобщенное представление о них.
2) Объем производства в условно-натуральном выражении:
Условно-натуральные показатели - показатели, которые
предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным
характеристикам объектов учета (например, на консервных заводах используется
такой показатель, как тысячи условных банок).
3) Объем производства в денежном выражении:
- Товарная продукция.
Объем товарной продукции (ТП) в плане
включает стоимость готовой продукции (ГП), предназначенной для реализации на
сторону, своему капитальному строительству или непромышленным
хозяйствам своего предприятия, полуфабрикатов своей выработки, а также
продукции вспомогательных производств, предназначенных к реализации на сторону
(Пф); стоимость тары, которая должна быть изготовлена данным предприятием для
его собственных нужд (если стоимость тары не включена в оптовую цену
предприятия единицы данного вида продукции (m);
стоимость услуг и работ промышленного характера, которые, должны быть выполнены
по заказам со стороны или для нужд непромышленных хозяйств данного предприятия)
(Р):
ТП = ГП + Пф + m + Р
В стоимость товарной продукции включается также
стоимость переработки сырья и материалов заказчика при условии, что сырье будет
ему оплачено. Если сырье заказчику оплачено не будет, то в объем товарной
продукции включается только та сумма, которая определяет собой выручку за
переработку сырья заказчика.
- Валовая продукция.
Валовая продукция – это стоимость товарной продукции и
изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной
выработки)
- Реализованная продукция.
По объему реализуемой продукции оценивается
производственно-хозяйственная деятельность предприятия. В плане объем
реализуемой продукции (РП) определяется, исходя из планового объема
производства товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия, плюс
стоимость остатков нереализованной продукции на складе и отгруженной, но не
оплаченной на начало планируемого года (O1), минус стоимость
остатков от нереализованной продукции на складе, но не оплаченной, на конец
планируемого года (О2):
РП = O1 + ТП – О2.
Реализованной считается оплаченная заказчиком
продукция, деньги за которую поступили на расчетный счет предприятия-поставщика.
Показатель реализованной продукции используется
для оценки обязательств по поставкам продукции в ассортименте по договорам и
для расчета прибыли от реализации продукции.
Издержки производства, итоги хозяйственной деятельности
предприятия, сравнение результатов работы предприятий и отраслей, производящих
различную продукцию, объем продукции отрасли и всего народного хозяйства в
целом выражают лишь в денежной форме. Денежный измеритель позволяет обобщать
данные обо всей совокупности самых разнообразных и разнородных хозяйственных
средств и операций.
4) Показатели производственной мощности предприятии
Производственная мощность – максимально возможный объем
выпуска продукции в номенклатуре и ассортименте, установленных планом, при
наиболее полном использовании оборудования и площадей.
5) Показатели качества продукции.
Независимо от вида продукции показатели качества согласно
международным стандартам ИСО делятся на следующие группы:
- свойства, определяющие область использования (потребления)
продукции;
- надежность;
- технологичность (удобство в изготовлении и использовании);
- патентно-правовые показатели (патентная защита,
беспрепятственная реализация продукцию в стране и за рубежом);
- эстетичность;
- безопасность, экология и другие.
Большое
значение в обеспечении качества имеет сертификация продукции. Сертификация
является одним из важных средств развития рыночной экономики. Под сертификацией
продукции понимается документированное подтверждение ее качества Термин
«сертификация» определяет, что между изготовителем (продавцом) и потребителем (покупателем)
имеется юридически оформленная третья сторона, которая подтверждает, что
определенная продукция соответствует заявленному стандарту качества. Третья
сторона — это орган, независимый от участвующих сторон и признаваемый ими.
Система сертификации имеет следующее назначение:
1. Защита потребителя от недобросовестности изготовителя;
контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и
имущества человека;
2. Подтверждение показателей качества, заявленных
изготовителем;
3. Содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
4. Содействие экспорту и конкурентоспособности продукции;
5. Создание условий для деятельности организаций и
индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке страны, СНГ,
европейском и мировом пространстве;
6. участие в международном экономическом, научно-техническом
сотрудничестве и международной торговле.
1.5.Исходные данные для расчета плана производства и реализации
продукции.
Исходными
данными для расчета плана производства и реализации продукции являются:
- суточная выработка по производственной мощности;
-суточная выработка по плану;
- остановка на текущий ремонт;
-остановка на капитальный ремонт;
- оптово-отпускная цена на продукцию;
- результаты изучения
спроса потребителя на продукцию;
- договоры с поставщиками сырьевых и материальных
ресурсов и покупателями;
- данные о сырьевых ресурсах с учетом их
качества;
- определение остатков готовой продукции на
складе и реализованной, но неоплаченной на начало и конец планируемого года;
- цены на материально-технические ресурсы и
готовую продукцию.
Выполнение
производственных программ за предплановый период оценивается на основе
организационно-экономического анализа.
Плановый
рабочий период определяю в днях исходя из общего фонда рабочего времени за
минусом плановых остановок, то есть на текущий ремонт оборудования, капитальный
ремонт. Обычно планируют: капитальный ремонт вместе - 30 дней. Количество текущих ремонтов (К т.р.)
определяется по формуле:
К т.р =tц /П т.р.- (Кс+1),где
tц - продолжительность
ремонтного цикла в месяцах t ц = 12*Пк , где Пк - период
времени в годах между 2-мя капитальными ремонтами;
П т.р.- период между 2-я текущими ремонтами в месяцах,
Кс - количество плановых средних ремонтов.
Плановая суточная производительность обосновывается с учетом
технического состояния оборудования и других факторов. Отнесением планируемой
производительности к проектной исчисляют плановый коэффициент использования
производственной мощности. Плановые и фактические нормы выхода продукции из единицы
сырья определяют в процентах к массе сырья, поступающего на переработку с
учетом вида вырабатываемой продукции.
Производственная программа базируется на мощности, которая представляет собой максимально возможный объем выпуска продукции на предприятиях при полном использовании технологического оборудования и производственных площадей, применении передовой технологии производства и научной организации труда, обеспечении выпуска продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества. Отличие производственной мощности от производственной программы в натуральном выражении заключается в следующем: производственная мощность рассчитывается на самые лучшие условия работы, а производственная программа учитывает реальные возможности на планируемый период.
Мощность производства рассчитывается по основному
технологическому оборудованию с учетом резервов производственных площадей для
установки нового оборудования. Определяют фактический и плановый коэффициенты
использования производственной мощности как отношение суточной
производительности к суточной производственной мощности. Аналогично исчисляют и
годовой коэффициент использования производственной мощности. При этом суточная
производительность определяется в тоннах выработки годовой продукции, которая
обосновывается в производственной программе.
Выпуск продукции в тоннах (Вn) рассчитывается по
формуле:
Вn = Nn*F , где
N n - технико-экономическая норма производительности
по плану;
F - количество дней работы печи в квартал, в год.
Годовая производственная мощность в тоннах определяется как произведение
выработки в сутки по производственной мощности на количество дней работы
оборудования в году.
Спрос показывает
количество товаров, которые потребители готовы и в состоянии приобрести по
действующим рыночным ценам в течение определенного периода времени. А для
предприятия или фирмы спрос определяет объем продукции, который они могут
продать на рынке в данное время и, следовательно, должны произвести в
планируемом периоде. Чтобы величины спроса имели существенное экономическое
значение в ходе планирования, они должны относиться к определенному отрезку
времени – дню, неделе, месяцу, кварталу, году. Поэтому следует различать
годовые, квартальные, месячные и другие показатели спроса, необходимые для
планирования соответствующих объемов производства и продажи продукции. Коренное
свойство спроса, как учит рыночная экономика, заключается в том, что при
неизменности всех прочих параметров снижение цены на товар ведет к возрастанию
величины спроса. Именно поэтому существует обратная, или отрицательная, связь
между цепной и величиной спроса, называется экономическим законом спроса, или
кривой спроса.
Предложение можно
определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые
производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по
каждой конкретной цене в течение определенного периода времени. Предложение
показывает, какие объемы или количества товаров будут предъявлены к продаже на
рынке по разным ценам, когда все прочие факторы остаются неизменными. С
повышением цен возрастает и размер предложения, а сокращение цен приводит к
соответствующему уменьшению предложения. Закон предложения, или кривая
предложения, показывает, что производители хотят изготовить и предложить к
продаже большее количество своего товара по высокой цене, а меньшее – по
низкой. Равновесие между величиной и ценой достигается в точке пересечения
кривой спроса с кривой предложения (точка равновесия). В этой точке при
равновесной цене совпадают планы производителей и потребителей по изготовлению
и покупке продукции.
1.6. Резервы увеличения объема производства.
Под внутрипроизводственными резервами принято
понимать возможности дальнейшего развития и совершенствования производства,
которые могут быть использованы в результате внедрения в производство
достижений науки, новой техники и передового опыта работы, а также в результате
устранения имеющихся на производстве всевозможных потерь и непроизводительных
затрат.
Задача состоит в выявлении и использовании этих
возможностей как источника увеличения выпуска продукции, снижения ее
себестоимости роста накоплений.
Внутрипроизводственные резервы многообразны. Их
можно разделить на группы перспективные и текущие.
Перспективные резервы выявляются в результате
внедрения на предприятии достижений науки и техники, передового опыта работы,
реконструкции предприятия, модернизации оборудования и коренного улучшения
технологии и организации производства. Использование этих резервов связано с
длительным периодом (обычно более года) и дополнительными материальными
затратами.
Текущие резервы выявляются за счет лучшей
организации труда, более эффектного использования наличного оборудования,
совершенствования действующей технологии, за счет снижения невыработанной
продукции и сокращения всякого рода потерь и непроизводительных затрат,
имеющихся в производстве. Указанные резервы обычно реализуются в ближайший
период времени (месяц квартал, год) и, как правило, не требуют больших
материальных затрат.
Производственные потери связаны с излишними
затратами труда, превышением фактических затрат рабочего времени, сырья,
материалов топлива, электроэнергии против установленных норм. Это превышение
и составляет величину производственных потерь.
Непроизводительные затраты не предусмотрены плановыми
нормами, это прогулы, опоздания, простои, брак, недостачи материальных ценностей,
денежные штрафы.
Темпы роста производства товарной продукции, производство важнейших
видов продукции в натуральном выражении являются показателями плана
производства (производственной программы).
Товарная продукция, реализуемая продукция, объем продаж являются стоимостными
показателями производственной программы.
Увеличение
выпуска продукции в натуральном выражении возможно в связи с активной
деятельностью предприятия по расширению рынков сбыта.
Неотъемлемой частью плана производства в натуральном выражении
является задание по дальнейшему повышению качества продукции, отвечающему по
своим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех
стадиях изготовления продукции.
В планах выпуска продукции предусматривается снятие с производства
продукции, не пользующейся спросом и внедрение в производство новых видов
изделий.
На предприятии могут использоваться резервы дополнительного выпуска продукции за счет:
-увеличения среднесуточной выработки;
- увеличения производственных мощностей;
- совершенствование технологий производства продукции; - дальнейшего расширение ассортимента выпускаемой продукции; - повышения качества продукции; - применения научной организации труда.
2. Анализ деятельности Филиала «Комбинат питания» ФГУП
ГУО МИД РФ.
2.1. Общие сведения о предприятии.
12 апреля 2006 года в соответствии с
Распоряжением Федерального агентства по Управлению Федеральным
имуществом РФ от 18 апреля 2005 г. 402-р завершена реорганизация
подведомственных МИД России предприятий путем создания ФГУП «Главное
управление по обеспечению деятельности Министерства иностранных дел Российской
Федерации». ФГУП «ГУО МИД России» поставлено на учет в составе статистического регистра
хозяйствующих субъектов. Видами деятельности Предприятия являются:
-Деятельность
пассажирского транспорта;
- Строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт
зданий и сооружений, инженерно-техническое проектирование в
строительстве, проектно- изыскательская и проектно-конструкторская,
строительно-монтажная деятельность;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|