1-ая оценка акций – при выпуске (номинальная Оц.) – ст-ть, указ.
на бланке акции (хар-ет долю УК на 1 акц. на мом. учреждения). УК АО = сумма
номиналов акций. 2-ая оценка – при их первичном размещении – эмиссионная
Оц. Цена , по кот. ее приобрел 1-й держатель. По закон-ву Эмис цена больше
либо = Ном. При учреждении Э=Н.
При послед. выпусках оценка по Эмис. цена,
ориентир-ной на рын. (Эмис. дох-д = эм. цена – номин.) Эмисс. доход идет в СК.
3-я стадия эмиссии – опред-ся перспектива продажи акции – рын. оц-ка.
(необх. при трансформ. ОАО в ЗАО, покупке голосующего пакета, выдаче кредита
под обеспеч. акциями).
Рын.ст-ть – цена, по кот. продавец, имеющ-й полную инфо и не обязанный продавать,
а покуп-ль при тех же условиях, согласен был бы купить. Рын. цена Ак. –
ст-ть в тек. ценах по сделкам, заключ-м в кажд. мом. времени.
Рын. (курсов.) цена – по кот. Ак. покуп-ся и прод-тся
на вторичном рынке. Устан-ся на торгах Фондв. биржи. Отраж. действит. цену Ак
при условии большого объема сделок. Это цена исполнения сделок, цена
реальной продажи = див-д / ссуд.% *100%
4) при
стоимстной оценке важна балансовая ст-ть = общ. кол-во Ак. /
кол-во Ак. вв обращении. Опред-ся экспертами д\инвестиров, ауд. проверка –
при листинге, ликвидации.
5) Стоимостная оц. – на основе показ-й, хар-щих ее кач-во:
А) Р/Е=тек.рын. цена / прибыль на 1 Ак. Е=
прибыль / кол-во размещ. Ак.
Исп. д\сравнения ст-ти сопост-х ц.б. Если высок. Р/Е,
то возможна переоценкаАк и занижение цены.
Б) D/P = див-д на обык. Ак / тек. рын. цену на обык.
Ак. – Показ. текущ. рын. дох-ть Ак.
В) D/E= див-д на 1 Ак / Прибыль на 1 Ак. Если низк. –
то высок. рентаб-ть компании, перспектива ее роста.
Облигации. (долговые ц.б.) Оценка по 1) номин. –
на балансе, т.е. сумма, кот. беретсявзаймы и подлеж. возврату по истеч. срока
займа. Явл. базовой величиной. Обычно Обл. выпуск-ся с высоким номиналом
(д\богатых инвесторов), гашение Обл. – по фиксир. номин. цене. 2) Эмисс.
– рын. цена в мом. эмиссии, м.б. выше, ниже и = номиналу. 3) рын. –
исходя из ситуации на фин. рынке + близость срока погаш-я (чем ближе, тем выше)
+ право на регул. фикс. доход (чем выше, тем ниже) + надежность вложений
(степень риска).
4)Курсовая оценка = рын. цена Об. / номин. цену Об. (примен. при сопоставит. оценке
рын. цен Об-ций с разными номиналами).
Банковский
перевод. Его роль в системе безнал. расчетов и процесс организации. (86)
БП – поручение одного банка другому выплатить
получателю перевода опред-ю сумму (в м\народ. расчетах банки выполн. переводы
по поруч-ю своих клиентов).
Участники: 1) перевододатель – должник 2)банк
перевододателя, принявший поручение, 3) банк, осущ-щий зачисление суммы
перевода переводополучателя 4) переводополучатель
В форме БП
осущ. аванс. платежи в счет окончательных расчетов, оплата инкассо. БП осущ. по
почте или телеграфу, соотв-но почтовым или тегрф. поручениям.
Общая
схема: 1) контракт ß> товар 2) док-ты, сопровож-щие груз, 3)
заявление на перевод, 4) плат. док-т, 5) банк получателя зачислет платеж на
счет получ-ля.
Межбанкв.
расчеты – основа б\нал.
расчетов. В наст. время строятся на основе системы м\филиал. оборотов и
расчетов по кор\сч. Кор\сч открыв-ся КБ в ЦБ, на местах ЦБ представлен РКЦ, в
кот. открыв-ся счета КБ.
Практика
ипотеч. кредитовани яв РФ. (69)
В наст. время
происх. процесс возрожд. и формир. системы Ипот. кред-ния (Началось с развитием
частных форм соб-сти). В Моск, С-Пет, Ниж.Новг созд. 1-ые ипот. банки.
Процесс их
становления очень сложен. Проблемы развития ипот. кр-ния росс. банками:
1) недост. ресур. база банков, дефицит кред. рес-сов долгоср. хар-ра,
низкий платежеспос. спрос на недв-сть, выс. темпы инфл. и % ставок =>оч.
дорогие и недоступ.д\больш-ва людей, отсутствие у банков опыта, закон-во по
ипотеке, несоверш-во системы регистрации заклыдных и изъятия недв-ти у
недобросов. заемщиков.
Больш-во
ип.бнков – обычные универс. КБ, где ипот. кр-ние нас-я – незначительно. В тоже
время, ип.кр-т необх. д\решения жилищ. проблем.
1990-е гг –
Закон «О собственности», 92г – «О залоге».
93г –
Ассоциация Ипот. банков – поддержка законов об ипотеке, поддер. ип. банков.
Д\развития
ипот. бизнеса важны источники кред. рес-в – это должны быть сбережения физ.
лиц, своб. ден. ср-ва юр.лиц, необходимы гарантии ПРав-ва + законы, правов.
база + вторичн. рынок ц.б.
2) Долгоср. кр-ние нас-я под залог имущ-ва
традиц-но осущ-т Сбербанк РФ (3-5 лет) – на строит-во, пок-ку, реконстр, кап.
рем дома в сел. мест-ти, в городе. Сумма кредита зависит от з\п заемщика.
Д\получ.
кредита необх: паспорт,
справка с места раб., док-тыо дох-х по вкладам вбанках и ц.б., заявку на выдачу
кр-та и обеспеч-е, предусмотренное зак-вом.
НО: выс.%,
макс. срок – до 5 лет, необх-мы гарантии Прав-ва, кот. взяли бы часть рисков,
нет дешев. источ-в денег на внутр. рын. (недовер. к надеж-ти б-ков и инфл-я),
отсутст. прав. базы, что сдерживает развитие.
Формирование
фин. базы ипот. коедитования. (70)
Фин. базой
д\ предост. ип. кр-та явл. долгоср. кред. рес-сы – 1) сбереж-я
нас-я, своб. ден. ср-ва юр. лиц (долгоср. деп-ты, вклады, займы и кредиты, соб.
ср-ва, УК, рез. фонд, нераспр. приб., более 50% Пасс. опер-й – эмиссия в виде
долгоср. Обл.
2)продажа ип. кр-тов на втор. рынке (ипот.
обяз-ва), кот. обеспеч. доп. привлеч. рес-сов д\кред-ния. Этим заним. фин.
фонды, компании –скупают Ак-вы ип. банков, обеспеч-е залогом имущ-ва, и потом
от своего имени на их бызе выпуск. ц.б. (Обл.) Ц.б. ликвидны, т.к. обеспечены
недв-тью и позвол. получ. долгоср. стаб. дох. Д\этого необх. развитый
вторич. рынок ц.б., его функц-е обесп-т ликв-ть кап-ла ип. банков. Ип.бнки, осущ-яя
оп-ции на вторич. рынке имеют возм-ть допол-но мобилизовать необх. ср-ва , кот.
снова пускают в оборот, выдавая новые кр-ты.
В РФ: в целях расшир. использ-я ср-в нас-я и
привлеч. внебюд. источ-ков фин-ния в жилищ. сфере – указ През-та «О выпуске и обращении
жилищных серт-тов» от 94г. Бр.л, имеющ. права заказчика при провед. строит-ва
жилых домов, земел. уч-ток, проектную докум-цию – могут привлекать фин. ср-ва
гр-н РФ с использ-ем ЖилСерт.
Жилищный
сертификат(ЖС) – особый
вид Обл, с индексир-мой ном. ст-тью, дающ. право собс-ку на: А) приобрет. кв-ры
при условии приобрет-я пакеты ЖС, Б) получ. получ-е от эмит-та по 1-му требов-ю
индексир. ном. ст-ти ЖС.
К выпуску и
обращению допуск. ЖС, проспект эм-сии кот. прошел гос. регистр-ю в Минфине,
выпуск должен иметь гос. рег-ный№.
Финансовый рынок:
структура, функции, участники. (23)
Фин. рынок -
организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На
этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация
кап-ла. Осн.роль на фин.рынке играют фин. институты, направляющие потоки ден.
ср-в от собственников к заёмщикам. Товаром выступают деньги и цб. Фин.рынок
предназ. для установления непосредст. контактов м\д покуп-ми и продавцами
фин.ресурсов.
Виды фин.рынка: валютный,
золота и капиталов.
На валютном
рынке совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и др.
кредитные учреждения.
На рынке золота
совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со
стандартными золотыми слитками. Основной V операций с физическим золотом осущ.
между банками и специализир. фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом
сконцентрирована на срочных биржах.
На рынке капиталов
аккум. и обращаются долгоср. кап-лы и долговые обяз-ва. Он явл. осн. видом фин.рынка
в условиях рын. эк-ки, с помощью которого компании изыскивают источники
финансирования своей деят-ти. Рынок капиталов подразделяется на: 1) рынок
цб (первичный, вторичный, биржевой и внебиржевой) и 2) рынок ссудных
капиталов. Первичный рынок цб - это рынок, который обслуживает
эмиссию и первичное размещение цб. Вторичный рынок представляет собой рынок,
где производится купля-продажа ранее выпущенных цб. Существование вторичного
рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка. По организационным
формам: биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой
рынок. Биржевой рынок представляет собой рынок цб, осуществляемый
фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и
посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок - это сфера
обращения цб, не допущенных к котировке на фондовых биржах.
Организац. структуры
фин.рынка
включают различ. фин.институты: финансово-банковские учреждения, страх.
компании и др., но ключевыми среди них являются фондовые биржи, постоянное
функционирование которых оказывает существенное влияние на сферу
финансово-кредитных отношений. Хотя биржи значит. уступают по V совершаемых
сделок внебирж. обороту цб, они, тем не менее, играют огромную роль в
перераспред. финресурсов и эффективном их использовании.
Значение фин.рынка: 1)
инвестировать денежные средства в производство, что позволяет увеличить
производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал; 2) с помощью
фин.рынка облегчается развитие предприятий и отраслей, обеспечивающих
максимальную прибыль инвесторам; 3) перелив капиталов, осуществляемый на
фин.рынках, способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению
научно-технических достижений; 4) финрынок позволяет цивилизованным способом
покрывать бюджетный дефицит, ибо именно на фин.рынке изыскиваются свободные
денежные средства для покрытия растущих госрасходов.
Финансовая система:
понятие, элементы, основы построения. (24)
ФС – совок-ть
различных сфер (звеньев) фин. отношений, каждая из которых хар-ся особенностями
в формировании и использовании фондов ден.ср-в, различной ролью в обществ.
воспр-тве. Фин.система состоит из:
а) общегос.Ф. –
фед., регион., местн. бюджеты, гос. кред. система, система гос.страха,
пенс.фонд, внебюд. фонды и т.п.
б) финансы
хозсубъектов - финансы п\п, АО, комм. банк.система, комм. кредит-е и
страх-е, залоговая, биржевая системы.
Общегос. централиз. фонды ден. рес-в
созд-ся путём распред-я и перерасп-я нац.дохода, соз-го в отраслях матер.
произ-ва. Формами их использования явл. бюдж. и внебюд. фонды, обеспеч-щие
потребности гос-ва в решении эк., полит. и соц. задач. Иные формы и методы
образования и использования денежных фондов применяются кред. и страх. звеньями
фин.системы. Децентрализ. фонды ден.ср-тв образуются из ден. фондов и
накоплений самих п\п.
Основой фин.системы явл.
Ф. п\п
- они непосред. участв. в процессе мат. произ-ва. Источником централиз.
гос.фондов ден. ср-в явл. нац. доход, созд-мый в сфере мат.пр-ва.
Общегос. Ф. - ведущая роль:
в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства;
перераспределении фин.ресурсов между отраслями эк-ки и регионами страны,
производ. и непроизв. сферами, а также формами соб-ти, отдельными группами и
слоями нас-я.
Госбюджет – главн. звено
фин.системы - форма образ-я и использ-я централизованного фонда денежных
средств для обеспечения функций органов гос.власти. С помощью бюджета
происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность
маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень
развития общественного производства, что позволяет влиять на единую
экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства
госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики,
субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что
способствует формированию рациональной структуры общественного производства,
наращиванию научно-техн. потенциала, обновлению материально-технич. базы.
Расходы бюджета на соцкультсферу имеют не только социальное, но и экономическое
значение, т.к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей
силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.
Внебюджетные фонды - это
средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с
финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов
происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в % к
фонду оплаты труда и включаются в с/с продукции. Имеют строго целевое
назначение, что гарантирует использование средств в полном V. Обособленное
функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять
финансирование важнейших социальных мероприятий.
Гос.кредит отражает
кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных
денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности
для финансирования гос.расходов. Кредитором выступают физ.- и юрлица, заёмщиком
- государство. Дополнительные фин.ресурсы государство привлекает путём продажи
на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов
государственных цб. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять
мобилизованные дополнительные фин.ресурсы на покрытие дефицита госбюджета без
осуществления для этих целей эмиссии. Гос.кредит используется также в целях
стабилизации денежного обращения в стране.
Фонд страхования
обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных
случаев, а также способствует их предупреждению.
Финансы предприятий
различной формы собственности, являясь основой единой фин.системы страны,
обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и
национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность
централизованных денежных фондов фин.ресурсами. При этом активное использование
финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не
исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В
условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют
фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им
средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и
возможности финансового рынка.
Фин. механизм хоз.
структуры, его состав и содержание. (40)
Финансы выступают
инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего
субъекта. Это воздействие осущ. через финмеханизм. ФМ - это система
действия финансовых рычагов, выражающаяся в организации, планировании и
стимулировании использования финансовых ресурсов.
В структуру финмеханизма
входят 5 взаимосвязанных элементов:
1) Фин. методы -
способ воздействия финансовых отношений на хозпроцесс. Действуют в 2-х
направлениях: по линии управления движением финресурсов и по линии рыночных
коммерческих отношений (планирование, прогнозирование, самофинансирование,
инвестирование, н/обложение, страхование, аренда, лизинг). Действие финметодов
проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
2) Фин. рычаг -
приём действия финметода (прибыль, доход, амортизация, арендная плата, %
ставки, котировка $-курсов, формы расчётов).
3) Правовое обеспеч-е
- законы, указы, постановления, приказы министерств, устав.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|