Импорт:
машин и оборудования, продовольствия (24%), лекарственные препараты. Главные
.импортеры: ФРГ, Нидерланды, Испания, Индия, Китай, Страны СНГ (Украина,
Белоруссия).
Инвестиционное сотрудничество (прямые, порт., прочие инвестиции. (движение
ссудного кап.)) преобладают прочие инв., на 2м месте портфельные, на 3м прямые
инв. (самые выгодные для РФ)
Причина из-за, кот. низкий уровень инвестиций: 1 неразвитость
экономики; законодательной базы 2. инвестиции сосредоточены в нефтегазовом комплексе
(большие прибыли для инвесторов) Характерен вывоз капитала из РВ (в основном
предпринимателями). Существует бегство капитала.
Производственное и научно-техническое сотрудничество - характеризуется крупными концернами,
заводами по сборке иностранных товаров на территории РФ.
Функции ВЭД строятся.: 1) организация и обслуживание международного
обмена природными ресурсами и результатами труда в их вещественной и
стоимостной формах. 2) международное признание потребительской стоимости
продуктов МРТ. 3) организация международного денежного обращения. 4) повышение
ВВП и рост благосостояния нации. Результатом развития ВЭД является: экономия
хозяйственных затрат, ускорение НТП., прогрессивные структурные сдвиги в
национальной экономике, рост национального .дохода страны, рост уровня жизни
насел.
Конкурентные
преимущества и недостатки экономики России – опережение соперников, завоевание
и укрепление позиций на заруб рынках. Под конкурентоспособным товаром
подразумевается сопоставление потребительских и ценовых показателей товара.
Главные показатели конкуренции: объем ВВП, доля расходов в структуре ВВП,
прирост золотовалютных резервов, соотношение средних индексов цен на
импортируемые товары и экспортируемые услуги. Всемирный банк определяет
национальную конкурентоспособность по методике, имеющей 381 показатель.
Факторы, помогающие достигнуть преимущества: крупные объемы природных ресурсов,
трудовые ресурсы, наличие в некоторых отраслях ВПК уникальных технологий.
Конкурентные слабости экономики России: высокая ресурсоемкость и затратность
производства, преобладание в отраслях нар хозяйства отсталых технологий,
засилие бюрократии и криминализация экономики. Модели внешней торговли
предполагает: либерализацию торговли, участие России в ВТО, поддержка
отечественных экспортеров, приближение отечественного хозяйства к
международному уровню.
43. Субъекты и условия осуществления ВЭД.
Формы выхода предприятий на внешние рынки.
Субъект ВЭД – это предприятия, государство. Предприятия могут
классифицироваться по:
- виду хоз. деятельности и характеру совершаемых операций (торговые,
финансовые, производственные).
- по правовому положению (организационно-правовые формы в соответствии
с законодательством страны).
- по характеру собственности ( частные, государственные, корпоративные,
кооперативные).
- по принадлежности капитала и контролю (национальные, смешанные,
совместные).
Формы выхода на внешние рынки – непосредственно напрямую, через
посредников – ТПП, ассоциации делового сотрудничества, совместные предприятия.
Поскольку ВЭД – категория уровня хозяйствующего субъекта, то её
главными субъектами являются фирмы, предприятия и организации.
Фирма – это образовавшийся в процессе разделения труда хозяйствующая
единица, зарегистрированная в соответствующей организационно-правовой форме.
Классификация по ряду критериев:
1.
По виду хозяйственной и
внешнеэкономической деятельности и характеру операций:
·
Промышленность,
с/х, агропромышленный комплект, транспорт, страхование
·
Транспортно-экспедиторские,
инжиниринговые, туристические услуги.
·
Лизинговые, рекламные
2.
По организационно-правовой
форме:
a)
Коммерческие организации:
·
Хозяйствующие товарищества
и общества (ООО, ОДО, ОАО, ЗАО)
·
Производственные
кооперативы
·
Государственные,
муниципальные, унитарные предприятия, предприятия на праве полного
хозяйственного ведения
б) некоммерческие организации:
·
Потребительские
кооперативы
·
Общественные организации
·
Объединения (союзы,
ассоциации)
3.
По характеру
собственности:
·
Частные
·
Государственные
·
Государственно-частные
·
Кооперативные
4.
По принадлежности капитала
и контролю:
·
Национальные
·
Иностранные
·
Смешанные
5.
По сфере деятельности:
·
Национальная
·
Международная
Способы выхода предприятий на внешний рынок
2 способа: 1.Прямой- экспортер или импортер сам занимается
поиском иностранного контрагента. Используется продажа и закупка промышленного
сырья на долгосрочной основе. – при экспорте и импорте дорогого оборудования –
при проведении закупок гос. учреждениями, предприятиями и фирмами. + - более
тесные связи с зарубежными партнерами – лучше изучить условия зарубежного
рынка - быстрее приспособить свои потребительские программы к потребностям
зарубежного рынка. 2. Косвенный- предполагает экспорт/импорт товаров
через торгово-посредническое звено на основе заключения договора с торговым
посредником. Используется: на слабоизученных отдаленных рынках и рынках малой
емкости.- при продвижении нового товара - при ввозе в страну крупных товаров,
товаров, монополизированных крупными торговыми фирмами. + - собственная сеть
сбыта и тех.обслуживание у торг. посредника. –хорошее знание особенностей
местного рынка
- возможность проведения торговым посредником рекламных
мероприятий.
- наличие устойчивых деловых связей.
44. Определение
иностранного партнера, оценка деятельности потенциального партнера.
Устойчивость иностранного партнера определяется, прежде всего,
основными показателями. К ним относятся:
- финансовый отчет, баланс (абсолютные и относительные показатели). Абсолютные
показатели характеризуют масштаб операций фирмы, ее производственные
мощности, итоги производственной и сбытовой деятельности: активы, объем продаж,
прибыль, основной капитал, оборотный капитал, объем капиталовложений,
соотношение собственных и заемных средств, капитализация прибыли, количество
работников, запасы.
Относительные показатели – это коэффициенты, показывающие соотношение
абсолютных показателей, прежде всего, это рентабельность (отношение прибыли к
активам, к продажам), рентабельность основного капитала, отношение заемного
капитала и собственного. Отношение объема продаж к активам, к оборотному
капиталу, к материально-производственным запасам, доля издержек производства в
стоимости реализованной продукции, к общему числу занятых. На самом деле
система относительных показателей может быть разработана применительно к
каждому конкретному предприятию, к его виду деятельности, объему рынка и т.д.
Это зависит от того, какой показатель необходимо проанализировать и для каких
целей.
Принимается во внимание также показатель конкурентоспособности фирмы –
ее возможность предложить товар, способ противостоять другим товарам на рынке.
Отношение объема продаж к стоимости нереализованной продукции, к сумме
дебиторской задолженности, загрузка производственных мощностей, портфель
заказов, затраты на технологию, маркетинг и т.д.
Что касается показателей финансового положения фирмы, то здесь следует
говорить прежде всего о платежеспособности. Платежеспособность - это степень
финансовой независимости фирмы от внешних источников финансирования ее деятельности
и способность в заранее оговоренные сроки погасить свои финансовые
обязательства. Кредитоспособность – это возможность предоставления кредитов
клиентам.
Также для оценки надежности потенциального партнера можно использовать
анализ структуры капитала, например, отношение собственного капитала к итогу
баланса. Если это отношение больше 50%, то фирма финансово устойчива. Можно
посмотреть отношение всей задолженности к собственному капиталу, коэффициент
самофинансирования текущих капиталовложений, коэффициент ликвидности оборотных
активов и т.д.
Источники получения информации о партнерах:
- ТПП
- банки
- Всероссийский конъюнктурный институт
- Интернет
- информация за рубежом – кредит-бюро, консалтинговые фирмы, фирмы по
предоставлению информации.
- ТПП зарубежные
- гос. Учреждения
- союзы предпринимателей
- фондовые биржи
- публикации – справочники по фирмам, товарно-фирменные справочники
- отраслевые справочники
- акционерные общества
- различные тематические справочники
- стат. Отчетность.
45. Виды
внешнеэкономических операций. Основные и обеспечивающие операции.
В ВЭД различают основные операции и
обеспечивающие. Основные – непосредственно связанные с перемещением товаров и
услуг между иностр. партнерами. Это следующие операции: купля-продажа товаров;
встречная торговля; лицензионные соглашения; аренда и лизинг; торговля
услугами; инвестиционное сотрудничество.
Обеспечивающие операции – это
операции, создающие условия для реализации основных операций: маркетинг;
инжиниринг, консалтинг; страхование товаров, транспортных средств и т.д.;
кредитование; транспорт; посреднические операции. На одну основную операцию
может приходиться до 8 обеспечивающих.
Организация внешнеэкон. операций – это набор определенных процедур по
подготовке и осуществлению внешнеэкономической сделки, организующих,
направляющих и регулирующих различные виды деятельности людей в процессе
международного обмена товарами и услугами, включают в себя маркетинговые
исследования зарубежных рынков, поиск и выбор иностр. партнёра, подготовку и
проведение переговоров по заключению контракта, организация международных
перевозок и расчётов, страхования и таможенного оформления груза
Техника внешнеэкон. операции – это регламентирование
конкретных действий людей в рамках определенных процедур, в первую очередь по
оформлению соотв. док-тов (оферт и запросов, внешнеэкономических контрактов,
паспортов сделок, таможенных деклараций).
Классификация:
1.
в
зависимости от предмета внешнеэкон. сделок: - операции по купле-продаже в
материальной форме, - операции по купле-продаже услуг (межд.лизинг,
инжиниринг, туризм, страхование, перевозки) - операции по купле-продаже
результатов купли-продажи результатов трудовой деятельности, ноу-хау, торг.
марок - операции в рамках производственно-технического сотрудничества.
2.
в
зависимости от формы ВЭД: - операции по купле-продаже товаров и услуг; - операции в
сфере международного инвестиционного сотрудничества (по международному
финансовому лизингу); - операции в сфере международной производственной
кооперации (в рамках совместных предприятий и производств, кооперативов); -
операции в сфере международного научно-технического сотрудничества (по продаже
лицензий, патентов, совместному строительству объектов, обучению специалистов);
- операции в сфере международных финансовых и валютно-кредитных отношений, по
проведению международных расчетов, предоставлению кредитов и займов
3.
по роли
в осуществлении внешнеэкон. сделок: - основные внешнеэкон. операции, осуществляемые на
возмездной основе между непосредственными участниками этих операций –
контрагентами из разных стран (коммерческий экспорт\импорт товаров и услуг.
технологии, международный лизинг); - обеспечивающие, связанные с продвижением
товаров, услуг, технологии от продавца к покупателю: международное
страхование, экспедиторские услуги, перевозки, международные расчеты.
4.
по
способу выхода на внешний рынок: внешнеэкон. связи между иностр. партнерами, когда партнеры
самостоятельно находят друг друга; внешнеэкон. операции с использование услуг
посредников, когда для поиска друг друга зарубежные фирмы привлекают
посредников.
Внешнеэкон. операции с использованием
международных товарных бирж, аукционов, торгов, когда последние служат местом
заключения внешнеэкономических сделок.
46. Осуществление экспортных и импортных операций при прямых связях с
контрагентом.
Прямые связи - это без посредников.
Два участника сделки находятся в разных странах. Здесь речь идет о
купле-продаже.
1. Экспорт (вывоз) – это продажа иностр. партнеру товара с
вывозом его за границу. Невидимый экспорт – это предоставление иностр. фирмам
туристических услуг, транспортных, info и т.д. на территории РФ. Экспорт капитала – это вывоз капитала в форме
предоставления кредитов и инвестиций иностр. компаниям. В экспорт не включаются
товары, поставляемые в счет безвозмездной помощи, транзит товаров через РФ,
товары, предназначенные для показа на выставках, товары, вывоз которых не носит
комм. хар-ра. Невидимый экспорт – предоставление иностр. гражданам и фирмам
туристическо-транспортные услуги и др. услуги на территории нашей страны
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|