Смысл ГАТС - меры по либерализации торговли услугами, которая, однако
находится еще в начальной стадии. ТРИПС должно облегчить и стимулировать
торговлю наукоемкими товарами, содержащими в себе интеллектуальную
собственность.
Важная сфера либерализации международной экономики связана с режимом
иностранных инвестиций. В отличие от международной торговли либерализация в
этой области происходит не столько в виде широких многосторонних соглашений
(типа ГАТТ и ГАТС), сколько на основе односторонних действий или двусторонних и
групповых договоренностей, снимающих или ослабляющих ограничения на пути иностранных
инвестиций и создающих лучшие условия для иностранных инвесторов.
Либерализация как преобладающая тенденция во внешнеэкономической
политике связана с глубокими, но неизбежными противоречиями, так как при этом
сталкиваются интересы разных экономических, политических и социальных сил,
интересы различных сфер хозяйства, промышленных и финансовых
групп и компаний, отраслей и стран.
В стратегической перспективе либерализация - требование современной
мировой экономики. Но в сфере текущих тактических интересов либерализация
чревата неминуемыми преимуществами для одних компаний, отраслей, сфер хозяйств,
стран и потерями для других. К тому же баланс "выигрышей и
проигрышей" постоянно изменяется, так что какой-либо однозначный вывод
здесь невозможен. Можно лишь определить некоторые общие закономерности.
Как правило, наиболее ярыми поборниками "свободы торговли"
выступают достаточно сильные и конкурентоспособные на мировых рынках страны,
отрасли, компании. Но и они нередко (как ныне США) вопреки собственной общей
позиции прибегают к протекционистским мерам, если возникает угроза их
экономическим интересам.
В периоды благоприятной экон. конъюнктуры (в рамках мировой экономики в
целом или отдельных регионов и стран) преимущества либерализации, ее выгоды для
большинства групп и стран ощущаются в большей мере, а потому интенсивней идут
соответствующие процессы в экономической политике.
Напротив, в периоды кризисов сильнее действует принцип "каждый сам
за себя", "спасайся, кто и как может"; отсюда рецидивы
протекционизма и откат назад от достигнутого уровня либерализации. В
долгосрочном плане эта тенденция представляется необратимой, она развивается и,
очевидно, будет развиваться не прямолинейно; здесь неизбежны и зигзаги и
попятное движение.
В РФ на этапе переходного периода слишком поспешно была разрушена
государственная монополия внешней торговли, ранее, чем сформировались
эффективные хозяйственные субъекты и развились рыночные отношения внутри
страны. В результате гос-во лишилось значительной части необходимых валютных
поступлений, отдав их в руки лиц (и в сфере производства и в обращении
товаров), заботящихся не столько об инвестициях и развитии реального сектора
экономики, сколько о собственном обогащении. Был подорван важный источник
пополнения государственного бюджета. Т.о, внешнеэкономическая политика РФ
способствовала не действительной интеграции страны в современную глобальную
экономику, а фактически ее односторонней зависимости от мировых финансовых
рынков и сохранению и даже усилению подчиненного статуса в системе
международного разделения труда. В силу этого процессы глобализации до
настоящего времени оборачиваются для РФ, негативными последствиями.
8.Постиндустриализация-
важная характеристика развития современной мировой экономики.
Главной тенденцией мировой экономики на рубеже ХХ-XXI веков является
постиндустриализация, т. е. переход от индустриального общества
к постиндустриальному. Это общество обладает такими чертами, как
преобладание услуг в производстве и потреблении, высокий уровень
образования, новое отношение к труду, повышенное внимание
к окружающей среде, гуманизация (социализация) экономики, информатизация
общества, ренессанс малого бизнеса.
Постиндустриализация ведет к глубоким изменениям в мировом
хозяйстве. Так, изменяется структура производства и потребления мирового
ВВП за счет увеличения доли услуг. Упор на использование знаний и трудовых
ресурсов, переход на наукоемкие технологии замедляют спрос на природные
ресурсы, особенно в развитых странах. Обилие и доступность экономической
информации в сочетании с удешевлением средств связи и транспорта
стало мощным стимулом для международного движения капитала.
В современном мире сохраняется (и будет сохраняться) разрыв
в уровнях социально-экономического развития между странами
и регионами мира, но состав отстающих и лидирующих по уровню развития
стран меняется. Причем во второй половине ХХ в., когда были достигнуты
рекордные в истории человечества темпы экономического развития, этот
процесс ускорился. В результате вслед за Японией в число развитых
стран вошли Южная Корея, Сингапур и Тайвань, а в будущем, возможно,
войдут и другие новые индустриальные страны и, предположительно, Китай.
Одновременно наблюдается катастрофическое снижение уровня
социально-экономического развития России и других стран - членов СНГ.
Если в предыдущее столетия в мире росла экономическая мощь
стран Запада, а затем России и Японии, то в последние
десятилетия ХХ в. Идет обратный процесс - в мировом ВВП растет доля
развивающихся стран и Китая. Внутри группы развитых стран сложилась
«триада» из США, ЕС и Японии. Среди развивающихся стран по своей
экономической динамике выделяются новые индустриальные страны, в то время
как наименее развитые страны все больше отстают. В группе стран
с переходной экономикой место главной по экономической мощи державы занял
Китай. Экономическим ядром мира может стать Восточная и Юго-Восточная
Азия, превращающаяся в центр огромного Азиатско-Тихоокеанского
макрорегиона.
9.Содержание, соотношение международной и национальной
экономической безопасности.
Основным "полем боя" явл.
экономика и научно-технический прогресс, по мнению экспертов, важнейшую роль в
борьбе за лидерство в этих областях играют спецслужбы. В США на экономическую
разведку выделялось почти 40% ресурсов разведывательного сообщества страны.
Американская разведка переносит акцент из сферы военно-политической в сферу
глобального бизнеса. Ей требуются сотрудники, обладающие опытом работы в мире
бизнеса и финансов, для которых можно создать так называемые глубокие прикрытия
в ТНК, фирмах и компаниях, их представительствах за рубежом. Аналогично работают
спецслужбы Японии, Германии, Великобритании и Франции, внося существенный вклад
в обеспечение национальной экономической безопасности. В настоящее время
наиболее полная и эффективная концепция экономической безопасности действует в
США.
Одной из главных задач экон.
безопасности явл. сохранение и укрепление позиций страны в мировой экон.
системе. В настоящее время экономическая безопасность – это
общенациональный комплекс мер, направленных на постоянное устойчивое развитие и
совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает механизм
противодействия внешним и внутренним угрозам, транснациональной, экон. и
организованной преступности.
Сущность экон. безопасности, реализуется в
системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как
уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический
рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику,
состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики. Экон.
безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения
обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую
безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние
военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного
потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное
время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности.
Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния
национальной экономики в целом.
Содержание понятия «экономическая безопасность
РФ» может быть рассмотрено как комплекс таких важных для национальной экономики
элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический,
продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы
Важным элементом системы экон. безопасности является продовольственная составляющая,
предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать
население страны продовольствием, а промышленность — необходимым
сельскохозяйственным сырьем. Доля импортного продовольствия составляет 30%. По
данным Минсельхозпрода, доля импорта по мясу и мясопродуктам — 34%, молоку и
молокопродуктам — 18%, сахару (включая сахар-сырец) — 73%, растительному маслу
— 42%, рыбе и рыбопродуктам — 50%. В крупных городах, особенно в Москве и
Санкт-Петербурге, доля многих видов импортных товаров достигает 80%. Энергетической
составляющей, которая предполагает обеспечение стабильности поставок
энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса.
Российская экономика приобретает все больше топливно-сырьевой характер. В то же
время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического
роста. Рост производства вызовет увеличение внутреннего потребления топлива. Управленческая
составляющая. Она включает целый набор разнообразных умений, навыков,
необходимых менеджерам для реализации функций управления в масштабе макро- и
микроуровня. Информационная составляющая экономической безопасности
предполагает такой порядок взаимного обмена экономическими, социальными,
научно-техническими и военными сведениями внутри народнохозяйственного
комплекса и зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться
надлежащая тайна ведения бизнеса в интересах государства, общества и
хозяйствующего субъекта. Info функция системы экон. безопасности
заключается в получении системой в целом и ее элементами информации,
необходимой для осуществления согласованной и целенаправленной деятельности по
достижению поставленных целей.
Быстрыми темпами развивается и промышленный
шпионаж. В США убытки частных фирм из-за хищения производственных секретов
оцениваются десятками млрд. $ в год. По оценкам экспертов, из РФ за годы реформ
вывезено ценнейшей info об изобретениях, открытиях, «ноу-хау» на
сотни млрд. $.
Ведется компьютерная борьба с конкурентами с
помощью так называемых вирусов (программных закладок). Такая борьба ведется как
на внутрифирменном, так и на международном уровне, усиливаясь по мере
информатизации экономики государств. Не исключено, что потрясения на фондовых
рынках мира в 1997-1998 гг. есть следствие умело проводимой информационной
операции крупных финансовых спекулянтов.
10.Природно-ресурсный потенциал мирового
хозяйства. Экономический рост и ограниченность минерально-сырьевых ресурсов.
Природные ресурсы – совокупность природных объектов
или явлений, используемых для создания материальных и нематериальных благ, для
воспроизводства и жизнедеятельности населения.
1.
ПР являются основой
национального богатства.
2.
Добыча ПР определяет
динамику мир. хоз-ва.
3.
ПР лежат в основе
технологической цепочки производства.
4.
ПР определяют отраслевую
структуру экономики.
5.
место страны в МРТ.
6.
определяют территориальное
размещение производства.
Доля ресурсов в мировом ВВП - 4%, ост-
капитал, IT-труд, предпринимательство, услуги и т.д.
- Играют все меньшую роль в ВВП;
-распределены неравномерно. Пром. развитые
страны - 40%; (25 стран) используют -70% мирового запаса ПР. Развив. страны –
35% ( используют - 16 %), Россия – 25 %(перерабатывает – 4%)
По происхождению ПР: - земельные; - лесные; -
минеральные; - биоресурсы; - водные ресурсы; - рекреационные (курорты).
Ресурсообеспеченность – соотношение между
запасами ПР и размерами их использования.
Измеряется: Кол-во рес./душу населения(вода, земля);
Полезные ископаемые / в годах.
Земельные ресурсы – 51 млн. км 2 (13,4 – пашни, 36 – пастбища)
Ресурсообеспеченность 0,3 га/ на душу
населения (пашни ); min - Япония (0,03) max - Россия (0,9)
Тенденции: - Деградация (водная, ветряная,
эрозия); - отчуждение(вывод из с/х оборота); -использование целинных земель; -
создание заповедных зон.
Лес – общая площадь – 40,1 млн. км 2 ; Россия +СНГ- 8млн.км
2; Бразилия -3,6 млн.км 2; Леса важны не только как деловая древесина, сырье
для фарм. промышленности, но и грибы, ягоды, канифоль, кислород.
Вода- 96% поверхности Земли.90% - соленые воды,0,3 - пресная
вода 10.000 т. Воды на каждого жителя.
Россия Мир
|