В зависимости от
того, за что начисляется заработная плата, различают две формы оплаты
труда: 1) Сдельная форма оплаты является наиболее
объективной по оценке количества и качества вложенного труда. Она начисляется
за конкретное количество полученной работниками продукции или выполненной им
работы в соответствующих единицах (простая и прогрессивно-премиальная). 2) Повременная
форма оплаты труда применяется там, где затруднено или невозможно
определить количество выполненной работы (простая и премиальная). Кроме
повременной и сдельной форм оплаты труда с их разновидностями применяют также
аккордную (за комплекс работ) и аккордно-премиальную формы оплаты труда.
Документация по
учёту труда и его оплаты Кажд хоз операция, связан с
выпол-ем работ, проработ временем и начислением з/пл, д.б. отражена в соответствующем
бухгалт документе по учёту труда и его оплаты. Поэтому для учета От
используется следующая первичная документация:
1.
в растениеводстве
·
учетный лист трак-машиниста на с.-х. работах
·
путевой лист трактора на транспортных работах
·
путевой лист грузового автомобиля
·
дневник поступления продукции с поля в овощеводстве
защищенного грунта
·
табель учета рабочего времени (бригадирам с
повременной ОТ).
2.
В животноводстве
·
Журнал учета надоя молока (дояркам)
·
Акт на оприходование приплода (телятницам)
·
Ведомость взвешивания животных (скотницам)
·
Отчет о процессе инкубации
·
Разчет заработной платы работникам животноводства –
сводный документ.
Учет расчетов по ОТ
ведется на счете 70 «Расчеты с персоналом по ОТ». Это актив-пассив счет. К –
начисления ЗП, д – удержания из ЗП и ее выплаты.
Начисление ЗП
работникам:
1.
Основного производства Д20-К70
2.
Вспомогательного производства Д23-К70
3.
Управленческого персонала Д25,26-К70
Удержание налогов
Например, НДФЛ (13%) Д70-К68 Далее для перечисления государства Д68-К51
Депонирование ЗП
Д70-К76
Выдача ЗП из кассы
Д70-К50
Ведется
аналитический учет в расчетно-платежной ведомости по каждому сотруднику.
100 Основные
ср-ва, задачи их учета; классификация и их оценка.
ОС – часть имущ-ва, предназначенная для: 1. Производства продукции 2. Не
предназначенная для перепродажи 3. Находится в обороте более 12 мес 4. Спсобна
приносить доход в будущем.
Классификация ОС: По функциональному назначению ОФ делят на производственные и
непроизводственные. Производственные ОФ — это фонды, которые
непосредственно участвуют в производственном процессе или создают условия для
его нормального осуществления. В свою очередь, они подразделяются на основные
производственные фонды сельскохозяйственного и несельскохозяйственного
назначения. Непроизводственные ОФ — фонды, непосредственно не
участвующие в производственном процессе (жилые дома, детские и спортивные
учреждения, школы, больницы, другие объекты бытового и культурного назначения).
По вещественно-натуральному составу
– здания, сооружения, машины и оборудования,
транспортные средства, рабочий и продуктивный скот, хоз инвентарь, многолетние
насаждения, кап влдожения и т.д.
В зависимости от степени влияния
фондов на процесс производства их подразделяют на две части. Активная
часть основных фондов принимает непосредственное участие в производственном
процессе (машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный
скот, многолетние насаждения, приборы, инвентарь). Пассивная часть основных
фондов обеспечивает нормальное функционирование производственного процесса
(здания, сооружения).
По отраслевому признаку основные фонды подразделяют на фонды растениеводства, животноводства и
общего назначения.
По принадлежности основные фонды делят на собственные и арендованные.
Задачи учета ОС: 1. правильное оформление док-тов и
своеврем. отражение в учете поступления ОС, их внутреннего перемещения и
выбытия; 2. достоверное определение финансовых результатов от реализации и
прочего выбытия ОС; 3. полное определение затрат, связанных с поддержанием ОС;
4. контроль за сохранностью. 5. выбор наиб рационального из способов начисления
аморт-иии своевременное ее начисление; 6. точное определение результатов при
ликвидации ОС;
Учет ОС ведется на
счете 01 «Основные средства». Счет активны (д –увелич, к- уменьш)
Ос могут поступать
в организацию по каналам:
1.
Приобретение Д08-К60 (08 – «Вложения во внеоборот
активы) – покупная стоимость+расходы на наладку и запуск.
2.
Безвозмездное получение Д08-К98 – по рыночной
стоимости
3.
От учредителей в качестве вклада в уставной акпитал
Д08-К75 «Расчеты с учредителями» - по согласованной оценке.
4.
Созданы в самой организации Д08-К10,70,60,02 – по
фактическим затратам на его создание.
В момент ввода
поступивших ОС в экслуатацию делается запись Д01-К08.
В процессе
эксплуатации на ОС начисляется амортизация (это способ перенесения стоимости ОС
на затраты производства). Методы амортизации:
1.
Линейный
2.
Пропорционально объему выпущенной продукции (исходя
из натурального показателя производства продукции в отчет периоде и соотношения
первоначаль стоимости ОС к предполагаемому общему объему производства продукции
за весь срок)
3.
Способ уменьшаемого остатка (исходя из остаточной
стоимости объекта ОС на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной
исходя из срокаполезного использования объекта, а также коэффициента
ускорения).
4.
По сумме чисел лет использования. (сумма
амортиации=первонач стоимость*(оставшееся число лет использования/общий срок
службы).
При выбытии Ос
делаются следующие записи:
1.
Д01/выбытие-К01 – выбытие Ос по первоначальной
стоимости
2.
Д02-К01/выбытие – списывается начисленная
амортизация
3.
Д91.2 «прочие расходы»-К01/выбытие – списывается
остаточная стоимость ОС.
При продаже ОС
делается запись К90 «Продажи»-Д62 «поставщики и подрядчики».
101 Управленческий учет
Управленческий
учет
- система учета, планирования, контроля, анализа доходов, расходов и
результатов хозяйственной деятельности в необходимых аналитических разрезах,
оперативного принятия различных управленческих решений в целях оптимизации
финансовых результатов деятельности предприятия в краткосрочной и долгосрочной
перспективе. Основными объектами управленческого учета являются
расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия, а также результаты как
сопоставление доходов и расходов. Кроме того, в управленческом учете
обязательно выделяются такие объекты учета, как "центры
ответственности" и система внутренней отчетности.
Цель
управленческого учета - помочь управляющим в принятии эффективных
управленческих решений - реализуется в его задачах, перечисленных ниже:
1) формирование
достоверной и полной информации о внутрихоз процессах и рез-х деятельности и
предоставление этой информации руководству предприятия путем составления
внутренней управленческой отчетности;
2) планирование
и контроль экономической эффективности деятельности предприятия и его центров
ответственности;
3) исчисление
фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение отклонений от
установленных норм, стандартов, смет;
4) анализ
отклонений от запланированных результатов и выявление причин отклонений;
5) обеспечение
контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых
ресурсов;
6) формирование
информационной базы для принятия решений;
7) выявление
резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
Методы,
используемые в управленческом учете, весьма разнообразны, поскольку он
объединяет методы многих дисциплин: учета (оперативного, бухгалтерского,
статистического), анализа, стратегического и оперативного планирования и
управления, экономики предприятия, статистики, математики и т.д.
102 Виды производств. Методы учета затрат и калькуляции себестоимости
Осн. задачами
бухучета затрат на производство и калькулирования себестоимости пр-ции явл.: 1. учет объема произведенной пр-ции,
выполненных работ, услуг. по их видам, качеству, центрам ответственности и
контроль за выполнением плана по этим показателям 2. Своевременное
оформление первич. док-тов и контроль за использованием матер., трудов. и др.
ресурсов, за соблюдением планов, нормативов смет по обслуживанию производства и
управлению. 3. Обоснованный учет фактич. затрат на произ-во пр-ции в
регистрах бухучета в соответствии с порядком, предусмотренным в учет. политике
орг-ции 4. Калькуляция факт. себестоимости пр-ции и контроль за
выполнением плана по себестоимости
Можно выделить след
виды производств: основное (рас-во, жив-во, промыш производство),
вспомогательное (ремонтные мастерские, автопарк, МТП,
теплоснабжение, электроснабжение, водоснабж, гужевой транспорт. и т.д.). эти
производства создаются для оказания услуг основному производству.
Методы распределения затрат и калькуляции
себестоимости:
·
метод прямого счета (все затраты делятся на объем
одного вида продукции) ;
·
метод исключения затрат (исключение из общей суммы
затрат побочной продукции, выраженной в денежной форме);
·
распределения затрат по видам продукции
пропорционально выбранной базе (количественному значению одного из признаков),
общего для данного вида продукции (например, пропорционально содержанию в
зерноотходах полноценного зерна, питательных веществ, выручке, нормативным
затратам и т.д.); Этот метод приводит к выравниванию рентабельности.
·
метод коэффициентов (распределения затрат с помощью
экономически обоснованных коэффициентов, устанавливаемых в централизованном
порядке - молоко 90%, приплод – 10%);
·
комбинированного — включает два или более из
рассмотренных выше методов.
При учете затрат делаются следующие проводки:
·
Д20»основное производство»-К70, 10 (Материалы), 02
(Аморт), 69 (ЕСН) – суммирование всех затрат на основное производство
·
К20-Д43 «гот продукция» – выход готовой продукции
Методы учета затрат:
1.
Метод учета полных затрат. В произв себ-ть
включаются затраты на управление . Т.е. на Д20 попадают затраты с К25,26.
2.
Метод учета усеченных затрат. Общехоз расходы
относятся на фин результат, т.е к 26-Д90 «продажа»
3.
Нормативный метод учета затрат. Учитываются
нормативные затраты, отклонения от норм и изменения норм.
4.
Директ-костинг. Метод основанный на делении затрат
на пост и переменные. Учитываются только переменные затраты. Постоянные
списываются сразу на финансовый результат.
5.
Стандарт-кост. Это метод учета нормативных затрат.
Эти нормативы очень жесткие, поэтому перерасход почти невозможен.
103 Учет продаж и
финансовых результатов.
Задачи: 1) обеспечение контроля за соблюдением договоров по продаже; 2) своевременное
документальное оформление первичных учетных документов в процессе продажи; 3)
контроль за применением договорных цен; 4) правильное заполнение счетов-фактур,
книги продаж; 5) контроль за своевременностью поступления выручки; 6)
объективное отражение хоз операций по продаже пр-ции, в регистрах
бухгалтерского учета; 7) выявление финансовых результатов от продажи
Для учета процесса реализации (продажи) в
Плане счетов предусмотрены синтетические счета: 90, 44, 91 и 62 Счет 44
«Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах,
связанных с продажей пр-ции (работ, услуг), товаров. На Д учитывают суммы по
статьям расходов (доставка, тара, упаковка и т.д.), а с К их списывают в Д 90
(полностью или частично).
Счет 90 «Продажи» предназначен
для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами
деятельности орг-ии, и определения по ним финансового рез-та. Это синтетический
счет. По Д этого счета учитывают полную себ-ть проданной пр-ции и других
активов. По К 90 отражают признанные в бух учете суммы выручки от продажи
пр-ции с учетом НДС, акцизов, НСП. В типовом Плане счетов бухгалтерского учета
к счету 90 «Продажи» рекомендуется открывать следующие с/сч 90-1 «Выручка»;90-2
«Себ-ть продаж»;90-3 «Налог на добавленную ст-ть»; 90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Если выручка превышает Д обороты по
указанным выше с/счам, то финансовый результат характеризуется прибылью, а если
наоборот — убытком. Финансовый результат ежемесячно списывается с с/сча 90-9 на
счет 99 (прибыль- на кредит, убыток – на дебет).
На счете 91
учитываются прочие доходы расходы. Это операционные, внереализаци дох и рсх.
Это пассив счет, По К – поступления, по Д – расходы на штрафы, Уплачиваемые
проценты и т.д.К счету 91 м.б. открыты субсчета :91-1 «Прочие доходы», 91-2
«Прочие расходы», 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».
Для учета операций по продаже в с/х
организациях предусмотрены специальные регистры аналит учета: реестр документов
по реализации (продаже) готовой пр-ции, реестр документов по реализации
(продаже) работ и услуг, на основе кот составляется ведомость учета реализации
(продажи) пр-ции, работ, услуг. На основе этой ведомости ежемесячно заполняется
регистр синтет учета — журнал-ордер № 11-АПК Данные из ЖО № 11-АПК переносят в
Главную книгу.
Для выявления конечного финансового
результата деятельности орг-ии за отчетный год предназначен активно-пассивный
синтетический счет 99 «Прибыли и убытки». В течение года записи на этом
счете ведутся накопительно, т.е. нарастающим итогом с начала года. На начало
года остатка по этому счету не должно быть. Конечный финансовый результат
слагается из финансового результата от обычных видов деятельности, прочих
доходов и рас ходов, включая чрезвычайные. По Ду счета 99 учитывают убытки
(потери, расходы), а по К прибыли (доходы) орг-ии. Сопоставление Д и К оборотов
за отчетный период показывает конечный финансовый результат отчетного периода.
Счет «Прибыли и убытки» может иметь К или Дсальдо на конец года. В случае
превышения К оборота над Д образуется положительный результат (прибыль). Если
Д оборот больше, чем К, то результат деятельности орг-ии отрицательный
(убыток).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|