·
метод коэффициентов (распределения затрат с помощью
экономически обоснованных коэффициентов, устанавливаемых в централизованном
порядке - молоко 90%, приплод – 10%);
·
комбинированного — включает два или более из
рассмотренных выше методов.
Ценовая эластичность (Эd) показывает на сколько процентов изменится объем продаж
вследствии 1%-ного изменения цены за единицу товара.
Эd=DQ,%/Dp,% , где Q – объем
продаж, p- цена реализации.
Выделяют абсолютно неэластичный,
неэластичный, с единичной эластичностью эластичный, абсолютно эластичный спрос.
Абсолютно неэластичный – покупается
фиксированное количество товара, независимо от цены. Абсолютно эластичный –
имеется только одна цена, по которой покупается товар. Эластичный –
незначительные повышения цены ведут к значительному сокращению спроса.
Неэластичный – существенное увеличение цены ведет к незначительному снижению
спроса.
18. Сельскохозяйственные рынки
Рынок – система эк отношений, кот складываются
в процессе производства, обращения и распределения продукции, работ и услуг и
характеризуется свободой хоз субъектов в выборе продавцов и покупателей,
формировании цен и источников ресурсов.
С.-х. рынки – система эк отношений между
субъектами рынка в сфере обращения с.-х. и продовольственной продукции.
Функционирование
рынка осуществляется благодаря наличию основных элементов, которые в
действительности определяют рыночный механизм. Основными из них являются:
спрос, предложение, конкуренция и система цен.
Функции рынка в
сельском хозяйстве:
·
Обеспечивает признание общественного характера
труда на производство продукции.
·
Стимулирует рост эффективности пр-ва посредством
рационального использования материальных ресурсов
·
Выступает регулятором аграрного пр-ва, информирует
товаропроизводителей о спросе и предложении на продукцию
·
Способствует стабилизации цен на с/х продукцию
·
Служит мощным рычагом снижения издержек пр-ва на
единицу продукции
·
Обеспечивает получение прибыли каждому нормально
работающему предприятия
·
Обеспечивает повышение качества с/х продукции
·
Способствует ускорению научно-технического
прогресса в с/х
·
Содействует установлению взаимосвязей между фазами
пр-ва
·
Способствует решению социальных проблем в аграрном
секторе
Классификация
аграрных рынков:
1.
рынок материально-тех ресурсов для с.-х. В его основе лежат три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное
машиностроение, производство химических удобрений и средств защиты растений,
комбикормовая промышленность. Эти отрасли характеризуются олигопольной
структурой, те. На рынке доминируют несколько крупнейших фирм.
2.
Рынок сферы услуг, предоставляемых с.-х. товаропроизводителям. Это система диллерских,
ремонтно-тех, аудиторских и др. организаций и фирм.
3.
Рынок маркетинговой сферы. Он делится по продуктовым сегментам и по конкурентным повелениям фирм.
3.1 рынок сырьевых продовольственных товаров (мукомольная, крупяная,
сахарная и др. отрасли). Для него характерна относительная однородность и
стандартизованность продукции, реализация товаров крупными партиями.
3.2
рынок продовольственных товаров высокой степени
переработки. Продукция неоднородна, высокодифференцирована (табак, консервы,
кондитерские товары. Он олигополистичен.
3.3
Рынок относительно однородной продукции с низкой
степенью переработки (молоко, мясо и т.д.)
3.4
Рынок продовольственной сервиса (т.е. общественное
питание). Он имеет много уровней.
5.
Сельскохозяйственный рынок.
Конъюнктура
рынка - сложившаяся на
рынке экономич. ситуация, которую хар-ют соотношение м/у спросом и предл-ем,
уровень цен, товарные запасы и т.д.
19.
Валовая и товарная продукция
Валовая продукция сельского хозяйства –
суммарное количество произведенной в отрасли продукции за определенный период.
Она состоит из валовой продукции растениеводства и валовой продукции
животноводства.
ВП
растениеводства – включает валовые сборы сельскохозяйственных культур с учетом
побочной продукции, стоимость посадки многолетних насаждений, стоимость
выращивания молодых многолетних насаждений и прирост незавершенного
производства.
ВП
животноводства – состоит из гот продукции, не связанной с убоем животных,
приплода, прироста выращиваемого молодняка и взрослого скота, а также побочной
продукции.
ВП
сельского хозяйства учитывается в натуральном и в стоимостном выражении. В
натуральных показателях она рассчитывается по отдельным видам продукции. В
стоимостном м.б. рассчитана в сопоставимых или текущих ценах (товарная часть-
по ценам реализации, нетоварная –по себестоимости).
ВП
сельского хозяйства отличается от ВП с.-х. предприятия на сумму продукции
подсобных отраслей и промышленных производств, а также доходов от работ и услуг
на стороне.
Товарная продукция – часть ВП,
предназначенная для реализации. Часть товарной продукции, отпущенной и
оплаченной потребителем называется реализованной продукцией. Но на практике это
синонимы. Основным показателем оценки товарной продукции является уровень
товарности, т.е. процентное отношение товарной продукции в валовой.
В
целом ВП =С+V+m, где С – потребленные средства производства,
V+m – вновь созданная стоимость.
ВП=Фонд
возмещения (материальные затраты с учетом амортизации)+Валовый доход (чистая
продукция)
Валовый
доход=Фонд потребления +чистый доход
Часть
чистого дохода идет на накопления и называется фондом накопления (предназначен
для расширенного воспроизводства).
20.Цена и ценообразование на продукцию с.-х.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Кроме того, цена – форма
выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Т.е. как
экономическая сущность цена проявляется только в условиях обмена товара. Функции
цены:
1. измерительная – определяет стоимость товара,
2. учетная – переводит показатели количества и качества товара в денежные
единицы, что дает возможность их учета.
3. регулирующая –основной инструмент, позволяющий уравновесить спрос и
предложение.
4. распределительная – государство через ценообразование осуществляет
перераспределение национального дохода между отраслями, регионами и т.д.
5. стимулирующая – цена может стимулировать увеличение выпуска продукции и
рост ее качества.
Механизм ценообразования – способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом
влияния ценообразующих факторов. Различают затратный (производственный) и
рыночный способы ценообразования. Затратный способ определяет цену на основе
затрат на производство и реализацию единицы продукции. При этом подразумевается
получение производителем определенной суммы прибыли. По данному методу цена:
Ц=С+П, где с – средние издержки производства и реализации единицы продукции, П
– прибыль за единицу товара.
В рыночном механизме цена
устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения. Т.е. это
равновесная цена на данное количество товара.
По ряду признаков цены
подразделяются на виды. Оптовые цены – цены, по которым
продукция реализуется крупными партиями. Розничные – в розничной сети, в
небольшом количестве, отдельным покупателям. Закупочные – цены, по кот
государство закупает продукцию у производителей. Регулируемые –
регулируются гос органами. Целевые – устанавливаются государством для
обеспечения паритетного соотношения цена на промышленную и с.-х. продукцию,
покрытия расходов, получения достаточной прибыли для расширенного
воспроизводства. Гарантированные – применяются в случае, если средние
рыночные цены ниже гарантированных (они должны обеспечить получение
производителем дохода для расшир воспроизводства). Договорные – по
соглашению сторон. Свободные (рыночные) – под воздействием спроса и
предложения. Монопольная цена – устанавливается монополиями (обычно она
более высокая в случае продажи, и боле низкая в случае покупки сырья). По
времени действия – постоянные (не меняются в теч всего срока), текущие
(меняются в рамках одного контракта в завис-ти от ситуации на рыке), сезонные
(в пределах одного периода). Сопоставимые цены – принятые за базу
сопоставления, единые для страны. В зависимости от вида рынка, на кот они
образуются – биржевые, аукционные и т.д. Кроме того, выделяют мировые цены.
Сезонное движение цен – ценовые
различия в реализации продукции в разные периоды времени. Это движение
обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, и в частности его
сезонностью. Так продукцию селькохосяйства можно реализовывать как за счет
текущего производства, так и за счет запасов. Кроме того некоторая продукция
имеет различные производственные затраты в течении года (например молочное
скотоводство), что тоже обуславливает сезонное движение цен. Кроме всего
прочего, сезонное движение цен может быть вызвано сезонностью спроса на данную
продукцию.
21.
Основные и оборотные средства в с.-х.
Выраженные в стоимостной форме,
средства производства представляют собой производственные фонды, которые
подразделяются на основные и оборотные.
Основные фонды (ОФ) - это средста груда, которые многократно участвуют в производственном
процессе, сохраняя при ном спою натуральную форму, а их стоимость переносится
на производимую продукцию частями, по мере износа.
Для учета, анализа и планирования
основные фонды классифицируют по ряду признаков.
По функциональному назначению ОФ делят на производственные и непроизводственные. Производственные
ОФ — это фонды, которые непосредственно участвуют в производственном
процессе или создают условия для его нормального осуществления. В свою
очередь, они подразделяются на основные производственные фонды сельскохозяйственного
и несельскохозяйственного назначения.
Непроизводственные ОФ — фонды, непосредственно не участвующие в производственном процессе
(жилые дома, детские и спортивные учреждения, школы, больницы, другие объекты
бытового и культурного назначения).
По вещественно-натуральному
составу:
1. Здания — административные,
хозяйственные, основных, вспомогательных и подсобных производств.
2. Сооружения —
инженерно-строительные объекты, которые необходимы для осуществления процесса
производства.
3. Передаточные устройства —
водопроводные и электрические сети, теплосети, телефонные и телеграфные сети,
газовые сети.
4. Машины и оборудование — все виды
машин и оборуд, используемых в с.-х..
5. Транспортные средства —все виды
автомобилей, гужевой и водный транспорт, прицепы, электрокары и т. д.
6.
Производственный и хозяйственный инвентарь — емкости для хранения, тара
(фляги, бидоны и Т.Д.), мебель, шкафы, пишущие машинки, компьютеры, множительные
аппараты, противопожарный инвентарь и др.
7. Рабочий скот: лошади, волы,
верблюды.
8. Продуктивный скот: коровы,
свиноматки, козы, овцематки и др.
9. Многолетние насаждения: плодовые,
ягодные, чайные, полезащитные.
10.Капитальные вложения по улучшению
земель (без сооружений) — затраты на поверхностное улучшение земель
сельскохозяйственного назначения.
11.Инструмент и прочие основные фонды.
В зависимости от степени влияния
фондов на процесс производства их подразделяют на две части. Активная
часть основных фондов принимает непосредственное участие в производственном
процессе (машины и оборудование, транспортные средства, рабочий и продуктивный
скот, многолетние насаждения, приборы, инвентарь). Пассивная часть основных
фондов обеспечивает нормальное функционирование производственного процесса
(здания, сооружения).
По отраслевому признаку основные фонды подразделяют на фонды растениеводства, животноводства и
общего назначения.
По принадлежности основные фонды делят на собственные и арендованные.
Эффективность использования
основных фондов:
Фондоотдача (Фот) представляет собой отношение стоимости валовой
продукции сельского хозяйства к среднегодовой стоимости основных
производственных фондов сельскохозяйственного назначения и показывает, сколько
продукции получено на единицу основных фондов (Фот=ВП/ОФ)
Обратным показателем по отношению к
фондоотдаче является Фондоемкость (Фем) выражает отношение
среднегодовой стоимости основных производственных фондов к стоимости валовой
продукции сельского хозяйства и показывает, сколько основных средств принимало
участие в производстве единицы продукции:
Фондоотдачу и фондоемкость можно
рассчитывать не только по валовой, но и по чистой продукции (валовому доходу),
чистому доходу. Для характеристики экономической эффективности использования
основных фондов применяют такой показатель, как срок их окупаемости (Сок).
Это отношение среднегодовой стоимости производственных основных средств к
годовой сумме прибыли.
В процессе сельскохозяйственного
производства важную роль играют оборотные средства, которые состоят из производственных
оборотных фондов и фондов обращения.
Производственные оборотные фонды — это средства производства, которые целиком потребляются в процессе
одного производственного цикла, полностью переносят стоимость на созданный
продукт и изменяют свою натурально-вещественную форму. Производственные
оборотные фонды подразделяются на производственные запасы, незавершенное
производство и расходы будущих периодов.
Производственные запасы — это предметы, которые еще не вступили в процесс производственного
потребления. К ним относятся семена, посадочный материал, удобрения,
ядохимикаты, корма, топливо, запасные части, мелкий инвентарь и др.
Незавершенное производство
- это оборотные фонды, которые находятся па
стадии производства. Это затраты под урожай будущих лет, затраты
на незаконченную инкубацию яиц и т.д..
Расходы будущих периодов — это затраты на строительство и содержание летних лагерей, загонов,
навесов и других сооружений некапитального характера для животных,
пусконаладочные работы (животноводческие комплексы, тепличные комбинаты и др.).
Они включаются в себестоимость продукции равными долями в течение 2—3 лет.
Фонды обращения — это средства, обслуживающие процесс реализации продукции: готовая
продукция, предназначенная для реализации, денежные средства в кассе и на
счетах, а также средства в расчетах — расчеты с организациями, по оплате труда,
с разными лицами, товары отгруженные, прочие дебиторы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23
|