рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Теория экономического прогнозирования

Во-вторых, использование данных первичного учета для разработки прогнозов и принятия на их основе управленческих решений осложняется из-за отсутствия единообразия форм первичного учета, большого объема оперативной информации, которая зачастую носит разрозненный характер и не всегда систематизирована.

В-третьих, на предприятиях часто слабо организован сам процесс сбора и подготовки информации для последующих управленческих реше­ний, носящих перспективный характер, практически отсутствует ответст­венность за подачу несвоевременной и неточной информации со стороны лиц, исполняющих учетные функции.

Для сведения к минимуму отмеченных недостатков в информацион­ном обеспечении системы управления деятельностью предприятий и, осо­бенно сложных интегрированных структур, можно предложить использо­вание элементов управленческого (производственного) учета, широко ис­пользуемого в зарубежной практике [17].

Управленческий учет в отличие от финансового, имеющего ориента­цию на внешних пользователей, обеспечивает информацией лиц, ответст­венных за принятие перспективных решений.

При разработке экономических прогнозов на уровне хозяйственных структур информация может быть запрошена администрацией (дирекцией) немедленно, по мере необходимости. Учитывая, что принимаемые реше­ния носят прогностический характер, менеджеры нуждаются в детальной информации о предполагаемых объемных показателях, затратах и доходах.

Если в настоящее время данные об объемах производимой и реали­зуемой продукции подаются менеджерам достаточно оперативно, то про производственные затраты этого сказать нельзя, хотя эффективное управ­ление производством на предприятиях невозможно без развитой, хорошо отлаженной системы учета производственных затрат.

Отмеченные ранее недостатки в системе учета приводят к тому, что прогноз затрат становится очень приближенным и не учитывает реальную экономическую ситуацию на местах возникновения затрат. Отсутствие персональной заинтересованности менеджеров центров ответственности за понесенные затраты приводит к частым сбоям в подаче информации, к ис­кажению подлинного уровня затрат {преуменьшению или, наоборот, «раз­дуванию» расходов структурных подразделений). Особенно сложным ста­новится формирование репрезентативной выборки по затратам и их эле­ментам в краткосрочные периоды времени (недели, месяцы), что затрудня­ет вычисление сметных уравнений, широко применяемых в западной прак­тике учета для прогнозирования характера поведения затрат (особенно при оптимизационном прогнозировании). Расчет сметных уравнений для каж­дого элемента затрат необходим в силу того, что затраты по отдельным элементам и статьям изменяются неравномерно в зависимости от объемов производства: одни носят ярко выраженный переменный характер (мате­риалы, топливо, энергия); другие - постоянный (общецеховые и общепро­изводственные расходы, амортизация); третьи являются смешанными, по­лупеременными (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования). С помощью сметных уравнений определяют вид, тесноту связи между затра­тами, долю постоянных затрат в их общей сумме и прогнозируют поведе­ние себестоимости и отдельных элементов на определенный период с дос­таточной степенью точностью. Имея сметные уравнения, легко можно при прогнозировании вносить поправки на инфляцию (так как разные состав­ляющие затрат инфлируют неравномерно), что также повышает качество прогнозов.

В нашу задачу не входит описание всех методов деления затрат на постоянные и переменные. Они хорошо изучены, им посвящено множест­во книг и монографий [3, 17, 18], Из числа наиболее часто используемых можно назвать метод высшей и низшей точки, метод наименьших квадра­тов, метод корреляции и т.п. Надежность использования этих методов

можно повысить, проводя тщательный качественный предварительный анализ данных. Исследовать поведение различных видов затрат в зависи­мости от объемов производства можно при помощи вычислительной тех­ники и стандартных статистических программ. Вводя дополнительную информацию о меняющихся затратах, можно с помощью таких программ легко корректировать параметры прогнозных уравнений и подсчитывать ожидаемые расходы. Применение средств вычислительной техники при решении прогностических задач обеспечивает, с одной стороны, оператив­ное, нетрудоемкое их решение, а с другой - хорошее качество информации, получаемой для перспективного анализа и проведение на его основе прогноза.

Кроме внедрения в производственную и учетную практику хозяйст­вующих субъектов элементов управленческого учета, необходимым явля­ется создание системы раннего предупреждения, то есть особой информа­ционной системы, благодаря которой руководство предприятия должно получать сведения о потенциальных опасностях, грозящих от внешней среды и (или) внутренней среды самого предприятия, с тем, чтобы свое­временно и целенаправленно реагировать на «угрозы» соответствующими мероприятиями.

Данные раннего предупреждения выступают в роли своеобразных индикаторов и показывают их влияние на динамику оборота и прибыли в случае, когда менеджерами не принимаются никакие меры. По сути, речь идет о комбинированной прогнозно-аналитической информации, которая исходит из, во многом, скрытых явлений и позволяет спрогнозировать их воздействие с высокой заданной вероятностью.

Процесс создания системы раннего предупреждения должен вклю­чать следующие этапы [36]:

1.    Определение области наблюдения. При этом в соответствии с целями предприятия определяются потенциальные источники опасности, ко­торые могут служить причиной кризисного развития предприятия. Внеш­ними областями наблюдения могут быть специфические рынки (местный, региональный, внешний), технологические сферы; внутренними - продук­товые программы. Схематично внешние и внутренние области наблюдения
показаны на рис. 4.3.

2.    Определение индикаторов раннего предупреждения (об объемах заказа, ценах на рынках снабжения и сбыта, об инвестициях и т.п.).

3.    Определение целевых показателей и интервалов их изменения по каждому индикатору.

Определение задач для центров обработки информации. При этом периферийными элементами (датчиками), которые улавливают изменение индикаторов, могут быть менеджеры всех подразделений хозяйственной структуры. В ряде случаев возможна децентрализованная оценка сигналов раннего предупреждения, а централизованная обработка может быть возложена на службы маркетинга и планово-экономический отдел, группу прогнозирования.




Национальная и хозяйственная международная  среда

 
 


Технологическая среда

Внутренние области наблюдения

Социально-культурная среда

Продуктовая программа

Персонал

                                 

Оборудование и финансовое вложение

 

НИОКР

Сбыт

Производство и снабжение

Управление

Политико-правовая среда

 

Экологическая среда

 

Рис. 43. Области наблюдения в системе раннего предупреждения

5. Формирование информационных каналов. Речь идет о структури­ровании информационных связей между внешней средой, структурными подразделениями и системой раннего предупреждения, а также между этой системой и ее пользователями - руководителями всех уровней.

Сбор, документирование и обработку информации раннего преду­преждения следует осуществлять при помощи компьютерной техники и современных информационных технологий. Новые информационные технологии включают:                                                         •

•    новые технологии коммуникаций на основе локальных и распределительных сетей  ЭВМ;

•    новые технологии обработки информации на основе персональных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

•    технологии, исключающие бумагу как основной носитель инфор­мации;         ,

•    новые технологии принятия решений на основе средств искусст­венного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, систем моделирова­ния с различными формами  представления моделируемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленческую и прогностическую деятельность преследует не только автоматизацию ру­тинных методов обработки информации, но и организацию информацион­но-коммуникационного процесса прогнозирования на качественно новом уровне.

Создание ориентированной на результат системы раннего предупре­ждения требует полной автоматизации обработки информации, что обу­словлено большим объемом данных, которые должны быть обработаны и сохранены, необходимостью обращения к различным целям и исходным данным, большим количеством расчетных операций, которые необходимо выполнить в короткое время, чтобы своевременно подготовить текущую проблемно структурированную управленческую информацию.

В сложной хозяйственной структуре такая автоматизация возможна на основе создания интегрированной информационно-управленческой сис­темы (УИС), которая позволит:

•    получать машинное представление широкого спектра управленческой информации (плановой, оперативной, контрольной, прогнозной) в до­кументированной форме:

•    обсчитывать на ЭВМ и представлять программируемые виды (про­цессы) управленческой деятельности.

Достоинство такой системы - ее ориентация не только на прошлые периоды, но и на будущее. В отличие от автоматизированных систем пла­новых расчетов (которые в настоящее время используются на большинстве предприятий) в системе УИС должна учитываться прогнозная информа­ция, подготовленная на базе расчетных моделей, в соответствии с принци­пом замкнутого контура управления, а на базе прогнозных, контрольных показателей и Данных раннего предупреждения формироваться информа­ция для регулирующих воздействий.

Во многих хозяйственных структурах, учитывая их системную сложность, создать всеобъемлющую информационно-коммуникационную сеть предприятия практически невозможно. Однако, если первоначально нельзя достичь полной интеграции, то возможно создать локальные субсистемы (например, по центрам ответственности), которые формируются в отдельности, а в дальнейшем могут быть объединены в замкнутую информационную сеть, где получают большое количество информации и прово­дят машинную подготовку принимаемых прогнозных решений. В связи с этим функциональные связи между субсистемами должны быть учтены уже на первой фазе реализации, и должна существовать единая концепция создания глобальной системы. Внедрение такой системы позволит упоря­дочить документооборот, исключить несогласованность документов, уско­рить процесс их формирования, улучшить качество принимаемых реше­ний.

Работоспособность информационной системы во многом будет зави­сеть от характера данных, поступающих из различных подразделений предприятия. Новый подход к прогнозированию (прежде всего кратко­срочному) приведет к увеличению информационных потребностей и рас­ширению перечня исходных данных, необходимых для осуществления прогноза.

В результате формируется новая информация о доходности и рента­бельности подразделений предприятий и видов продукции, составляются модели трендов объемных показателей, сметные уравнения ожидаемых за­трат по центрам ответственности, информация о минимально необходи­мых выплатах из прибыли, о портфеле заказов по поставщикам, подрядчи­кам, покупателям и заказчикам и т.д.

Вся перечисленная информация, включая традиционные учетные данные, содержащиеся в официальной статистической и финансовой от­четности, составляют банк базовых данных, являющихся входной инфор­мацией для банка моделей. Для получения на основе этих данных управ­ленческой информации их следует подвергнуть обработке специальными программами обобщения данных, и тогда они уже в обобщенном виде по­служат материалом для управления на различных ступенях иерархии.

При создании интегрированной УИС устраняется негативное воз­действие искусственных границ между подразделениями. Информацион­ные потоки в интегрированной системе становятся естественным отраже­нием действительных взаимосвязей всех процессов в рамках предприятия и позволяют создать имитационную модель сложной хозяйственной струк­туры.

Используя имитационные и оптимизационные модели из банка управленческих моделей (например, балансовые модели, экстраполяционные модели, сметные уравнения), можно определить воздействие измене­ний в производственной программе и потенциале предприятия или влия­ние изменения стоимостных параметров на высшие конкретные (стоимо­стные) цели предприятия, что может служить основой для принятия необ­ходимых решений руководством предприятия.


4.    ОРГАНИЗАЦИЯ И ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОГНОЗОВ

Организация работ по прогнозированию представляет собой ком­плекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозирова­нию являются:

•    сбор и систематизация необходимой для прогнозирования информации;

•    подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;

•    формирование и организация функционирования рабочих органов
программирования, интегрированных с существующими службами управ­ления.

Рациональная организация работ по прогнозированию должна обес­печивать оперативное получение вариантов качественных характеристик изучаемого объекта, тенденций его изменения, также сокращение средств и трудозатрат на проведение прогнозирования. Выполнение этих требова­ний возможно при соблюдении определенных принципов организации ра­бот по прогнозированию, представленных в табл. 5.1.

Для реализации всех перечисленных принципов в хозяйственной структуре должно существовать специализированное подразделение, рабо­ту в котором должен координировать и возглавлять один из высших руко­водителей, так как в противном случае эта работа «затухает» и оказывается недостаточно эффективной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.