|
|
; ; ; ; Таким образом, вследствие сокращения физического объема продукции выручка предприятия уменьшилась на 2631,7 тыс. руб. Повышение цены привело к увеличению выручки на 1331,7 тыс. руб. Общее снижение выручки составило 1300 тыс. руб. 1.6.8 Метод дробления приращений факторов.Суть метода в дроблении общего приращения фактора Dxi на m (обычно равных) частей. В этом случае (1.6.8) Общее приращение показателя Dy в этом случае также окажется суммой частных приращений , гдеопределяется в некоторых промежуточных точках Cj (j=1,...,m-1) между А и В . Вследствие того, что Dxji=Dxi/m ®0 при m®∞ значение ошибки Еj для каждого Dyj мало. И сумма этих ошибок меньше, чем при использовании, например, метода дифференцирования: Недостатком этого метода является высокая трудоемкость расчетов. 1.6.9 Метод интегрированияМетод интегрирования является предельным случаем метода дробления приращений факторов при бесконечном увеличении m. В этом случае Ошибка разложения при этом отсутствует. Этот метод применяется крайне редко в силу высокой трудоемкости процесса интегрирования. 1.6.10 Логарифмический методЭтот метод используется для показателей, представленных мультипликативными функциями. Рассмотрим его на примере двухфакторной модели П= а*x. Прологарифмируем её (по любому основанию):
Если значение показателя изменяется с П0 до П1, то разность соответствующих логарифмов можно представить как lg П1 - lg П0= (lga1- lga0)+(lgx1- lgx0) или lg П1/ П0 =lg(a1/a0)+ lg(x1/x0) или Умножив на DП= П1- П0 правую и левую части последнего тождества получим: где Uп, Uа, Ux - индексы показателя и факторов. Здесь первое слагаемое в правой части определяет влияние фактора а на приращение показателя П, а второе - влияние фактора x. Соответствующие модели могут быть разработаны для любого количества факторов. Пример 1.6. С учетом данных примера 1.1. получим
DВРП=2500*11- 2400*12= -1300 lgUв= lg0,955= -0,02 lgUм= lg0,917= -0,0375 lgUц= lg1,041= +0,0175 -1300= (-1300)*(-0,0375)/(-0,02) + ((-1300)*0,0175)/ (-0,02) = -2438 + 1138 Итак: общее изменение выручки DВРП= -1300 тыс.р., в том числе: за счет изменения цены DВРПц= +1138 тыс.р. за счет изменения физического объема продукции DВРПм= -2438 тыс.р. Учитывая, что Uп=Uа*Ux формулу приращения показателя также можно представить в виде:
1.6.11 Графическая интерпретация результатов факторного анализа.Для более наглядного представления результатов анализа рекомендуется представлять их в графической форме. Для этого используются круговые и векторные диаграммы. Круговая диаграмма позволяет ответить на вопрос: какова доля влияния отдельных факторов на показатель? Ответ на такой вопрос может быть получен только в случае, когда действия всех факторов однонаправленны, то есть все факторы одновременно или увеличивают, или уменьшают показатель. Влияние каждого из них изображается в виде сектора круга. Сумма всех секторов (площадь круга) - совместное влияние всех факторов на изменение показателя. Доля площади сектора в площади круга характеризует удельный вес влияния изменения фактора на изменения показателя. Пример 1.8. Изменение цен увеличило выручку от реализации продукции на 1600 тыс.руб., а изменение физического объема реализации увеличило выручку на 6400 тыс.руб.. Определим процентное влияние факторов и изобразим его в виде диаграммы. Общее изменение выручки 1600+6400=8000 тыс.руб. Доля влияния цен 1600/8000 *100%=20%. Доля влияния объемов 6400/8000 *100%=80%. Соответствующая диаграмма представлена на рисунке.
Однако в случае разнонаправленного влияния факторов на динамику показателя решить задачу способом, указанным выше, не удается. Не удается определить процентное участие динамики фактора в динамике показателя. Невозможно построить и круговую диаграмму. Наиболее удачным способом графического изображения влияния динамики факторов на динамику показателя в общем случае является векторная диаграмма. Она строится на плоскости XоY. На оси oX откладываются отрезки (произвольной длины) для каждого фактора и результирующего показателя. На оси oY указывается масштаб изменения факторов и показателя. Величина изменения результирующего показателя под воздействием изменения конкретного фактора указывается в виде вектора. Длина вектора равна величине изменения результирующего показателя. Направление - вверх, если изменение положительно, или вниз если изменение отрицательно. Построение диаграммы может начинаться с изображения влияния любого фактора. Порядок их следования безразличен. Каждый последующий вектор откладывается от конца предыдущего вверх или вниз в зависимости от знака. Начало первого вектора лежит на оси оX. Вектор, соединяющий ось оX с концом вектора, относящегося к последнему фактору, и будет характеризовать изменение показателя под воздействием всех факторов. Если он направлен вверх изменение показателя положительно, если вниз - отрицательно. Модуль (длинна) этого вектора равна суммарной величине изменения результирующего показателя. Пример 1.9. Показатель является абстрактной функцией трех факторов y = x1 * x2 * х3. Данные о динамике факторов представлены в таблице 1.6.11.1. Таблица 1.6.11.1 | ||||||||||||
Фактор |
Базисное значение |
Отчетное значение |
|||||||||||
x1 |
3 |
2 |
|||||||||||
x2 |
5 |
7 |
|||||||||||
х3 |
4 |
3 |
Факторный анализ приращения показателя выполним с использованием, например, метода дифференцирования:
Dy = Dx1 * x2 * х3 + x1 * Dx2 * х3 + x1 * x2 *D х3 = (2 - 3)*5*4 + 3*(7 - 5)*4 + 3*5*(3 - 4) = -20 + 24 - 15 = - 11.
Таким образом, изменение показателя вследствие динамики отдельных факторов составит:
- первого фактора Dy(x1 ) = - 20,
- второго фактора Dy(x2 ) = + 24,
- третьего фактора Dy(х3 )= - 15,
- совместное влияние всех факторов Dy = - 11.
Построение векторной диаграммы начнем, например, со второго фактора. Результат построения изображен на рисунке 1.3.
Задачи анализа производства продукции:
1. Анализ достижения запланированного уровня по объему продукции.
2. Оценка влияния факторов на изменение показателей производства продукции.
3. Оценка комплектности и ритмичности производства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.