Некоторые сотрудники в ходе
индивидуально-психологического обследования не оставляют попыток выглядеть в
благоприятном свете, создать слишком благоприятный образ себя. Ложные ответы в
анкетах и опросниках ни к чему не приводят. В
результате достоверность тестов и методик составляет 60-70 %. Сложно вести психокоррекционную
работу в таких условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кадры являются самым значительным ресурсом любого общества, любой страны и любой
организации. Недаром в западных экономически развитых странах, говоря об управлении кадрами, подразумеваются
именно "людские ресурсы".
В России же в период становления рыночных
отношений на первый план также выдвигается потребность не в
"кадрах", а именно в "людских ресурсах". Однако весьма распространена практика
малоэффективного их использования. Часть специалистов не могут найти работу
или имеют работу более низкого уровня сложности, чем их действительный
потенциал.
Сегодня эффективно управлять кадрами можно только
при обязательном использовании современных научных исследований в области
менеджмента и управления персоналом как одного из его направлений.
Актуальной эта проблема является и в отношении всей системы таможенных
органов Российской Федерации.
Создание принципиально новой для современного
российского государства таможенной службы - это уже свершившийся факт. И
сейчас наступило время, когда решение задач ее
дальнейшего развития уже нельзя обеспечить экстенсивными формами, свойственными
начальному этапу становления.
За последние два года работа с кадрами выделена в
таможенных органах в разряд приоритетных направлений. И это неслучайно,
поскольку без совершенствования кадровой работы, форм управленческой деятельности, повышения профессионализма, организованности
и дисциплины невозможно решить задачи, поставленные перед таможенной службой
страны.
Научные основы
менеджмента в значительной степени применяются на практике в отношении
таможенной системы России и, в частности, Орской
таможни как составного ее элемента.
Нами дана характеристика Орской таможне с точки
зрения типов организации, выделяемых специалистами-менеджерами. На примере
Орской таможни мы исследовали работу всех семи
законов, обязательных для любой организации. В структуре
таможенной системы России и организационной структуре
Орской таможни соблюдены научные принципы построения
организационных структур. При анализе схемы управления Орской таможней мы проследили в ее
основе научно разработанные схемы управления. В работе
с персоналом в Орской таможне довольно четко разграничены функции линейных и штатных менеджеров. Система
подбора, профессиональной адаптации и расстановки кадров в таможне хотя и не
доросла до маркетинга персонала, но строится исходя из рекомендаций
менеджеров-теоретиков. Необходимость процесса развития карьеры заложена в
самой структуре таможенной системы России. Практически, все составные
элементы, этапы и движущие мотивы процесса развития карьеры в таможне
соответствуют выведенным теоретически. Плановые начала процесса развития
служебной карьеры также характерны для Орской таможни, хотя они пока еще слабо
развиты.
В результате проведенного анализа мы можем сделать
следующие выводы.
Кадровая политика в Орской таможне, то есть
комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих , социально-психологических мер, направленных на
формирование необходимых
кадровых ресурсов и обеспечение эффективной
деятельности по решению поставленных перед таможней задач, осуществляется с учетом научных основ управления персоналом как самостоятельного
вида деятельности в области менеджмента.
Работа с персоналом в таможне проводится по
следующим направлениям:
- своевременное пополнение подразделений
кадрами;
- оптимизация организационно-штатной
структуры, рациональная расстановка кадров;
-
обеспечение высокого уровня профессионализма, условий
для всестороннего развития личности каждого работника;
-
мотивация кадров к эффективной служебной деятельности.
Работа с персоналом в таможне осуществляется в
соответствии со следующими принципами:
1. Обеспечение строгого соблюдения требований
законов, установленных норм и правил, регламентирующих жизнедеятельность
работников, персональная ответственность за
выполнение ими служебного и профессионального долга.
2.
Доверие и уважение к работникам, объективная оценка их качеств и результатов
служебной деятельности.
3. Создание условий для
профессионального роста кадров, творческого исполнения ими своих служебных
обязанностей.
4. Единоначалие с использованием в его
пределах возможностей коллегиальных органов.
5. Оптимальное сочетание опытных и
молодых работников, преемственность в руководстве, планомерное движение
кадров.
6. Гласность, систематическое
информирование работников по вопросам работы с кадрами.
Главным критерием оценки эффективности работы с
персоналом в таможне являются результаты его
деятельности в решении возложенных на него задач.
Тем не менее, работа с персоналом в Орской таможне нуждается
в совершенствовании. Поскольку таможня является
исполнительным органом в иерархии таможенной системы, совершенствование
кадровой политики в сдельно взятой таможне вне
ее прямой зависимости от кадровой политики в таможенной системе в целом
невозможно.
Для повышения эффективности кадровой работы,
результатом которой является успешное выполнение поставленных перед Орской
таможней задач, для создания предпосылок и потенциальных возможностей для
развития карьеры служащих таможни необходимо осуществить
комплекс дополнительных мер:
1.
Разработать методику определения негрузки таможенных
служащих и внедрить научно обоснованные межотраслевые и ведомственные нормативы
труда.
2. Разработать
квалификационные требования к различным категориям сотрудников таможенных органов всех дровней.
3. Внедрить
современные методики поиска, подбора, проверки и определения профессиональной
пригодности претендентов на службу в таможенных
органах.
4. Обеспечить пополнение кадров таможни
специалистами по таможенному делу, подготовленными на базе
Российской таможенной академии, ее филиалов, других
вузов и колледжей.
5. Обеспечить следующие возможности для
непрерывного роста квалификации кадров таможни:
- ввести практику обязательного обучения
на курсах повышения квалификации для всех служащих таможни по направлению их
деятельности раз в три-четыре года на базе регионального таможенного
управления и Государственного таможенного комитета;
- расширить контакты служащих таможни с
должностными лицами вышестоящих органов соответствующего направления деятельности
на местах - непосредственно в подразделениях таможни - для решения
оперативных вопросов, для проведения "круглого стола" теоретиков и
практиков таможенного дела;
- распределять по таможням большее
количество мест для обучения в Российской таможенной академии и ее филиалах;
-
обеспечивать должностных лиц таможни возможностью получения
дополнительного профессионального образования, которого требует специфика
подразделения, (например, обучение на бухгалтерских курсах, компьютерная
подготовка и так далее) за счет средств таможни;
- расширить практику проведения семинаров по различным направлениям
деятельности таможни на базе других таможен,
региональных таможенных управлений и Государственного таможенного комитета.
6. Совершенствовать кадровую
службу в таможне,
оснастить ее современными техническими средствами и методиками работы с
персоналом.
7. Совершенствовать работу по ротации кадров, а
именно, расширить практику осуществления ротации между таможенными органами,
предварительно уточнив ее правовую основу и подготовив материально-техническую
базу перемещения кадров.
8.
Расширить направления работы по формированию резерва кадров на выдвижение, а
именно:
- проводить с резервом кадров руководящего и среднего звена таможни эксперимент
"Дублер";
- осуществлять работу по выбору
"лучшего таможенника" с последующим
зачислением его в резерв кадров на выдвижение;
- расширить практику стажировок резервистов в других таможнях и вышестоящих таможенных
органах.
9.
Осуществить мероприятия по развитию психологической службы таможни, оснастив
ее современными техническими средствами и методиками, для эффективной работы
с персоналом таможни по всем направлениям деятельности психолога,
установленным вышестоящими таможенными органами.
10. Расширить издание учебной и
справочной литературы и обеспечить таможни необходимым количеством
экземпляров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Российской
Федерации. - М.: Издательство "Известия
Советов народных депутатов Российской
Федерации", 1993. - 168 с.
2. Веснин В. Р.
Основы менеджмента: Учебное издание. -М.:
Триада Лтд, 1996. - 384 с.
3. Герчикова
И.Н. Менеджмент: Учебное издание 2-е дополненное
и переработанное. - М.: Банки и биржи,
издательское объединение ЮНИТИ, 1995. - 480 с.
4. Шекшня С.
В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое
пособие. - М.: Бизнес-школа
"Интел-Синтез", 1996. - 304 с.
5. Бескровная Н.,
Герчиков В. Управление персоналом в российском
малом бизнесе // ЭКО.
- 1996. -№ 9. -с. 140.
6. Габричидзе
Б. Принцип профессионализма в государственной службе // Государство и право.
- 1995. -№ 12. -с. 19.
7. Маусов Н.
Менеджмент персонала - ключевое звено внутрифирменного управления // Проблемы теории и практики управления. - 1996. -№
6. -с. 108.
8. Мишин А.К. В кадре - кадровые службы // ЭКО. - 1996. -№ 9.-с. 49.
9.
Организация деятельности практики психолога в таможенных органах: Кодекс
профессиональной этики психологов. - М.: Государственный
таможенный комитет Российской Федерации, 1996.
10. Саруханов
Э., Сотникова С. Как
готовить кадры для предприятий // Проблемы
теории и практики управления. - 1994. -№ 4.-с. 71.
11. Саруханов
Э., Сотникова С.
Маркетинг персонала на предприятии // Проблемы теории и практики управления.
- 1996. -№ 1. - с. 88.
12. Страуссмен
Дж. Стратегический государственный
менеджмент // Проблемы теории и практики управления. - 1996. -№ 1. -с. 66.
13. Таможенные вести: ежемесячник. -
Екатеринбург. - 1995-96 гг.
14. Таможенный вестник: ежемесячник. -
Государственный таможенный комитет Российской Федерации. - 1995-96 гг.
15. Хищенко
В. Самоорганизация и менеджмент // Проблемы теории
и практики управления. - 1996. -№ 3. -с. 120.
16. Штаффельбах
Бр. Теоретические основы и функции экономики
персонала // Проблемы теории и практики
управления. - 1996. -№ 5. -с. 106.
17. Об итогах
работы таможенных органов Российской Федерации в 1996 году и основных
направлениях их деятельности в 1997 году. Решение Коллегии Государственного
таможенного комитета, 1997.
18. Об
итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 1995 году и основных
направлениях совершенствования их деятельности. Решение Коллегии
Государственного таможенного комитета Российской Федерации, 1996.
19. Об
утверждении Инструкции об организации работы по формированию резерва кадров
для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах Российской
Федерации. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации,
1995.
20. Об утверждении
Положения о порядке аттестации должностных лиц таможенных органов Российской
Федерации. Приказ Государственного таможенного
комитета Российской Федерации, 1994.
21. О порядке представления документов к присвоению специальных званий должностным
лицам таможенных органов Российской Федерации. Указание Государственного
таможенного комитета Российской Федерации, 1995.
22. О развитии системы профессионального
образования таможенных кадров Российской Федерации. Приказ Государственного
таможенного комитета Российской Федерации, 1995.
23. О ротации кадров в таможенных органах
Российской Федерации. Приказ Государственного таможенного комитета Российской
Федерации, 1996.
24. О
совершенствовании первоначальной подготовки и воспитания кадров таможенных
органов. Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации,
1994.
25. Сборник нормативных актов по вопросам
работы с кадрами в таможенных органах Российской Федерации: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ,
распорядительные акты федеральных ведомств, решения Коллегии Государственного
таможенного комитета РФ, Приказы Государственного таможенного комитета РФ.
Выпуск 1, книга 1. - М.: Государственный
таможенный комитет РФ, 1994. - 232 с.
26. Кадровые отчеты Орской таможни за 1995-98 гг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|