рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление персоналом в организации (на примере Орской таможни)

4. Закон композиции. Функционирование всех элементов  организации  подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них  конкретизиру­ют ее и являются по отношению к ней подцелями.

Целями Орской таможни являются осуществление  таможенного контроля и регулирование товарообмена в зоне ее дятельности  в соответствии с таможенным законодательством. Эти цели  достига­ются совокупностью выполняемых  27-ю  подразделениями  таможни своих функций, обусловленных их собственными целями.  Например, цель отделов таможенного  оформления  и  таможенного  контроля № 1 и № 2 - таможенное оформление и таможенный  контроль  това­ров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную  гра­ницу России; цель отдела по борьбе с таможенными правонарушени­ями - выявление оперативным путем таможенных правонарушений  и их пресечение; цель отдела товарной номенклатуры и  происхожде­ния товаров - проверка правильности заявления участником  внеш­неэкономической деятельности кода товара по Товарной  номенкла­туре внешнеэкономической деятельности и  страны  происхождения товара, от которых зависят наличие  таможенных  платежей  и их ставки. И так далее.

5 . Закон самосохранения .

Любая организация, так же,  как  и отдельные ее  элементы, стремятся сохранить себя как целое. Конечно, создание  таможни или какого-то ее отдела - это компетенция Государственного  та­моженного комитета. Но  организационная  структура  таможни  и штатная численность ее подразделений подвержены частым  измене­ниям в связи с экономическими и  политическими  изменениями  в стране. Эти изменения в таможне осуществляются как по инициати­ве вышестоящих органов, так и по  решению  начальника  таможни, которому дано право маневрировать определенным  процентом  име­ющейся в наличии  штатной  численности  по  своему  усмотрению. Попросту говоря, штатная единица перебрасывается из одного  от­дела в другой или за счет внутренних резервов создается  новый отдел или новая группа. Начальник отдела,  который  расстается со штатной единицей, естественно, прилагает  усилия  для сохра­нения целостности своего отдела, выдвигая веские, по  его  мне­нию, доводы, которые не всегда  принимаются  руководством  или вышестоящим органом.

6. Закон информированности.

В организации не может быть больше порядка, чем у ее  чле­нов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения.

Первоначальной реакцией персонала таможни  на  заключение межправительственных соглашений России и Казахстана  о  снятии таможенных барьеров была неуверенность личного  состава  погра­ничных таможенных постов в завтрашнем  дне. "Страсти  улеглись" по мере получения информации о реальном положении вещей:  упро­щение порядка таможенного оформления  и  таможенного  контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через  таможенную границу с Казахстаном, не означает ликвидацию этой границы.

7. Закон онтогенеза.

Жизнь любой организации состоит из трех основных фаз,  по­следовательно сменяющих друг друга:  становления,  развития  и угасания.

Как мы уже отмечали, государственная организация  создает­ся по решению вышестоящего органа. Тем не менее,  в  жизни  Орской таможни уже можно выделить две фазы:

- становление началось с момента вступления приказа о  со­здании таможни в действие, то есть с 13.10.93 и длилось пример­но до конца 1994 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка, когда создавалось большинство  подразде­лений таможни;

- процесс развития ведет отсчет времени примерно с начала 1995 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положе­ние и в таможенной системе России, и в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.

Угасание таможни будет зависеть от экономической ситуации в России, от направлений внутренней и внешней политики  нашего государства.

2.2. Принципы отбора кадров в Орскую таможню

Происходящие в Российской Федерации и за ее пределами мас­штабные политические и экономические перемены привели и  приво­дят к значительным переменам в инфраструктуре таможенных  орга­нов России, содержании их деятельности, увеличению объемов  ра­боты, к количественным и качественным изменениям  в  структуре персонала. Чрезвычайно усложнились условия отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах, направленных на кадровое  обеспечение  тамо­женных органов России в интересах более качественного  выполне­ния стоящих перед ними задач, а уже о кадровой политике как од­ной из сфер деятельности таможенных органов.

Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом специ­альных знаний и практических навыков, приобретенных в результа­те углубленной общей и специальной подготовки и  опыта  работы, необходим в любом деле, в  том числе и таможенном. Хотя профес­сионализм как принцип подбора, расстановки и  перемещения  кад­ров одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из  кон­ституционно закрепленных трех  ветвей  государственной  власти, в органах исполнительной власти, к которым, как нам уже извест­но, относятся таможенные органы, он имеет специфическое  содер­жание, особые черты и формы проявления. Что касается  всех  го­сударственных служащих, каковыми являются и таможенные   служа­щие, то их профессионализм  прежде  всего  предполагает знание особенностей соответствующей управляемой сферы, то  есть  нали­чие определенного образования. Кроме того, государственный слу­жащий должен обладать знаниями  в  области  теории  управления, конституционного, административного и  других  отраслях  права, относящихся к их должностям.

Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только знание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и правомочность их обсуждать и решать. Государственная служ­ба, в том числе и таможенная служба, призвана стать  профессиональной на всех ее уровнях.

В результате Государственный  таможенный  комитет  Россий­ской Федерации непрерывно осуществляет работу по  выработке мо­дели специалиста в таможенном  деле, профессионально-квалифика­ционных характеристик различных  категорий служащих, критериев и методов оценки кадров при их выдвижении, аттестации и переат­тестации. В дипломной работе нами  делается  попытка  сформиро­вать современные требования подбора кадров в таможенные органы.

Один из критериев отбора персонала - это требование высше­го образования как такового, вне связи с его  спецификой.  Это объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель общего уровня культуры, эрудиции  и  интеллекта человека.

На процесс подбора кадров прежде всего оказывает  влияние организационная структура таможни. Как мы уже отмечали, подраз­деления Орской таможни можно условно объединить в пять  блоков:

- финансово-экономический;

- правоохранительный;

- таможенного оформления;

- кадровый;

-         околотаможенной инфраструктуры.

Должностные лица первых трех блоков находятся  в  постоян­ном взаимодействии с участниками  внешнеэкономической  деятель­ности . Кадровый блок осуществляет работу с персоналом  таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению  и  движению,  их воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности становятся  при­оритетными при подборе кадров для таможни.  Например,  для  со­трудников финансово-экономичского блока  на  сегодняшний  день обязательным является экономическое  образование.  Аналогичным образом складывается ситуация  и  в  правоохранительном  блоке, для служащих которого на первое  место  выдвигается требование юридического образования. Инспекторам блока таможенного  оформ­ления зачастую требуются и экономические, и юридические знания, а кадрового блока - знания в области педагогики  и  психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки,  условно,  поскольку почти все таможенные служащие в той или иной степени  имеют де­ло с товарами, перемещаемыми  участниками  внешнеэкономической деятельности через таможенную  границу  России.  А  это значит, что экономические изменения в нашей стране  затрагивают  каждо­го сотрудника таможни и именно с точки  зрения  выполнения  им своих служебных обязанностей, а не только как  гражданина  Рос­сийской Федерации.

Практически все должностные лица таможни на том или  ином этапе своей деятельности встречаются с нарушениями  таможенных правил и вступают в межличностное общение  как  с  участниками внешнеэкономической деятельности, так и друг с другом.  В этом как раз и проявляется принцип  "специализация  +  универсализа­ция" и особенности профессионализма и  компетентности  таможен­ных служащих, о которых мы упоминали выше. С одной  стороны, к должностному лицу таможни предъявляется требование  быть непре­взойденным специалистом в узкой сфере своей деятельности,  обу­словленной подразделением, в котором он служит; с  другой  стороны, в непредвиденной ситуации инспектор таможни  обязан  про­явить способность представить в своем  лице  таможенный  орган, то есть одну из ветвей исполнительной  власти,  не зависимо от того, должность какого уровня он занимает.

Помимо специального звания кандидату на службу  в таможню необходимо обладать  гибкими  интеллектуальными  способностями, то есть быть легко обучаемым и переобучаемым, легко воспринима­ющим большие потоки информации. Важное значение  имеют  опреде­ленные физические данные, а в некоторых  случаях - пол  и  воз­раст. Кандидат должен уметь подчиняться  и  соблюдать  суборди­нацию, то есть принять первичность организации по  отношению к себе со всей ее иерархией.

И, естественно, никто не может спорить с Таможенным кодек­сом, который определяет, что  должностными  лицами  таможенных органов могут быть только граждане Российской Федерации, о чем мы писали выше.

Специальные условия требуют, чтобы кандидат не  подвергал­ся уголовному наказанию и не увольнялся из  государственных  и муниципальных учреждений за совершение дисциплинарных  проступ­ков. Кандидат должен быть способным нести службу  в  дневное и ночное время и иметь быструю реакцию.

На основе Инструкции о порядке отбора кадров на  службу в таможенные органы Российской Федерации, разработанной  Государ­ственным таможенным комитетом, в Орской  таможне  приказом  ее начальника утвержден порядок отбора кандидатов в  Орскую тамож­ню, состоящий из 18 последовательных  ступеней.  Порядок  пред­ставлен в табл. 2.6.

Изучив табл. 2.6, мы можем проследить аналогию  с  этапами, выделенными специалистами в области менеджмента,  если  первую ступень в таблице назовем вербовкой, вторую  -  первичным  изу­чением информации, третью - предварительным этапом, а  ступени с четвертой по восемнадцатую - этапом  селекции.  Мы  еще  раз убеждаемся в практической применимости  теоретических основ ме­неджмента как науки в отношении таможенной системы России и, в частности, Орской таможни.


Таблица 2.6

Порядок отбора кандидатов на службу в Орскую таможню

№ п/п

Проводимая работа

Ответственный

Примечание

1

2

3

4

1

Поиск кандидатов

Начальник комплектуемого подразделения


2

Индивидуальная беседа с кандидатом с целью про­верки документов (удо­стоверение личности, об образовании и др.), пер­вичной оценки кандидата и направления его в ком­плектуемое пдразделение для дальнейшего изучения

Начальник отдела кад­ров

Мнение изла­гается в Ли­сте изучения кандидата

3

Индивидуальная беседа с кандидатом, сбор и изуче­ние документов, характе­ризующих кандидата (по месту учебы, службы, пре­дыдущей работы, жительст­ва, личных рекомендаций сотрудников таможни) с целью определения профес­сиональной пригодности кандидата для обеспечения конкретного участка тамо­женной деятельности

Начальник комплектуемо­го подразде­ления


4

Разъяснение кандидату условий отбора, предупреждение его о необходимости прохождения медицинского освидетельствования, предъявления характеристики с предыдущего места работы, а также проверки в соответствии с законодательством РФ представляемых им сведений

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата


5

Оформление письменного заявления кандидата с просьбой рассмотреть его в качестве кандидата на службу в таможню

Начальник комплектуемо­го подразде­ления

После получения достаточных оснований считать, что изучаемое лицо может быть рассмотрено в качестве кандидата

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.