4. Закон композиции. Функционирование
всех элементов организации подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них конкретизируют ее и являются по отношению к ней подцелями.
Целями Орской таможни
являются осуществление таможенного контроля и
регулирование товарообмена в зоне ее дятельности в
соответствии с таможенным законодательством. Эти цели достигаются
совокупностью выполняемых 27-ю подразделениями таможни своих функций,
обусловленных их собственными целями. Например, цель отделов таможенного
оформления и таможенного контроля № 1 и № 2 -
таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу России; цель отдела по борьбе с
таможенными правонарушениями - выявление оперативным путем таможенных
правонарушений и их пресечение; цель отдела товарной номенклатуры и
происхождения товаров - проверка правильности заявления участником внешнеэкономической
деятельности кода товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической
деятельности и страны происхождения товара, от которых зависят наличие
таможенных платежей и их ставки. И так далее.
5 . Закон
самосохранения .
Любая организация, так же, как и отдельные ее
элементы, стремятся сохранить себя как целое. Конечно, создание таможни или
какого-то ее отдела - это компетенция Государственного таможенного комитета.
Но организационная структура таможни и штатная численность ее подразделений
подвержены частым изменениям в связи с экономическими и политическими
изменениями в стране. Эти изменения в таможне осуществляются как по инициативе
вышестоящих органов, так и по решению начальника таможни, которому дано право маневрировать определенным процентом
имеющейся в наличии штатной численности по
своему усмотрению. Попросту говоря, штатная единица перебрасывается из одного
отдела в другой или за счет внутренних резервов создается новый отдел или новая группа. Начальник отдела, который расстается со
штатной единицей, естественно, прилагает усилия
для сохранения целостности своего отдела, выдвигая веские, по его мнению,
доводы, которые не всегда принимаются руководством или вышестоящим органом.
6. Закон информированности.
В организации не может быть больше порядка, чем у
ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им
принимать осмысленные решения.
Первоначальной реакцией персонала таможни на
заключение межправительственных соглашений России и Казахстана о снятии
таможенных барьеров была неуверенность личного состава пограничных
таможенных постов в завтрашнем дне. "Страсти улеглись" по мере
получения информации о реальном положении вещей: упрощение порядка
таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных
средств, перемещаемых через таможенную границу с Казахстаном, не означает
ликвидацию этой границы.
7. Закон онтогенеза.
Жизнь любой организации состоит из трех основных
фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и
угасания.
Как мы уже отмечали, государственная организация
создается по решению вышестоящего органа. Тем не менее, в жизни Орской таможни уже можно выделить две фазы:
- становление началось с момента вступления приказа о создании таможни в действие, то
есть с 13.10.93 и длилось примерно до конца 1994 года, когда осуществлялся стремительный набор кадров, их подготовка,
когда создавалось большинство подразделений таможни;
- процесс развития ведет отсчет времени
примерно с начала 1995 года, когда таможня заняла определенное устойчивое положение и в таможенной системе России, и
в зоне своей деятельности и продолжается по сегодняшний день.
Угасание таможни будет зависеть от экономической
ситуации в России, от направлений внутренней и внешней политики нашего
государства.
2.2. Принципы отбора кадров в Орскую таможню
Происходящие в Российской Федерации и за ее
пределами масштабные политические и экономические перемены привели и приводят
к значительным переменам в инфраструктуре таможенных органов России,
содержании их деятельности, увеличению объемов работы, к количественным и
качественным изменениям в структуре персонала.
Чрезвычайно усложнились условия
отбора, расстановки, обучения и воспитания кадров. В настоящее время можно говорить не только о мерах,
направленных на кадровое обеспечение таможенных органов России в интересах
более качественного выполнения стоящих перед ними задач, а уже о кадровой
политике как одной из сфер деятельности таможенных органов.
Профессионал, то есть человек, владеющий комплексом
специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки
и опыта работы, необходим в любом деле, в том числе и таможенном. Хотя
профессионализм как принцип подбора, расстановки и перемещения кадров
одинаково важен для органов, осуществляющих каждую из конституционно
закрепленных трех ветвей государственной власти, в органах исполнительной
власти, к которым, как нам уже известно, относятся таможенные органы,
он имеет специфическое содержание, особые черты и формы проявления. Что
касается всех государственных служащих, каковыми являются и таможенные
служащие, то их профессионализм прежде всего предполагает знание
особенностей соответствующей управляемой сферы, то есть наличие
определенного образования. Кроме того, государственный служащий должен
обладать знаниями в области теории управления, конституционного,
административного и других отраслях права, относящихся к их должностям.
Первоосновой профессионализма является компетентность, то есть не только знание каких-то вопросов, осведомленность о них, но и
правомочность их обсуждать и решать. Государственная
служба, в том числе и таможенная служба, призвана стать профессиональной на всех
ее уровнях.
В результате
Государственный таможенный комитет Российской
Федерации непрерывно осуществляет работу по
выработке модели специалиста в таможенном деле, профессионально-квалификационных
характеристик различных категорий служащих, критериев и методов оценки кадров
при их выдвижении, аттестации и переаттестации. В дипломной работе нами
делается попытка сформировать современные требования подбора кадров в
таможенные органы.
Один из критериев отбора персонала - это требование
высшего образования как такового, вне связи с его спецификой. Это
объясняется тем, что высшее образование рассматривается скорее как показатель
общего уровня культуры, эрудиции и интеллекта человека.
На процесс подбора кадров прежде всего оказывает
влияние организационная структура таможни. Как мы уже отмечали, подразделения Орской таможни можно условно объединить в пять
блоков:
- финансово-экономический;
- правоохранительный;
- таможенного оформления;
- кадровый;
-
околотаможенной инфраструктуры.
Должностные лица первых трех блоков находятся в
постоянном взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности . Кадровый блок осуществляет работу с персоналом
таможни по подбору и расстановке кадров, их обучению и движению, их
воспитанию и укреплению трудовой дисциплины. Само название блоков и входящих в
их состав подразделений говорит о том, какие профессии и специальности
становятся приоритетными при подборе кадров для таможни. Например, для сотрудников финансово-экономичского
блока на сегодняшний день обязательным является экономическое образование.
Аналогичным образом складывается ситуация и в
правоохранительном блоке, для служащих которого
на первое место выдвигается требование юридического образования. Инспекторам
блока таможенного оформления зачастую требуются и экономические, и
юридические знания, а кадрового блока - знания в области педагогики и
психологии. Хотя это деление, как и деление на блоки, условно, поскольку
почти все таможенные служащие в той или иной степени имеют дело с товарами,
перемещаемыми участниками внешнеэкономической деятельности через таможенную
границу России. А это значит, что экономические изменения в нашей стране
затрагивают каждого сотрудника таможни и именно с точки зрения выполнения
им своих служебных обязанностей, а не только как гражданина Российской
Федерации.
Практически все должностные лица таможни на том
или ином этапе своей деятельности встречаются с нарушениями таможенных правил
и вступают в межличностное общение как с участниками внешнеэкономической
деятельности, так и друг с другом. В этом как раз и проявляется принцип
"специализация + универсализация" и
особенности профессионализма и компетентности таможенных служащих, о которых
мы упоминали выше. С одной стороны, к должностному лицу таможни предъявляется
требование быть непревзойденным специалистом в узкой сфере своей
деятельности, обусловленной подразделением, в котором он служит; с другой стороны, в
непредвиденной ситуации инспектор таможни обязан
проявить способность представить в своем лице таможенный орган, то есть одну из ветвей исполнительной власти, не зависимо от
того, должность какого уровня он занимает.
Помимо специального звания кандидату на службу в таможню необходимо обладать гибкими интеллектуальными способностями, то есть быть легко обучаемым и переобучаемым,
легко воспринимающим большие потоки информации. Важное значение имеют определенные
физические данные, а в некоторых случаях - пол и возраст. Кандидат должен
уметь подчиняться и соблюдать субординацию, то есть принять первичность
организации по отношению к себе со всей ее иерархией.
И, естественно, никто не может спорить с Таможенным
кодексом, который определяет, что должностными лицами таможенных органов
могут быть только граждане Российской Федерации, о чем мы писали выше.
Специальные условия требуют, чтобы кандидат не
подвергался уголовному наказанию и не увольнялся из государственных и
муниципальных учреждений за совершение дисциплинарных проступков. Кандидат
должен быть способным нести службу в дневное и ночное время и иметь быструю
реакцию.
На основе Инструкции о порядке отбора кадров на
службу в таможенные органы Российской Федерации, разработанной Государственным
таможенным комитетом, в Орской таможне приказом
ее начальника утвержден порядок отбора кандидатов в Орскую
таможню, состоящий из 18 последовательных ступеней. Порядок представлен в
табл. 2.6.
Изучив
табл. 2.6, мы можем проследить аналогию с
этапами, выделенными специалистами в области менеджмента, если первую ступень в таблице
назовем вербовкой, вторую - первичным изучением информации, третью -
предварительным этапом, а ступени с четвертой по восемнадцатую - этапом
селекции. Мы еще раз убеждаемся в практической
применимости теоретических основ менеджмента как науки в отношении таможенной
системы России и, в частности, Орской таможни.
Таблица
2.6
Порядок отбора
кандидатов на службу в Орскую
таможню
|