рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Управление персоналом в организации (на примере Орской таможни)

Пути повышения производитель-ности труда

Рабочие бригады и их функции

Организацион­ная культура фирмы

Обучение и по­вышение квали­фикации

Поощрительные системы оплаты труда

Взаимоотноше-ния в коллек-тиве

Влияние управ­ления персона­лом на дея­тельность фир­мы и ее орга­низацию

Оценка персона­ла и его деятельности


Взаимоотноше-ния с профсою-зами




______________

1) Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное издание 2-е дополненное и переработанное. - М.: Банки и биржи, издательское объеди­нение ЮНИТИ, 1995. - С. 9.

Появление в России в сложившейся  экономической  ситуации самостоятельного вида деятельности  специалистов-менеджеров по управлению персоналом означает отказ от  минимальных вложений в человеческие ресурсы,  затрагивающих  лишь  внешние производственно-бытовые стороны труда. Новая концепция исходит из экономических критериев деятельности работников,  ориентиру­ется на инвестиции, необходимые для обучения и тренинга  персо­нала, максимального раскрытия возможностей и способностей,  как отдельной личности, так и профессиональных и социальных  групп.

Принцип соотнесения денежных затрат на развитие персонала и получаемых результатов в виде прибыли становится  не  только общепризнанным, но и первостепенным для менеджмента  в  России. Такой подход  базируется  на  долгосрочной  стратегии  бизнеса, полностью соответствует ей  и способствует  видоизменению  дея­тельности персонала в производственно-технической и  социально-экономической сферах. Систему управления персоналом можно разделить на две  подсистемы: тактическую и стратегическую. На первую возложены  та­кие функции, как организация набора рабочей силы (поиск,  собе­седование, тестирование,  оформление  документов);  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации  кадров;  организация распределения, перемещения,  продвижения,  увольнения  работни­ков, оценка и выработка  рекомендаций  об их дальнейшей судьбе; текущий учет и планирование потребностей  в кадрах в рамках го­да на основе анализа их состояния.

Стратегическая подсистема ориентируется на разработку пер­спективной кадровой политики на основе анализа структуры персо­нала, эффективности использования рабочего времени,  прогнозов развития производства, занятости.

Работа с персоналом превратилась в последние годы в  одну из основных обязанностей руководителей всех уровней и направле­ний, которые должны придерживаться определенных правил.  Основ­ные из них следующие:

      - безусловная ориентация на требования законодательства о труде;

      - учет не только текущих, но и перспективных потребностей организации в персонале, исходящих из задач ее  развития,  про­гноза рыночной конъюнктуры и тенденций естественного  движения рабочей силы;

      - соблюдение баланса интересов организации и  ее  работни­ков;

      - создание условий для сокращения числа увольнений  и  со­хранения занятости;

      - максимальная забота о  каждом  человеке,  уважение  его прав, свобод, достоинств.

Результативное управление персоналом  основывается  на со­циальном партнерстве, под которым  понимаются  взаимосвязанные действия администрации, трудового коллектива, профсоюзов и ино­гда представителей государства. Стороны обязаны выполнять неко­торые требования.

1. Трудовой коллектив - наращивать производительность тру­да, повышать качество работы, соблюдать сроки выполнения  зада­ний, производственную и другие дисциплины, материально и  мора­льно отвечать за результаты труда.

2. Администрация - обеспечивать занятость и предотвращать массовые увольнения, материально стимулировать работников,  ин­дексировать заработную плату в соответствии с ростом цен,  обе­спечивать работников социальными пособиями  при  временной  не­трудоспособности и потере работы.

3. Правительство - выдавать госзаказы, обеспечивать ресур­сами, осуществлять  политику  протекционизма,  переквалифициро­вать работников за счет государства, обеспечивать лиц, потеряв­ших работу.

В рамках социального партнерства коллективу предоставляет­ся возможность участвовать в рассмотрении и оценке  текущих  и перспективных социальных программ, планов культурных и  оздоро­вительных мероприятий, улучшения охраны труда, отдыха, питания сотрудников, внедрении прогрессивных  форм  организации  труда, пересмотре норм выработки, утверждении систем оплаты и индекса­ции доходов.

1.2. Формы работы с персоналом и необходимость улучшения качественного состава персонала

Материальная культура современного общества стала настолько сложной, что дальнейшее развитие требует колоссальной концентрации ресурсов. Только в  рамках  современных  организаций, объединяющих и координирующих усилия сотен и даже тысяч талант­ливых и высококвалифицированных людей, стало возможным осущест­вление проектов, о которых гении прошлого могли только мечтать. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои спосо­бности, что делает их более сильными в борьбе за выживание.

Однако, возникнув, организации начинают жить самостоятель­ной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В их рамках люди используют организацию для достижения тех  це­лей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В  ча­стности, они надеются, что организация сможет дать  им  возмож­ность заниматься интересной, важной, престижной  деятельностью, обеспечит нужной информацией,  предоставит  необходимые  права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и  социальной защищенности.

Организация, в свою очередь, использует возможности  объе­диняемых ею людей для собственного укрепления и развития.  Поэ­тому она ожидает от своих членов определенного  опыта,  знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности,  от­ветственности, дисциплины, подчинения установившимся  правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей.

В идеале взаимоотношения между человеком  и  организацией должны быть сбалансированы, но баланс может  нарушаться  в  ре­зультате злоупотреблений с той и с другой стороны,  когда либо организация низводит людей до положения  винтиков,  либо  люди используют организацию в своих корыстных целях,  нанося  ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случае результат ока­зывается одинаковым - организация ослабевает и перестает норма­льно выполнять свои функции.

Деление организации на виды и типы осуществляется по  мно­жеству признаков. В нашем случае прежде всего стоит  затронуть статус организации по отношению к своим членам. В этом  смысле организации делятся на первичные и вторичные. Первичность озна­чает, что организация для объединяемых ею людей выступает  как некая внешняя данность, образованная и существующая независимо от них. Люди признают ее  главенство  над  собой,  возможность влиять на решение принципиальных вопросов, подчиняются ее  тре­бованиям, действуют в соответствии с устанавливаемыми  ею  пра­вилами, что и свидетельствует о первичности и абсолютной приори­тетности организации над ними. Примером первичной  организации может служить государственное учреждение, которое как  структу­ра возникает на основе решения вышестоящих инстанций, а  затем уже заполняется людьми.

Вторичные организации,  наоборот,  создаются  ее  членами, наделяющими их определенными правами и ресурсами, устанавливаю­щими "правила игры", которым на определенных  условиях  готовы подчиняться.

Исходя из особенностей взаимодействия отдельных элементов, организации подразделяются на  механистические  и органические. Первые  характеризуются  незыблемостью  границ,  преобладанием жестких  "вертикальных"  связей, официальным характером отноше­ний, всесторонней регламентацией и запрограммированностью  дея­тельности, напоминающей работу технических устройств, например,часов.

Такие организации обычно требуют от своих членов безуслов­ной лояльности, ограничивают свободу информации, действий,  вы­сказываний, игнорируют мнение людей и саму личность.

Механистическими по своей сути являются все  государствен­ные организации, а также крупные и средние коммерческие  фирмы, функционирующие в традиционных отраслях экономики,  слабо  под­верженных воздействию НТР и конкурентной борьбы.

Сегодняшняя жизнь характеризуется неустойчивостью хозяйст­венной конъюнктуры, неопределенностью ситуаций, постоянной сме­ной приоритетов, связей, ориентиров. Успеха здесь могут добить­ся организации, действующие на основе совершенно  иных  принци­пов - так называемые органические. Они  характеризуются  размы­тостью границ, значительной самостоятельностью отдельных звень­ев, слабой иерархичностью, широкой специализацией,  немногочис­ленностью правил и процедур, свободой выбора вариантов деятель­ности, оценкой результатов на основе реального рыночного эффек­та, преобладанием неформальных  отношений.  Такие  организации гибкие, маневренные, оперативные  в работе. Подобные  организа­ции чаще всего связаны с инновационными  процессами - научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками, внедрени­ем их результатов в практику.

С точки зрения легитимности деятельности организации  мож­но разделить на официальные и неофициальные. Официальные созда­ются для решения конкретных производственных, хозяйственных  и иных задач, являются  юридически  узаконенными,  существуют  в определенном правовом пространстве, их деятельность регулируется соответствующими нормативными актами.

Неофициальные организации, иначе их называют  неформальны­ми, складываются стихийно и существуют как совокупность  юриди­чески незафиксированных контактов между людьми,  преследующими определенные личные цели, достижение которых не обеспечивается их членством в официальных организациях.

Структура любой организации - это  упорядоченная  совокуп­ность ее отдельных элементов. При различных подходах элементов, как и структур, можно выделить множество. Основной  структурой, на которой как бы "крепятся" все остальные, является общая  ор­ганизационная структура, образованная составляющими данную  ор­ганизацию подразделениями.

В основе общей структуры лежит совокупность  обособленных видов деятельности, направленных на достижение тех или иных це­лей организации. Эти виды деятельности объединяются в самостоя­тельные группы и служат основой  процесса  департаментализации, то есть формирования соответствующих  подразделений  или офици­ально созданных групп людей, ответственных за выполнение  опре­деленного набора конкретных функций. Подразделения различаются статусом, числом работающих, величиной средств, которыми могут оперировать в процессе своей деятельности.

Департаментализация осуществляется в соответствии с  опре­деленными принципами, которые исходят из ресурсов или результа­та деятельности организации. Обратим внимание на три из них: количественный, функциональный и территориальный.

Количественный принцип построения  организационных  струк­тур является наиболее простым. Он применим  прежде  всего  там, где осуществляются наиболее простые виды деятельности, а также в учебных заведениях, и предполагает, что подразделения органи­зации (цехи, бригады, учебные группы и так далее) создаются из оптимального числа людей, необходимых для выполнения поставлен­ной задачи, а также возможности должным образом управлять  ими.

Для большинства крупных и средних предприятий и  организа­ций основным принципом департаментализации является  функциона­льный. Группировка подразделений происходит в  соответствии  с их функциями, отражающими основные направления и сферы их  дея­тельности. Например, производство, сбыт, финансы, маркетинг.

Организации могут быть представлены в соответствии с этим принципом несколькими блоками подразделений,  например,  произ­водственным, управленческим, социальным.

В последнее время на первый план выходит принцип  террито­риальный, когда каждое из входящих в  организацию  предприятий специализируется на производстве полного  набора  продукции  и услуг для нужд данного региона. В качестве примера функциональ­ной департаментализации можно привести районную сеть  почтовых отделений. Подобная структуризация целесообразна, когда  нужно сэкономить средства за счет локализации коммерческих  операций, лучше учитывать местные условия, обеспечивать личные  контакты. Такие структуры близки к рынкам, лучше управляемы.

Говоря о структуре организации, можно выделить еще два по­лярных способа ее построения: иерархию и гетерархию.  Иллюстра­цией первого может служить экипаж небольшого военного  корабля, все действия которого регламентированы инструкциями в иерархии подчинения. Футбольная команда, где каждый руководствуется правилами игры и ситуацией - пример действия гетерархической сети.

Человечество создавало управленческие иерархии для  выпол­нения задач, непосильных для одного человека.  От  первобытной охоты на крупного зверя до управления транснациональными корпо­рациями везде речь идет о координации усилий  в  иерархической структуре.

Но уже давно возникло убеждение, что сверхсложные  задачи могут быть решены в структурах не  с  монопольным  подчинением одному центру, а полицентрическим распределением полномочий.

Структура организации подвержена изменениям в зависимости от поставленных перед ней задач, а в некоторых случаях,  навер­ное, будут уместны структуры комбинированных типов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.