Во-первых, субъект и объект управления должны
соответствовать друг другу. Если такого соответствия не будет, окажется
трудно их "состыковать", они не смогут понять друг друга в процессе
работы, а следовательно, и реализовать свои потенциальные возможности. Легко
представить, например, ситуацию, когда умный и способный человек становится
руководителем в той области, о деятельности которой он не имеет четкого представления.
Скорее всего, принимаемые им решения окажутся малопонятными для подчиненных, и
они не смогут трудиться с необходимой отдачей. Более того, субъект и объект
управления должны быть совместимы друг с другом в процессе функционирования.
Так, если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то
рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное
влияние на результат работы.
Во-вторых, в рамках единства, субъект и объект
управления должны обладать относительной самостоятельностью. Субъект управления
не в состоянии предусмотреть все интересы объекта и возможные варианты его действий в той или иной ситуации, особенно если она возникает непредвиденно. Прежде всего нет гарантии, что принимаемые
решения будут оптимальными, так как удаленность от места событий, незнание многих
деталей, сопряженных с возникшими обстоятельствами, и так далее препятствуют этому. Субъект
управления может задерживать по тем или иным причинам само решение, что влечет
за собой потерю времени и все связанные с этим
негативные результаты для объекта. Наконец, когда в качестве объекта
управления выступают живые люди, обладающие собственными интересами,
стремлениями, взглядами на ситуацию, они должны иметь возможность реализовать их на практике. При отсутствии такой возможности люди либо перестанут
проявлять активность, либо предпримут все меры, чтобы добиться своего. Если
всего этого не учитывать, последствия взаимодействия субъекта и объекта
могут быть самыми неприятными.
В-третьих, субъект и объект управления должны
осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, основанное на
принципах обратной связи, определенным образом реагируя на управленческую
информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для
корректировки последующих действий, которые обеспечивают приспособление
субъекта и объекта управления не только к изменению внешней ситуации, но и к
новому состоянию друг друга.
В-четвертых, как субъект, так и объект управления
должны быть заинтересованы в четком взаимодействии; один - в отдаче в данной
ситуации команд, другой - в их своевременном и точном исполнении. Возможность
субъекта управлять обусловлена готовностью
объекта следовать поступающим командам. Подобная
ситуация возникает в том случае, если личные цели участников управленческого
процесса будут совпадать и одновременно соответствовать целям объекта
управления. То есть степень достижения участниками управленческой
деятельности своих целей должна находиться в прямой зависимости от степени
достижения целей самого управления, вытекающих из потребностей самого объекта.
И это составляет самую большую проблему управления в том случае, когда его
субъект и объект не связаны отношениями собственности.
Процесс управления осуществляется в соответствии с
определенными принципами, то есть правилами. На практике их может быть
очень много. Наиболее важными являются следующие.
Едва ли не самым главным можно считать научность в
сочетании с элементами искусства. Сложным современным хозяйством, в том числе
и персоналом, практически невозможно управлять "по наитию".
Требуется использовать данные множества наук. В то же время ситуация может
меняться так стремительно и непредсказуемо, что на поиск научно обоснованного
решения не окажется времени, и тогда приходится импровизировать, искать
нетрадиционные подходы к проблемам. Это помимо глубоких знаний требует от
руководителей большого опыта, владения искусством межличностного общения,
умения находить выход из безвыходных ситуаций.
Процесс управления должен быть целенаправленным,
то есть всегда осуществляться "не просто так", а быть
ориентированным на решение каких-то проблем, стоящих в данный момент перед организацией
.
Важным принципом управленческой деятельности
является функциональная специализация в
сочетании с универсальностью. То есть к каждому объекту управления должен быть индивидуальный
подход, соответствующий направленности и особенностям его функционирования.
Любой управленческий процесс должен основываться
на принципе последовательности. Это означает, что действия, из которых он
состоит, располагаются в строго определенном порядке, как в пространстве,
так и во времени. Нельзя, например, сначала принимать решение, а уж затем
осмысливать ситуацию. В ряде случаев последовательность управленческих
действий может иметь циклический характер, предполагающий их повторение в том
же виде через определенные промежутки времени.
Управление должно быть непрерывным. Это позволяет
своевременно обнаруживать и решать возникающие проблемы, а следовательно,
обеспечивать стабильное развитие и функционирование организации, что требует
оптимального сочетания централизованного регулирования и самоуправления
отдельных элементов организации. Так как само управление осуществляется людьми,
оно невозможно без соблюдения такого важного принципа, как учет индивидуальных
особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных
отношений и группового поведения. Это обеспечивает нормальный
морально-психологический климат в организации и принятие взвешенных решений,
которые будут
надлежащим образом исполняться .
Для того чтобы управленческий процесс протекал
нормально, необходимо соблюдение такого важного принципа, как обеспечение
единства прав и ответственности в каждом его звене. Избыток прав по сравнению с ответственностью приводит
на практике к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую активность
и инициативу, так как даже небольшой "перебор" здесь может привести
к крупным неприятностям.
Важным принципом процесса управления считается
состязательность участников управления на основе личной заинтересованности в
успехе, поддерживаемой с помощью различных мотиваторов,
таких как материальное поощрение, возможность продвижения по службе,
самореализации, получения новых знаний и навыков.
В современных условиях управление не может быть
по-настоящему результативным без соблюдения такого принципа, как максимально
широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений, причем уже на
самых ранних его стадиях. Он исходит из того непреложного факта, что решения,
в которые вложен собственный труд и собственные идеи, будут реализовываться
с большей активностью и заинтересованностью, чем "спущенные
сверху".
Персонал организации - это один из видов ее
ресурсов. Данный вид отличается от других (финансовых, материальных, сырьевых)
тем, что работник имеет право отказаться от условий, на которых его
собираются использовать, вести переговоры об уровне
оплаты труда, переучиваться
другим профессиям, участвовать
в забастовках, увольняться по собственному желанию, решать, какие профессии
являются социально неприемлемыми. В целом персонал
не может рассматриваться как однородная субстанция; каждый работник имеет
индивидуальные мотивы и ценности.
Персонал или кадры - это основной штатный состав
работников организации, выполняющих различные производственно-хозяйственные
функции. Он характеризуется прежде всего своей численностью , которая определяется характером, масштабами,
сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации,
автоматизации, компьютеризации.
Эти факторы задают нормативную численность
работников, которую на практике почти никогда не удается обеспечить, поэтому
кадровый потенциал более объективно характеризуется списочной численностью, то
есть теми сотрудниками, которые официально работают в организации в данный
момент. В условиях дефицита кадров списочная численность может существенно отличаться
от нормативной.
К списочной численности относятся все категории
работников: постоянные, сезонные, временные, оформленные не менее чем на
пять дней.
Так как не все работники по тем или иным
причинам ежедневно бывают на рабочем месте, истинную величину персонала в
каждый данный момент характеризует его явочная численность.
Персонал не является чем-то застывшим: он находится
в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения
других.
Поскольку списочная и
явочная численность персонала постоянно меняются, на практике принято
определять их среднюю величину. Для этого суммируются соответствующие
каждодневные показатели, в том числе за праздничные и выходные дни, которые
приравниваются к предшествующим рабочим дням, и
полученный результат делится на количество дней за
период.
Число принятых или выбывших работников за
соответствующий период времени есть оборот персонала. Он может быть необходимым,
то есть который составляют те, кто уволился или был уволен по объективным
причинам (призыв на военную службу, сокращение штатов вследствие изменения масштаба деятельности, структуры
организации, системы управления ею, выход на пенсию и так далее), и излишним, связанным с субъективными причинами
(уход по собственному желанию, увольнения за нарушения трудовой дисциплины) . Излишний оборот характеризует текучесть кадров.
Движение персонала можно охарактеризовать с
помощью ряда показателей, таких как интенсивность оборота, коэффициент постоянства,
коэффициент текучести и так далее.
Состав персонала любой организации неоднороден,
так как люди различаются по естественным и приобретенным признакам - полу,
возрасту, образованию, стажу работы, профессии, специальности,
квалификации, занимаемой должности.
На их основе выделяют группы работников, которые
образуют структуру персонала. По-другому ее называют социальной структурой.
Она может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура персонала отражает его
распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей. Например, можно выделить персонал основных видов
деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг
или осуществляющие обслуживание этих процессов),
и неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделения
социальной сферы). Все они в своих подразделениях
занимают должности руководителей, специалистов, инженерно-технических
работников, служащих, рабочих.
Аналитическая структура определяется на основе
специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную. В
отношении общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как
стаж работы, образование, профессия; частная же структура отражает соотношение
отдельных категорий работников; например, "занятые простейшим трудом с
помощью простейших приспособлений и без них", "выполняющие работу
вручную, не при машинах", "выполняющие ручную работу по обслуживанию
машин и механизмов" и так далее.
В литературе по менеджменту представлено множество
определений понятия "управление персоналом". Это и менеджмент персонала, и
маркетинг персонала, и экономика персонала, и кадровый менеджмент, и менеджмент
человеческих ресурсов, и социальный менеджмент. Изучая различные источники, приходим к выводу, что какое бы
определение мы ни выбрали, суть останется неизменной - в основе лежит
деятельность организации, направленная на человека, на целевое изменение его
мотивации, чтобы добиться от него максимальной отдачи, а следовательно,
достижения высоких конечных результатов всей
деятельности организации. Управление персоналом - это совокупность множества элементов. Принципиальную схему управления персоналом можно представить в
таблице 1.1.
Результатом эффективного управления персоналом
является сосредоточение усилий работников на выполнении задач, намеченных стратегией организации,
обеспечение эффективного использования интеллектуальных и
физических возможностей занятых, реализацию их потенциала, повышение
качества жизни, укрепление трудовых отношений в духе сотрудничества и улучшение
морального климата, достижение взаимной выгоды индивидов, профессиональных
и социальных групп персонала организации, формирование у работников необходимых
организации интересов и поведения с целью интеграций ожиданий организации с
их интересами. Конечная цель работы с персоналом - обеспечение
максимального сближения ожиданий организации и интересов работника,
связанных с профессиональной деятельностью.
Таблица 1.1
Принципиальная схема управления персоналом организации1)
|