рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Внутрифирменные стандарты и нормативы в оценке персонала современной организации и их влияние на результативность труда персонала

   -   аналитический, базирующийся на логическом анализе операционно-технологической структуры профессии. В рамках данного подхода  осуществляется   поэтапный   переход  от описания характеристик профессии к описанию требований к человеку, что позволяет при определении перечня про­фессионально значимых  качеств «отбирать нужные», а не «удалять лишние» как при эмпирическом подходе;

   - совещательный, который реализуется в рамках проведения экспертами коллегиального обсуждения возможного переч­ня профессионально значимых качеств. Определенным не­достатком данною подхода является субъективизм и зави­симость результатов от авторитета и умения вести дискус­сию отдельными экспертами, а достоинством - быстрота реализации. [11, с.93]

Независимо от того, какой подход реализует конкретная орга­низация при разработке профессиограмм, целесообразно сформиро­вать их банк, отражающий все разнообразие профессий и должно­стей, задействованных в производственной деятельности. Исполь­зование профессиограмм в процессе оценки результатов труда по­зволит выявить причины, как выдающихся успехов, так и досадных неудач работника в тех случаях, когда эти причины порождены не­совпадением характеристик рабочего места (должности) и характе­ристик исполнителя.

При составлении профессиограмм их необходимо подкреплять своеобразными шкалами, позволяющими оценить необходимую степень выраженности того или иного профессионально значимого качества для занятия конкретной должности.

Достаточно перспективным в про­цедурах оценки результатов труда представляется использование внутрифирменного профессиональ­ного стандарта, представляющего собой модификацию модели компе­тенций с учетом психофизиологических требований к конкретной профессии. Он задает ос­новные требования организации к персоналу, включающие не только пара­метры знаний, умений и навыков, но и психофизические качества, медицин­ские ограничения, положения, применяемые к процедуре оценки. Разработка стандарта особенно оправдана в ситуации, когда отсутствует документация, регламентирующая деятельность тех или иных специалистов. Наличие подобного утвержденного документа позволяет использовать его в работе по управлению компетенциями сотрудников - в процессе развития персонала - при сравнении потребно­стей предприятия с наличными ресурсами и приведения их в соответствие друг другу.

Внутрифирменный профессиональный стандарт позволяет решить такие задачи, как:

- формулировка требований к персоналу в соответствии с ор­ганизационными процессами и технологиями производства продук­ции;

- создание предпосылок для стимулирования индивидуального профессионального роста работников;

- определение направлений внутрифирменной профессиональ­ной подготовки персонала;

- определение критериев подтверждения квалификации персонала (см. рис. 1.1  ).

Внутрифирменный профессиональный стандарт

 
 


                 
















 

Рис. 1.1   Задачи внутрифирменного профессионального стандарта

В качестве государственных трудовых стандартов при разработке внутрифирменного стандарта могут выступать действующие в настоя­щее время характеристики профессий, закрепленные в рамках Единой тарифно-квалификационной системы Российской Федерации. Однако поскольку государственные квалификационные характеристики не учи­тывают специфики деятельности конкретных предприятий, то органи­зации вынуждены осуществлять их адаптацию путем разработки внут­рифирменных профессиональных стандартов.

Когда внутрифирменный стандарт разрабатывается на действую­щем предприятии с уже сформированной системой ценностей и организационной культурой, важно, чтоб критерии оценки персонала органично влились в существующую систему ценностей и не противоречили принятым на предприятии нормам. Поэтому пе­ред разработчиками ставят задачу: сделать стандарт компакт­ным, удобным для работы, максимально понятным для всех и в то же время включающим в себя как можно больше полезной информации.

Если данная задача будет успешно реализована, то внут­рифирменный профессиональный стандарт превращается в са­мостоятельную систему критериев оценки, макси­мально приближенную к условиям конкретного производства. Оценка компетенции персонала на основе внутрифирменного профессионального стандарта представлена на рисунке 1.2.

 Система сопоставления и анализа компетентности персо­нала на основе профессионального стандарта представляет со­бой логически завершенную схему, включающую в себя анализ компетенций, согласно имеющимся документам, экзаменаци­онную оценку навыков и знаний, необходимых в трудовой дея­тельности и рассмотрение личных качеств и психофизиологи­ческих особенностей человека с точки зрения его возможно­стей работать по данной профессии.

 В зависимости от стратегий (целей) развития организации формируются требования предприятия к квалификации персонала и описываются профессионально значимые качества персонала. На основе этих требований и качеств образуются внутрифирменные профессиональные стандарты.

Результаты оценки для принятия кадровых решений

 
 




Рис. 1.2   Формирование внутрифирменного профессионального стандарта

 Внутрифирменные профессиональнее стандарты включают в себя базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые навыки, ключевые знания и психофизиологические особенности. На основе документального подтверждения работодатель знакомится с базовым образованием, опытом работы и состоянием здоровья  работника. Ключевые навыки и ключевые знания выявляются по результатам тестирования по профессиональным тестам, а психологические особенности по результатам психологического тестирования. На основе полученных данных принимаются кадровые решения.

Данная схема позволяет оперативно выявлять несоответствия или недостатки у каждого конкретного работника и индивидуально работать с ним. Например, если имеет место несоответствие по базо­вому образованию, то работнику необходимо обучение в этой облас­ти: получение высшего, дополнительного высшего образования или повышение квалификации на курсах соответствующею уровня. Не­соответствие по стажу работы - это временное ограничение, и оно обычно снимается после прохождения оговоренного в стандарте времени.

 Наиболее серьезным для сотрудника является несоответствие по здоровью.    Этот фактор может послужить причиной отказа в прие­ме на работу или необходимости смены профессии. В каждом кон­кретном случае вопрос решается индивидуально. Несоответствие по ключевым знаниям и навыкам исправляется различными формами обучения, начиная с обучения на рабочем месте и заканчивая выез­дами на специальные семинары и практики. Несоответствия по лич­ностным и психофизиологическим качествам рассматривается инди­видуально в каждом конкретном случае. При необходимости с со­трудниками работают специалисты-психологи.

Наглядность и простота документа позволяет дать каждому со­труднику информацию о том, какие минимальные требования предъявляет к нему предприятие, что ему нужно знать и уметь, чтобы повысить свою квалификацию, какие временные ограничении имеются по стажу работы.

Практический опыт разработки и внедрения системы внутри­фирменных профессиональных стандартов в практику кадровой ра­боты на ОАО «АВТОВАЗ» приведен в приложе­нии 1.

Внедрение внутрифирменных профессиональных стандартов в систему оценки результатов труда позволит:

1. повысить уровень объективности этой оценки, особенно в случаях, когда результаты труда оцениваются по косвенным показателям;

2.  усовершенствовать     критериальный     аппарат     процедуры оценки результатов труда;

3.  устранять причины, а не последствия неудовлетворительных результатов труда отдельных сотрудников.

Наряду с использованием современных прогрессивных трудо­вых стандартов и нормативов, организациям не следует забывать о традиционных, к которым безусловно относятся нормы выработки, времени, обслуживания, управляемости и т.д. Следует, однако, учи­тывать те изменения в экономической действительности, которые привели к коренным изменениям в нормировании труда по сравнению с периодом плановой экономики.

В условиях рыночной экономики, для которой характерны свои экономические законы (конкуренция, превышение предложения над спросом, господство свободных рыночных цен, рентабельность пред­приятия, насыщенность рынка разнообразными товарами и т.п.) во­просы управления нормированием труда становятся прерогативой предприятий (организаций).          В этих условиях практическая реализация принципа общегосударственного подхода должна быть направлена на обеспечение социальной защиты наемных работников от чрезмерно высокой интенсивности труда, то есть от повышения уровня напря­женности норм труда по сравнению с психофизиологическими воз­можностями человека. Что же касается других принципов (всеобщно­сти, динамичности, участия трудящихся), то в деятельности зарубеж­ных фирм они находят широкое применение.

Принцип расчета норм, направленные на обоснование и оптими­зацию последних, должны применяться и в период становления ры­ночной экономики, причем, более широко, чем это имело место ранее. Переход к рыночной экономике требует переосмысления роли и места организации и нормирования труда в системе управления эф­фективностью производства. Данное обстоятельство побудило госу­дарственные центральные органы управления трудом разработать и предложить для широкого обсуждения «Концепцию совершенствова­ния организации и нормирования труда в условиях перехода к рыноч­ной экономике», в которой определены основные направления и методы работы в течение переходного периода. Ос­новные направления совершенствования организации и нормирования труда, декларируемые данным документом, приведены в приложении 2.

Если рассматривать нормы труда как регламентирующие затра­ты или результаты труда работников, то очевидно, что они должны учитывать специфику производственных процессов на конкретном предприятии. Однако существующая сегодня в российском бизнесе изолированность предприятий в решении вопросов организации и нормировании труда, резкое сокращение практики обмена опытом и достижениями, стремление сохранить вес позитивное лишь для своего предприятия, обеспечив тем самым его конкурентное преимущество - все эти факторы объективно способствуют распространению своеоб­разной изолированности в области нормирования труда.  

 Вместе с тем, уровень выполнения норм является традиционным и достаточно объективным показателем оценки результатов труда. Расширение функций нормирования труда на современном этапе эко­номических преобразований в России требует от организаций более решительных действий по повышению качества трудовых норм. По­скольку нормы труда могут быть справедливо отнесены к основным показателям оценки результатов труда работников, то они должны стать основой для определения стандартов результативности труда и критериев оценки для каждою рабочего места (должности).

Следует различать оценку собственно результатов и результативности труда. Когда речь идет об оценке результатов, ее можно отождествить с оценкой эффекта труда. Оценка же результативности труда в качестве составных элементов будет включать в себя оценку эффекта (результата), эффективности (соотношения полученных ре­зультатов с затратами на их достижение) и продуктивности труда.

Всякий эффект показывает степень достижения некоторого за­данного результата: как выполнена работа по производству товара и услуги, удовлетворяет ли она потребителя и будет ли продана, по ка­кой цене ее можно продать, какова возможная прибыль? При оценке эффекта происходит обычно сравнение фактических или ожидаемых показателей с установленным стандартом, некоторым эталоном, за­ранее принятой целью и другими сравнительными данными. В целом можно сказать, что эффект в общем виде представляет собой разность между результатами и затратами, между ценой товара и его себестоимостью, между плановыми (нормативными) и фактическими значениями показателя и  т.д.

Эффективность характеризует соотношение полученного эф­фекта с затратами на его осуществление и является своего рода це­ной или платой за достижение данного результата. Если же резуль­тат, например заданная цель, вообще не достигнута, то и эффективность теряет свое положительное экономическое значение. Показатель эффективности  выражает величину дохода (прибыли) на едини­цу затрат, к примеру, рентабельность изделия, труда и производства.

Продуктивность является одним из показателей эффективности использования различных ресурсом. Она определяется отношением объема производства продукции к стоимости того или иного вида ре­сурсов. В зависимости от используемых в расчете данных следует различать несколько показателей продуктивности: производитель­ность труда, трудоотдача, капиталоотдача и материалоотдача, фондо­отдача и т.д.

Трудовые стандарты определяющим обра­зом влияют на трудовые нормативы, а сущность этого влияния можно понять через соотношение сущности таких общенаучных категорий как стандарт (эталон) и норматив (расчетная величина затрат). Классификация внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов представлена на рисунке 1.3.

  

Внутрифирменные трудовые стандарты и нормативы

 

Рис. 1.3  Классификация внутрифирменных трудовых стандартов и нормативов



Трудовые стандарты состоят из профессиональных стандартов и стандартов корпоративной культуры. Профессиональные стандарты, в свою очередь, делятся на личные и квалификационные, а стандарты корпоративной культуры  на стандарты трудового и социального поведения.

Трудовые нормативы включают в себя нормативы трудовых затрат и нормативы трудовой отдачи. Нормы времени, выработки, обслуживания, управляемости – это совокупность нормативов трудовых затрат. Уровень выполнения норм трудовых затрат и качества продукции (услуг) составляют нормативы трудовой отдачи.


 1.2 Связь системы оценки с материальным стимулированием труда персонала


По мнению известных российских исследователей Травина В.В. и Дятлова В.А. стимулирование – это применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией и включения соответственных мотивов.

Не вызывает сомнения то, что, чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем важнее роль труда в его жизни, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий «мотив труда» и «стимул труда» не тождественна. В одном случае речь идет о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул). Поэтому можно сказать, что стимулирование труда – это способ вознаграждения работника за участие в производстве, основанное на сопоставлении эффективности труда и требований технологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.