Объем продаж новых автомобилей
российских марок по итогам девяти месяцев 2008 года снизился на 1,2%. Объем
продаж автомобилей LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» по итогам января-сентября
2008 года вырос по сравнению с январем-сентябрем предыдущего года на 1,0% и
составил 477 045 автомобилей против 472 161 автомобиль в январе-сентябре 2007
года. Общий объем реализации автомобилей марки LADA (включая продажи
автомобилей LADA производства «ИЖАвто») по итогам рассматриваемого периода 2008
года составил 492 822 автомобиля, что также на 1,2% больше показателя
аналогичного периода 2007 года. Объем продаж автомобилей других отечественных
производителей по итогам девяти месяцев 2008 года снизился на 21,7% по
сравнению с январем-сентябрем предыдущего года и составил 43 138 против 55 116
автомобилей.
По итогам января-сентября 2008 года
объем продаж новых автомобилей иностранных марок вырос на 40,0% по сравнению с
аналогичным периодом 2007 года и составил 1 604 948 автомобилей.
На сегмент новых автомобилей российских
марок по итогам девяти месяцев 2008 года пришлось 25,0% рынка новых
автомобилей, на сегмент новых автомобилей иностранных марок, соответственно,
75,0%. Автомобили марки LADA производства ОАО «АВТОВАЗ» и «ИЖАвто» заняли по
итогам января-сентября 2008 года 23,0% рынка новых легковых автомобилей, годом
ранее их доля составляла 28,8%. Объем сегмента импортируемых иномарок за аналогичный
период увеличился на 36,8%, а автомобилей иностранных марок российского
производства на 49,0%. По итогам января-сентября 2008 года по сравнению с
предыдущим годом на 3,1% выросла доля новых автомобилей иностранных марок
российского производства и составила 20,9% в общем объеме проданных автомобилей
(в январе-сентябре 2007 года – 17,8%).
Динамика поставок автомобилей LADA на
экспорт представлена на рисунке 2.3.[10]
В 2007 году на экспорт отгружено 106
893 автомобиля. По сравнению с 2006 годом увеличение поставок составило 7,9%.
Географию поставок автомобилей LADA
составили 26 стран дальнего зарубежья и 10 стран СНГ. 14% экспорта автомобилей
LADA пришлось на страны дальнего зарубежья, 86% в страны СНГ.
За 2007 год в странах Европы отмечен
рост поставок в следующие страны: Германия (53%), Турция (34%). В странах СНГ
объем поставок вырос в такие страны как Узбекистан (232%), Грузия (187%),
Кыргызстан (75%), Казахстан (26%).
Рис. 2.3 Динамика поставок автомобилей LADA на экспорт
По итогам одиннадцати месяцев 2008
года, в Германии продано свыше 2 050 автомобилей LADA, что на 12,8% больше
показателя за тот же период 2007 года. При этом реализация автомобилей АВТОВАЗа
в этой стране впервые за последние годы превысила 2-тысячный рубеж.
Рост продаж вазовской продукции в
Германии обусловлен началом экспорта новых комплектаций автомобилей LADA 1117,
LADA 1118 и LADA 1119 (в России – семейство LADA KALINA), а также выходом на
рынок новых моделей АВТОВАЗа - LADA 2170 и LADA 2172 (в России – семейство LADA
PRIORA).
Так, летом 2008 года начались поставки
в эту страну автомобилей LADA 1117, LADA 1118 и LADA 1119, оснащенных
двигателем 1,4 литра, антиблокировочной системой тормозов, климатической
установкой и другими новыми опциями. К экспорту автомобилей LADA 2170 и LADA
2172 АВТОВАЗ приступил во второй половине нынешнего года. В целом поставки
автомобилей LADA в Германию за одиннадцать месяцев 2008 года увеличились на
15,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
По итогам января-ноября 2008 года
АВТОВАЗ отправил на экспорт свыше 102,2 тысячи автомобилей LADA, что на 4,1%
выше показателя за аналогичный период 2007 года.[15]
Производство и поставка автокомплектов
и силовых агрегатов на предприятия внешней сборки в России и за ее пределы
является одним из важнейших направлений производственно-хозяйственной
деятельности ОАО «АВТОВАЗ». В таблице 2.6 представлены поставки автомобилей и
автокомплектов на экспорт.
Таблица 2.6 – Поставка
автокомплектов на экспорт, %
Регионы
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Ю.Америка
|
0,9
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
СНГ
|
91,1
|
97,4
|
96,7
|
97,1
|
95,3
|
Африка
|
8,0
|
2,6
|
3,3
|
2,9
|
4,7
|
ВСЕГО
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
ИТОГО, тыс. шт.
|
113
|
157
|
167
|
186
|
177
|
По итогам 2008 года на предприятия
внешней сборки поставлено 112 158 шт. машинокомплектов и силовых агрегатов.
Кроме поставок комплектов на внутренний
рынок, ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет поставки автокомплектов в такие страны, как
Украина, Казахстан и Египет.
Это позволяет сохранить выпуск
остающихся востребованными рынком моделей LADA и в тоже время освободить мощности
для производства новых семейств. Принимая решение по организации внешней
сборки, ОАО «АВТОВАЗ» учитывает целый ряд экономических и социальных факторов в
странах.
В 2008 году поставлено на предприятия
внешней сборки в страны дальнего зарубежья и СНГ в общей сложности 70 160
единиц сборочных комплектов. По сравнению с 2007 годом объем поставок снизился
на 19%. Из них:
-
отгружено на сборочные заводы Украины – 63 078 шт. (LADA
2104, 2107, LADA Samara, LADA 110, LADA 4х4).
-
на сборочный завод в Казахстане – 3 770 шт. (LADA
Samara, LADA 4х4).
-
на сборочный завод в Египте – 3 312 шт. (LADA 2107,
LADA 110).
В целом
проведенный анализ хозяйственной деятельности показал удовлетворительное
состояние предприятия.
2.2 Анализ
использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы
в ОАО «АВТОВАЗ» на примере ремонтного
цеха 48/3
Анализ использования трудовых ресурсов в цехе 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Проанализируем эффективность использования трудовых
ресурсов. Для этого проведем анализ использования фонда рабочего времени,
производительности и рентабельности персонала на примере структурного
подразделения предприятия, а именно, цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ».
Полное фирменное наименование
анализируемого подразделения:
Цех 48/3 сборочно-кузовного производства ОАО «АВТОВАЗ».
Сборочно кузовное производство является
структурным подразделением ОАО «АВТОВАЗ». Сборочно-кузовное производство –
самое крупное подразделение предприятия. В цехах СКП отдельные узлы собираются
в единое целое, и плод работы коллектива предприятия – новый автомобиль –
сходит с конвейера. Сегодня в сборочно-кузовном производстве осуществляется
сварка, окраска и сборка моделей.
Приоритетное направление в деятельности СКП – работа над качеством. Сегодня в
технологии сборки используется новая система контроля качества.
Цех 48/3 является инструментальным
цехом. В этом цехе происходит изготовление оснастки. Большинство механических
деталей серийного автомобиля изготавливается путем литья или штамповки с
помощью так называемой оснастки - прессформ, матриц, пуансонов и т. п. Когда
оснастка есть, не составляет труда создать нужное количество копий деталей.
Однако само производство оснастки представляет собой достаточно сложный
процесс, выполняемый в инструментальных цехах и функциональных отделах. При изготовлении
оснастки используются станки с ЧПУ, выполняющие токарные, фрезерные, а также
электроэрозионные операции - в сущности, это универсальные комбайны, способные
сделать любую деталь.
Организационная структура цеха 48/3
представлена на рис. 2.4.
Рис. 2.4 Организационная
структура цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ»
Для анализа фонда рабочего времени
воспользуемся таблицей 2.9, в которой приводятся данные плановых значений
показателей и фактические значения работы цеха 48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ» в 2008
году.
Таблица 2.9 - Использование трудовых ресурсов цеха 48/3 в 2008 году
Показатель
|
Значение
показателя, 2008 г.
|
Изменение (+,-)
|
план
|
факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Среднегодовая
численность рабочих (ЧР)
|
201
|
197
|
- 4
|
Отработано дней
одним рабочим за год (Д)
|
214
|
203
|
-11
|
Отработано часов
одним рабочим за год (Ч)
|
1716
|
1619
|
-97
|
Средняя
продолжительность рабочего дня (П), ч
|
8.00
|
7,97
|
-0,03
|
Общий фонд
рабочего времени (ФВР) , чел-ч
|
344916
|
318943
|
-25973
|
Как показывает таблица 2.9 в цехе 48/3 СКП фонд рабочего
времени за отчетный 2008 год меньше планового на 25 973 ч, в том числе за счет
изменения:
а) численности рабочих
ФВР чр =
(ЧР1-ЧР0) Д0
П0 =
(201-197) × 214 × 8 = -6848 ч;
б) количества отработанных дней одним рабочим:
ФВР д = ЧР1 × (Д1 - Д0)
× П0 = 201 × (203-214) × 8 = -17 688 ч;
в) продолжительности рабочего дня
ФРВ п = ЧР1 × Д1 ×
(П1 – П0) = 201 × 203 × (7,97-8) = -1224 ч.
Как следует из расчетов, в цехе 48/3 имеющиеся трудовые ресурсы
используются недостаточно полно. В 2008г. было отработано 203 дня вместо
нормативных 214, в силу чего целодневные потери рабочего времени на одного
рабочего увеличились на 11 дней.
Довольно несущественны внутрисменные потери рабочего
времени (за один день они составили 0,03 часа, а за все отработанные дни всеми
рабочими – 201×203×0,03 = 1224 часа) и средняя продолжительность
рабочего времени максимально приближена к нормативной (8 ч).
Общие потери рабочего времени –18912ч (17 688 +1224),
или 0,05%, что в сравнении с общим фондом рабочего времени небольшое значение.
Для выявления причин целодневных и внутрисменных потерь
рабочего времени сопоставляют данные фактического и планового баланса рабочего
времени (таблица 2.10).
Таблица 2.10 - Показатели использования фонда рабочего времени в цехе
48/3 СКП ОАО «АВТОВАЗ»
Показатель
|
ед. изм.
|
На одного рабочего
|
Изменение
|
план
|
факт
|
На одного
рабочего
|
На всех рабочих
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1. Календарный фонд времени
|
дн
|
365
|
365
|
-
|
-
|
2. Нерабочие дни - всего
|
дн
|
107
|
107
|
-
|
-
|
В том числе: праздничные
|
дн
|
12
|
12
|
-
|
-
|
выходные
|
дн
|
95
|
95
|
-
|
-
|
3. Номинальный фонд времени, в т.ч.
целодневные простои
|
дн
|
258
|
258
|
-
|
-
|
4. Невыхода всего
|
дн
|
32
|
55
|
23
|
4531
|
В т.ч. ежегодные отпуска
|
кдн
|
18
|
35
|
17
|
3349
|
отпуска по учебе
|
кдн
|
1
|
1
|
-
|
-
|
разрешенные законом
|
дн
|
3
|
2
|
-1
|
-197
|
болезни
|
дн
|
9
|
15
|
6
|
1182
|
с разрешения администрации
|
дн
|
1
|
3
|
2
|
394
|
прогулы
|
дн
|
0
|
0
|
-
|
-
|
5. Полезный фонд времени 1 рабочего в днях
(3-4)
|
дн
|
220
|
203
|
-17
|
-3349
|
6. Продолжительность дня номинальная
|
час
|
8,00
|
8,00
|
-
|
-
|
7. Номинальный фонд времени 1 рабочего (5*6)
|
час
|
1 760
|
1 624
|
-136
|
-26
792
|
8. Сокращение номинального фонда 1 рабочего
- всего
|
час
|
25
|
30
|
5
|
985
|
в т.ч. предпраздничные дни
|
час
|
20
|
20
|
-
|
-
|
работа с неп. раб. днем
|
час
|
0
|
2
|
2
|
394
|
льготное время для подростков
|
час
|
5
|
8
|
3
|
591
|
по вредности
|
час
|
0
|
0
|
-
|
-
|
ночные смены
|
час
|
0
|
0
|
-
|
0
|
9. Полезный фонд времени 1 рабочего (7-8)
|
час
|
1735
|
1594
|
-141
|
-27777
|
10. Сред. продолжительность рабочего дня
|
час
|
8,00
|
7,97
|
-0,03
|
-5,91
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18
|