· оборачиваемость и степень обеспеченности оптового оборота;
· размещение товарных запасов.
1.2. Метод экспертных оценок - основан на субъективном понимании ситуации и перспектив развитии несколькими специалистами-экспертами.
Данный метод используется, в основном, если ставится задача, методы решения которой неизвестны или если получение информации, связано с большими затратами (материальными и трудовыми).
На практике метод экспертных оценок используется:
при нормировании товарных запасов досрочного завоза, текущего хранения;
при дифференцировании нормативов товарных запасов между оптом и розницей;
для характеристики степени соответствия товарных запасов спросу населения [12. С.89].
3. Метод пропорционального отклонения. В основе данного метода заложен принцип, согласно которому отклонение фактического запаса от среднего всегда должен быть вдвое меньшим, чем отклонение объема реализации от среднемесячного товарооборота.
, (10)
где
|
ТЗ нач.мес.
|
- товарные запасы на начало месяца, тыс.руб.;
|
|
|
|
- средние товарные запасы, тыс.руб.;
|
|
|
О мес.
|
- оборот за месяц, тыс.руб.;
|
|
|
О ср.мес.
|
- среднемесячный оборот, тыс.руб.
|
|
|
2. Метод технико-экономических расчетов (нормативный) включает в себя несколько этапов
I этап - расчет нормы товарных запасов по элементам, по отдельным товарам и группам. Для осуществления расчета нормы товарных запасов по данному методу товарные запасы нужно представить как совокупность составных элементов в зависимости от их назначения в процессе реализации (рис. 3) и определить следующей формулой:
НТЗ = З торг. + З страх. + Вп, (11)
где З торг. - торговый запас, дни;
З страх. - страховой запас, дни;
Вп - время на приемку и подготовку товара к реализации, дни.
Торговый запас является основной частью нормы товарного запаса и складывается из торгового запаса и запаса пополнения:
З торг. = РЗ + ЗП, (12)
где РЗ - рабочий запас, дни;
ЗП - запас пополнения, дни.
Рабочий запас - это масса товаров, находящихся в торговом зале для показа и непосредственного отпуска покупателя, которая включает в себя представительный ассортиментный набор и запас в размере однодневного оборота.
Представительный ассортиментный набор - это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все количество ассортиментных разновидностей:
ПАН = А х Ц, (13)
где ПАН - представительный ассортиментный набор, тыс.руб.,
А - количество ассортиментных разновидностей, которыми торгует предприятие, ед.;
Ц - средняя цена единицы товара, тыс.руб.
69
Рис. 3 - Элементы товарного запаса
Запас в размере однодневного оборота - это масса товаров, хранящаяся также в торговом зале, ежедневно пополняемая за счет запаса пополнения, предназначенная для непосредственного отпуска товаров покупателям.
Таким образом, рабочий запас можно представить следующей формулой:
(14)
где О ср. дн. - среднедневной оборот, тыс.руб.
Запас текущего пополнения - это масса товаров, находящихся на складах предприятия, предназначенная для обеспечения бесперебойной реализации товаров в период между поставками. Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. При этом, чем выше частота завоза, т.е. меньше интервал между поставками, и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения:
ЗП= (15)
где И - интервал поставки товаров, дни;
Кк - коэффициент комплектности:
Кк = а / А, (16)
где а - количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ед.
Страховой запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.) . Страховой запас устанавливается по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу из следующего расчета:
- по невзаимозаменяемым товарам - в размере до 100% товарных запасов;
- по отдельным продовольственным и непродовольственным товарам - до 50%.
Время на приемку и проверку качества товаров, подготовку их к продаже устанавливается на основании данных изучения затрат времени на эти операции, а также с учетом опыта и дальнейшей рационализации приемки и подготовки товаров к продаже.
II этап- расчет норматива товарных запасов по отдельным товарам и группам, основан на применении формулы (10).
На основе проведенного нормирования товарных запасов по отдельным товарным группам в целом по предприятию определяют прирост норматива по сравнению с нормативом прошлого года (D):
DНтз = Норматив тз IVкв.будущего года - Норматив тз IVкв.отчетн. года, (17)
Распределение прироста норматива товарных запасов по кварталам года происходит следующим образом:
при равномерном распределении оптового оборота будущего года по кварталам - по 25% прироста норматива товарных запасов;
при неравномерном распределении оптового оборота по кварталам будущего года - в соответствии с удельными весами квартальных оборотов в общем объеме оборота будущего года [12. С. 92].
Заключительным моментом планирования оптового оборота является расчет товарного обеспечения оптового оборота, целью которого является экономическое обоснование объема товарных ресурсов, необходимых для обеспечения оптового оборота по направлениям и формам продаж и по отдельным товарным группам [7. С.60].
Товарное обеспечение может быть рассчитано как в натуральных, так и в стоимостных показателях.
Расчет товарного обеспечения оборота включает в себя:
· расчет планового объема поступления и закупок товаров на оптовом предприятии;
· планирование источников поступления товаров на оптовое предприятие с оценкой выбора поставщиков и определением объемов и сроков поставок товаров.
Планирование товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов.
1 этап. Изучение экономических предпосылок расчета товарного обеспечения оборота на плановый период, включающий в себя:
· анализ внешней и внутренней среды оптового предприятия и их изменения в плановом периоде;
· анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;
· анализ состояния и эффективности использования товарных запасов оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и а разрезе ассортимента;
· характеристика выбытия товаров в пределах норм естественной убыли;
· оценка тенденций развития объема и удельного веса транзитного оборота в составе общего оптового оборота предприятия;
· анализ и оценка заключенных договоров на поставку товаров в плановом периоде;
· сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое предприятие;
· анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних цен в опте и рознице и т.д. [7. C.61].
2 этап. Расчет плана поставок товаров, определяемый на основе балансовой формулы увязки товарных ресурсов:
Ппл =Осклпл + Впл + Зкпл + Знпл
|
(18)
|
|
где
|
Ппл
|
- плановый объем поставки товаров оптовым предприятием,
тыс.руб.
|
|
|
Впл
|
- плановое выбытие товаров на оптовом предприятии в
пределах норм естественной убыли, тыс.руб.
|
|
|
Зкпл
|
- плановые запасы на конец периода, тыс.руб.
|
|
|
Знпл
|
- плановые запасы на начало периода, тыс.руб.
|
|
|
3 этап. расчет плана закупки товаров оптовым предприятием определяемый как сумма планового объема поставки товаров и планового объема транзитного оптового оборота:
Зпл=Ппл + Отрпл
|
(19)
|
|
|
|
|
где
|
Зпл
|
- планируемые закупки товаров, тыс.руб.;
|
|
|
4 этап. Расчет степени товарного обеспечения оптового оборота в плановом периоде:
Собес = Зд / Зпл * 100
|
(20)
|
|
где
|
Собес
|
- степень товарного обеспечения оптового оборота
в плановом периоде, %;
|
|
|
Зд
|
- объем закупки по заключенным договорам в плановом
периоде, тыс.руб.
|
|
|
5 этап. Определение источников покрытия потребностей в товарных ресурсах в плановом периоде с обоснованием выбора конкретных поставщиков потребительских товаров и определения объемов поставок товаров по каждому поставщику.
Таким образом, рассмотрев теоретические и методологические аспекты планирования оптового оборота торгового предприятия, проведем его исследование на примере оптовой базы «Следкоежка» ИП Хало С.Н. в следующей главе курсовой работы.
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
Предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Субъектами предпринимательства являются малые предприятия и индивидуальные предприниматели, то есть предприниматели, действующие без образования юридического лица.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Хало С.Н. осуществляет свою торгово-хозяйственную деятельность с 2000 года на потребительском рынке г. Абакана. Как предприниматель без образования юридического лица, он вправе от своего имени заключать гражданско-правовые сделки, в том числе и хозяйственные договоры, быть самостоятельным в уплате налогов, использовать труд наемных работников, получать банковский кредит, а также имеет возможность защищать свои права в суде. В сфере потребительского рынка индивидуальный предприниматель, с правовой точки зрения, выступает на равных с юридическими лицами.
Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица Хало С.Н. имеет свой расчетный счет в банке, личную печать.
Целью работы предпринимателя является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли
Предметом деятельности предпринимателя Хало С.Н. является коммерческая деятельность, а именно, оптово-розничная торговля, купля-продажа, товарообменные операции и т.д.
Индивидуальный предприниматель Хало С.Н. осуществляет деятельность, а именно, оптовую торговлю кондитерскими изделиями, на торговой базе «Сладкоежка», расположенной по адресу: г. Абакан, ул. Гагарина, 2.
Основными покупателями базы «Сладкоежка» являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю продуктами питания и предприятия общественного питания.
Основными поставщиками являются различные производители кондитерских изделий, такие как: «Абаканская кондитерская фабрика», «Черногорский пищевой комбинат», «Минусинская кондитерская фабрика», Крекерный завод «Пиком» и другие производители г. Томска, Кемерово, Омска и т.д. Кроме этого, предприниматель Хало С.Н. осуществляет закупки партий товаров на других оптовых базах в г. Новосибирмке, г. Красноярске.
Руководство деятельностью оптовой базой «Сладкоежка» осуществляется самим предпринимателем.
Режим работы базы с 8 до 17 часов с перерывом на обед с 12 до 13 часов, выходной - воскресенье.
Найм работников осуществляется на договорной основе. Руководство оптовой базы самостоятельно разрабатывает формы, системы и размеры оплаты труда работников. Все работники подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию.
Для осуществления своей деятельности индивидуальный предприниматель Хало С.Н. применяет линейную структуру управления персоналом (рис. 4).
Оптовую базу «Сладкоежка» возглавляет директор, а именно, сам индивидуальный предприниматель.
В подчинении у директора находится главный бухгалтер, который осуществляет финансовый учет, составляет отчетность, проводит инвентаризации, определяет оптовые и розничные цены на товары. Главному бухгалтеру в свою очередь подчиняются два бухгалтера. Они занимаются расчетами и составлением бухгалтерских документов, которые подаются в МНС и другие государственные органы.
Также в обществе имеется коммерческий директор, в функции которого входит организация и контроль за поступлением и сбытом товаров; товаровед, в компетенцию которого входит поиск поставщиков, закупка товаров и формирование товарных запасов предприятия, а также организация рекламных мероприятий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|