p> - формирования новой социально-экономической системы, базирующейся на рыночных отношениях, - свободы частного предпринимательства, - стимулирования вложений иностранного капитала. Это путь длительный, болезненный, сопряжённый с возникновением
новых конфликтов, что подтверждается и противоречивостью программы нового
правительства Венгрии. Вместе с тем направления и методы перехода к рынку,
трудности, возникающие при этом, целесообразно внимательно
проанализировать, поскольку в той или иной форме указанные проблемы
придётся решать и другим восточноевропейским странам. 3. Итоги трансформации Истекшее с начала 90-х годов время характеризовалось в Венгрии системной трансформацией, охватывающей политические, экономические и внешние отношения. В политической области сформировалась парламентская республика с ведущей ролью премьер-министра, которым становится лидер победившей на выборах партии, и относительно номинальной ролью президента. В стране отработан и оправдал себя политический механизм смены власти и даже смены системы парламентским путем. Несмотря на различие политической ориентации сменявших друг друга
правительств, в их деятельности наблюдалась определенная преемственность в
основных направлениях трансформации - создании правового государства,
переходе к рыночной экономике, основанной на частной собственности,
переориентации внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад,
под лозунгом "назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшие годы
был достигнут значительный прогресс. Политическая стабильность, предсказуемость политики, длительный опыт
предшествовавших трансформации экономических реформ сделали Венгрию с
самого начала наиболее привлекательной страной для Запада, который охотно
вкладывал свои капиталы в эту страну. На протяжении многих лет объем
иностранных капиталовложений в венгерскую экономику превышал объем вложений
в экономику других стран региона, вместе взятых. Только в последние годы
Венгрию стали обгонять в этом отношении Чехия и Польша. Однако по
иностранным инвестициям на душу населения (около 2300 долл.) Венгрия по-
прежнему лидирует. В экономической области за эти годы в Венгрии достигнуты большие
успехи в создании рыночной экономики. Благодаря длительному периоду
предтрансформационных реформ Венгрия смогла быстрее, чем другие страны
региона осуществлять системные преобразования. Так, в 1990 г. был принят закон об установлении цен, который
ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на
цены. В 1991 г. был принят еще ряд важнейших рыночных законов: о
недобросовестном поведении на рынке, направленный против монополизма
продавца-производителя (закон о конкуренции), об эмиссионном банке, о
финансовых институтах, о банкротстве. В эти же годы были приняты законы о
приватизации: в 1990 г. Закон о Государственном имущественном агентстве
(ГИА) и управлении относящегося к нему имущества, Закон о малой,
"предварительной приватизации"; в 1992 г. - ряд дополнительных законов о
приватизации, укрепивших ее централизованный характер, и закон о
принудительном акционировании. (Единый закон о приватизации, разработка и
принятие которого планировались на 1991 г., был принят только в 1995 г.) Итак, в эти годы было создано правовое поле и институциональная
система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного
хозяйства. Это был очень важный этап, определивший правила игры в ходе
рассматриваемого процесса. Многие венгерские экономисты в начале 90-х годов
подчеркивали, что, несмотря на большую продвинутость Венгрии к рынку по
сравнению с другими странами региона, она находится лишь в начале пути, что
переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого
скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены
экономические и институциональные предпосылки. В тот момент такой вывод
настойчиво подчеркивался и представителями западного мира, напуганными
разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран
Восточной Европы и России, грозящими, как им тогда казалось, социальными
катаклизмами. Так, Ж. Аттали, тогдашний президент ЕБРР, в марте 1992 г.
заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не
могут быть осуществлены с одного дня на другой. Сначала надо создать
необходимую институциональную систему, что и делалось в Венгрии с 1968г."В
те же годы была проведена либерализация импорта (к 1990 г. около 90%), цен
(было либерализовано 92%), заработной платы (в 1992 г. было отменено
государственное регулирование заработной платы). Характерно, что
либерализация цен не вызвала в Венгрии столь разрушительной инфляции, как в
других странах региона. Пик инфляции был достигнут в 1991 г., когда темпы
роста розничных цен составляли 35%, затем они последовательно снижались, за
исключением всплеска в 1995 г., и составили в 1998 г. 14,3%, в 1999 г. -
10, в 2000 г. - 9,8, в 2001 г. - 9,2%. К 2000 г., по существу, была завершена приватизация. Она началась
еще до смены системы, а пик процесса пришелся на 1995-1997 гг. Ее
отличительной чертой была преимущественная платность. В середине 1994 г.
степень приватизации составила около 50%, при этом доля национальной
частной собственности достигла 25-30%, иностранной 15-20%. В этом же году
процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном
предприятия ключевых отраслей венгерской экономики, приватизация которых
была непосильной для отечественных предпринимателей (энергетика,
металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта), и крупные
банки. Дальнейшее проведение приватизации требовало серьезных политических
решений. Они были приняты пришедшим к власти летом 1994 г. социал-
либеральным правительством во главе с социалистами. Был взят курс на
ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с
сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников[10]. Участие иностранных инвесторов, как правило, транснациональных
компаний, обеспечивало вложение дополнительных средств в приватизируемые
предприятия и банки. Законом о приватизации, принятом в мае 1995 г.,
определялись цели, условия и механизм приватизации. Начался процесс
приватизации энергетического сектора, телекоммуникационного концерна,
важнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации были важным
источником пополнения государственной казны. Только за один рекордный в
истории приватизации 1995 г. государство получило около 4,5 млрд долл.,
которые пошли на сокращение внешнего долга. В 1997 г. в основном была
завершена массированная приватизация, доля частной собственности в
экономике превысила 75%. При этом в Венгрии, даже по европейским масштабам,
чрезвычайно велика доля иностранного капитала: она составляет более
половины в промышленности, около четверти в энергетическом комплексе и
более 60% в банковском секторе. Сократилась доля государства в
перераспределении доходов: в 1990 г. она составляла 60% ВВП, в 1995 г. -
51, в 1999 г. - 44-45% и столько же в 2000 г. Это соотношение не намного
превышает уровень Западной Европы, где оно составляет около 40%2. После принятия Венгрией нового валютного кодекса МВФ причислил 1
января 1996 г, венгерский форинт к разряду конвертируемых валют. В 1996-1997 гг. были приняты новые законы в сфере банковской
деятельности, рынка ценных бумаг, финансов, учитывающие изменения в экономике и подготовку к вступлению в ЕС,
гармонизирующие ее правовые нормы с нормами европейских стран. Наряду с
рынком товаров в Венгрии образовался рынок капитала. Если в начале 90-х годов происходил трансформационный спад в
экономике, обусловленный как переходом к рыночной экономике, так и потерей
традиционных восточных рынков в связи с развалом СЭВ и Советского Союза и
резкой переориентацией на Запад, то с конца 1995 г. начался период
стабилизации. Спад экономики к 1994 г. закончился, а с середины 1996 г. начался
относительно устойчивый рост общественного производства: в 1997 г. темпы
роста ВВП составили уже 4,6%, в 1998 г. -4,9, в 1999 г. - 4,1, в 2000 г. -
5,2, в 2001 г. 3,8%, что в условиях ухудшения конъюнктуры в Западной Европе
было не мало. В 1996-1997 гг. начала снижаться внешняя задолженность.
Венгрия расплатилась с МВФ и перестала брать у него новые кредиты. Норма
инфляции упала в 1999 г. до уровня 10%, в 2000 г. она составила 9,8%, в
2001 г. - 9,2%. После резкого падения жизненного уровня в 1990-1992 гг. и снижения
его в 1995 г. наметился рост реальной заработной платы, составивший 4,9% в
1997 г., 3,5% в - 1998 г., 2,5% - в 1999 г. и 1,5% - в 2000 г. (средняя
заработная плата превышает 250 долл. в месяц на одного занятого). В 2001 г.
повысились темпы роста реальных заработков несмотря на резкое снижение
темпов экономического роста - более чем в 4 раза. Это объясняется
спецификой предвыборного года. (В апреле 2002 г. в Венгрии прошли новые
выборы в парламент страны.) По официальному курсу средний заработок
составляет в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу
населения - 20%, по покупательной же способности это соотношение равно 30 и
50%. Улучшилась структура производства и экспорта, более половины объема
последнего составляет продукция машиностроения. Благодаря прямым
иностранным инвестициям в производство (в 2000 г. около 23 млрд евро)
повысилась конкурентоспособность венгерской продукции. В результате стабилизации улучшились экономические показатели
Венгрии. В начале 2002 г. статистическое ведомство Ев-росоюза - Евростат -
опубликовало данные о странах претендентах на вступление в ЕС, согласно
которым по показателю объема ВВП на душу населения Венгрия находилась на
пятом месте среди них. Его уровень равен 51% среднего уровня стран ЕС (Кипр
- 86%, Словения - 69, Чехия - 59, Мальта - 56, замыкают ряд Болгария - 28%,
Турция - 26 и Румыния -23%). В 90-е годы развитие страны происходило на фоне политической и
экономической ориентации на Запад, что оказывало влияние на характер
происходящих процессов. Если в начале 90-х годов продолжалось начатое еще
до смены политической системы создание институциональных основ рыночного
хозяйства, то вторая половина минувшего десятилетия характеризуется
интенсивным продвижением в этом направлении. Если в первой половине
десятилетия ощущалось шоковое влияние обвала традиционных рынков и
переориентации на более требовательные западные рынки, то во второй
половине Венгрии в большей мере, чем другим странам региона удалось
адаптироваться к новым условиям. В этот период начались практические шаги
по вхождению в европейские интеграционные структуры. Оба процесса ~ переход
к рыночной экономике и переориентация экономических связей на Запад,
включая будущее вступление в ЕС, - имеют свою социальную и экономическую
цену, но они так тесно переплетены друг с другом, что трудно отделить цену
перехода к рынку от цены переориентации связей и количественно определить
последнюю. |1968 |12,00 |17,00 |10261,0|111,10 |0,00 |1,24 |18,40 |
| | | |0 | | | | |
|1969 |17,00 |19,00 |10299,0|111,50 |0,00 |1,32 |18,70 |
| | | |0 | | | | |
|1970 |24,00 |25,00 |10337,0|111,90 |0,00 |1,43 |18,00 |
| | | |0 | | | | |
|1971 |21,00 |39,00 |10375,0|112,40 |0,00 |1,50 |17,60 |
| | | |0 | | | | |
|1972 |35,00 |47,00 |10413,0|112,80 |0,00 |1,53 |17,40 |
| | | |0 | | | | |
|1973 |48,00 |52,00 |10451,0|113,20 |0,00 |1,65 |17,50 |
| | | |0 | | | | |
|1974 |52,00 |59,00 |10490,0|113,60 |0,00 |1,71 |16,20 |
| | | |0 | | | | |
|1975 |59,00 |63,00 |10532,0|114,10 |0,00 |1,76 |16,00 |
| | | |0 | | | | |
|1976 |60,00 |74,00 |10576,0|114,50 |0,00 |1,85 |15,80 |
| | | |0 | | | | |
|1977 |54,00 |79,00 |10621,0|115,00 |54,30 |1,94 |15,60 |
| | | |0 | | | | |
|1978 |57,00 |81,00 |10662,0|115,50 |10405,60|2,11 |15,10 |
| | | |0 | | | | |
|1979 |61,00 |88,00 |10693,0|115,80 |11189,30|2,11 |14,50 |
| | | |0 | | | | |
|1980 |62,00 |94,60 |10707,0|116,00 |12321,50|2,30 |14,20 |
| | | |0 | | | | |
|1981 |60,00 |102,30 |10705,0|115,90 |12349,30|2,10 |13,90 |
| | | |0 | | | | |
|1982 |63,00 |115,60 |10687,0|115,70 |12867,10|2,10 |13,30 |
| | | |0 | | | | |
|1983 |63,00 |128,20 |10656,0|115,40 |13547,60|2,05 |12,70 |
| | | |0 | | | | |
|1984 |64,00 |135,90 |10619,0|115,00 |13872,70|2,14 |12,50 |
| | | |0 | | | | |
|1985 |72,00 |149,50 |10579,0|114,60 |17613,10|2,20 |12,40 |
| | | |0 | | | | |
|1986 |68,00 |152,10 |10537,0|114,10 |21338,40|2,12 |12,30 |
| | | |0 | | | | |
|1987 |65,00 |167,60 |10492,0|113,60 |24715,80|2,20 |12,00 |
| | | |0 | | | | |
|1988 |63,00 |174,50 |10447,0|113,10 |24747,10|2,16 |11,70 |
| | | |0 | | | | |
|1989 |66,00 |184,20 |10404,0|112,70 |25740,50|2,16 |11,50 |
| | | |0 | | | | |
|1990 |67,00 |187,50 |10365,0|112,20 |26756,30|2,02 |11,10 |
| | | |0 | | | | |
|1991 |626,00 |194,80 |10331,0|111,90 |28560,10|1,89 |10,50 |
| | | |0 | | | | |
|1992 |223,00 |199,40 |10301,0|111,60 |27799,50|1,66 |9,80 |
| | | |0 | | | | |
|1993 |166,00 |203,20 |10274,0|111,30 |30746,90|1,66 |11,90 |
| | | |0 | | | | |
|1994 |201,00 |212,20 |10245,0|111,00 |35682,90|1,67 |10,70 |
| | | |0 | | | | |
|1995 |244,00 |223,20 |10214,0|110,60 |39866,80|1,70 |10,20 |
| | | |0 | | | | |
|1996 |204,00 |238,80 |10179,0|110,20 |34336,20|1,74 |9,90 |
| | | |0 | | | | |
|1997 |180,00 |226,20 |10140,0|109,80 |30914,20|1,68 |8,70 |
| | | |0 | | | | |
|1998 |240,00 |233,80 |10099,0|109,40 |35727,20|1,71 |7,80 |
| | | |0 | | | | |
|1999 |249,00 |238,40 |10056,0|108,90 |36651,30|1,71 |7,00 |
| | | |0 | | | | |
|2000 |252,00 |245,60 |10012,0|108,40 |37125,10|1,72 |6,40 |
| | | |0 | | | | | 3.2 Методика анализа Базовый анализ данных Базовый анализ данных включает: . изучение распределения частот значений переменной (изучение вариационных рядов) . определение статистик, связанных с распределением частот (среднее арифметическое, мода, медиана, показатели вариации) . определение показателей формы распределения . проверку гипотез (гипотез о связях между переменными, гипотезы о различиях) С распределением частот используют для анализа следующие статистики:
среднее арифметическое, мода, медиана, размах межквартирный размах,
стандартные отклонения, коэффициент вариации, асимметрия и эксцесс. Среднеарифметическое используется, когда данные собраны с помощью
интервальной или относительной шкалы. Среднее арифметическое определяется
по формуле: [pic], где Хij – значение i-й переменной по j-му объекту; n – число объектов в выборке. Мода – значение переменной, встречающееся чаще других. Мода является
хорошим показателем центра распределения. В табл. 3.1 для показателя –
доступ к санитарно техническим системам чаще всего встречается значения
равное 74 и 78 %. Медиана – это значение переменной в середине ряда данных,
расположенных в порядке возрастания или убывания. В табл. 3.4 представлен
показатель – доступ к санитарно техническим системам для выборки в 20 стран
в порядке возрастания этого показателя. Для данных измеряемых с помощью интервальных или относительных шкал
определяют следующие показатели вариации: - рамках вариации; - межквартальный размах; - дисперсию; - стандартное отклонение; - коэффициент вариации. Разmах i=Xmaxi - Xmini Для показателя – городское население (процент от общего населения)
Разmах=91-27=64% Межквартальный размах – это разность между 75 и 25 процентилями. Среднеквадратическое (стандартное) отклонение определяется по
формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|