p> Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных
преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного
саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого
механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения
качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов
производства. Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал»
тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так;
яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре
в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои
населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую
структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть
доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран
экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем,
автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких
случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с
непосредственной пользой для большинства населения. Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы
ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов
ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования,
превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и
структуры производства. Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка
недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию,
провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики,
криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным
потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований
определенного хозяйственного порядка. Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная
часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово-
распределительной к рыночной системе; определенная институциональная
структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических
отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования,
преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту
рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации,
чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической
жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих
полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость,
прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества. Таким образом, институциональное строительство позволяет
предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную
безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-
административных принципов управления экономикой). Иными словами, институциональные преобразования в ходе реформ
направлены на упорядочение рыночной среды, всестороннее обустройство
рыночного пространства. Решение соответствующих проблем — выработка
формальных и неформальных норм хозяйственных взаимоотношений, правил и
кодексов поведения на рынке и во всей социальной среде, принятие комплекса
законов и становление системы обслуживающих рынки учреждений — требует
определенного времени. Традиции и формально написанные правила, а также
институты рынка не могут возникнуть и начать эффективно действовать,
условно говоря, в ночь с 31-го числа одного месяца на 1-е число следующего.
Институциональные преобразования - это действия по меньшей мере
среднесрочного горизонта. Ресурс времени здесь необходим для: выработки и
всестороннего обоснования той или иной институциональной новации; внедрения
ее в хозяйственную практику, организации и осуществления мониторинга
результатов такого внедрения; выявления недостатков, корректировки
соответствующих решений и воплощения модернизированных регламентов,
законов, норм, организационных форм и алгоритмов действия институтов рынка. Институциональные преобразования в ходе рыночной трансформации
экономики, конкретнее говоря, включают следующее. 1. Преобразование отношений собственности и создание эффективной
Системы защиты прав собственников. 2. Формирование субъектов рынка, адаптированных к его условиям и
эффективно функционирующих в рыночной среде или обслуживающих ее, —
предприятий, корпораций, финансово-промышленных групп, банков и
инвестиционных фондов, брокерских и дилерских контор, бирж и учреждений
страхования различных рисков (с которыми может столкнуться производственная
и коммерческая деятельность), фондов и институтов социальной защиты, служб
аудита и консалтинга, и т.п. 3. Регламентацию хозяйственной деятельности, т.е. выработку правил
поведения и взаимодействия рыночных субъектов в производственной,
финансовой, внешнеэкономической и иных ее видах. Такого рода правила и
нормы обеспечивают равноправие упомянутых субъектов, а при их
последовательном соблюдении - и ненанесение друг другу ущерба. Они дают
отправные позиции для государственного и корпоративного регулирования
экономики. Регламентация хозяйственной активности выражается в принятии
различных кодексов (гражданского коммерческого, налогового, бюджетного,
трудового), а в целом — в формировании соответствующего рыночным принципам
хозяйственного права (юридических основ защиты собственности, конкуренции и
антимонопольной деятельности государства; защиты прав инвестора, как и
любой из сторон хозяйственного контракта). 4. Создание институтов и новых (в сравнении с планово-
распределительной системой) принципов и конкретных правил госрегулирования
народного хозяйства - правил выработки и реализации социально-
экономической политики на разных уровнях иерархии государственного
управления. 5. Утверждение (в рамках общего процесса становления современных
форм общественной самоорганизации) гражданских, т.е. негосударственных,
институтов регулирования экономики и рынка, лоббирования интересов
различных групп субъектов рынка - профсоюзов и других общественных
организаций, представленных ассоциациями предпринимателей, союзами
потребителей, научными общественными объединениями, и т.п. 6. Развитие наднациональных (межгосударственных) институтов и
выработку правил их функционирования в области регулирования двусторонних и
особенно многосторонних хозяйственных отношений (тем более, если они
развиваются в режиме экономической интеграции). 7. Развертывание системы подготовки хозяйственных кадров
(экономистов и юристов), адаптированных к работе в интернационализируемой
рыночной среде, способных к стратегическому мышлению и ориентированных на
инновационное развитие производства, а также ответственных в социальном
плане. Либерализация экономической деятельности и институциональное
строительство направлены на создание рыночного механизма хозяйствования.
Но, в конечном счете, замена командно-административного механизма
механизмом рыночным - не сама цель, а лишь средство преобразования
общественного производства (реальной экономики) и повышения на этой основе
жизненного уровня населения. Преобразование реальной экономики в период рыночной трансформации,
конкретнее говоря, осуществляется ради качественного улучшения производства
и повышения эффективности использования всех видов ресурсов, для
обеспечения максимально возможного соответствия объемов и структуры
предложения динамично меняющимся общественным потребностям, в целях
последовательной социальной ориентации производства товаров и услуг. Это —
наиболее долгосрочная часть реформационных преобразований. Так, радикальное
преобразование структуры сложившегося на этапе планово-распределительной
экономики многопрофильного многофункционального производственного комплекса
требует нескольких пятилеток. Трансформация социально-экономической системы предполагает
последовательное решение комплекса задач. Это: 1) преодоление экономического кризиса, который обычно предшествует
активной фазе трансформационных процессов и может в какой-то период
углубляться под их воздействием; 2) финансовая, а затем и в целом макроэкономическая стабилизация; 3) обеспечение экономического роста, повышение эффективности
воспроизводственного процесса и глобальное изменение структуры производства
товаров и услуг; 4) включение национальной экономики в международное разделение
труда, определение своей ниши на мировом рынке и утверждение в ней; 5) создание условий для экологически безопасного и устойчивого на
длительную перспективу развития; 6) формирование научно-технических и социальных предпосылок
перехода к постиндустриальной (информационной) стадии развития. Описанные выше общие закономерности трансформации реализуются в
специфических условиях каждой из стран, а потому в той или иной мере
модифицируются. Реалистическая позиция в данной связи такова: учет
национально-страновых особенностей и сложившихся, органичных для данной
страны, традиций в сфере хозяйственной жизни - тоже закономерность
трансформационных процессов. Каковы же этого рода особенности, которые
важно принимать во внимание в ходе экономических реформ? Прежде всего, это мера социально-экономической зрелости общества.
Тут надо учитывать степень развития производства, его масштабность и
сложность состава. Что преобладает, является базовым - индустрия, сельское
хозяйство, отрасли обслуживания (например, туристический бизнес). Конечно,
программы рыночных преобразований должны различаться в странах с развитой,
вполне сложившейся инерционной производственной структурой и в
государствах, где реальный сектор, по сути, находится в фазе становления, а
решающее значение имеют внешняя торговля и сфера обслуживания. В этом
отношении ситуации, скажем, в какой-либо из малых стран Латинской Америки и
в России различаются принципиально. Страны, далее, неодинаковы по уровню развития рыночных элементов.
Для одних стран реформы могут означать развитие рыночных форм, уже
существовавших ранее или наличествующих, но в большей или меньшей мере
«задавленных» государственным регулированием, а для других - по сути,
создание рыночных структур и отношений. Для послевоенной Германии рыночные реформы - это возврат к рынку, в
довоенные годы развитому и эффективному. Для современной России - решение
проблем зачастую «с чистого листа». В дореформенной Польше даже в
социалистический ее период сохранялись такие важные «плацдармы» рыночных
отношений, как повсеместная частная торговля и крестьянское мелкотоварное
сельское хозяйство (в стране не проводилась коллективизация). Венгрия стала
проводить рыночные реформы с конца 60-х годов, и к началу 90-х, когда во
всех социалистических странах Восточной Европы наступил пик радикализации
рыночных преобразований, уже существенно продвинулась по этому пути:
удалось в основном выровнять внутренние цены с мировыми; экономика
«открылась» мировому рынку; была широко развернута частная торговля;
акционировались крупные предприятия. По-разному выглядят позиции стран, вступающих на путь рыночной
трансформации, и по наличию либо отсутствию источников внешней поддержки
реформ. Для послевоенной Германии это была экономическая поддержка со
стороны США по «плану Маршалла» (хотя решающее значение все же имели
внутренние источники). Реформы в ГДР опирались на мощный потенциал ФРГ.
Применительно к ряду стран существенно инвестиционное участие в
реформационном процессе их зарубежной диаспоры. А в некоторых случаях
ситуация может складываться так, что на внешнюю помощь рассчитывать или
вообще не приходится (яркий пример в этом смысле дает Белоруссия), или ее
можно ожидать в масштабах, способствующих решению лишь некоторых текущих (в
основном финансового характера) задач, но не задач стратегических (именно
так обстоит дело в России)[13]. Различаются по странам характер и глубина экономического кризиса,
который обычно предшествует периоду реформ, и может усиливаться на
начальном, либерализационно-стабилизационном их этапе: неодинаковыми
оказываются возможности и наборы мер его преодоления, а также время,
которое на это требуется. Интересен в этом смысле опыт Японии и Южной Кореи
в период финансового кризиса 1998 г. в Юго-Восточной Азии — самого острого
со времени второй мировой войны. При схожести антикризисных задач в этих
странах были применены различные меры. В Японии произошли концентрация и
повышение роли государства: разорившиеся банки ликвидировались, а для
работы с той частью их клиентуры, которой грозило разорение, создавались
особые государственные структуры, выполнявшие роль «мостов», связывающих
этих клиентов с сильными, устоявшими в ходе кризиса финансовыми компаниями.
А в Южной Корее осуществлялось нечто противоположное — имели место
деконцентрация и декартелизация, ослаблялись государственные позиции в
экономике: были выставлены на торги 11 крупнейших фирм, составляющих основу
собственности государства и мощно поддерживаемых им (строительная,
химическая, газовая, телекоммуникационная, табачные и иные корпорации). Объектом реформаторского внимания, наконец, должны быть особенности
национального менталитета, традиционные черты национального характера,
воплощающие соответствующую историко-генетическую память народа. Все эти разнокачественные обстоятельства надлежит учитывать при
проведении реформ, и в зависимости от этого процесс трансформации экономики
получает определенную национальную окраску. Иначе (и на этот счет уже
имеется достаточно реальных примеров) замыслы и планы рыночных реформ
вступают в противоречие с реальностями социально-экономического развития
страны, трудно воспринимаются или прямо отвергаются населением и потому
оказываются малоэффективными. Обобщение опыта трансформаций в различных странах подводит к
выводу относительно еще одной закономерности: для успешного социально-
экономического реформирования необходима политическая стабильность. Ее
обеспечение при прочих равных условиях - важнейшая гарантия того, что,
начавшись, реформы не будут заблокированы и дадут запроектированный или
максимально приближенный к этому результат. Лучше всего, если политическая
стабильность достигается до начала развертывания хозяйственной реформы, и
уж во всяком случае, необходимо добиться ее в первой фазе радикальных
экономических преобразований. Острота этого вопроса обусловливается тем,
что в ходе исторического процесса экономика и политика тесно взаимосвязаны
и взаимообусловлены, причем причины и следствия могут меняться своими
местами. Так, недостатки и противоречия дореформенной экономики, порождаемые
ими социальные конфликты, создают почву для формирования новых
(оппозиционных) политических движений, которые выдвигают требования и
программы экономического переустройства; в этой фазе экономика определяет
политику оппозиционных сил. В фазе же активной борьбы старых и новых
политических сил на первое место выходит вопрос о власти; в этот период
первенствует политика, а экономика становится ее заложницей (экономические
забастовки, нарушения налоговой и бюджетной дисциплины, игнорирование
хозяйственных указаний и решений власти, негативно сказываясь на состоянии
народного хозяйства, являются сильными средствами политической борьбы).
Далее, на этапе, когда позиции новых политических сил и всех сторонников
глубоких экономических реформ упрочиваются, они начинают перестраивать
экономику в соответствии со своими целями, идеологическими установками,
теоретическими представлениями и опытом. Экономическая реформа в этом
контексте демонстрирует еще одну свою грань: имеет место процесс
переподчинения экономики (собственности, финансовых потоков, хозяйственного
управления) интересам социальных групп, обретающих политическое господство.
Формируется именно такая социально-экономическая структура, которая
способна составить устойчивую опору новой власти. Приоритет политических,
властных задач опасен тем, что он отодвигает на второй план истинные задачи
рыночной трансформации экономики, связанные с созданием более эффективного
хозяйственного механизма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|