p> Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в целом
заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный результат. В результате проведения этих экспериментов и закрепления их
результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности
вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической
ответственности. Вернее, к середине 80-х годов речь шла уже о
совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80 процентов
крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той
или иной ее формы. Широкое распространение получила система
производственной ответственности, впервые созданная на пекинском
металлургическом комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия,
обязательство, проверка". Она содержала в своей основе принцип приоритета
договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей
организацией и между предприятиями. Пункт "проверка" предусматривал
систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую
систему административно-финансовых санкций. Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы
управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора,
раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную
деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое
существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила,
и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно,
то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы не
осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний
рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле
управления хозяйственной деятельностью своих предприятий[3]. Эксперименты по свободному использованию собственных фондов
начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения
доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее
составляющими стали в том числе:
1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им Госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам;
2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5, 10 и 15 процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат;
3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли: а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет; б) Деление сверхплановой прибыли; в) Деление всей прибыли; г) Фиксированный объем отчисления прибылей; д) Прогрессивный объем отчислений прибыли; е) Твердые пропорции деления прибылей и другое. Однако можно сказать, что, несмотря на то, что все эти
эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь
эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и
полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и
использование налогов на предприятия. Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных
изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли
оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое
упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных
эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась
процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от
многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому
механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный
подряд. Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-
промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию,
соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены
подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на
городское строительство, на постройки, на пользование землей и
транспортными средствами. Создание производственных компаний дало сильный толчок
расширению кооперации между предприятиями[19]. За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс
мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению
национального промышленного потенциала, состоящего из производственных
мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с
максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных
связей. Как и из сельского хозяйства, к середине 80-х годов, так и из
национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам
удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно
сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов
функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет
некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и
нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом
отзываться о долговечности этой модели. Реформа хозяйственной системы в китайской деревне. Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена
самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала
предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах
социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и
хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ. На практике система китайской деревни имеет два типа подряда и
большое, постоянно увеличивающееся число организационных производственных
единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой
тип подряда.
1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья - низший "разряд" производителя) заключает с производственной бригадой (основной хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во взаиморасчетах между государством и единоличным сельхоз производителем) договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то основная хозрасчетная единица - производственная бригада - выделяет двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и т.п.; в скотоводстве, соответственно - корма, пастбища, выгоны, орудия производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может служить как средством расчета после выполнения производственного задания, соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот, предоставляться производственной бригадой в ходе производственного процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора.
2) Полный подворный подряд. При этой форме системы производственной ответственности в китайской деревне двор-участник также выступает в качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает произведенную сверх договорного объема продукцию, которая полностью остается в распоряжении семьи[17]. В целом же, об этой системе можно сказать, что тот факт, что она
была встречена с крестьянами с еще большей заинтересованностью, можно,
объяснить еще более четкой ответственностью, еще более очевидной
выгодой, а также значительной перспективностью в свете все большей
либерализации китайского социалистического товарного производства. Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР
постепенно все больше переходит от практики закупок у сельских
производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным
закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные
представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные
регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида
продукции в разных местах различны. Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном
производстве от подряда на объем производства к полному подворному
подряду шло параллельно с расширением первоначально довольно узких
границ применения системы семейной производственной ответственности в
деревне. Начиналось все с заключения договоров на объем производства на
уровне крупных сельских производственных объединений. Уже потом практика на
местах подсказала, что для повышения эффективности производства
следует не ограничиваться мерами по повышению коллективной
заинтересованности, а доводить подряд на объем производства на уровень
отдельных дворов-производителей. С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и
продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые
товарным производством, а также целые специализированные деревни и
небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания
создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы
и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в
китайском сельском хозяйстве. Специализированные дворы и объединения
создавались на базе наиболее эффективных хозяйств, отчасти как с
экономической целью - проверки новых форм производственных отношений на
селе в условиях, приближенных к так называемым в экономической науке
"идеальным",- так, с другой стороны, и здесь не обошлось без привычной
практики создания "маяков" в аграрном национальном комплексе, пример
которых должен был стать и стал катализатором развертывания системы
производственной ответственности в китайской деревне. А после середины 80-
х годов дальнейший процесс их создания обуславливается, в основном,
только высокой хозяйственной эффективностью. Факторами высокой
экономической эффективности этих специализированных объединений
являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств,
средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость
в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение
степени разделения труда с целью повышения его производительности. Именно
значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная этим
специализированным сельхоз производителям создала предпосылки для
создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской
деревне, о котором уже говорилось. Создавались эти объединения в рамках,
под эгидой и по инициативе специализированных производственных структур.
Именно им обязаны своим появлением, как объединения крестьян между собой,
так и объединения крестьян, коллективных хозяйств и государственных
предприятий. Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм
сельскохозяйственных объединений заняло бы слишком много времени, более
рациональным будет назвать принципы, по которым они создавались:
1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного типа.
2) Объединения на основе сложения а) труда; б) денежных средств; в) материальных ресурсов; г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в.
3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка, хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация и т.д.)
4) Специализированные и комплексные объединения.
5) Объединения с распределением доходов членов на основе а) трудового вклада; б) по паевому принципу; в) по смешанному принципу. Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать
принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану,
выполнять договора на объем производства с государством и местными
органами власти, сохранять (сейчас — хотя бы формально) основополагающим
принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение
доходов с местными руководящими хозяйственными структурами[23]. Вообще, говоря об этой аграрной реформе и о китайской
экономической реформе в целом, у меня упорно вертится в голове мысль, что
они ведутся на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом
производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока
что компенсируется официальным курсом на строительство социализма "с
китайской спецификой". Реформа аренды Наряду с подрядом широкое распространение в практике реформы
получила аренда. После состоявшегося в декабре 1978 г. III пленума ЦК КПК
одиннадцатого созыва большое число убыточных мелких предприятий сферы
обслуживания (парикмахерские, небольшие рестораны и магазины и т.д.) стали
передаваться в аренду отдельным лицам или коллективам. Эффект был налицо:
за короткое время из убыточных они стали рентабельными, не требуя для этого
никаких дотаций со стороны государства[18]. Поэтому вскоре на аренду стали переводиться и убыточные мелкие и
средние промышленные предприятия. Всего к началу 1988 г. в стране
насчитывалось свыше 15 тыс. арендных предприятий, из которых 4 200
составляли промышленные. Юридическое закрепление данная форма
хозяйствования получила в принятых Госсоветом КНР 5 июня 1988 г. "Временных
правилах по арендному хозяйствованию мелких предприятий общенародной
собственности". Аренда в Китае определяется как форма хозяйствования, при которой
государством осуществляется срочная и возмездная, юридически оформленная
передача имущества предприятия арендатору с целью его хозяйственного
использования. Объектом аренды является материальное (здания, оборудование,
финансовые средства) и нематериальное (технология, патенты, торговые знаки)
имущество, которым располагает предприятие, в основном средства
производства. При переходе на аренду, по мнению китайских экономистов,
происходит полное разделение права собственности и права хозяйствования:
государство сохраняет за собой только положение собственника предприятия,
право же хозяйствования передается арендатору. В практике Китая преобладают четыре вида аренды: 1) Индивидуальная, когда арендатором является одно лицо. В этом случае
арендатор становится директором (управляющим) и берет на себя риск по
аренде предприятия путем передачи в залог своего личного имущества и
имущества двух "имеющих честное занятие" гарантов. 2) Групповая, когда в качестве арендатора выступает группа из двух и
более (обычно 5—10) человек. Из своего состава они выбирают директора
(управляющего), представляющего юридическое лицо предприятия. Но решения
принимаются всеми членами группы арендаторов. Совместно несут они и риск. 3) Коллективная, когда арендатором становится весь коллектив
предприятия, который выбирает арендный комитет и директора (управляющего).
Последний является представителем предприятия как юридического лица.
Крупные хозяйственные решения принимаются коллективом сообща, на всех
ложится и риск. При такой форме каждый работник выступает одновременно в
двух лицах: трудящегося и арендатора. Способствуя повышению
заинтересованности, это вместе с тем порождает такие сложные проблемы, как
распределение прав и выгод внутри предприятия, увольнение нарушающих
дисциплину работников-арендаторов, а также - в случае убытков - нежелание
отдельных работников возмещать их. 4) Аренда, при которой арендатором выступает предприятие. Обычно
крепкое в финансовом отношении и с точки зрения управления предприятие
берет в аренду другое, низкоэффективное и плохо управляемое[12]. Практика убеждает в эффективности аренды как формы хозяйствования.
Так, например, проведенное в 1986 г. в Пекине выборочное обследование 1552
мелких торговых предприятий показало, что те из них, что были убыточными
(227 торговых точек с общей суммой убытков 426 тыс. юаней), после перехода
на аренду стали рентабельными. Прибыль 1552 предприятий по сравнению с тем
же периодом 1985 г. возросла на 106,2%. Другой пример. Согласно
обследованию 100 арендных предприятий торговли, проведенному в Шэньяне в
1986 г., все из 42, бывших до аренды убыточными, стали рентабельными.
Прибыль, полученная этими 100 предприятиями в июне-декабре 1986 г. на 96%
превышала соответствующий показатель за аналогичный период 1985 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|