[8]
Яннарас Х. Вера Церкви. Введение в православное богословие. М., 1992. С. 27.
[9] Цит. по: Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001. С.
247.
[10]
Агриков. Т. Лекции по Пастырскому богословию для І курса МДА. Загорск, С. 39.
[11] «Которая (Церковь – А.И.) есть Тело
Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Ефес. 1. 23).
[12]
Разделение Церкви на земную, историческую и небесную вносит в православную
экклесиологию момент схоластический, несколько чужд восточному христианству.
Ведь «православное богословие никогда не рассматривает земной аспект церкви
изолированно: оно всегда мыслит о церкви во Христе и Святом Духе». Каллист
(Уэр), епископ. Указ. соч. С. 248.
[13]
Яннарас Х. Указ. Соч. С. 177.
[14] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 248.
[15] «Итак вера от слышания, а слышание от слова
Божия» (Рим. 10 17).
[16] Шантаев А., священник. Священик. Колдуньи. Смерть. Этнографические
очерки сельского прихода. М., 2004. С. 6.
[17] Цит. по: Цыпин В., протоиерей. Курс церковного права. Клин, 2002. С.
451.
[18] Певцов В.Г., протоиерей, проф. Лекции по
церковному праву. #"#_ftnref19" name="_ftn19" title="">[19] Шантаев. А. Указ. соч. С. 10.
[20] Сакраментология (лат. sacraments – тайна) – учение о
таинствах.
[21] Лосский. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.,
1991. С. 137.
[22] Киприан (Керн), архимандрит, профессор. Евхаристия. М., 2001. С. 7-8.
[23]
Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005. С. 43.
[24] Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение.
Клин, 2002. С. 15 – 21.
[25] В этимологическом
анализе этого слова большое значение придаем еврейскому языку, так как уже в
Ветхом Завете (то есть, еврейской среде Богоизбранного народа) видим идею
пастырства:
«И
возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов
Израилевых, чтоб он был священником Мне» (Исх. 28. 1). «Хотя этот иерархический
строй учережден Богом, но, однако, и он еще не был таковым, который появился в
новозаветной Церкви. Он имел начальную форму и носил прообразовательный
характер». (Иоанн (Маслов), схиархимандрит, магистр. Лекции по Пастырскому
Богословию. М., 2001. С. 46).
[26] Там
же. С. 12.
[27]
Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. София, 1930. С. 17.
[28]
Антоний (Блум), митрополит. Пастырство. Мн., 2005. С. 44.
[29] Антоний (Блум), митрополит. Указ. соч. С. 20.
[30] «Для немощных был как немощный, чтобы
приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере
некоторых» (1 Кор. 9. 22).
[31] Многие пастыри таким образом думают внушить пастве мнение о своей,
якобы, духовной строгости.
[32] Киприан (Керн), архимандрит, проф. Православное пастырское служение…
С. 119.
[33] «Тщеславное желание быть не таким, как прочие человеки…, вызывают к
жизни псевдопастырскую деятельность разных лжестарцев.., Некоторые
священнослужители , настоятели… ведут себя на приходе как мини-папы,
мини-цезари и грубо, властно требуют беспрекословного подчинения своей, часто
неразумной, воле, своему эгоизму…» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси
Алексий II. «Остерегайтесь производящих разделения и
соблазны…».//Искушения наших дней. М., 2003. С. 9, 10.)
[34] Соколов В., диакон. Младостарчество – соблазн нашего времени.//
Искушения наших дней. М., 2003. С.52.
[35] Там же. С. 52.
[36] Там же. С. 59.
[37] Мария (Скобцова). Типы религиозной жизни. #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Там же. С. 54.
[39] Шавельский Г., протопресвитер. Православное пастырство. СПб., 1996. С.
199.
[40] Там же. С. 199.
[41] Там же. С. 34.
[42] «Мы привыкли к выражению «Израиль – богоизбранный народ»… Но при
внимательном чтении Библии история получается совсем иная: Израиль не
богоизбранный народ, а богосозданный. «Этот народ Я образовал для Себя» (Ис.
43, 21). У Израиля не было истории, которая бы предшествовала его вступлению в
Завет с Богом. (Кураев А.В. диакон, проф. Дары и анафемы. Что христианство
принесло в мир. М., 2003. С. 168.
[43] См. Кураев А.В. диакон, проф. Уроки сектоведения. СПб., 2002. С. 79.
[44] Цит. по: Там же. С. 78.
[45] Цит. по: Осипов А.И., проф. Путь разума в поисках истины. 4-е изд. М.,
2005. С. 99.
[46] Зеньковский В., протоиерей. Апологетика. М., 2002.С. 102.
[47]
Осипов А.И. проф. Путь разума в поисках истины… С. 282.
[48]Цит. по :
Рыбаков Б. А. Языческие традиции и христианство в Древней Руси. Язычество. #"#_ftnref49" name="_ftn49" title="">[49] Там же. #"#_ftnref50" name="_ftn50" title="">[50]Перевезенцев С. Славянская мифолонгия, или первый
смысл. #"#_ftnref51" name="_ftn51" title="">[51] Там же.
[52] Шишкин С.П. От Древней Руси до империи Российской.
#"#_ftnref53" name="_ftn53" title="">[53] Там же.
[54] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит.по: Васильев М.А. Указ. соч. #"#_ftnref55" name="_ftn55" title="">[55] Флоренский П., протоиерей. Вопросы религиозного самопознания. М.,
2004. С. 150.
[56] Фадеев А.Ю. Религия древних славян. Кострома, 2002. С. 22.
[57] Каллист (Уэр), епископ. Указ. соч. С. 85.
[58] Рыбаков Б. А. Указ. соч.
[59] Перевезенцев С. Указ. соч.
[60] Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 3.
[61] Цит. по: Шахматов А. А. Повесть временных лет. Пг., 1916. С. 95.
[62]
Петрушко В.И. Указ. соч. С. 7.
[63]Василенко. История Православной Церкви в
России. Киевский период. Просветитель. www.seminaria.bel.ru
[64] На
них опирается Васильев М.А. Особенности формирования и развития восточнославянского
язычества.
#"#_ftnref65" name="_ftn65" title="">[65]Эти божества «верованиям других ветвей славянства достоверно не
известны и являются, следовательно, специально восточнославянскими , их
присутствие составляет одну из ярких особенностей дохристианских верований этой
отрасли славян.» (Васильев М.А. #"#_ftnref66" name="_ftn66" title="">[66] Иванов В.В., Топоров В.Н. Цит. по: Васильев М.А.
#"#_ftnref67" name="_ftn67" title="">[67]Рыбаков Б.А. Указ. соч.
[68] Павлюк С.П. Українське народознавство. Навчальний
посібник. К.: «Знання», 2006. С. 99.
[69] Карташев А. В. Указ. соч.. С. 64-69.
[70]
Цит. по: Петрушко В.И. История Русской Церкви. М., 1999. С. 8.
[71] Иоанн
(Снычев), митр. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб.:
Издательство Л. С. Яковлевой, 1994 — 352 с.
[72]
Шевчук В. Верховні божества.//Український історичний
календар. К. 1995. С. 33.
[73] Хотя многие сомневаются в подлинности этой
книги, например, см. Творогов О.В. Влесова книга. #"#_ftnref74"
name="_ftn74" title="">[74]
Цит. по: Ребіндер Б. Влесова книга: життя та релігія слов`ян. К., 1999. С. 34.
[75]
Хоть, к примеру, Шнирельман В., ссылаясь на В.Н. Топорова и Е.Е. Левкинскую,
говорит, что и сами неоязычники, и вообще исследователи славянского язычества
«…нередко включают в пантеон славянских богов, по сути либо не были таковыми в
прямом смысле слова, либо отражают вторичный процесс переосмысления и являются
результатом «кабинетного» мифотворчества. К таковым относятся Дана, Лель,
Полель, Дидо, Ладо, Купало, Коляда, Ярила, Курент, Троян, Род, Морена… Чернобог
и несомненно Белобог» (Шнирельман В.А. Перун, Сварог и другие: русское
неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. С. 15.).
[76]
Грушко Е. Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Нижний Новгород: «Русский
купец», 1995. С. 262.
[77]
Гаврилов Д. Указ. соч.
[78]
Егоров В., Крылов К. Боги славян. paganism.ru.
[79]
Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч. Божество Род упоминается в таких памятниках как
«"О вдохновении святаго духа", "Слове об Идолах",
"Слово Исайи пророка", рукописи Четьи Минеи из древнерусского
духовника. Возможно, как Стрибог, т.е. стрый (старый) бог-отец упомянут в
"Слове о Полку Игореве" и русских летописях, а также как Бог в
договоре русов Игоря с ромеями». (Там же.).
[80]
Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 6.
[81] Там
же. С. 8.
[82] Гаврилов Д. Указ. соч.
[83] Цит. по: Там же.
[84]
Гальковский Н.М. Указ. соч.
[85] См. Шевчук В. Указ. соч. С. 34.
[86] Рыбаков Б. А. Цит. по: Гаврилов
Д. Указ. соч. #"#_ftnref87" name="_ftn87" title="">[87] "Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы
Игоревы" (Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.).
[88] См. Гаврилов Д. Указ. соч.
[89] «Стри – моравские чехи называют ветер, приносящий
непогоду. По этимологическому составу, слову стри присуще значение
порыва, ветра, бури. Стри по значению и по этимологическому основанию равен
индийскому Saramejas и греческому Έρμείας»
(Гальковский Н.М. Указ. соч.).
[90] Войтович В. Українська міфологія. К.: Либiдь, С. 510.
[91] Гаврилов Д. Указ. соч.
[92]Цит. по: Гаврилов Д. Указ. соч.
[93]Там же.
[94] Мельников В. Белая Баба. #"#_ftnref95" name="_ftn95" title="">[95] Там же.
[96] «Среди исследователей славянской культуры нет единого ответа на
вопрос, кто был у древних славян богом солнца? Некоторые полагают, что бог
солнца у древних славян был Ярило, другие – Даждьбог, третьи называют Световида
– это не совсем так. Отчасти каждому из главных племенных языческих богов,
какими являлись Даждьбог и Световид, были присущи черты Бога Солнца, с другой
стороны, и этим богам и солнцу придавали свойства мужские, свойства Рода
(Ярилы)» (Фадеев А.Ю. Указ. соч. С. 11).
[97]Гальковский Н.М. Указ. соч.
[98] Мельников В. Приметы связанные с пищей.
#"#_ftnref99" name="_ftn99" title="">[99] См. Там же.
[100] Современные язычники, да и вообще недоброжелатели христианства,
упрекают его в ущемлении прав женщины, унижении ее роли в мире и обществе,
якобы в отличие от язычества, которое всегда возвышало женщину. Ярким
представителем такого мнения, является автор нашумевшего бестселлера «Код Да
Винчи» - американский журналист Ден Браун, который очень популярен не только
зарубежем, но и на просторах бывшего Советского Союза. Говоря словами своего
героя Тибинга, он пишет: «Власть женщины, ее способность дарить жизнь, некогда
считалась священной. Но она представляла угрозу подъему и возвышению новой
(имеется в виду христианской –А.И.) Церкви, где всегда доминировал (?! – А.И.)
мужской образ, главенствовало мужское начало. И вот церковники стали
демонизировать священное женское начало, называть женщин нечистыми… Женщина,
некогда священная дарительница жизни, превратилась во врага…» (Браун Д. Код Да
Винчи. М. С. 387.). Но мы видим, что в язычестве вообще, а в восточнославянском
в частности, женское начало всегда начало темное, злое. И это не какая-то
персона женщины, а женское начало в принципе. А вот упоминание арабского
путешественника писателя Масуди, описывающего славянский обряд погребения:
«Когда умирает мужчина, то сожигают с ним жену его живою; если же умирает
женщина, то муж не сожигается; а если у них умирает холостой, то его женят по
смерти» (Цит. по: Гальковский Н.М. Указ. соч).
[101] Фадеев А.Ю. Указ. Соч. С.14.
[102] Там же. С. 13.
[103] См. Перевезенцев С. Указ соч.
[104] Мельников В. Язычество славян. Гадания (Ворожба).
#"#_ftnref105" name="_ftn105" title="">[105] Там же. А скрещивать конечности, особенно в храме, до сих пор
некоторые прихожане считают дурным знаком.
[106] Хоть, например, по Фадееву, «Макошь –это не богиня плодородия, а именно
богиня итогов сельскохозяйственного года…» (Там же. С. 18).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|