§
отсутствие в Таласской области подготовленных кадров в отрасли
туризма (слабая профессиональная подготовка кадров, занятых в сфере
обслуживания туристов). Низкое качество предоставляемых туристических услуг,
делает их не конкурентоспособными на туристическом рынке;
§
слабая маркетинговая деятельность и низкий уровень рекламной
работы.
В перспективе для развития международного
туризма необходимо формировать материально-техническую базу
туристско-рекреационных объектов, совершенствовать инфраструктуру сферы
обслуживания, наличие и состояние рекреационных, энергетических, трудовых и
финансовых ресурсов, развитости транспорта, коммуникаций, возможности
установления экономических, культурных, туристско-рекреационных связей с
другими государствами.
Структура распределения инвестиций по
Таласской области, в 2003г.
|
Таблица 2.29
|
№
|
Наименование
|
(тыс. сом)
|
1
|
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма (всего)
|
-
|
2
|
За счет грантов
|
-
|
3
|
За счет иностранных инвестиций
|
-
|
4
|
За счет республиканского бюджета
|
10044,0
|
5
|
За счет население
|
-
|
6
|
За счет собственных средств
|
-
|
|
Итого
|
10044,0
|
Нарынская
область обладает большим туристическим потенциалом и располагает уникальными
природными и историко-культурными ресурсами. В области есть основа для развития
таких видов туризма, как туры по Великому Шелковому Пути, альпинизма,
приключенческого туризма, культурно–исторических туров, научных туров,
треккингов – конных, пеших, раффтинга, также развитию горного и охотничьего
туризма.
Потенциал
Нарынского региона:
§
Курортно-рекреационных комплексов – 1;
§
Гостиничных комплексов – 18;
§
Объектов общественного питания – 28;
§
Природных заповедников и заказников – 2;
§
Юрточных городков –9;
§
Кустарно-ремесленных производств - 40.
Для
улучшения сервиса по обслуживанию прибывающих туристов реконструирована часть
автомобильных дорог, а также, дополнительно проведены линии телефонной связи.
Разработаны 10 конных и 1 верблюжий, 5 автомобильных, 2 вертолетных маршрутов.
Организованы альпинистские лагеря у подножия ледников Инилчек, Жениш, Ленин.
Особое внимание уделяется новым видам туризма, как экологический, горный,
приключенческий, жайлоо туризм.
Для привлечения туристов
особенно важна реконструкция и реставрация памятников истории таких, как
Караван-сарай «Таш-Рабат», городище «Кошой–Коргон», мавзолей «Тайлак-баатыр».
Решается проблема обеспечения туристических объектов телекоммуникационными
сетями, средствами связи.
Несмотря
на то, что в области идет организация и подготовка мест посещения к приему туристов
на качественном уровне, инфраструктура области в целом не соответствует
стандартам. Неудовлетворительное состояние дорог, транспортного хозяйства,
низкий уровень материально-технической базы не дает достаточно высокого
коэффициента посещаемости туристами этой области.
Структура распределения инвестиций по
Нарынской области, в 2003г.
|
Таблица 2.30
|
№
|
Наименование
|
(тыс. сом)
|
1
|
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма
|
-
|
2
|
За счет грантов
|
-
|
3
|
За счет иностранных инвестиций
|
51,5
|
4
|
За счет местного бюджета
|
-
|
5
|
За счет население
|
-
|
6
|
За счет собственных средств
|
-
|
|
Итого
|
51,5
|
В области есть все
предпосылки для развития горного, приключенческого, паломнического туризма.
Одной из основных причин, тормозящих процесс развития туризма, является
небезопасная обстановка, связанная с военными действиями в регионе. Несмотря на
это, пик Искендер, Пирамидальный представляет большой интерес для скалолазов. В
области разработан маршрут по посещению одной из крупнейших пещер республики
Канигут.
Потенциал
Баткенскго региона:
§
Гостиничных комплексов – 6,
§
Курортно-рекреационных комплексов-5;
§
Объектов общественного питания – 24,
§
Юрточных городков –3,
§
Кустарно-ремесленных производств- 7;
§
Транспортные хозяйства – 5.
В Баткенской области функционирует
один частично эксплуатируемый аэропорт. По Баткенскому региону начали работать
частные гостиницы.
В целях активного
развития туризма в области требуется реконструкция множества объектов
туристской отрасли, таких как горнолыжные и туристические базы. Необходимо
оснащение всех объектов современным оборудованием и развитие коммуникаций
связи.
В области запланировано
строительство юрточных городков и кемпингов для туристов.
Зона
Бишкек служит транспортно-разделительным узлом всей страны. Находится на
пересечении железной дороги и автомагистрали, а также автолиний, что позволяет
ему служить исходным пунктом разнообразных туристических путешествий.
Бишкек
располагает 20 парками, скверами культуры и отдыха, 4 искусственными водоемами,
6 плавательными бассейнами, 8 музеями и объектами искусств, 10 театрами,
Молодежным Центром «Жаштык», 5 мемориальными домами-музеями под открытым небом,
крупными организациями, как «Кыял», неправительственными объединениями
«Зенги-Баба», «Алтын-Бешик», «Шаарбек», сетью магазинов, которые предложат
туристам разнообразные сувениры и изделия народного творчества.
Свои
услуги прибывающим туристам предоставляет 22 гостиницы в столице, один пяти -
звездочный отель «Хайят», 2 четырех звездочных гостиниц, 5 трех звездочных, 36
ресторанов, 309 кафе, 91 баров.
В
настоящее время в г. Бишкек туристической деятельностью занимаются 161
туристическая фирма и 5 общественных организаций.[37]
В Бишкеке функционирует один регулярно эксплуатируемый
международный аэропорт «Манас».
Структура распределения инвестиций по г.
Бишкек, в 2003г.
|
Таблица 2.31
|
№
|
Наименование
|
(тыс. сом)
|
1
|
Объем привлеченных инвестиций в сферу туризма (всего)
|
-
|
2
|
За счет грантов
|
-
|
3
|
За счет иностранных инвестиций
|
491427,3
|
4
|
За счет местного бюджета
|
34216,0
|
5
|
За счет население
|
-
|
6
|
За счет собственных средств
|
-
|
|
Итого
|
525643,3
|
Оценивая потенциал
отрасли, следует обратить внимание на актуальные проблемы отрасли,
среди
которых выделяют следующие:
1.
Нормативно-правовая база
2.
Доступ в пограничные зоны республики
3.
Доступность Кыргызстана
4.
Известность Кыргызстана
5.
Кадры.
6.
Материальная инфраструктура
7.
Отношение государства к частному предпринимательству в области
туризма
8.
Региональное сотрудничество в Центральной Азии.
Доступ в пограничные зоны
республики. Некоторые важные туристические объекты Кыргызстана находятся в
пограничных зонах. В настоящее время для доступа в эти зоны, помимо пропуска,
нужно еще и специальное разрешение Пограничных отрядов, которым подконтрольны
эти зоны. Такой распорядок понятен для южных районов Кыргызстана - наличие
террористов, наркопути и пр. Но совершенно непонятны такие правила для такого
района как Центральный Тянь-Шань, где граница проходит по неприступным хребтам,
и, попав куда, практически невозможно перейти в соседний Китай. Логика
подсказывает, что для районов Центрального Тянь-Шаня необходима процедура
упрощенного доступа.
Отмена в одностороннем порядке
Узбекистаном и Казахстаном признания виз участников Соглашения стран СНГ уже
сыграла свою негативную роль для туризма Кыргызстана. Значительная часть
туристов посещала нашу республику транзитом на пути из Узбекистана в Казахстан
или обратно, имея только одну визу - Узбекскую или Казахскую. Теперь же туристам
потребуется как минимум к Кыргызской визе и Казахская и (или) Узбекская. Помимо
удорожания программ, это создает значительные неудобства в их организации.
Подобные решения наносят ущерб туристическому бизнесу всех трех республик, но
наибольший урон понесет Кыргызстан. Возможно, еще не поздно восстановить хотя
бы признание виз в двустороннем порядке с Казахстаном и Узбекистаном.
Доступность Кыргызстана. В настоящее
время туристы в подавляющем большинстве прибывают в Кыргызстан и выбывают из
него через соседние государства - Узбекистан, Казахстан и Китай. Основной
причиной тому является то, что многие из программ Великого Шелкового Пути
проходят через нашу республику как промежуточный пункт. В обоих этих случаях
значительной для туризма Кыргызстана была роль Соглашения о взаимном признании
виз странами-участниками СНГ.
Существенно сдерживает поток
туристов через нашу республику очень неудобный для туристов режим работы
пропускного пункта Торугарт. Как известно вопрос о повышении статуса этого
пропускного пункта и свободного пропуска через него граждан третьих стран
ставился уже много раз, но существенных сдвигов в решении этого вопроса до сих
пор нет. Решение этого вопроса даст ощутимую выгоду в основном Кыргызской
стороне, нежели Китайской. Решение вопроса в компетенции Правительств наших
государств.
Известность Кыргызстана. Знания о
Кыргызстане за рубежом крайне скудны. Фирмы не в состоянии проводить
самостоятельную рекламу Кыргызстана за рубежом по многим причинам, да это не их
задача. Реклама туризма Кыргызстана переплетается с рекламой турпродукта и
фирмы самостоятельно не могут проводить такую работу в достаточном объеме.
Очевидно, что в этом вопросе необходима координация усилий всех
заинтересованных в этом вопросе сторон - Кыргызских турфирм, государства и
иностранных заинтересованных организаций. На сегодняшний день единственно
приемлемой тактикой фирм в условиях ограниченных средств является использование
чужой рекламы, рекламы за счет спонсоров, создание государственного
рекламно-информационного сайта о Кыргызстане и туризме, т.е. такие мероприятия,
которые не требуют вложения значительных средств ни от государства, ни от
туристических фирм.
Способствовать известности
Кыргызстана за рубежом могло бы участие в туристических ярмарках, возможности участия
в которых наших турфирм крайне ограничены. Здесь имеется большой потенциал для
координации совместной работы Госагентства по туризму и спорту и туристических
фирм республики.
Кадры. Несмотря на то, что
специалистов в области туризма готовят многие учебные заведения республики, их
(специалистов) катастрофически не хватает. И не хватает на всех уровнях
туристического бизнеса, начиная с менеджеров низового уровня, сопровождающих
тургруппы (гидов), менеджеров среднего звена (менеджеров программ) и заканчивая
менеджерами высшего уровня - управляющих турфирм. Выпускники ВУЗов не
востребуются фирмами. В первую очередь, это связано с низким уровнем подготовки
выпускников, который, в свою очередь, объясняется низким уровнем преподавания и
слабой базовой подготовкой студентов. Ежегодная потребность в менеджерах
среднего звена составляет 30-50 человек, менеджеров низового уровня - 50-100
человек. В то же время ВУЗы Кыргызстана выпускают ежегодно 60-80 человек
менеджеров среднего звена и около 20 человек менеджеров низового уровня.[38] Связано это с
отсутствием координации в подготовке специалистов со стороны государства во
множестве мелких бедных ВУЗов, не имеющих соответствующей базы.
Отсутствует система формирования
института гидов из-за отсутствия стандартов на эту профессию, центров
подготовки, повышения или изменения квалификации, отсутствия сертификации,
единой базы данных.
Материальная инфраструктура.
Материальная база фирм слабая. Капитал обычно не превышает 25-50 тысяч USD.
Фирмы, как правило, имеют собственные средства связи - телефон, факс,
электронную почту; специальное снаряжение и оборудование для проведения
туристских и альпинистских программ; по несколько транспортных средств (доля
которых от потребности составляет 10-15%, остальные арендуются). Около 60% фирм
имеют собственные офисы. Постоянный персонал таких фирм составляет 5-15
человек. Почти все фирмы имеют каталоги программ и флаера, уровень исполнения
которых оставляет желать лучшего; часть фирм имеют рекламу в Интернете (www).
Развивать собственную материальную базу за счет прибыли фирмы не в состоянии,
поскольку её объем низок по причине большой доли субподряда при исполнении
программ (гостиницы, транспорт и др.). Налоговое бремя также усугубляет
ситуацию с развитием материальной базы. Возможности для получения кредита
практически отсутствуют. Это связано с тем, что приемлемая ставка для турфирм
составляет не более 9%. Кредит с такой процентной ставкой получить практически
невозможно. Кроме того, фирмы не имеют возможности предоставлять полнообъемный
залог для получения кредита из-за отсутствия достаточного залогового капитала и
из-за низких залоговых кондиций этого капитала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|