рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международный туризм и его роль в развитии экономики Кыргызской Республики

Что мы видим сегодня в Госкомтурспорте? Три различных направления деятельности государства; туризм, спорт и молодежная политика. Туризм - от­расль, приносящая материальный доход. Законода­тельно - это приоритетная отрасль экономики. Далее спорт - дотационная отрасль, которая гораздо ближе стоит к молодежной политике, чем к туризму. И, на­конец, молодежная политика — многогранное направ­ление, где большую долю занимают образование, культура (в том числе и физическая), наука, религия. И спорт, и молодежная политика относятся к соци­альным вопросам. Легко ли работать, разрываясь по трем совершенно различным направлениям? Наверное, не очень. Учитывая приоритетность туризма в государственной политике, закрепленной законода­тельно, госорган должен иметь достаточно высокий статус и быть сконцентрированным на решении задач, присущих отрасли.  От этого зависит и качество решаемых задач. Если посмотреть на статус госоргана по туризму в ретроспективе, то можно увидеть, что за последние одиннадцать лет он менялся шесть раз ме­жду Госкомитетом, Министерством и Госагентством, а руководство госоргана сменялось девять раз. По­добные метаморфозы не придают стабильности в ра­боте и говорят об отсутствии четкой экономической политики государства и затянувшемся процессе ее становления.

Согласно Положению о Координационном сове­те, он призван обеспечивать слаженную и скоордини­рованную работу государственных органов исполни­тельной власти и представителей частного сектора по развитию туризма в КР и осуществлению мониторинга и контроля над исполнением принятых решений. Совет был создан в начале 2001г., Года поддержки и развития туризма. В тот год Совет работал очень ак­тивно и много сделал для отрасли. Уже в 2002 г. ак­тивность Совета резко снизилась. Если в 2001 г. состоялось шесть заседаний Совета, то в 2002 г. – только одно. Сегодня трудно объяснить причины этого. Впечатление такое, что интерес к туризму у правительст­ва резко упал, и кампания в поддержку туризма за­ кончилась.

До недавнего времени в аппарате Премьер-министра существовал отдел туризма и предпринима­тельства, который курировал вопросы туристической отрасли. После очередной структурной реорганизации в Правительстве осенью 2002 г. этот отдел был упразднен, и туризм был передан в отдел социально-культурного развития, куда в числе других секторов входит и сектор науки, образования, культуры, ту­ризма и спорта.[20] Туризмом, этой производственной отраслью стало заниматься в Правительстве подразделение социальных вопросов. Как говорится, ком­ментарии излишни.

Из анализа структуры законодательных и управ­ляющих отраслью институтов видно, что отношение у государства к туристическом отрасли не как к произ­водственной отрасли экономики, а как к отрасли со­циальной направленности. Если бы это было иначе, туризмом бы занимались подразделения и специали­сты отраслей материального производства. Это одна из причин пробуксовки отраслевых планов и программ. В свое время мы много иронизировали по по­воду того, что в Казахстане, например, туризм находился в министерстве, ведающем нефтью. Представ­ляется, что напрасно иронизировали - «в чужом глазу соринку видно ...». Отношение к туризму у нас в рес­публике, по-видимому, опять меняется в худшую сторону.

Другой важной доставляющей структуры отрасли являются общеобразовательные институты. Сюда отно­сятся предприятия и организации по подготовке кад­ров для отрасли. Сегодня в республике их более 15. Ежегодная потребность отрасли составляет около 350 специалистов различного уровня в год. Из них до 10 человек высшего управленческого персонала, около 40 человек среднего управленческого персонала, око­ло 100 человек низового управленческого персонала и около 200 человек исполнительского уровня. Ежегод­ный выпуск специалистов по республике, составляет около 150 человек. В основном - это средний управленческий персонал. Подавляющая часть выпускников остается невостребованной отраслью из-за несо­ответствия потребностям производителей турпродукта. Подготовка или переподготовка высшего управ­ленческого персонала не проводится. Низовой управ­ленческий персонал готовится в недостаточном коли­честве и в ограниченном ассортименте. Исполнитель­ский персонал готовится только для гостиничного хозяйства и не удовлетворяет потребности других отраслей по производству туруслуг. На сегодня система подготовки кадров для отрасли неудовлетворительная. Адаптация деятельности образовательных институтов к потребностям отрасли не осуществляется.

Важную роль в отрасли играют донорские институты. Это разнообразные международные организации, оказывающие помощь в создании инфраструктуры туризма в республике и помогающие в продвижении национального турпродукта на международном рынке Среди наиболее активных организации можно назвать такие, как ГТЦ (GTZ), ТАСИС (ТACIS), Xельветас (Helvetas), ПРАГМА, Фонд Aга Хана и некоторые другие, имеющие представительства в Кыргызстане. Среди иностранных организации, не имеющих представительств в Кыргызстане, но активно оказывающих помощь, можно отметить CBI (Голландия). GTZ (Общество немецкой технической помощи) реализовало за последние восемь лет несколько крупных проектов по туризму, базирующихся на оказании консультативной и технической помощи в области маркетинга и информации. Неоценимую помощь в становлении туристической отрасли республики оказал консультант ГТЦ Макс Хаберштро, проработавший в Кыргызстане с 1994 по 2002г. Первые два года Макс Хаберштро работал с Госкомтурспортом, но с 1997 г. из-за отсутствия понимания и поддержки его инициатив со стороны руководства Госкомтурспорта сконцентрировался на работе с частным сектором. Программа TACIS в последние годы реализовала и реализует несколько проектов в области туризма. При этом сотрудничество идет в основном с производителями туруслуг и их профессиональными объединениями. Усилия Helvetas сосредоточены на развитии туристических услуг среди сельского населения[21]. Практически все донорские органи­зации концентрируют свою деятельность на кооперации с предпринимательским сектором и очень мало уделяют внимания совершенствованию работы госу­дарственных институтов. Причины этого часто лежат в неприятии государственными институтами тех нов­шеств и идей, которые идут от донорских организаций, как, например, это было в случае с работой Мак­са Хаберштро. В то же время именно от качества ра­боты государственных институтов, формирующих нормативно-правовое поле отрасли, зависит качество функционирования отрасли в целом.

Существует несколько ассоциаций, объединяющих в своих рядах предпринимательские структуры, связанные с туристической отраслью. Это Кыргызская ассоциация туроператоров, Ассоциация туризма Шелкового пути, Ассоциация экотуристов, Конгресс бизнес-ассоциаций туризма, Кыргызская Ассоциация Туризма, основанного на Сообществах (КАТОС). На стадии формирования находится  ассоциация пансионатов и курортов.

Что отличает их сегодняшнее состояние? На сколько представители бизнеса готовы участвовать в реализации программ, определенных Концепцией развития туризма, неважно существующей, или той, которая будет написана?

Небольшие ассоциации, объединяющие, прежде всего посредников на рынке туристических услуг, предпринимают попытки консолидироваться … с целью?

Создание различного рода ассоциаций предпринимателей, работающих в сфере туризма, консолидированные выступления по защите прав туристических операторов на свободную предпринимательскую деятельность обнадеживают, но этого явно недостаточно и не конструктивно.

Складывается впечатление, что представители туристического бизнеса, представленные, прежде всего посредниками, стоят на позиции просителя, или вернее даже требователя, и требуют от государства – а создайте-ка нам условия для нашего процветания.

В высказываниях  многих представителей туристических ассоциаций так и слышно – дайте, создайте, обеспечьте, вы обязаны.

Необходим новый подход к формированию  позиции предпринимательства в туризме.

Ассоциации туризма должны стать теми, кто будет локомотивом продвижения и развития туристической отрасли в Кыргызской Республике.

Бизнес должен участвовать в формировании нормативной правовой базы, осуществлять инвестиционную деятельность. Предприниматели должны осознать, что только с их подачи, при их настойчивости, возможны сдвиги в сфере придания туристической деятельности экономических стимулов, позволяющих получать доход и приносить благо государству в целом.

Инициатива должна исходить от предпринимателей. Роль бизнеса в реализации Концепции является самой существенной. Бизнес должен стать двигателем всех тех программ, которые должны быть  выработаны с их непосредственным участием.

Создание действенной ассоциации туризма, основанной на профессионализме ее участников, финансируемой за счет поступлений от предпринимательских структур, должно стать приоритетной задачей представителей бизнеса, конечно в том случае, если они готовы.

В качестве примера рассмотрим КАТОС, которая была зарегистрирована в январе 2003 года.[22] КАТОС - членская национальная организация, которая продвигает услуги предприятий, занимающихся туризмом, основанным на сообществах, и представляет интересы своих членов. КАТОС поддерживается Проектом поддержки туризма, основанного на сообществах (ППТОС), который был инициирован в мае 2000 г. Данная инициатива нашла поддержку со стороны местного населения, и на сегодняшний день в Кыргызстане активно работают 10 групп развития туризма на основе сообществ.

Своей основной целью Ассоциация ставит повышение жизненного уровня в отдаленных горных регионах посредством развития инфраструктуры и объектов туризма без ущерба для окружающей среды и культуры местных жителей. Ассоциация предоставляет поддержку своим членам - организациям посредством разработки и реализации маркетинговых стратегий, продвижения товаров и услуг, обучения основам туризма и бизнеса, помощи в организационном развитии своих членов, а также путем представления интересов своих членов в разработке политики отрасли на национальном уровне и в переговорах с представителями базовой индустрии туризма. 
КАТОС также проводит активную обучающую и просветительную политику, направленную прежде всего на приобретение практического опыта туритической деятельности членами Ассоциации. Среди методов обучения широко применяются разнопрофильные тренинги, семинары и ознакомительные мероприятия для сельских сервис-провайдеров и партнеров организации. КАТОС содействует созданию дополнительных рабочих мест внутри  Ассоциации через прием новых членов (в настоящее время в Ассоциацию входят 10 НПО - общественные объединения, что составляет более 170 человек), и путем привлечения средств в регионы через туризм, что повышает уровень доходов и самих сельских сервис-провайдеров, и местного населения этих районов.

2.2 Оценка потенциала ресурсов Кыргызстана для развития туристической отрасли

Кыргызстан издревле входил в зону среднеазиатской цивилизации и являлся важным узлом на оживленных трассах международных, дипломатических и культурных коммуникаций между Востоком и Западом. Занимая выгодное географическое положение на торговых путях, он впитывал в себя культурные достижения Востока и Запада.

В настоящее время Кыргызстан становится все более привлекательным для любителей экстремального отдыха, бизнесменов, ученых, спортсменов, а также для людей интересующихся историей и сегодняшним днем стран, расположенных на Великом Шелковом пути.

Кыргызстан  обладает уникальными  природными ресурсами, историко-культурными достопримечательностями мирового масштаба, а также, необходимыми условиями для развития международного туризма.

Опыт развития зарубежных стран показывает, что международный туризм является крупным источником пополнения бюджета многих государств и играет роль стимулятора внешней и внутренней торговли.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны. В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:

1.           Международный туризм - источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости;

2.           Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны;

3.           Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма;

4.           С ростом занятости в сфере туризма, растут доходы населения, и повышается уровень благосостояния нации.


В мировой практике въездной туризм считается основным генератором поступлений иностранной валюты, поэтому необходимо рассмотреть динамику прибытий и доходов от въездного туризма в Кыргызстане (Таблица 2.21).


Динамика числа прибытий туристов и поступлений от туризма в Кыргызстане с 1999 по 2003 г.

Таблица 2.21

Год

Число прибытий, человек

Среднегодовые

изменения, %

Поступления,

мл. долл.

Среднегодовые

изменения, %

1999

48272

-

14,1

-

2000

58756

21,7

15,3

8,5

2001

98558

67,7

24,4

59,4

2002

139589

41,6

35,7

46,3

2003

144100

3,2

30,8

-13,7

Источник: Нацстатком КР


Согласно данным, представленным в Таблице 2.21,  число прибытий за пять лет возросло почти в 3 раза, и достигло 144100 человек (График 2.21). Поступления за этот же период, возросли более чем в два раза и составили 30,8 миллионов долларов, что составляет примерно 213 долларов за одно туристское прибытие[23] (График 2.22). Вышеизложенные данные свидетельствуют о росте, как числа прибытий в Кыргызскую Республику, так и о росте денежных поступлений от туризма.

В 2002 году удельный вес экспорта туристских услуг в общем объеме экспорта услуг составил 25,8 процента (в 1998г. – 13,4 процентов).[24]

Прибывающих в Кыргызстан туристов можно разделить на туристов из стран СНГ и туристов из стран вне СНГ. Так в 2002 году Кыргызскую Республику посетило 80,5 тыс. граждан из 11 стран СНГ и 59,1 тыс. граждан из 118 стран мира. Таким образом, в 2002 году число прибытий составило 139589 человек.[25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.