рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Организационный механизм подготовки и принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и пу...

выявлению в законодательном массиве действующих законов, актов Президента и иных решений, не в полной мере отвечающих проводимой в настоящее время государственной политике и интересам общества и государства. О выявленных законодательных актах, снижающих эффективность реализации государственной политики, государственные органы, непосредственно подчиненные Президенту Республики Беларусь, должны незамедлительно информировать Главу государства для принятия решения об их пересмотре;

законодательной регламентации порядка рассмотрения Президентом Республики Беларусь проектов правовых актов, вносимых Главе государства Государственным секретариатом Совета Безопасности и Управлением делами Президента Республики Беларусь. Установление данного порядка на уровне законодательного акта повысит эффективность деятельности указанных государственных органов и исключит необходимость применения ими правовых норм, регламентирующих порядок внесения проектов правовых актов на рассмотрение Главы государства через Администрацию Президента Республики Беларусь.

8. Для повышения качества рассматриваемых Национальным собранием законопроектов и декретов предлагаю реализацию следующих мер:

поручение Правительством подготовки проектов законов и декретов и их последующего представления в палатах Национального собрания только руководителям государственных органов (организаций), уполномоченных на реализацию государственной политики в сферах деятельности, относящихся к предмету регулирования соответствующих законопроектов и декретов. Из практики должны быть исключены случаи подготовки проектов некомпетентными государственными органами, которые не обладают спецификой вопросов по представляемым ими законопроектов и декретов и не могут дать исчерпывающих ответов на возникающие у депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики вопросы и замечания. По важнейшим для социально-экономического развития страны проектам законов (кодексов) докладчиками в палатах Парламента должны определяться заместители Премьер-министра, курирующие соответствующие отрасли (сферы деятельности);

обеспечение более активного и заинтересованного участия министерств и иных государственных органов, являющихся непосредственными разработчиками законопроектов, в их доработке в палатах Национального собрания. Работа субъектов права законодательной инициативы не должна заканчиваться внесением законопроектов в Палату представителей, а должна активно продолжаться на всех последующих стадиях – принятии проектов Палатой представителей в первом и втором чтениях, одобрении их Советом Республики и подписании законов Главой государства;

привлечение представителей профильных постоянных комиссий палат Национального собрания к разработке временных декретов на стадии подготовки их проектов Советом Министров Республики Беларусь и Администрацией Президента Республики Беларусь. Это будет способствовать снятию большинства замечаний и вопросов, возникающих у депутатов при рассмотрении в ”овальном зале“ принятых временных декретов Президента Республики Беларусь;

повышение активности Совета Республики и его секретариата при доработке законопроектов Палатой представителей, в том числе путем внесения в данную палату Советом Республики и его органами предложений на начальных стадиях доработки законопроектов, а не после их подготовки Палатой представителей к принятию во втором чтении. В этой связи на законодательном уровне целесообразно предусмотреть обязанность субъектов права законодательной инициативы информировать Совет Республики обо всех законопроектах, внесенных ими в Палату представителей;

законодательное закрепление за одной из палат Национального собрания (ее секретариатом) права осуществлять официальный контроль за качеством и сроками выполнения поручений, содержащихся в принятых Парламентом законах. Отсутствие такого контроля в настоящее время приводит к тому, что порученческие нормы законов реализуются Правительством нередко со значительным превышением установленного срока либо в неполном объеме;

в целях совершенствования и упорядочения регулирования организации и деятельности Национального собрания должно быть ускорено принятие проекта Закона ”О Национальном собрании Республики Беларусь“, внесенного Президентом Республики Беларусь в Палату представителей более чем пять лет назад. На настоящий момент белорусский Парламент, деятельность палат которого регламентируется отдельными положениями Конституции и регламентами палат, является единственным конституционным органом, не имеющим систематизированного законодательного акта о своей деятельности.

9. В существенном совершенствовании нуждается деятельность Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по организации в системе Правительства работы по подготовке проектов нормативных правовых актов. В частности, из практики работы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь должны быть исключены случаи поручения министерствам и иным республиканским органам государственного управления разрабатывать проекты, предмет которых не входит в их компетенцию, и непосредственно согласовывать подготавливаемые министерствами проекты с государственными органами, не подчиненными Правительству.

Также должны быть искоренены случаи необоснованного установления для подчиненных Правительству государственных органов сжатых сроков рассмотрения проектов. В настоящее время именно на основании предложений Аппарата Совета Министров Республики Беларусь при отсутствии по соответствующим вопросам срочных поручений Президента Республики Беларусь и его Администрации министерствам устанавливаются однодневные и другие нереальные сроки подготовки проектов актов.

Определение Правительством таких сроков не позволяет министерствам качественно и всесторонне отрабатывать и согласовывать с заинтересованными соответствующие проекты правовых актов, что приводит к необходимости пересмотра в последующем концепций этих проектов на основании замечаний центральных государственных органов.

10. В ближайшее время на уровне Правительства должен быть разрешен существующий пробел в регулировании отношений, связанных с внесением Минюстом в Национальный банк, министерства и иные республиканские органы государственного управления, областные, Минский городской Советы депутатов, облисполкомы и Минский горисполком представлений об устранении нарушений установленного порядка подготовки, принятия, учета, систематизации и правовой экспертизы правовых актов.

Отсутствие в настоящее время законодательного механизма и конкретных сроков выполнения представлений Минюста об устранении указанных нарушений приводит к несвоевременному и ненадлежащему рассмотрению представлений республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления.

11. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству, отменяются Советом Республики, однако на настоящий момент таких случаев в практике работы Совета Республики не имеется.

В этой связи деятельность Совета Республики по контролю за конституционностью решений местных Советов депутатов должна быть перестроена на качественно новый уровень с созданием надлежащей методологической основы проведения членами Совета Республики и его секретариатом проверок деятельности местных Советов депутатов и механизма отмены и пересмотра незаконных решений местных Советов депутатов.

Кроме того, исчерпывающие меры по кардинальному улучшению качества решений местных Советов депутатов и исполкомов, устранению самоуправства этих органов при принятии нормативных правовых актов должны приниматься в пределах компетенции и со стороны органов юстиции, прокуратуры и контролирующих органов.

12. Для снятия чрезмерной нагрузки на отдельные нормотворческие органы, в частности, Минюст, необходимо пересмотреть подходы к ведомственному нормотворчеству республиканских органов государственного управления и местных органов власти и управления, повысив уровень их правовой работы.

Деятельность этих органов должна быть направлена таким образом, чтобы множественные, разрозненные ведомственные акты систематизировались в единых, комплексных правовых актах, а вновь принимаемые акты в максимальной степени просчитывались с позиции не чисто ведомственных интересов, а соблюдения законных прав и свобод граждан и юридических лиц, получения реального экономического эффекта. В данном направлении требуется значительное усиление на местах прокурорского надзора и контрольной деятельности органов юстиции.

13. В настоящее время является довольно актуальной необходимость реализации комплекса мер, направленных на существенное повышение профессионального уровня и правовой культуры работников нормотворческих органов, а именно:

установление специальных квалификационных требований к специалистам, непосредственно проводящим юридическую и криминологическую экспертизы проектов актов. В настоящее время такие требования отсутствуют и работа в данном направлении не ведется. По этой причине подготовкой основополагающих проектов нормативных правовых актов занимаются молодые специалисты, не приобретшие практических навыков и минимального опыта юридической работы, что напрямую влияет на качественный уровень подготавливаемых проектов. В целях необходимости существенного повышения качества нормотворческой работы министерств, местных органов управления и самоуправления также должны быть пересмотрены квалификационные требования к руководителям юридических служб этих органов. Полагаю, что специальный стаж для занятия должности начальника юридической службы должен быть установлен, как минимум, пять лет (в настоящее время таким стажем определено три года, а на практике допускается наличие и меньшего юридического стажа);

апробирование в нормотворческих органах системы оперативного обучения молодых специалистов путем введения их кураторства более опытными сотрудниками соответствующего государственного органа, составления для таких специалистов индивидуальных графиков по изучению законодательного массива и информационно-аналитических материалов, развития у них повышенной внимательности и требовательности при работе с проектами нормативных правовых актов;

создание в одном из высших учебных заведений республики факультета, осуществляющего подготовку специалистов нормотворческого профиля. Здесь может быть использован имеющийся опыт Российской Федерации, где в отличие от нашей республики основам нормотворческой деятельности обучаются не только на занимаемых должностях в государственном аппарате, а на специальных нормотворческих факультетах, на которых целенаправленно обучают принципам и методам подготовки проектов нормативных правовых актам. В итоге после окончания таких факультетов молодые специалисты приходят на работу в нормотворческие органы со знаниями, равноценными знаниям работников, как минимум, с двухлетним нормотворческим опытом. Созданный такой нормотворческий факультет в Республике Беларусь мог бы стать и серьезным учебно-методологическим центром для повышения квалификации работников всех нормотворческих органов и обмена между ними практическим опытом;

введение более четкой специализации работников, осуществляющих подготовку и согласование проектов нормативных правовых актов. Это будет способствовать получению работниками более углубленных знаний в определенных сферах общественных отношений, ”оттачиванию“ их профессионального мастерства и в конечном итоге повысит качество подготовки проектов нормативных правовых актов. Когда проекты нормативных правовых актов в одной и той же сфере регулирования будут подготавливаться и рассматриваться в государственном органе (организации) не несколькими работниками, а одним постоянным специалистом, это будет налагать на данного специалиста повышенную ответственность за качество подготавливаемых проектов и вынуждать его постоянно повышать профессиональный уровень, в том числе с использованием научных и других дополнительных источников;

более широкое использование стажировок специалистов нормотворческих органов в республиканских и местных правоприменительных органах (судах, органах прокуратуры, адвокатуры, нотариата, регистрирующих и контролирующих органах и др.), внедрение системы закрепления за правоприменительными органами на определенный период времени специалистов нормотворческих органов для всестороннего изучения ими особенностей применения на практике принимаемых правовых актов;

принятие адекватных мер персональной ответственности, вплоть до отстранения от занимаемых должностей руководителей и исполнителей, за несвоевременность и некачественность выполнения поручений Главы государства и Правительства, неполный и поверхностный анализ последствий принимаемых нормативных правовых актов. В этих целях в практическую деятельность нормотворческих органов целесообразно внедрить балльную систему оценки работы специалистов, рассматривающих проекты нормативных правовых актов. Определение в рамках данной системы качественного уровня подготавливаемых проектов будет являться основанием для применения соразмерных дисциплинарных и поощрительных мер к специалистам нормотворческих органов.

Хотелось бы выразить уверенность, что затронутые проблемы совершенствования организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов в ближайшем будущем будут разрешены совместными усилиями нормотворческих органов путем их кропотливой и надлежаще спланированной нормотворческой работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом сформировавшаяся в Республике Беларусь система нормотворческих органов соответствует курсу государства, направленному на повышение функциональности системы государственного управления и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

К негативным моментам организации нормотворческой деятельности относится то, что в нередких случаях правовые акты принимаются государственными органами (организациями) в условиях закрытости и кабинетности, чтобы формально исполнить поручения вышестоящих органов. При этом не проводится предварительный анализ правоприменительной практики, не формулируются предполагаемые расходы, механизм реализации принимаемых норм, не изучаются потребности общества, общественное мнение, альтернативные пути решения существующих проблем.

В своей повседневной деятельности нормотворческие органы не всегда отслеживают обеспечение реализации в подготавливаемых проектах социально-экономического и политического курса, проводимого Главой государства, а также не всегда готовы осуществлять нормотворческую деятельность на основе принципов инициативности, ведомственного партнерства, последовательности и оперативности.

Поэтому дальнейшее совершенствование организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов должно осуществляться путем корректировки актов законодательства, регулирующих деятельность субъектов нормотворчества, повышения эффективности взаимодействия нормотворческих органов, постоянного обмена между ними опытом, в том числе негативным, усиления кадровой политики и контроля в сфере нормотворческой деятельности, недопустимости превышения государственными органами предоставленных им полномочий по принятию правовых актов.

К основным нормотворческим мероприятиям в сфере повышения эффективности организационного механизма подготовки и принятия нормативных правовых актов, которые необходимо провести в ближайшее время, относятся разработка и принятие кодекса о правовых актах, закона о Национальном собрании, законодательных актов о порядке проведения криминологической и лингвистической экспертиз проектов, положений о взаимодействии законодательных и исполнительных органов, о повышении квалификации работников нормотворческих органов, а также методических рекомендаций по изучению правоприменительной практики при подготовке проектов, прогнозированию последствий принятия нормативных правовых актов, подготовке обоснований к проектам, проведению научно-аналитических исследований отраслей законодательства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.