В 1988 Миттеран вновь выдвинул свою кандидатуру на пост президента
республики и победил во втором туре Ширака. Вскоре президент, как и после
первого избрания, распустил правое Национальное собрание. На новых выборах (как
и в 1981) победили левые силы. Однако кабинеты, во главе которых стояли
социалисты, не смогли успешно справиться с социальными проблемами, главным
образом с нарастающей безработицей. В результате очередных парламентских
выборов 1993 снова большинство мест в Национальном собрании получили правые
партии. И Миттерану во второй раз пришлось назначить премьер-министром
представителя правых — неоголлиста Эдуара Балладюра. В конце своего
президентства Миттеран тяжело болел, однако оставался на посту вплоть до
окончания повторного семилетнего мандата в 1995.
В период президентства Миттеран был вдохновителем оригинальной культурной
политики, плодами которой стали реконструкция большого Лувра с установкой
стеклянной пирамиды перед ним, постройка большой арки в районе Дефанс и здания
оперы на площади Бастилии, а также создание нового комплекса Национальной
библиотеки.
Приоритетным направлением во внешней политике Миттерана стало
строительство «единой Европы». Он полностью поддержал идею
валютно-экономического и политического союзов стран, входящих в Европейское
сообщество. В качестве второго круга интеграции Миттеран выдвинул идею
европейской конфедерации Востока и Запада. Он ратовал за всестороннее развитие
отношений Франции с США, ФРГ и СССР. Президент стремился также к сотрудничеству
со странами третьего мира, придавая особое значение контактам с африканскими
государствами.
Ширак (Chirac) Жак Рене , французский государственный деятель, президент
Франции (с 1995), родился 29 ноября 1932 года в
Париже в семье банковского служащего, позднее его отец был управляющим
авиакомпании Потез. Образование получил в лицее Луи-ле-Гран, в 1954 закончил
Институт политических наук в Париже, учился в Гарвардском университете. После
военной службы в Алжире прошел подготовку в Национальной школе администрации,
готовящей кадры для органов государственного управления Франции. С 1962 Ширак
начал работать в администрации премьер-министра Ж. Помпиду. В 1967 был избран
депутатом Национального собрания, занимал различные посты в министерстве
социального обеспечения. В 1972-74 Ширак был министром сельского хозяйства[19].
После смерти Ж. Помпиду в 1974 Ширак становится генеральным секретарем
голлистской партии «Союз демократов в защиту республики», а новый президент
Франциии В. Жискар дЭстен назначает его премьер-министром. Но через два года
Ширак уходит в отставку, мотивировав ее нежеланием Жискар д'Эстена расширить
полномочия премьер-министра. В конце 1976 Ширак основал собственную
политическую партию «Объединение в защиту республики», стоящую на правых,
консервативных позициях. В 1977 Ширак был избран мэром Парижа. На президентских
выборах 1981 он впервые выставил свою кандидатуру, но потерпел поражение. В
1986, когда правые партии получили большинство мест в парламенте, президент Ф.
Миттеран поручил Шираку сформировать правительство. В течение второго срока
пребывания на посту премьер-министра Шираку удалось затормозить рост
безработицы, сократить налоги на предпринимательство, передать в частные руки
некоторые из национализированных социалистами предприятий, страховых компаний,
банков. Однако на президентских выборах 1988 он проиграл Миттерану и покинул
пост премьер-министра.
После поражения на выборах Ширак сконцентрировался на обязанностях мэра
Парижа. На этом посту он проявил себя как решительный и умелый администратор.
Оставаясь лидером правых партий, Ширак не стремился вновь возглавить
правительство. Эта тактика оправдала себя на выборах 1995, когда Ширак с третьей
попытки стал президентом.
Ширак шел на президентские выборы под лозунгами углубления процесса
объединения европейских стран, введения единой европейской валюты, решительной
борьбы с безработицей, однако начало его президентского срока связано с международным
скандалом, вызванным решением Ширака провести серию подземных ядерных взрывов
на атолле Муруроа в южной части Тихого океана. Лишь обещание Ширака отказаться
в дальнейшем от ядерных испытаний предотвратило введение рядом стран бойкота
французских товаров. Во внутренней политике он пытается провести ряд реформ,
направленных на сокращение уровня государственных расходов и повышение уровня
жизни французов.
16 марта 1956
года женился на Бернадетт Шодрон де Курсель (Bernadette Chodron de Courcel)[20].
Имеет двоих
детей: Лоранс (Laurence) и Клод (Claude).
Окончил лицеи
Карно (Carnot) и Людовика Великого (Louis-le-Grand)в Париже.
Имеет дипломы:
Института политических исследований (l'Institut d'Etudes Politiques ) в Париже
и Летней школы гарвардского университета США (Summer School de l'Universite de
Harvard (USA)
1957-1959 гг. -
Студент Национальной школы Администрации.
1959 г. - Аудитор
Счетной палаты.
1962 г.- Референт
в секретариате Правительства; референт администрации Премьер-министра Жоржа
Помпиду.
1965-1993 гг. -
Советник Счетной палаты.
март 1965 - март
1977 гг.- Член муниципального совета г.Сент-Фереол (Sainte-Fereole),
департамент Коррез (Correze).
март - май 1967
г. - депутат от департамента Коррез (Correze).
1967-1968 гг. -
Государственный Секретарь по социальным вопросам при правительстве Жоржа
Помпиду (Georges Pompidou), ответственный за решение проблемы безработицы.
1968 г. - Избран
генеральным советником кантона Меймак (Meymac). Переизбирался на этот пост в
1970, 1976, 1982 гг.
1968 - 1971 гг. -
Государственный секретарь Экономики и Финансов при правительствах Жоржа Помпиду
(Georges Pompidou), Мориса Кувэ де Мурвиль (Maurice Couve de Murville), Жака
Шабан - Дельмаса (Jacques Chaban-Delmas).
июнь - август 1968 г. - депутат партии Совет республиканских демократов (UDR)
от Коррезы.
С 1969 г.-
казначей Фонда Клода Помпиду (Claude Pompidou) (обществаенная организация,
оказывающая помощь нуждающимся людям пожилого возраста и детям).
1970 - 1979 гг.-
Президент Генерального Совета департамента Коррезы.
1971-1972 гг.-
Министр по особым поручениям при Премьер-министре (Жак Шабан-Дельмас),
ответственный за отношения с Парламентом.
1972 - 1973 гг. - Министр сельского хозяйства при правительстве Пьера Мессмера
(Pierre Messmer).
1973 г.-
переизбран депутатом от департамента Коррез (Correze).
1974 г.- Министр Внутренних дел при правительстве Пьера Мессмера (Pierre
Messmer).
С 27 мая 1974 г.
по 25 августа 1976 г. - Премьер министр.
С декабря 1974 г. по июнь 1975 г. - Генеральный секретарь партии Союз
Республиканских демократов (UDR) ( l'Union des Democrates Republicains ).
С июня 1975 г. -
Почетный генеральный секретарь UDR.
С 1976 г. по 1995 г.- трижды переизбирался депутатом от департамента Коррез
(Correze).
5 декабря 1976
г.- 12 ноября 1994 г.- Президент партии Объединение в поддержку республики
(RPR) (Rassemblement Pour la Republique).
С 20 марта 1977
г. по 16 мая 1995 г.- мэр г.Парижа.
С 1 мая 1979 г. - Президент Международной ассоциации мэров крупных франкоязычных городов (l'Association Internationale des Maires et
responsables des capitales et metropoles partiellement ou entierement
Francophones (AIMF).
С 20 марта 1986
г. по 10 мая 1988 г.- Премьер министр.
7 мая 1995 г.-
избран Президентом Франции (инагурация 17 мая 1995 г.).
Награды:
Орден Почетного
легиона 1 степени.
Орден за заслуги
перед Отечеством 1 степени.
Крест за военные
заслуги.
Медаль
аэронавтики.
Кавалер орденов:
черной звезды; за заслуги в сельском хозяйстве; искусстве и литературе; спорте
; туризме.
Орден за
поддержку суверенитета Мальты 1 степени.
1.2.
Экономическое положение Франции после 70-х гг
В 70-е гг. экономическое
положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям,
доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не
претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических
государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ
западно-европейской державы[21].
В начале 80-х гг. в ряде развитых
капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не
сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981—1982 гг.
привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд
франков, а в 1981 г. — более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны,
пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на
потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.
В октябре 1981 г.
правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г.
— еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к
большинству остальных валют Европейской валютной системы.
Перестройка производственной
структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный
сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных
предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с
ним риск должны были взять на себя национализированные банки.
Последняя часть либеральных
реформ — дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С
начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право
самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные
условия.
Всего в короткий срок новое
правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на
состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986—1989 гг. в
стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего
продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства — 4 %.
Однако к началу 90-х гг
факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже
весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий,
замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в
европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г.
экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на
некоторые товары ее экспорта.
Только с конца 1993 г.
экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута
программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение
общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста
производства и предотвращению увеличения безработицы.
В результате в 1995 г.
увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений,
личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до
1,8 % в год[22].
Огромное воздействие на
экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом
сообществе.
Десятилетия интенсивной колониальной политики, особенно в
странах Африки, огромный потенциал национального земледелия, активное участие в
международном разделении труда, в частности в рамках ЕЭС и европейского
строительства, обеспечили французам один из самых высоких уровней жизни
планеты.
9 французских компаний
входят в 100 крупнейших компаний мира.
25 промышленных
групп имеют оборот около 10 млрд. долларов.
40 корпораций
обеспечивают за рубежом оборот в 2 млрд. долларов, а 10 из них - свыше 10 млрд.
долларов.
1000 головных
французских фирм контролируют 38% оборота всех предприятий страны. Что говорит
о достаточно высокой степени концентрации капитала.
Энергетика страны
- важнейшая область международного сотрудничества. Нехватка собственных
природных ресурсов вынуждает Францию ввозить:
- нефть из
Саудовской Аравии, Ирана, Великобритании, Норвегии, России, Нигерии, Алжира,
Габона и Конго;
- газ из России,
Алжира, Голландии, Норвегии;
- уголь из США,
Австралии, Южной Африки.
В энергетическом
балансе страны доля нефти составляет 40%, но постоянно сокращается в пользу
электроэнергии (25% ГЭС и 75% атомные станции), доля газа (13,3%) растет, доля
угля (6,4%) падает. Все большее развитие получают так называемые новые
источники энергии - геотермическая, солнечная, этанол. Здесь кроются
значительные резервы научного сотрудничества и торговли со странами Восточной
Европы.
На рынке
нефтепродуктов Франции господствуют 2 государственные компании -
"ЭЛФ" и "Тоталь".
Вся электросеть
страны подчинена государственной компании "Электрисите де Франс".
Аналогичная
компания - "Газ де Франс" является монополистом своей отрасли.
В этой связи
любые проекты, контракты и другие инициативы в этих областях проходят сложный
путь изучения под углом государственных интересов Франции и решения носят
государственную окраску.
Франция - первая западноевропейская держава по сельскохозяйственной продукции,
второй экспортер в мире после США. Мягкая пшеница, рожь, кукуруза, подсолнух,
овощи (3-е место в Европе после Испании и Италии), фрукты (яблоки, виноград и
др.) производятся в количестве, полностью перекрывающем внутринациональные
потребности.
Отсюда - острая
конкурентная борьба с импортными продуктами питания. Периодически вспыхивают
очаги силовых конфликтов из-за массового импорта дешевой испанской клубники,
голландской и английской свинины, итальянских овощей.
В то же время
Франция продолжает оставаться на первом месте в Европе по количеству крупного
рогатого скота, экспорт молочных продуктов постоянно растет, годовой оборот
молочнопромышленного комплекса составляет около 30 млрд. долларов.
Лишь Италия
опережает Францию по производству вина. К середине 90-х годов Франция вышла на
четвертое место в Западной Европе по производству пива. Более трети
производимого шампанского предназначается на экспорт.
Несмотря на то, что французское рыболовство, производящее около 800.000 тонн
рыбы в год, не обеспечивает потребности внутреннего потребления, французские
рыбаки ведут постоянную борьбу с испанцами. Дело доходит до стычек в море с
применением огнестрельного оружия. Ими так же проводятся акции массового
уничтожения импортной продукции, в частности из стран Восточной Европы.
Основные статьи импорта - лосось, креветки, лангусты, омары.
Промышленность
Франции находится на 5-ом месте в мире и обеспечивает: 30% занятости, 40%
инвестиций, 80% экспорта.
Государственный
сектор, постепенно сокращающийся в последние годы, дает 20% оборота и около 30%
экспорта[23].
Средние и крупные
предприятия (более 500 человек) занимают господствующее положение: 46%
занятости,56% рынка, 72% экспорта.
Франция - крупнейшая страна Западной Европы по количеству и процентному
соотношению иностранных компаний, на долю которых приходится 22% занятости, 26%
инвестиций и 27% оборота промышленности.
Это объясняется тем, что, несмотря на сложность законодательства, высокий
уровень социальных требований, строгий государственный контроль, иностранные
инвесторы привлекаются надежностью административно-юридической системы,
выгодным географическим и стратегическим положением страны, стабильностью франка
и другими важными для делового успеха факторами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|