Потомки Иоктана из Южной Аравии жили на
территории современного Йемена, раньше там находилось Сабейское царство, до
того как оно было разрушено, считалось самым развитым в те времена.
Международная торговля приносила им немалый доход. После разрушения Марибской
плотины во II в. н. э. многие племена арабов-иоктанитов двинулись к
северу Аравии, они же принесли с собой идолов и богов в Каабу. Конечно, эти
племена были приверженцами политеизма, об этом нам говорят имена и эпитеты
божеств. Особенно следует отметить главные астральные божества. Влиятельная
триада состояла из Солнца, Луны и Утренней (Вечерней) звезды, как бы
семейство Отца, Сына и Матери, аналогично Вавилонской Троице: Шамаш (солнце),
Син и Астарта. В Вавилонии Шамаш женского рода, а в Южной Аравии оно считалось
самым главным божеством и употребляется во множественном числе, что означало
“божества”. В Минее Луна называлось Wadd, в Катабане - Аmm, в Хадрамауте - Sin, в Сабее - Ilumguh. Астарта имела такие
эпитеты, которые включали в себя специальную формулу обета: “Astar Shargan”
(Астарта востока), “Astar Sharig” (Астарта, восходящая с востока) и Athtar
Dhu Qabdim (Астарта богиня Qald). Были в Аравии и менее значимые божества и
их считали членами триады: Balw (смерть, неудача), Dhu Samawi (Господь Небес),
Halfan (клятва), Halim (мудрость), Nasr (орел), Rahman (Милостивый) и Sami
(Единственный, кто слышит).
У северных арабов издревле был известен
рассказ об Ибрахиме (Аврааме) и Исмаиле (Измаиле), где говорится, что
он был первым сыном Авраама от служанки Хаджар (Агарь). Авраам сам
повел Измаила в пустыню Аравийскую и оставил его там, когда Хаджар и ее
сын, умирая, вопрошали к Аллаху, то Он смилостивился и дал им
источник Замзам. С тех пор аравийцы стали приходить на поклонение к
этому источнику.
Замзам - один из нескольких колодцев, находящихся в Мекке
и вблизи от города. Соседство Замзама с ал-Каабой обусловило особое
отношение к нему еще до ислама [12].
В Мекку на поклонение в храм приходили арабы, и этот ритуал носил
характер воспоминания об отце Ибрахиме, Хаджар и его сыне. Это
паломничество называлось ал-Хаджж, оно совершалось в зимнее время месяца
зу-л-хиджжа. Оно считалось священным и длилось около четырех месяцев.
· Совершая ритуал, все пили
воду из источника Замзам, так как ангел Джибраил (Гавриил) дал им
(Хаджар и Исмаилу) эту воду, когда они возжаждали.
После этого паломники пробегали между холмами
ас-Сафа и ал-Марва в память о страданиях Хаджар. “Ас-Сафа и Ал-Марва - из примет Аллаха; и кто
паломничает к дому или совершает посещение, - нет греха на нем, что он
обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо... ведь Аллах
благодарен, знающ!” (cура 2:153 ). Паломники могли совершить и малое
паломничество - Умра. “ ...И возвести среди людей о хадже: они придут к тебе
пешком и на всяких тощих, путешествуя по всякой трудной и дальней
дороге” (cура 22:28).
· В долине Мина приносили в
жертву животное, как воспоминание об Ибрахиме и Исмаиле. “...То тому,
кто пользуется посещением для хаджа, тому - то из жертвенных животных,
что легко; а кто не найдет, то - пост три дня во время хаджа...” (cура 2:192 ).
Нужно отметить, что наряду с этим поклонением многие купцы, торговцы
почитали идолов-богов (их насчитывалось около 360), которые были
принесены из разных мест Аравии, а особенно из южной части полуострова.
Таким образом, ханифы, провозглашая истинную веру
Авраамову, призывали к тому, чтобы арабы отвернулись от идолов. После
Мухаммад, скажет: “Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих,
и преклоняющихся, и падающих ниц!” (cура 2:119).
Причиной возникновения течения было :
“Племя Бену-Хозаа (пришедшие с Южной Аравии, были
потомками иоктанитов), овладевши окрестностями Мекки, а затем и самой
Меккой, отняв у корейшитов[13]
заведование храмом, было более склонно к фетишизму и
натуралистическому многобожию, нежели северяне-измаилиты, и водворение
хозаитов в Мекке, без сомнения, усилило здесь идолопоклонство и
способствовало косвенным образом той монотеистической реакции, которой
победоносным представителем впоследствии сделался Мухаммад” [14].
Ханифы и их ожидания.
“Религиозное миросозерцание семитов, кроме
монотеистической идеи, издревле характеризовалось идеей пророка или
посланника Божия, то есть человека, находящегося в особом
личном отношении к Богу, получающего откровение свыше и
становящегося посредником между Богом и людьми...” [15]
Знания о Боге они могли черпать только из
какого-либо источника. Нам известно, что многие ханифы в качестве своего
учения использовали переводы на арабский сирийские апокрифические Авраамовы
свитки (сохоф), относящихся к литературе сабиев. Далее В. С. Соловьев
отмечает, что все эти апокрифы не могли вполне удовлетворить
религиозную потребность ханифов, поэтому им оставалось только ожидать
нового откровения.
Известные нам ханифы:
· Варака-бен-Науфал, сын
Асадов. Он был духовным советником Мухаммада, впоследствии принял
христианство.
· Усман-бен-ал-Хувауриф был
его родственником, также принял христианство.
· Зеид-бен-Амра остался
ханифом, не принял ни мусульманства, ни христианства.
· Убейдуллах - двоюродный брат Мухаммада,
был тесно связан с основателем ислама. Принял христианство.
Мухаммад - последователь монотеизма.
Мы видим, что возникновению ислама предшествовало
религиозное пробуждение в арабском народе, ярким примером тому было движение
ханифов. Это течение оказало влияние и на Мухаммада, поэтому он провозглашает:
“Они говорят: “Будьте иудеями или христианами - найдете прямой путь”. Скажи:
“Нет, -
общиной Ибрахима (Авраама), ханифа, ведь он не был из многобожников”.
“Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом предавшимся
и не был из многобожников”. “Потом внушили Мы тебе [Мухаммаду]: “Следуй за общиной
Ибрахима, ханифа, и не был он из числа многобожников” (cуры 2:129;
3:60; 16:124). Мусульманский комментатор Убайи бен Ка’ба, комментируя
суру 98, показывает отношение Мухаммада к христианству и иудаизму,
также провозглашая суть ханифства: “Посланник Аллаха к ним, читающий
свитки пречистые, в которых писания истинные. Видел я иудаизм и
христианство, поистине, самая правильная религия - ханифство - покорность Аллаху, а не
многобожие, и кто бы не совершил дело благое, никогда этого не будут
отрицать. Были люди одной общиной, и послал Аллах пророков вестниками и
увещевателями, которые повелевали совершать одобряемое и исполнять
молитву”[16].
Таким образом, Мухаммад, провозглашая ханифство,
как покорность Аллаху, также следует их доктрине о Едином Всемогущем
Боге. Мухаммад считал себя последователем Ибрахима, который “... не был
ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом” (cура 3:60). К ханифам он
причисляет и других пророков: кроме Ибрахима (Авраама) и Мусу (Моисея), и
Исма’ила (Измаила), и Исхака (Исаака) и его детей (2:130). Они
провозглашали монотеизм, так Мухаммад говорит об этом. Из этого следует,
что Мессия Иса-ал-Масих (Иисус Христос) не может быть Богом. “Не
веруют те, которые говорят, что Аллах - это Мессия, сын Марйам”
(cура 5:19). Сура 112, ал-Ихлас, считается символом веры и особо
почитается: “Он - Аллах, - един, Аллах, вечный”. И. Ю. Крачковский комментирует эту суру:
“который не ест и не пьет; не рожденный и не рождавший; у которого
ищут помощь; повелитель, царь; мудрец, которого не смущает
неповиновение других; стоящий на высшей ступени; к которому взывают,
который не имеет внутренних частей, компактный”[17]. Мы
здесь прослеживаем явное влияние ханифов, которые провозглашали монотеизм,
то есть ат-Таухид (ат-Тавхид; от глагола “ваххада” - “делать, считать что-либо
единым, единственным”). В исламе ат-Таухид означало отрицание политеизма
(ширк), выражающееся в формуле “нет никакого божества (идола),
кроме Аллаха”. Ибн Таймийа включал в понятие ат-Таухида:
1. признание божественной природы только за
Аллахом;
2. признание Его единственным Творцом;
3. полная самоотдача человека Аллаху.
Также ат-Таухид означает “предельное единство
сущего, трансцендентное миру, рассматриваемому как эмпирическая
реальность с пространственно-временными характеристиками, и тождественное
ему, взятому в качестве вневременной и внепространственной целокупности”[18].
Еврейские поселения и их
мессианские надежды.
Еврейские поселения в Аравии существовали
примерно с 70 г. н. э., то есть со времени Второго разрушения Храма.
Многие евреи поселились в северо-западной части Аравии. Эти иудейские
поселения участвовали в строительстве городов, также они занимались
караванной торговлей. Еврейские купцы и ремесленники сбывали свой товар
в городах Ясриб (Медина) и Мекка. Многие, подобно бедуинам, кочевали
от колодца к колодцу со стадами. В начале VI в. в Южной Аравии, в
Йемене, образовалось небольшое еврейское государство и их религия была
доминирующей в этих областях. Нам известно, что йеменский царь
Абу-Кариб обратился в иудейство сам и обратил многих арабов. В 530 (525)
г. преемник Абу-Кариба, Юсуф Зу-Новас принял еврейское имя Иосиф (это
был последний химьяритский царь, правивший в 517-530 гг.), приверженец
иудейской веры. Он погиб в битве с эфиопским царем Элесбаа. Император
Ираклий усугубил положение изданием указа о насильственном крещении
живших на территории империи иудеев. Часть из них, отказавшись
принять крещение, бежали. Как отмечал после в VIII в. армянский писатель
Гевонд, евреи подстрекали арабов к действиям против Византии:
“Восстаньте с нами, - и избавьте нас от подданства царю греческому, и
будем царствовать вместе”[19].
В Медине и Мекке были известные еврейские
поселения Бану-Надир, Бану-Кейнока, а также Бану-Курайза - жители оазиса Йасриб
(Медина). “Племя Курайза оказалось враждебным исламу, было частично
перебито и изгнано из города”[20].
Об этом говорится в сурах 8:56, 33:26-27. Рядом с Мединой находилась
чисто иудейская колония Хейбар, а несколько севернее - Тейма. Еврейские общины
оказали большое влияние на коренных жителей Аравии, многие арабы
слышали об иудейской религии. По свидетельству мусульманского историка
Ягуби (Yagubi), иудеи были прозелитского направления, игнорировавшие Писание.
К ним, в частности, относились племена Курайза и Надир из города
Медина. “Они не были чистые иудеи, но иудаизированные арабские племена
(кланы), которые назывались Djudham”[21]. Нам известно, что многие
аравийские евреи имели Библию Акилы. Арамейский перевод назывался
“Methurgemanium“. “Эти переводы пришли из Таргумов или арамейских
парафразов”[22].
Многие библейские слова, из тех что мы находим в Коране, очевидно были
из Арамейского источника. Вельгаузен пишет: “Арабские евреи вместе с их
языком, с их знаниями Писания, их образом жизни, с их склонностью к
злу, темными делами, магией и проклятием, а также с их боязнью
смерти оставили необычное впечатление...”[23]
Сам Мухаммад в Коране говорит о евреях, ссылаясь
на то, что они отступили от истинной веры: “И если бы они соблюдали
Тору и Евангелие и то, что ныне ниспослано им от Владыки их,
истинно, вкусили бы от добрых вещей, и от тех, которое под ногами
их. Есть среди них люди умеренные; но многие из них, воистину, творят
зло” (cура 5:70).
Таким образом, евреи в Аравии были отделены от
своего Писания и основывалось на информации не канонической, но
апокрифической и чаще всего магической. Их религия считалась
неортодоксальной. А.А. Хагг (А.А. Hagg) говорит о духовном состоянии иудеев
этой местности, что они поддались вырождению своей веры и религии[24].
Их образ жизни и вера оказали влияние на
Мухаммада: “О обладатели писания! Не излишествуйте в вашей религии без
истины и не следуйте за страстями людей, которые заблудились раньше,
и сбили многих, и сбились с ровной дороги... Вы ни на чем не
держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено
вам от вашего Господа” (cура 5:81,72). Также Мухаммад упрекает их в
том, что они не уверовали предостережениям Дауда (Давида) и Исы
(Иисуса), это записано в суре 5:82.
Мессия - учитель Торы.
Мессианские надежды евреев в Аравии возрождались в
результате обострения экономических и политических условий. Мы упоминали
о том, что они были притесняемы и гонимы императорами. И в результате
этих трудностей возникали надежды с ярко выраженными эсхатологическими
чертами. Сами евреи из Медины устрашали арабов, говоря, что придет
Мессия и разрушит их язычество [25].
Они верили в то, что в момент Пришествия земля станет производить
ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рождать, а земля - приносить хлебы и
шелковые одеяния (Шаббат 30 б), люди достигнут тысячу лет от роду,
прекратятся болезни, распри, войны” [26].
Приход Мессии ассоциировался с тем, что Он
победит всех язычников и будет их правителем. “Иудеи повсюду, в
частности в Аравии, ждали появления Мессии. Были у них популярными
идеи, что такой Мессия появится из среды не иудеев. Исследователи
считают, что эти идеи повлияли на Мухаммада, помогли поверить в
истинность собственного призвания”[27].
Узнав о Мухаммаде, они не признали его ни пророком, ни Мессией. Л.И.
Климович отмечает о том, как некоторые евреи старались побольше
разузнать “о пророке, который появился среди сарацин”, – то есть арабов,
о том, как их разочаровали ответы спрошенных: “Это - обманщик, потому что
пророки не приходят с мечом и в колеснице”, или говорили: “Ничего
правдивого не найти в этом пророке, а если только пролитие крови
человеческой”[28].
Когда евреи обратили внимание на миссию Мухаммада и они не приняли
его за своего пророка и Мессию, потому что он плохо знал ат-Тауру.
Ведь они свято верили в то, что будущий Мессия будет учителем Торы.
Эта ссылка из Корана свидетельствует нам об отношении иудеев к
Мухаммаду: “Но как поставят они тебя их судьей, когда есть у них
Тора, заключающая правосудие Аллаха” (cура 5:44).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|