Мухаммад, провозглашая истину о Едином, Всемогущем
Боге что для его поколения было совершенно чуждым и новым, говорил и о
Судном дне, как о Великом Собрании всех верующих и неверующих. “Увещевай этим
тех, которые боятся быть собранными к Господу. Нет для них помимо Него
покровителя и заступника” (сура 6:51). “Спрашивают они: Когда день Суда?”
(Суры 51:12, 82:9). Синонимом слова “День Суда” является - “час”, например, в суре
79:42 говорится так: “Спрашивают они тебя о часе: “Когда его
прибытие?” (Сура 79:42). “После “дня Великого Собрания” “ преграда
воздвигнется между избранными и осужденными” (сура 7:44 перев. В.С. Соловьева).
“Вместо “избранные” и “осужденные” можно встретить другие термины: “мусульмане”
и “неверные”[132].
Т. Нельдеке отмечает следующее: “Эсхатологические айаты “отличает страстное,
напряженное беспокойство”. Именно это “эсхатологическое беспокойство” в гораздо
большей степени не давало покоя соплеменникам Мухаммада и настраивало их против
него, нежели проповедь единого Бога”[133]. Сами арабы-язычники верили в
загробную жизнь, поэтому проповедь Мухаммада о страшном Суде, об участи
неверных - огонь, все это не оставляло равнодушными мекканцев. “Уже во второй
мекканский период в проповедях Мухаммада намечается сближение эсхатологических
и христологических тем” [134].
В самом Коране мы можем найти интересный 61 айат из 43
суры, который оказал влияние на развитие эсхатологических представлений
мусульман. Этот айат будет понятен для нас, если его процитировать с 57 по 64
айаты:
57 (57) А когда был приведен сын Марйам в пример,-
вот твой народ [речь идет о курайшитах - отмечает А. Журавский] от него отворачивается,
58 (58) и говорят они: “Боги [т. е. идолы, которым
поклонялись арабы и племя курайшитов] наши лучше или он [Иса]?” Они приводят его тебе
только для спора. Они ведь народ - препирающийся!
59 (59) Он - только раб (слуга), которому
Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Исра’ила.
60 (60) А если бы Мы пожелали, Мы
создали бы из вас ангелов на земле, которые бы заместили [вас - курайшитов].
61 (61) И Он, поистине, признак [знамение] часа. Не сомневайтесь в
этом и следуйте за Мной! Это прямой путь.
И.Ю. Крачковский говорит о том, что комментаторы
“знамение часа” относят ко Христу, как одному из признаков Второго Пришествия[135].
62 (62) Да не отвратит вас от Него
сатана: ведь он для вас явный враг.
63 (63) А когда Иса пришел с ясными
знамениями, он сказал: “Я пришел к вам с мудростью, и Я разъясню вам кое-что из
того, в чем вы разногласите. Бойтесь же Бога и повинуйтесь мне!
64 (64) Поистине, Аллах - Он мой Господь и ваш
Господь! Поклоняйтесь же мне! Это прямой путь”.
“Под выражением “Он (innahu) - знамение Часа”
подразумевается Иисус”, - так отмечает А.В. Журавский в своей статье “Иисус в
Коране”[136].
Слово “знамения” имеет три варианта чтения:
1.
Ilmun- означает “знание” из
официальной османовской редакции Корана;
2.
Alamun-
означает
“знак”, “признак”, “знамение” из признанного канонического перевода Корана;
3.
Dhikrun-
означает
“напоминание” из неканонической редакции.
Также такую трактовку поддерживают авторитетные
хадисы: “Посланник Божий сказал: “Что будет с вами, когда сын Марии явится к
вам и будет вашим имамом? Что станете вы делать, когда сын Марии явится и
поведет вас?” - так записано в Хадисе Муслима [137]. Аль-Джалалан говорит,
объясняя значение фразы “знамение часа”: “Видим, что Иисус был знамением для
часа, так как Он знал, когда придет День Суда. Тогда мы вспомним, что люди
обычно признают, что Аллах отделен от Его творений, и только Он Сам знает
времена и сроки, тогда мы сможем постигнуть то особое место, которое отводится
Кораном Христу”[138].
Таким образом, это есть свидетельство Второго
Пришествия Исы-ал-Масиха, то есть возвращение перед концом Света. В
послекоранических сказаниях Иса стал одним из главных героев рассказов о
событиях, которые будут предшествовать Суду.
Роль Исы во время Воскресения.
Также мусульманские источники и Коран признают
Воскресение мертвых. “Судный день - это страшный день, преисполненный великих ужасов, от
которых седеют дети. Смысл веры в Судный день заключается в убежденности
мусульманина в том, что в день Воскресения Всевышний Аллах поднимает
людей из могил и соберет их в одном месте”[139]. Приведем цитаты из Корана: “И
мертвых воскресит Аллах, потом они будут возвращены” (сура 6:36). “Он соберет
вас ко дню Воскресения в котором нет сомнения”. (сура 6:12). В день же
Воскресения Иса-ал-Масих выступит свидетелем-обвинителем. “И как будет, когда
Мы придем от каждой общины со свидетелем и придем с тобой как свидетелем против
этих? В тот день пожелают те, которые не верили и ослушались посланника, чтобы
сравнялась с ними земля. И не скроют они от Аллаха никакого события!” (Сура
4:41). Эту суру приводят во свидетельство того, что как Иса, так и Мухаммад
будут обвинять тех, кто не уверовал в Аллаха и в Его Судный день. Иса будет
свидетельствовать в день Воскресения против неверных и отступивших иудеев и
христиан (сура 5:17). В хадисе Хасан ал-Басри записано о том, что Мухаммад
сказал в ответ иудеям: “Иисус не умер и Он вернется к вам в день Воскресения”[140].
Таким образом, Его Второе Пришествие и свидетельство
против неверных будет началом или возвратом к изначальной чистой вере и
Единой Общине верующих, так как в самом начале времен согласно
Корану: “Люди были одной общиной” (сура 2:209). Другой перевод суры более ясно
выражает эту мысль так: “Человечество было одной общиной, но потом начался
разлад между ними; тогда Аллах воздвиг пророков, как носителей благой вести
так и предостережения, и ниспослал с ними Книгу, содержащую Истину, дабы Он мог
рассудить между людьми, в чем расходятся они. Но теперь у них возникло
разногласие о Книге; и никто не пререкался о ней, кроме тех, кому она была
дарована, после того, как ясные знамения были ниспосланы им, из-за зависти друг
к другу...” (Сура 2:214)[141].
Роль Исы на Судном дне, при Воскресении из мертвых быть
свидетелем-обвинителем, и Он отделит “верных” от “неверных”, так же является
восстановителем Единой Общины, которая была еще изначально, но со временем люди
стали многобожниками.
Иса-ал-Масих в хадисах.
В Коране имеется интересный текст, который говорит о
смерти Иисуса : “И мир мне в тот день, когда я родился, и в день, что умру,
и в день, когда буду воскрешен живым! Это - Иса, сын Марйам, по слову
истины, в котором они сомневаются” (сура 19: 34-35). Перевод с Арабского
говорит: “Мир был на мне в день, когда родился я, и мир будет на мне в день
смерти моей, и в день когда я восстану опять к жизни. Таков был
Иисус, сын Марии. Это есть изложение истины, в котором сомневаются они” (сура
19: 34-35)[142].
Сам Коран ничего не говорит и не растолковывает эти суры. Но позже мы находим
толкование в хадисах, написанных после Мухамада. Смерть Исы подразумевают так,
что Он умрет после наступления Судного дня. “В мусульманском придании и
особенно в мистической литературе насыщаются новыми и новыми подробностями,
вариациями, порой весьма экзотическими деталями”, - так отмечает А.В. Журавский
в своей работе “ Иисус в Коране”[143].
В Медине, есть вакантное место, где, согласно мусульманскому приданию, будет
похоронен Иса после того, как Он выполнит свою миссию во Второе Свое
Пришествие. Возьмем также пример из хадиса Хинди: “О посланник Божий
(Мухаммад), - сказала Айша, - я вижу, что переживу тебя. Позволь мне быть похороненной
рядом с тобой”. Он ответил: “Как я могу распорядится местом, где будет только
моя могила и будут могилы Абу Бакра и Умара и будет могила Иисуса, сына Марии”[144].
Роль Исы-ал-Масиха намного расширена по сравнению с Кораном в хадисах:
1.
Он
является победителем ад-Даджжала (то есть дьявола) - это персонаж мусульманских
эсхатологических сказаний, аналогичный христианскому антихристу. В Коране
отсутствует, но часто упоминается в хадисах и сказаниях о “Грядущем конце
света” (фитан, малахим). “Его называют так же ал-Масих ал- Куззаб ( ложный
Мессия)”[145].
2.
Ад-Даджжал
будет искусителем людей в последнее время, перед пришествием Исы-ал-Массиха.
3.
Он будет
выдавать себя за настоящего Мессию.
4.
В данный
момент, по преданию, сатана находится прикованный к скале на острове в
Индийском океане.
5.
И его
победит Иса-ал-Масих, спустившийся с небес. Из хадиса и Ибн Маджи: “Я сойду с
небес и я его убью”[146].
6.
Перед
“Концом света” он появится с востока на огромном осле, за ним будут следовать
все неверующие и лицемеры.
7.
Царствование
Исы будет длиться на земле около 40 лет (или 40 дней).
8.
Иса
установит единую Общину всех истинно верующих и 40 лет на земле будет
Царство Мира и справедливости.
Суфийская литература дополняет информацию об Иисусе,
например, из “Мекканских откровений” Ибн-ал-Араби, который писал так: “Иисус
есть печать вселенской святости, подобно тому, как Мухаммад есть печать
пророков. Иисус - единственный, кто обладает полнотой веры во все времена, и во Второе
свое пришествие Он будет нашим судьей по закону Мухаммада”[147].
“Когда Иисус придет в конце времен, Он подтвердит закон Мухаммада и восстановит
его, потому что не будет больше пророка после пророка Божьего, который судит по
закону иному нежели его. Он последний закон и его пророк - печать пророков. Иисус
будет справедливым судьей, потому что в то время не будет больше ни
мусульманского султана, ни кади, ни муфти. Бог отнимет у людей знание. Когда
Иисус сойдет, Он будет знать по воле Бога - уже на небесах, до своего
сошествия все, что ему будет необходимо знать об этом законе, дабы смочь судить
по нему, ради других людей, ради своего служения. Верующие соберутся вокруг
него и провозгласят судьей над ними, потому что не будет никого другого более
пригодного, чем он”, - из хадиса ал-Бухари, Муслима[148]. Нужно
отметить, что сам Мухаммад в Коране не ссылается на то, что Иисус будет
подтверждать закон Мухаммада, скорее всего, наоборот, он утверждает о том, что
его свидетельство основано на пророках Мусе (Моисее), Ибрахиме (Аврааме), Исе
(Иисусе) и Исхаке (Исааке).
Таким образом, роль Исы намного больше расширяется в
эсхатологических мотивах, которые в Коране не отражены, но под влиянием
преданий, бытовавших в то время, были записаны в хадисах после смерти Мухаммада.
“Художественная форма рассказов о нем свидетельствует как о широком бытовании в
Аравии VII в. христианских легенд, связанных с различной христианской средой, с
эфиопскими и йеменскими монофизитами, с сирийскими православными, со
сторонниками мелких сектантских течений”[149].
Вывод:
Нужно отметить, что по представлению Мухаммада
Иса-ал-Масих не является тем, кем представляют его христиане, потому что они
отступили от истинной религии Авраама (Ибрахима), Исмаила, и Ибрахим не являлся
ни иудеем, ни христианином (суры 3:60; 5:15 ).
· Иса в Коране имеет особый
статус, так как находим много эпитетов и имен, намного больше, чем у самого
Мухаммада. Иисус назван: “Знанием”, “Милосердием” (19:21); “Посланником Аллаха”
и “Мессией” (суры 3:40, 4:156, 169, 5:79); “Примером” (43:57); “Славным”
(3:40); “Пророком” (суры 2:130, 3:78, 19:31, 33:7); “Благословенным”
(19:32); “Словом Аллаха” и “Духом Его” (суры 3:40, 4:169); “Слугой
Аллаха” (19:30); “Учителем Торы и Евангелия” (3:44) и “Приближенный к Аллаху”
(3:45). “Коранический Иисус - это уже не Иисус докетов, эбионитов или ариан, а
Иисус новой религии, нового духовного универсума”[150].
· Иса-ал-Масих - пророк и посланник (сура
5:75), но посланник с особой миссией, “наделенный экстраординарной природой,
особыми привилегиями”[151].
Имеются четыре факта Его сверхъестественной природы, отличающие от всех
предыдущих пророков:
1.
Он был
рожден от Девы (сура 19:20-21). “При рождении не коснулся Его сатана”, - так записано в своде хадисов
ал-Бухари[152].
2.
Сын
праведный (чистый, то есть без греха) (сура19:20).
3.
Он взят
живым на небо (сура 4:157-158).
4.
Бог дал
ему ясные знамения и укрепил Духом Святым (сура 2:87, 253). “Он - единственный, наделенный
прерогативами творить и воскрешать из мертвых, только с соизволения Бога”[153].
· Роль Исы-ал-Масиха в
эсхатологических событиях Корана заключается в том, что Он есть признак Второго
Пришествия (43:57-64) и судья всех верных и неверных иудеев и христиан (сура
4:41).
· Роль Иисуса Христа
расширяется в хадисах. Смерть Иисуса (19:34-35) неверно растолковывается в
хадисе Хинди, и что она наступит после Его Второго Пришествия. Далее, Он
является победителем Ад-Даджжала и царствование Исы на земле будет сорок дней,
или лет.
Таким образом, как отмечает А.В. Журавский, кандидат
исторических наук, в своей работе “Иисус в Коране”, “необходимо понять, что в
лучших образцах своего благочестия ислам не столько полемизирует с
христианством по поводу Христа, стремясь, как это представляется христианам,
умалить Его достоинство, сколько ревнует о своем Христе - мусульманском. Как бы ни
шокировали нас эти взгляды, необходимо понять, что Иисус для мусульман
значительно больше, нежели один из пророков, посланного Богом к сынам Израиля,
больше рядового эпизода в истории пророков, как Второй Адам, Он объемлет все
человечество, как знамение для миров и людей, вместе со своею матерью Он
освещает всю историю человечества, включая и историю мусульманской общины, как
знамение часа, Он завершает на земле божественный замысел спасения”[154].
Заключение.
Рассматривая материал об Иисусе Христе в Коране, мы
пришли к нескольким этапам развития мессианской идеи в исламе:
I. Мухаммад был склонен понимать Бога, как совершенно
трансцендентную Личность и провозглашал монотеизм, то есть ат-Таухид. Эта идея
была унаследована от ханифов, которые существовали еще задолго до возникновения
ислама, признавая предельное единство Сущего. Символ веры заключается в следующих
словах и показывает суть всей вести Мухаммада: “Во имя Аллаха, милостивого,
милосердного! Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни
один!” (сура 112:1-4). Из этого положения следует, что Мессия не может быть
Богом. “Не веруют те, которые говорят, что Аллах – это Мессия, сын Марйам”
(сура 5:19). Развитию этой идеи способствовало грубое идолопоклонство на
Аравийском полуострове. Мухаммад очень часто в Коране говорит о “сотоварищах”
и о “сообщниках”, где речь идет об идолах (суры 39:32; 71:24; 71:8,9; 11:54;
26:72; 53:20-24; 22:74; 16:37; 21: 23; 14:36 и другие).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|