Таким образом, ересь о том, что Иисус Христос “не был
распят, а только им это представилось” (сура 4:156), вполне могла быть
воспринята исламом.
Манихейство и последствия этого
учения.
Оно было широко распространено некогда на Востоке и Западе,
скрытно существовало в различных видах. Появилась эта ересь в Месопотамии,
основатель считается Сураик, сын Фатака. Его собственное имя сохранилось у
христианских писателей в искаженной форме, как Курбик, но более известен он как
Мани (Манес), и, вероятно, он около 270 г. начал проповедовать свое учение.
Если посмотреть его биографию, то отец его был в секте крестильников (сабиев).
В этом же духе воспитывался и сам Мани, но в юношестве он не последовал
верованию и убеждениям отца. Он начал проповедовать свою религию;
свидетельствуют, что на него оказало влияние учение двух его предшественников:
Скифиана и Теревинфа. Сам Мани имел большой успех в проповеди своей точки
зрения и обратил самого персидского царя на свою сторону, также был выслушан царем
Сабуром. Но скоро он уходит в пределы Персии, путешествует в Индии, Восточном
Туркестане, в Китае. Его жизнь окончилась трагично. Как известно Мани был
человеком книжным; из его сочинений, которые сохранились, среди арабских ученых
известны только по названиям и оставшимся отрывкам. Это “Сабуракан”, “Книга
тайн”, “Евангелие”, “Сокровище оживотворения” и другие. Он учил о том,
что существует два начала, которые вечно или постоянно противоборствуют друг
другу и царствуют каждое в отдельности: одно - над царством света и другое - над царством тьмы. Само имя
Бога принадлежит первому царству, а второе царство - материи. Эти силы независимы
одна от другой, но Бог выше их. И Он состоит из царства света, без определенной
телесной формы. Демон же имеет грубое телесное тело. Каждое царство состоит из
пяти элементов. Божество имеет нравственные атрибуты: любовь, вера, верность,
мужество и мудрость. А основные проявления демона: яд или зараза, бурный вихрь,
мрак, туман и пожирающее пламя. Мани так определяет свое религиозное учение:
“Учение мудрости и добрых дел приносилось в мире время от времени, в
непрерывной последовательности, через посланных Божьих. Так в один круг времени
пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой, в земле
индийской; в другое время через Заратушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в
другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло (на землю) это
нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани,
посланника истинного Бога, в стране вавилонской”[73].
Взгляд Мани на Христа содержит некоторые противоречия,
так как в одних указаниях, небесный Иисус Христос действует через человека
под именем Иисус, но без внутреннего соединения с Ним, покидает его при
распятии; по другим источникам, человека Иисуса Христа совсем не
существовало, а был только небесный дух, то есть Иисус, лишь только
призрачною видимостью человека. “Его действия и страдания были только
кажущимися”[74].
Он учил о том, что Иисус оставил свое учение несовершенным, обещая послать
Параклита для его довершения, ссылаясь на апостола Павла, что будет открыто
знание. Обетование это, согласно Мани, уже было исполнено в нем самом.
Манихейство еще долго существовало на востоке до Х
или IХ веков. Жестокие гонения, которым они подверглись, совершенно не
помешало дальнейшему развитию. Оно повлекло за собой такие течения, как
павликианство, богомильство и другие ответвления. И распространилось на
Западе, об этом свидетельствует сам Диоклетиан. Но два столетия спустя, по
свидетельству Августина, секта распространилась и в Италии и в Африке, где, как
нам известно, приверженцами этой ереси были люди из духовенства
церкви (Aug. Ер.236). Влияние манихейцев было и в Аравии.
Таким образом, сравнивая еретические взгляды о призрачности
Христа во время распятия, как и у Мани, так и у Василида, мы пришли к выводу,
что это положение, вероятно, было заимствовано от этих течений.
Почитание Девы Марии, икон, святых
и их влияние.
Представление Корана о Троице.
Далее мы отметим, что написано в Коране: “О,
обладатели[75]
Писания! Не излишествуйте в вашей религии и не говорите против Аллаха ничего,
кроме истины...” Другой перевод [76]
с арабского текста нам говорит: “... не преступайте границ в вере вашей, и не
говорите об Аллахе ничего, кроме истины”. И.Ю. Крачковский переводит далее эту
же суру: “Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - только посланник Аллаха и Его
слово, которое Он бросил Марйам, и дух Его. Веруйте же в Аллаха и Его
посланников и не говорите - три!” (сура 4:169). Сура 5:77,116 свидетельствует
нам: “Не веровали те, которые говорили: “Ведь Аллах - третий из трех”, - тогда как нет никакого
божества, кроме единого Бога. “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям:
“Примите меня и мою мать в боги наряду с Аллахом?”, он ответит: “Свят ты!
Никогда не мог я сказать того, на что не было у меня права”. И. Ю. Крачковский
отмечает в своем комментарии, что Мухаммад под Троицей понимал Бога, Иисуса
и Марию. Но А. В. Журавский в своей статье “Иисус в Коране“ цитирует
так: “В то же время нет достаточных оснований утверждать, что Мухаммад
так понимал христианскую Троицу. Он скорее, просто возражает против
обожествления Иисуса и Марии”[77].
В Каабе, по мнению Ибн Исхака[78],
находилась картина Марии и ее Сына. Он также отмечает, что когда пророк ислама
объявил об уничтожении идолов, то эта картина была унесена из храма Каабы.
Нам известно, что к периоду возникновения ислама
христианская церковь отступила от истинной веры, поклоняясь культу умерших
святым, почитая иконы и соединилась с государственной властью. Прот. А.
Шмеман отмечает, что в течение кратчайшего времени церковь из преследуемой
стала преследовательницей. “Большое значение придавалось мистике,
самозапечатлению в душе догмата веры. Но в этом таилась опасность, что служение
с участием образов превратится в суеверное почитание образа и преклонения перед
ним. Служение образам и реликвиям достигло такого размаха, что принимало
нехристианские формы, потому что в образе видели Христа и Марию воочию. Иные
даже соскабливали краску с образа, чтобы ее примешивать к вину. Другие полагали
освященный хлеб на образ Христа, чтобы, из его рук принять причастие”[79].
Поклонение Деве Марии оставило
след в зарождающемся исламе.
Культ Девы Марии почитали неофициально в самой церкви.
Святая Мария заняла главное место в поклонении. Амвросий был борцом за
почитание Марии. Он считал, что она принимала активное участие в спасении и
аргументировал Быт. 3:15. “Она (Мария) была взята, как невеста Духа Святого”[80].
Конечно же, эта идея, в принципе неверная, могла быть неправильно понята
Мухаммадом. В проповедях Амвросия, Иоанна Златоуста, Августина она показана
как идеал женской чистоты и почти безгрешной. Но были и инакомыслящие - это ариане, как Евдоксий и
Евномий (Филостр. VI,21). Епифаний называет их “антидико-марианитами” и говорит
о том, что они находились в Аравии, как самые злейшие еретики. Празднования в
честь Марии были установлены, как отмечают, не позднее VI века. У
несториан был праздник в честь Богородицы в пятницу после Богоявления. Далее,
мы отметим, что в яковитском календаре от 675 г., это событие относили к 26
декабря. Но имеется более поздняя дата почитания Марии у яковитов, которая
совпадает с несторианским постановлением времени почитания - это 15 января, а копты
чествовали 16 января. После 460 г. днем смерти Марии было установлено 15
августа и эта дата почиталась особо. Впервые этот праздник проник в
Константинополь в конце VI века. Особенно усилилось почитание ее в Ефесе и
Александрии. Споры между несторианами и монофизитами оставили свой след и
содействовали усилению благоговения перед Девой Марией. Когда несториане
отвергли титул Богородицы, то обратной, естественной реакцией была защита и
превознесение в пользу почитания культа. Например, некий Петр Антиохийский
включал имя Богородицы во все молитвы своей церкви. Юстиниан призывал мощь
Марии при всех своих делах. Нарсес никогда не вступал на какое-либо сражение
без ее одобрения.
Таким образом, мы можем отметить, что поклонение Деве
Марии оставило отрицательный след в зарождающемся исламе. Блаженный Августин
говорил: “Обряды увеличились до такой степени, что состояние христианского
народа в этом отношении было хуже, чем состояние иудеев” [81].
Влияние иконопочитания на ислам.
Почитание икон стало также практиковаться в церкви,
начиная от Девы Марии с младенцем на руках и кончая культом святых мучеников.
Они играли роль посредников между Богом и человеком. Григорий Великий говорит
так: “Ибо то, что Писание несет умеющим читать, изображение дает тем, кто этого
не умеет, но взирает; ибо посредством него даже невежды научаются тому, чему
должно следовать, - посредством него неграмотные читают. А посему - и главным образом - для язычников изображения
суть заменитель чтения”[82].
Евсевий Кесарийский говорил о том, что слава Спасителя не может быть изображена
на холсте, потому что настоящий образ всех святых есть их образ жизни. Но
история нам свидетельствует, что изображения находились уже в употребление во
всех храмах Востока. Нам известен такой случай, когда Епифаний, епископ
Констанции неодобрительно отнесся к изображению Спасителя в церкви в святой
Земле. Также отмечает Августин, что уже в его время было много “почитателей
изображений”[83].
Юлиан обвинял христиан в поклонении крестам. “Свою выгоду отыскали здесь и все
еще сохранившиеся среди подданных империи язычники, которые смогли тайно
поклоняться тому же Зевсу под обликом Христа. Это могло быть результатом
официального подавления языческих и восточных культов”[84].
Все нарастающий интерес к материальному миру привел к
поклонению и почитанию святых мест, реликвий, предметов - эта практика существовала
еще в языческом поклонении богам. “Ритуальное поклонение иконам было известно в
Византии с раннего периода, о чем говорит, например, текст Софония
Иерусалимского VI-VII вв. Святого Кира и Иоанна, которых некий Феодор видел во
сне коленопреклоненным и перед образом Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи” [85].
В Катехизисе V в. Кирилл цитировал, что через молитву и посредничество
святых, мучеников и пророков принимаются молитвы. Также в этом веке мы
находим ряд новых святых на Востоке из яковитов, коптов и эфиопов.
Мухаммад боролся против идолопоклонства, и он
провозглашает так: “Вместо Аллаха он призывает то, что ему не приносит ни
вреда, ни пользы, это - далекое заблуждение! А те которые взяли помощников, кроме
Него: “Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью”.
Аллах рассудит между ними в том, в чем они расходятся!” (суры
22:12; 39:4). Таким образом, поклонение Деве Марии и иконам могло быть
воспринято Мухаммадом как идолопоклонство. “По ходу времени новые посредники
(в христианском мире) между человеком и Богом стали похожи на идолов (божков),
очень похожих на те, которые пророк Ислама отвергал в языческой Аравии”[86].
Вывод:
Мы отметим, что неверное понимание о природе Иисуса
Христа, как о Божественной Личности предшествовали следующие причины:
1.
Влияние
многих еретических учений, с которыми действительно сталкивался Мухаммад (мы в
Коране часто находим выражение “люди Писания”) сыграло большую роль в сознании
как и самого лидера ислама, так и его последователей в отношении
вопроса о миссии Христа на этой земле.
2.
Другая
причина заключается в том, что само Писание на арабском появилось только лишь в
начале VII столетия, очевидно перевод был с латыни, выполненный в Испании
Иоанном Севильским, спустя целое столетие после зарождения ислама. “Истина
требовала, чтобы в эту эпоху, когда дух Мухаммада сливался с нуждами людей,
когда он ощупью шел к Тому, Кто мог дать спасение и объединить, он должен был
иметь в руках истинные иудейские и христианские Писания. Вместо этого ему не
оставалось ничего, кроме как узнавать понаслышке от неосведомленных или мало
сведущих христиан то, о чем говорят Писания”[87].
3.
Поклонение
изображениям, в частности Деве Марии, культу святым, все это скомпроментировало
Мухаммада на неверное понимание о роли Иисуса Христа, как о Спасителе и Его
Божественной Личности.
Иисус в Коране.
Значение слова Иса-ал-Масих.
Слово “Иса-ал-Масих” в переводе означает Иисус
Помазанный, по словам А.А. Abdul-Hagg, оно было известно уже давно до
зарождения ислама. В Коране употребляется в сурах 4:172, 9:30. Значение “Сын
Марии” используется в сурах 5:17,72,75; 9:31. А так же “Иисус Сын Марии” в
сурах 3:45, 4:157. Артикль “Ал” (“Аль”) это не арабское слово, но мы отметим,
что оно было арабизировано еще до появления и составления Корана. В арабском
языке употреблялось такое слово, как “Саха” (“Saha”), то есть путешественник.
Мы знаем Иисуса как путешественника. Это слово считается арабским, пришедшего
из той же наследственности, но было забыто. А слово “Иса-ал-Масих”, по словам
Хоровитца (Horovitz)[88]
было воспринято из эфиопского или из сирийского языков.
Влияние апокрифической литературы.
Об Иисусе в Коране говорится в 15 сурах, в 93
айатах и после детализируемая в хадисах, трудах мутакаллимов
(богословов) и суфиев. В Коране в сурах 3:40-53, 5:109-120, 19:17-38
записано о рождении Иисуса Христа. И.Ю. Крачковский отмечает, что информация
была взята из апокрифов Евангелия детства с 1 главы 2 стиха [89]. “Я
пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины по образу
птицы и подую в нее, и станет это птицей по изволению Аллаха” (сура 3:43).
Приведем свидетельства из Евангелия Фомы:
I. “Я, Фома Израильтянин, говорю вам, даже всем
братьям, которые среди язычников, чтобы соделать для вас известными
дела детства Нашего Господа Иисуса Христа, и Его могучие деяния, даже
все, что он соделал, когда он был рожден на нашей земле. Начало было
таковым:
II. 1. Этот маленький ребенок
Иисус, когда ему было пять лет, возле потока ручья собрал воды
вместе, которые текли в пруды; и он соделал их чистыми, приказав одним
лишь своим словом.
2. И сделав мягкую глину, он
слепил из нее двенадцать малых птиц, и была суббота, когда он соделал
эти вещи. Там было так же много других маленьких детей, играющих с ним.
3. И один из евреев, когда увидел,
что Иисус соделал, играя в субботний день, пошел и сказал его отцу
Иосифу: “Вот твое дитя возле ручья взял глину и слепил двенадцать
малых птиц и осквернил субботний день”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|