Кандидатский по философии
08.00.10
«Финансы, денежное обращение и кредит»
Ф И Л О С О Ф И Я
Вопросы к вступительному экзамену по философии для поступающих
в аспирантуру для всех специальностей
1.
Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
2.
История философии: направления и этапы.
3.
Философия Древней Индии и Китая.
4.
Особенности и характерные черты античной философии.
5.
Философия Средневековья: специфика и особенности
6.
Английская философия XVII
века.
7.
Немецкая классическая философия.
8.
Рационализм и иррационализм.
9.
Позитивизм и неопозитивизм
10. Философия марксизма и ее место в истории общественной мысли.
11. Развитие философской мысли в России.
12. Философские категории, их сущность и происхождение.
13. Основные направления современной мировой философии.
14. Философия Нового времени.
15. Познаваемость мира как философская проблема.
16. Проблема метода в философии.
17. Принцип детерминизма в философии. Индетерминизм.
18. Понятие развития и прогресса
19. Рационализм и эмпиризм: специфика и роль в формировании направления
философско-методологической мысли.
20. Общество как целостная система.
21. Философские проблемы взаимодействия природы и общества.
22. Политическая сфера жизни общества. Формы государственности.
23. Гражданское общество и правовое государство.
24. Философские проблемы экономики и политики.
25. Мораль и нравственность: проблемы духовности личности.
26. Право и правовое сознание.
27. Религиозное сознание. Церковь и религия в современной России.
28. Сущность и функции науки в современную эпоху.
29. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического
процесса.
30. Понятие общественного прогресса в социальной философии.
31. Глобальные проблемы современности: философские аспекты.
32. Культура как детерминанта развития общества. Проблемы культуры и
социума.
33. Общественное бытие и общественное сознание: основа и источник развития
социума.
34. Проблема «человек-общество». Основные традиции в рассмотрении данного
вопроса в философии (исторический аспект).
35. Предпосылки, своеобразие и логика развития социальной философии:
исторический аспект.
36. Формирование философских понятий " материя" и
"бытие".
37. Проблема истины в философии. Роль научной рациональности.
38. Социальные системы: понятие, сущностные характеристики.
39. Социальные институты: сущность, структура, функции.
40. Социальные общности: понятие, формы, структура.
1. Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
Философия (с греч. - любовь к истине,
мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и
познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития
природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему
взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности,
социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи
(отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной
действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и
мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как
объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Проблемы философии существуют объективно,
независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время,
количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не
существовало как таковой.
Функции философии:
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что
философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое
место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником
общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи
социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что
философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в
том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи
и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие
принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие
наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также
выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения,
отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально
новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что
она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития
мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и,
следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной
области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что
она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это
позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества
в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему
возможность более глубоко познать ее.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И СОСТОИТ В ОТНОШЕНИИ
МАТЕРИИ И СОЗНАНИЯ. Он имеет две стороны: что является первичным - материя или
сознание, а также верно или нет сознание человека познает материальный мир.
В зависимости от решения основного вопроса философии
мыслители разделились на два основных направления - МАТЕРИАЛИЗМ и ИДЕАЛИЗМ.
Материалисты, опираясь на данные научных исследований, утверждают, что
первична материя, а сознание человека вторично, оно возникло в результате
длительного развития материи. Идеалисты считают, что первично сознание: либо в
виде некоего абсолютного духа или разума (объективный идеализм), либо в виде
сознания человека (субъективный идеализм). Идеалисты не отрицают материю, но
рассматривают ее как низший род бытия - не как творческое, а как вторичное
(сотворенное) начало.
В решении вопроса О ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА также
существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят
более пессимистические системы взглядов: СКЕПТИЦИЗМ (от греч. скептикос -
рассматривающий, исследующий) - идеалистическое философское направление,
подвергающее сомнению возможность достоверного познания объективной
действительности; АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а - отрицание и гносис - знание;
недоступный познанию) - идеалистическое философское течение, отрицающее
возможность познания объективного мира и его закономерностей. Учение о
познании в философии называют ГНОСЕОЛОГИЕЙ.
Формы материализма, как и идеализма, многообразны.
Так, различают метафизический и диалектический материализм. Рассмотрим в качестве
примера, как в рамках ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ решалась одна из
важнейших (особенно для материалистов) философских проблем - ПРОБЛЕМА МАТЕРИИ.
Определение материи, данное В.
И. Лениным, является наиболее общепризнанным в современном материализме:
МАТЕРИЯ ЕСТЬ ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ, КОТОРАЯ ДАНА ЧЕЛОВЕКУ В ОЩУЩЕНИЯХ ЕГО, КОТОРАЯ
КОПИРУЕТСЯ, ФОТОГРАФИРУЕТСЯ, ОТОБРАЖАЕТСЯ НАШИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ, СУЩЕСТВУЕТ
НЕЗАВИСИМО ОТ НИХ. О чем говорит это определение?
Во-первых, о том, что главным свойством материи
является свойство быть ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ, Т.Е. СУЩЕСТВОВАТЬ ВНЕ НАШЕГО
СОЗНАНИЯ. Этим признается первичность материи по отношению к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности является свойство
"быть объективной реальностью", то никакие тела, вещи, процессы как
природные, так и произведенные человеком, не могут претендовать на свое
исключительное право быть материей. Материя существует только в многообразии
конкретных объектов. Люди открывают все новые и новые свойства природных тел и
процессов, производят бесконечное множество не существующих в природе вещей.
Это дает возможность утверждать, что МАТЕРИЯ НЕИСЧЕРПАЕМА.
В-третьих, материя "копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями". ЭТИМ ПРИЗНАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗНАВАЕМОСТЬ
МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА, что означает согласование, совпадение между собой
содержания законов мышления и законов объективного мира. Факт такого
согласования объясняется следующим образом: мышление - продукт человеческого
мозга; но и человек, и его мозг - продукты природы, которые развиваются вместе
с ней. В конечном счете, следовательно, мышление - продукт природы, а потому
его законы совпадают с законами объективного мира.
Понятие "материя" выполняет ту же функцию,
что и понятие "бытие" Парменида в античности или Бога в
средневековье: выступает гарантом существования мира. Дело в том, что материи
приписываются те же характеристики, что и Богу: вечность, неуничтожимость,
несотворенность. Следовательно, она может рассматриваться в качестве
своеобразного обоснования существования не только материального мира, но и
духовного. МАТЕРИАЛЬНЫЙ МИР РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЕЩЕЙ И
ПРОЦЕССОВ. Это взаимодействие (а не Бог) выступает, согласно материализму, основанием
мира.
Стоит сказать и о МИРОВОЗРЕНИИ.
Мировоззрение как понятие настолько часто
используется в устной речи, что мы или не обращаем на него внимания, или
усматриваем в нем систему взглядов на мир. Так что же на самом деле означает слово
"мировоззрение"?
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - ЭТО СОВОКУПНОСТЬ
ВЗГЛЯДОВ, ОЦЕНОК. НОРМ И УСТАНОВОК, ОПРЕДЕЛЯЛО ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ И
ВЫСТУПАЮЩИХ В КАЧЕСТВЕ ОРИЕНТИРОВ И РЕГУЛЯТОРОВ ЕГО ПОВЕДЕНИЯ.
Мировоззрение - сложное
взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов: мироощущения и
миропонимания.
МИРООЩУЩЕНИЕ - это отношение человека к окружающей действительности,
которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. Оно отражает
эмоционально-психическую сторону мировоззрения и в нем сказываются
обстоятельства жизни людей, различия их социального положения, национальные особенности,
тип культуры, индивидуальные судьбы, темперамент, возраст, состояние здоровья и
т.д.
МИРОПОНИМАНИЕ - это то или иное понимание мира,
действительности, система взглядов, идей. Оно отражает
познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения и представляет собой лишь
его понятийный, интеллектуальный аспект. Это хладнокровная работа ума, система
нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий.
Слово «философия» произошло от
древнегреческого слова, обозначающего «любовь к мудрости», однако пользуясь им
в повседневной жизни, мы часто вкладываем в него другой смысл.
Иногда под философией мы
понимаем отношение к определенной деятельности. Опять же, мы говорим о
философском подходе к чему-то, когда имеем в виду долгосрочное, как бы
отстраненное рассмотрение некоторой сиюминутной проблемы. Когда кто-нибудь
расстраивается по поводу не осуществившихся планов, мы ему советуем относиться
к этому более «философски». Здесь мы хотим сказать, что не следует
переоценивать значение текущего момента, а постараться рассматривать ситуацию в
перспективе. Еще одно значение мы вкладываем в это слово, когда подразумеваем
под философией попытку оценить или растолковать то, что же является или имеет
смысл в жизни.
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми
в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти
законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай?
Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять
свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть
истина и как ее отличить от лжи? Морально-нравственные проблемы: совесть,
ответственность, справедливость, добро и зло. Эти вопросы поставлены самой
жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека.
В чем смысл жизни? Есть ли он вообще? Есть ли у мира цель? Ведет ли
куда-нибудь развитие истории? Действительно ли природой управляют какие-то
законы? Разделен ли мир на дух и материю? Каков способ их сосуществования? Что
такое человек: частичка пыли? Набор химических элементов? Духовный гигант? Или
все вместе? Имеет ли значение, как мы живем: праведно или нет? Есть ли высшая
мудрость? Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь
преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является
необходимым в становлении личности. Эти проблемы нашли решение задолго до
философии - в мифологии, религии и других науках.
По своему содержанию философия
есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом
изучения какой-то отдельный срез реальности, то философия стремится охватить
всю реальность в ее единстве. Для философии характерно представление о том, что
мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнюю разрозненность частей.
Реальность мира как целого - таково содержание философии.
С самого зарождения философии
более двух тысяч лет назад В Древней Греции среди серьезных мыслителей,
вовлекавшихся в этот процесс, существовало убеждение в необходимости тщательной
проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас
самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество
мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень
немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны
эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях
науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на
личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке
всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на
достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.
По своему методу философия есть
рациональный способ объяснения действительности. Она не довольствуется
эмоциональными символами, а стремится к логической аргументированности и
обоснованности. Философия стремится к построению системы, основанной на разуме,
а не на вере или художественном образе, которые в философии играют
вспомогательную роль.
Цель философии – знание, свободное от обычных
практических интересов. Полезность – не ее цель. Еще Аристотель говорил: «Все
другие науки более необходимы, а лучше нет ни одной».
В мировой философии достаточно
четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с
искусством (В.А. Канке).
Во все исторические эпохи
философия и наука шли рука об руку, дополняя друг друга. Многие идеалы науки, такие
как доказательность, систематичность, проверяемость высказываний, были
первоначально выработаны в философии. В философии, как и в науке, исследуют,
размышляют, одни высказывания обосновываются другими. Но там, где наука
разъединяет (значение имеет только то, что относится в сфере данной науки),
философия объединяет, для нее не характерно дистанцирование от какой-либо сферы
бытия человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56
|